Галчонок (журнал): различия между версиями

 
(не показано 19 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
«Галчонок» (в дореволюционной орфографии «Галченокъ») — детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1911–1913 годах. Был осуществлен на типографской и редакционной базе знаменитого сатирического и юмористического журнала «Сатирикон», одним из создателей и первым главным редактором которого был [[Радаков Алексей Александрович|Алексей Александрович Радаков]] (1879–1942), художник-карикатурист, иллюстратор, плакатист, мультипликатор, сценограф и поэт. Когда владелец и издатель «Сатирикона» М. Г. Корнфельд предложил А. А. Радакову придумать и возглавить журнал для детей, который был бы столь же популярным, как «Сатирикон», тот согласился.
{{#seo:
|title=Журнал «Галчонок» — ПроДетЛит
|title_mode=replace
|keywords=Журнал, Галчонок, Галченокъ, ПроДетЛит, prodetlit
|description=«Галчонок» (в дореволюционной орфографии «Галченокъ») — детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1911–1913 годах. Был осуществлен на типографской и редакционной базе знаменитого сатирического и юмористического журнала «Сатирикон». История, иллюстрации.
|image=Radakov-Aleksej (4).jpg
|image_alt=Журнал «Галчонок»
}}
'''Журнал «Галчонок»''' (в дореволюционной орфографии «Галченокъ») — детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1911–1913 годах. Был осуществлен на типографской и редакционной базе знаменитого сатирического и юмористического журнала «Сатирикон», одним из создателей и первым главным редактором которого был [[Радаков Алексей Александрович|Алексей Александрович Радаков]] (1879–1942), художник-карикатурист, иллюстратор, плакатист, мультипликатор, сценограф и поэт. Когда владелец и издатель «Сатирикона» М. Г. Корнфельд предложил А. А. Радакову придумать и возглавить журнал для детей, который был бы столь же популярным, как «Сатирикон», тот согласился.
[[Файл:Radakov-Aleksej (4).jpg|290px|thumb|Журнал «Галчонок»]]
[[Файл:Radakov-Aleksej (4).jpg|290px|thumb|Журнал «Галчонок»]]
==«Галчонок» / История==
==«Галчонок» / История==
Строка 8: Строка 16:
Первый номер «Галчонка» увидел свет 5 ноября 1911 года и был именно таким, каким задумывался: увлекательным и ярким, со смешными короткими рассказами и забавными рисунками, живостью и остроумием напоминавшими карикатуру. Логотип журнала и картинка на обложке были выполнены Радаковым с тем расчётом, чтобы привлечь внимание детей необычностью и даже абсурдностью. Логотип — это выстроившиеся в ряд деревенские дома, колодезный журавль, грибы и солнце, и доминирующий над всем желторотый слёток с довольной улыбкой и хитрым взглядом. А на обложке тот же птенец летит высоко над землей, на его спине стоит охотник, смотрит в подзорную трубу и записывает всё, что видит. На плече охотника висит тяжёлая сумка, из которой разлетаются журналы. За одну лапу птицы ухватился гимназист, к другой привязан толстый портфель, а вокруг порхают воздушный шар, сова, планета Сатурн и белые облака. И мчится эта удивительная компания на поиски приключений, открытий, новых знаний.
Первый номер «Галчонка» увидел свет 5 ноября 1911 года и был именно таким, каким задумывался: увлекательным и ярким, со смешными короткими рассказами и забавными рисунками, живостью и остроумием напоминавшими карикатуру. Логотип журнала и картинка на обложке были выполнены Радаковым с тем расчётом, чтобы привлечь внимание детей необычностью и даже абсурдностью. Логотип — это выстроившиеся в ряд деревенские дома, колодезный журавль, грибы и солнце, и доминирующий над всем желторотый слёток с довольной улыбкой и хитрым взглядом. А на обложке тот же птенец летит высоко над землей, на его спине стоит охотник, смотрит в подзорную трубу и записывает всё, что видит. На плече охотника висит тяжёлая сумка, из которой разлетаются журналы. За одну лапу птицы ухватился гимназист, к другой привязан толстый портфель, а вокруг порхают воздушный шар, сова, планета Сатурн и белые облака. И мчится эта удивительная компания на поиски приключений, открытий, новых знаний.


Представляя журнал читателям, Радаков в непринуждённой манере поведал о том, как создавалось издание, и что задумано оно еженедельным: «На столе сидел маленький-маленький галчонок, и вид у него был такой жалкий, точно судьба предназначала ему вечно видеть над собой вместо голубого неба потолок карцера, а его балльник решила сделать кладовой для единиц и двоек всей гимназии. Несчастное существо увидели писатель, художник и метранпаж… И вскоре целые стаи птенцов, привыкших всюду совать свои любопытные клювы, полетели в сумки газетчиков. А оттуда — в комнатных читателей: за год соберётся большая стая — в пятьдесят два галчонка, выстроят они себе на книжной полке дом из хорошего переплёта и будут себе жить, да поживать, пока их не истреплют».
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Журнал «Галчонок»">
Файл:Radakov-Aleksej (3).jpg|Алексей Радаков
Файл:Satirikon.jpg|Журнал «Сатирикон» / Редактор А. А. Радаков
Файл:Corrierino-dei-piccoli (2).jpg|Corriere dei Piccoli, 1911
Файл:Radakov-Aleksej (5).jpg|Журнал «Галчонок»
Файл:Radakov-Aleksej (6).jpg|Журнал «Галчонок»
 
</gallery></center>
 
 
Представляя журнал читателям, Радаков в непринуждённой манере поведал о том, как создавалось издание, и что задумано оно еженедельным:
 
 
{{цитата|автор=|На столе сидел маленький-маленький галчонок, и вид у него был такой жалкий, точно судьба предназначала ему вечно видеть над собой вместо голубого неба потолок карцера, а его балльник решила сделать кладовой для единиц и двоек всей гимназии. Несчастное существо увидели писатель, художник и метранпаж… И вскоре целые стаи птенцов, привыкших всюду совать свои любопытные клювы, полетели в сумки газетчиков. А оттуда — в комнатных читателей: за год соберётся большая стая — в пятьдесят два галчонка, выстроят они себе на книжной полке дом из хорошего переплёта и будут себе жить, да поживать, пока их не истреплют.}}


==«Галчонок» / Структура==
==«Галчонок» / Структура==
Строка 17: Строка 39:
И конечно же, игра. Её на страницах «Галчонка» было очень много, а поскольку читатели журнала — ученики, то и развлечения редакция предлагала соответствующие. Так, в первом номере был опубликован рассказ [[Аверченко Аркадий Тимофеевич|А. Аверченко]] «Серёжкин рубль», герой которого получает от дяди деньги за написанное стихотворение. Опус представлял собой набор неловко слепленных цитат из обязательных для заучивания поэтических отрывков. Гимназисты их узнавали и смеялись над невероятной картиной, которую рисовало «стихотворение». В дальнейшем весёлая поэтическая игра стала обычным делом для «Галчонка». Также в первом номере начали публиковать поэму С. Городецкого «Чертяка в гимназии»; в ней абсолютизируется игровое начало, которое прежде существовало в детской поэзии на дальней периферии.
И конечно же, игра. Её на страницах «Галчонка» было очень много, а поскольку читатели журнала — ученики, то и развлечения редакция предлагала соответствующие. Так, в первом номере был опубликован рассказ [[Аверченко Аркадий Тимофеевич|А. Аверченко]] «Серёжкин рубль», герой которого получает от дяди деньги за написанное стихотворение. Опус представлял собой набор неловко слепленных цитат из обязательных для заучивания поэтических отрывков. Гимназисты их узнавали и смеялись над невероятной картиной, которую рисовало «стихотворение». В дальнейшем весёлая поэтическая игра стала обычным делом для «Галчонка». Также в первом номере начали публиковать поэму С. Городецкого «Чертяка в гимназии»; в ней абсолютизируется игровое начало, которое прежде существовало в детской поэзии на дальней периферии.


«Галчонок» резко отличался от большинства современных ему изданий не только содержанием и манерой общения с читателями. Журнал был другим визуально. Во-первых, в нём было много рисованных историй с продолжением и забавных картинок, нередко парадоксальных, на грани абсурда: рыбой-пилой спиливают пальму, удава превращают в шланг для воды, ловят рыбу в клюве пеликана. Во-вторых, «Галчонок» был цветным. Оформляли издание лучшие художники-«сатириконцы», включая самого Радакова, и члены художественного объединения «Мир искусства». Последние публиковались редко, но их работы задали высокую планку этетических требований. А Радаков сформулировал дополнительные требования к художникам, учитывая, что «Галчонок» — издание для детей. Редактор считал необходимым смягчать в рисунках ядовитый сарказм, столь привычный для «Сатирикона», но абсолютно неуместный в «Галчонке». Этому журналу требовался художник особого склада, осознающий важность органической связи иллюстрации и текста, понимающий конкретность и эмоциональность детского мышления, наделённый фантазией и чувством юмора. Радаков гордился, что именно он первым разглядел эти качества в приглашённых им в журнал [[Радлов Николай Эрнестович|Николае Радлове]] и Владимире Лебедеве, будущих великих иллюстраторах.
«Галчонок» резко отличался от большинства современных ему изданий не только содержанием и манерой общения с читателями. Журнал был другим визуально. Во-первых, в нём было много рисованных историй с продолжением и забавных картинок, нередко парадоксальных, на грани абсурда: рыбой-пилой спиливают пальму, удава превращают в шланг для воды, ловят рыбу в клюве пеликана. Во-вторых, «Галчонок» был цветным. Оформляли издание лучшие художники-«сатириконцы», включая самого Радакова, и члены художественного объединения «Мир искусства». Последние публиковались редко, но их работы задали высокую планку эстетических требований. А. Радаков сформулировал дополнительные требования к художникам, учитывая, что «Галчонок» — издание для детей. Редактор считал необходимым смягчать в рисунках ядовитый сарказм, столь привычный для «Сатирикона», но абсолютно неуместный в «Галчонке». Этому журналу требовался художник особого склада, осознающий важность органической связи иллюстрации и текста, понимающий конкретность и эмоциональность детского мышления, наделённый фантазией и чувством юмора. Радаков гордился, что именно он первым разглядел эти качества в приглашённых им в журнал [[Радлов Николай Эрнестович|Николае Радлове]] и Владимире Лебедеве, будущих великих иллюстраторах.


==«Галчонок» / Критика==
==«Галчонок» / Критика==
Строка 23: Строка 45:


Очень скоро «Галчонок» стал подвергаться критике. Задорные стихи и карикатуры, юмористические анкеты и озорные рассказы сторонники существовавшей системы воспитания и образования считали вредным дурновкусием. «Осатириконивание детей должно встречать самый решительный отпор, потому что с чистым служением родному народу, искусству, литературе оно ничего общего не имеет», — писал известный педагог В. А. Зеленко. Кроме того, высказывалось мнение, что публикация детских стихов и рисунков порождает тщеславие в неокрепших душах юных авторов, а общественно-политические темы в журнале для детей вообще недопустимы. Сказала своё слово и официальная цензура, запретив печатать некоторые материалы (например, о сборе пожертвований голодающим детям) и рисунки (изображение Божьей Матери рядом с «безобразными рисунками «Галчонка» было названо кощунством). Коллеги по цеху тоже отзывались о «Галчонке» неодобрительно, в частности, поэт Серебряного века Поликсена Соловьёва, издатель одного из самых популярных детских журналов «Тропинка».
Очень скоро «Галчонок» стал подвергаться критике. Задорные стихи и карикатуры, юмористические анкеты и озорные рассказы сторонники существовавшей системы воспитания и образования считали вредным дурновкусием. «Осатириконивание детей должно встречать самый решительный отпор, потому что с чистым служением родному народу, искусству, литературе оно ничего общего не имеет», — писал известный педагог В. А. Зеленко. Кроме того, высказывалось мнение, что публикация детских стихов и рисунков порождает тщеславие в неокрепших душах юных авторов, а общественно-политические темы в журнале для детей вообще недопустимы. Сказала своё слово и официальная цензура, запретив печатать некоторые материалы (например, о сборе пожертвований голодающим детям) и рисунки (изображение Божьей Матери рядом с «безобразными рисунками «Галчонка» было названо кощунством). Коллеги по цеху тоже отзывались о «Галчонке» неодобрительно, в частности, поэт Серебряного века Поликсена Соловьёва, издатель одного из самых популярных детских журналов «Тропинка».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Журнал «Галчонок»">
Файл:Galchonok (4).jpg|Журнал «Галчонок», 1911
Файл:Galchonok (1).jpg|Журнал «Галчонок», 1911
Файл:Galchonok (2).jpg|Журнал «Галчонок», 1911
Файл:Galchonok (3).jpg|Журнал «Галчонок», 1911
Файл:Galchonok.jpg|Журнал «Галчонок», 1912
</gallery></center>


Радаков возражал, говорил, что «ребёнок должен учиться, играя», но этим вызывал ещё больший гнев ревнителей нравственности. Они требовали закрыть опасный рассадник вольнодумства. Не выдержав давления, владелец журнала М. Г. Корнфельд пошёл на уступки. В журнале появились «благонравные» материалы, раздел для девочек «Как я вышиваю». А когда объявили, что скоро начнут печатать повесть [[Чарская Лидия Алексеевна|Л. Чарской]] «Дочь генерала», Радаков ушёл из «Галчонка». «Обновлённый» журнал стал быстро терять читателей и, с трудом дотянув до конца 1913 года, перестал выходить.
Радаков возражал, говорил, что «ребёнок должен учиться, играя», но этим вызывал ещё больший гнев ревнителей нравственности. Они требовали закрыть опасный рассадник вольнодумства. Не выдержав давления, владелец журнала М. Г. Корнфельд пошёл на уступки. В журнале появились «благонравные» материалы, раздел для девочек «Как я вышиваю». А когда объявили, что скоро начнут печатать повесть [[Чарская Лидия Алексеевна|Л. Чарской]] «Дочь генерала», Радаков ушёл из «Галчонка». «Обновлённый» журнал стал быстро терять читателей и, с трудом дотянув до конца 1913 года, перестал выходить.
Строка 48: Строка 80:
*Фомин, Д. Взлёт и падение журнала «Галчонок» / Дмитрий Фомин // Библиотековедение. — 2012. — № 4. — С. 59–67.
*Фомин, Д. Взлёт и падение журнала «Галчонок» / Дмитрий Фомин // Библиотековедение. — 2012. — № 4. — С. 59–67.


*Чуковский, К. И. Матерям о детских журналах / К. Чуковский. — Санкт-Петербург : Рус. скоропеч., 1911. — 103 с.
*Чуковский, К. И. Матерям о детских журналах / [[Чуковский Корней Иванович|К. Чуковский]]. — Санкт-Петербург : Рус. скоропеч., 1911. — 103 с.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/54466 Журнал «Галчонок»] в [[Национальная электронная детская библиотека|Национальной электронной детской библиотеке]]
 
==См. также==
==См. также==
[[Мурзилка]]
*[[Доброе Утро (журнал)]]
*[[Игрушечка (журнал)]]
*[[Забавы и рассказы (журнал)]]
*[[Звёздочка (журнал)]]
*[[Лучи (журнал)]]
*[[Маяк (журнал)]]
*[[Мурзилка]]
*[[Подснежник (журнал)]]
*[[Родник (журнал)]]
*[[Тропинка (журнал)]]
[[Категория:Журналы]]