Галчонок (журнал)

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску

Журнал «Галчонок» (в дореволюционной орфографии «Галченокъ») — детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1911–1913 годах. Был осуществлен на типографской и редакционной базе знаменитого сатирического и юмористического журнала «Сатирикон», одним из создателей и первым главным редактором которого был Алексей Александрович Радаков (1879–1942), художник-карикатурист, иллюстратор, плакатист, мультипликатор, сценограф и поэт. Когда владелец и издатель «Сатирикона» М. Г. Корнфельд предложил А. А. Радакову придумать и возглавить журнал для детей, который был бы столь же популярным, как «Сатирикон», тот согласился.

Журнал «Галчонок»

«Галчонок» / История

Каким должен быть новый журнал, Радаков не знал, но в одном был убеждён: необходимо создать нечто противоположное «Задушевному слову», «Проталинке», «Светлячку» и великому множеству подобных изданий, выпускавшихся в то время. Эти журналы, считал Радаков, скучны, назидательны, лишены даже намёка на юмор и никогда не обсуждают с юным читателем проблемы, волнующие общество, в том числе социальные. Но больше всего возмущало Радакова полное непонимание редакторами этих изданий особенностей детской психологии и дилетантизм большинства авторов. «Издатели, — вспоминал он, — <…> брали рисунки из заграничных журналов, вставляли их в подходящее место текста, а если текст не подходил, писатель вставлял в свой рассказ соответствующий текст. Считалось, что для детей всякий может писать. В результате появилось бесконечное количество девиц и почтенных дам, которые от скуки кропали немудреные стишонки и слезливо-нравоучительные рассказики в разные журнальчики».

Радаков тщательно подготовился к новому проекту. Он собрал группу единомышленников из числа коллег-«сатириконцев» и вместе они определили читателя будущего журнала — «гимназиста начальных классов». Изучались итальянские, французские, немецкие журналы для детей («Mon. Journal», «St.-Nicolas», «Qui lit rit», «Primavera», «Gorriere dei Piccoli» и др.), купленные Радаковым во время поездок в Европу, а также рукописные журналы и альбомы гимназистов, что помогло найти верный тон журнала. Кроме того, Радаков заручился поддержкой замечательных писателей и художников, среди которых были А. Куприн, М. Горький, А. Н. Толстой, А. Бенуа, В. Белкин, И. Билибин, Ре-Ми… Но прежде всего была сформулирована идея принципиально нового для России детского периодического издания, которая, в сущности, заключалась в противостоянии назойливо морализующей, тяжеловесной литературе для детей и царящей в учебных заведениях схоластике и рутине.

Первый номер «Галчонка» увидел свет 5 ноября 1911 года и был именно таким, каким задумывался: увлекательным и ярким, со смешными короткими рассказами и забавными рисунками, живостью и остроумием напоминавшими карикатуру. Логотип журнала и картинка на обложке были выполнены Радаковым с тем расчётом, чтобы привлечь внимание детей необычностью и даже абсурдностью. Логотип — это выстроившиеся в ряд деревенские дома, колодезный журавль, грибы и солнце, и доминирующий над всем желторотый слёток с довольной улыбкой и хитрым взглядом. А на обложке тот же птенец летит высоко над землей, на его спине стоит охотник, смотрит в подзорную трубу и записывает всё, что видит. На плече охотника висит тяжёлая сумка, из которой разлетаются журналы. За одну лапу птицы ухватился гимназист, к другой привязан толстый портфель, а вокруг порхают воздушный шар, сова, планета Сатурн и белые облака. И мчится эта удивительная компания на поиски приключений, открытий, новых знаний.



Представляя журнал читателям, Радаков в непринуждённой манере поведал о том, как создавалось издание, и что задумано оно еженедельным:


« На столе сидел маленький-маленький галчонок, и вид у него был такой жалкий, точно судьба предназначала ему вечно видеть над собой вместо голубого неба потолок карцера, а его балльник решила сделать кладовой для единиц и двоек всей гимназии. Несчастное существо увидели писатель, художник и метранпаж… И вскоре целые стаи птенцов, привыкших всюду совать свои любопытные клювы, полетели в сумки газетчиков. А оттуда — в комнатных читателей: за год соберётся большая стая — в пятьдесят два галчонка, выстроят они себе на книжной полке дом из хорошего переплёта и будут себе жить, да поживать, пока их не истреплют. »


«Галчонок» / Структура

В журнале было несколько разделов, основные — литературный, естественнонаучный, исторический. Все материалы преподносились читателю с юмором. Очень популярны были тематические карты, которые предоставляли информацию в забавной и наглядной форме («Карта древнего мира», «Где какие животные живут в России»). Выходили и специальные тематические номера, посвященные конкретной теме («О зверях», «1812 год», «Экзамены», «Игрушки»). Присутствовала и важная для «Сатирикона» социальная тематика: особая «Газета Галчонка» рассказывала об актуальных событиях современности.

«Галчонок» поддерживал обратную связь с читателями; ей он придавала огромное значение. Сотрудники журнала всегда отвечали на письма, радовали детей конкурсами и викторинами, победители которых награждались призами. Журнал организовывал экскурсии для детей за город и на заводы, а дети писали в журнал, рассказывая о своих впечатлениях от этих поездок. Нередко ребята получали увлекательные задания. Например, нарисовать кого-нибудь по своему выбору и придумать ему биографию, или продолжить рассказ, оттолкнувшись от эпизода, напечатанного в журнале. Так появились «Приключения Миши Брыкина» и иллюстрированная «Азбука “Галчонка”», начатые Радаковым и с энтузиазмом продолженные читателями. «Азбука…» была даже выпущена отдельным изданием.

И конечно же, игра. Её на страницах «Галчонка» было очень много, а поскольку читатели журнала — ученики, то и развлечения редакция предлагала соответствующие. Так, в первом номере был опубликован рассказ А. Аверченко «Серёжкин рубль», герой которого получает от дяди деньги за написанное стихотворение. Опус представлял собой набор неловко слепленных цитат из обязательных для заучивания поэтических отрывков. Гимназисты их узнавали и смеялись над невероятной картиной, которую рисовало «стихотворение». В дальнейшем весёлая поэтическая игра стала обычным делом для «Галчонка». Также в первом номере начали публиковать поэму С. Городецкого «Чертяка в гимназии»; в ней абсолютизируется игровое начало, которое прежде существовало в детской поэзии на дальней периферии.

«Галчонок» резко отличался от большинства современных ему изданий не только содержанием и манерой общения с читателями. Журнал был другим визуально. Во-первых, в нём было много рисованных историй с продолжением и забавных картинок, нередко парадоксальных, на грани абсурда: рыбой-пилой спиливают пальму, удава превращают в шланг для воды, ловят рыбу в клюве пеликана. Во-вторых, «Галчонок» был цветным. Оформляли издание лучшие художники-«сатириконцы», включая самого Радакова, и члены художественного объединения «Мир искусства». Последние публиковались редко, но их работы задали высокую планку эстетических требований. А. Радаков сформулировал дополнительные требования к художникам, учитывая, что «Галчонок» — издание для детей. Редактор считал необходимым смягчать в рисунках ядовитый сарказм, столь привычный для «Сатирикона», но абсолютно неуместный в «Галчонке». Этому журналу требовался художник особого склада, осознающий важность органической связи иллюстрации и текста, понимающий конкретность и эмоциональность детского мышления, наделённый фантазией и чувством юмора. Радаков гордился, что именно он первым разглядел эти качества в приглашённых им в журнал Николае Радлове и Владимире Лебедеве, будущих великих иллюстраторах.

«Галчонок» / Критика

«Галчонок» имел оглушительный успех — у детей, но не у взрослых. Большинство родителей и педагогов считали, что в журнале слишком много веселья и вольностей. Особое раздражение вызывали шутки по поводу гимназии и преподавателей. В одном из номеров, например, «Галчонок» поменял местами учеников и учителей, осуществив любимую фантазию всех детей: на рисунке едва поместившиеся за партой тучные гимназические преподаватели испуганно поглядывают на мальчишку с указкой, символом учительской власти, в руке и тайком передают друг другу шпаргалки.

Очень скоро «Галчонок» стал подвергаться критике. Задорные стихи и карикатуры, юмористические анкеты и озорные рассказы сторонники существовавшей системы воспитания и образования считали вредным дурновкусием. «Осатириконивание детей должно встречать самый решительный отпор, потому что с чистым служением родному народу, искусству, литературе оно ничего общего не имеет», — писал известный педагог В. А. Зеленко. Кроме того, высказывалось мнение, что публикация детских стихов и рисунков порождает тщеславие в неокрепших душах юных авторов, а общественно-политические темы в журнале для детей вообще недопустимы. Сказала своё слово и официальная цензура, запретив печатать некоторые материалы (например, о сборе пожертвований голодающим детям) и рисунки (изображение Божьей Матери рядом с «безобразными рисунками «Галчонка» было названо кощунством). Коллеги по цеху тоже отзывались о «Галчонке» неодобрительно, в частности, поэт Серебряного века Поликсена Соловьёва, издатель одного из самых популярных детских журналов «Тропинка».



Радаков возражал, говорил, что «ребёнок должен учиться, играя», но этим вызывал ещё больший гнев ревнителей нравственности. Они требовали закрыть опасный рассадник вольнодумства. Не выдержав давления, владелец журнала М. Г. Корнфельд пошёл на уступки. В журнале появились «благонравные» материалы, раздел для девочек «Как я вышиваю». А когда объявили, что скоро начнут печатать повесть Л. Чарской «Дочь генерала», Радаков ушёл из «Галчонка». «Обновлённый» журнал стал быстро терять читателей и, с трудом дотянув до конца 1913 года, перестал выходить.

«Галчонок» был не идеален. Стараясь быть ближе к своей аудитории, говорить на понятном и интересном ребёнку языке, авторы журнала нередко излагали серьёзные проблемы в анекдотическом ключе, поощряли слишком дерзкие шалости персонажей и читателей и почти всегда нелицеприятно изображали педагогов. Однако просчёты не умаляют важной роли, которую сыграл «Галчонок» в развитии отечественной детской журналистики. Радаков и его соратники были первыми, кто попытался показать юному читателю большой мир, познакомить с явлениями, которые до той поры считались недоступными для детского восприятия. Кроме того, «Галчонок» создавал новую эстетику детской периодики. Он предвосхитил многие открытия 1920-х — начала 1930-х годов, благодаря которым отечественная детская книга и детская журналистика снискали широкое международное признание.

Источники

  • Бурлак, В. Ю. Изображение гимназической жизни в поэме С. Городецкого «Чертяка в гимназии» / В. Ю. Бурлак // Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 8. — Москва : МГоУ, 2003. — С. 112–116.
  • Головин, В. Журнал «Галченок» (1911–1913) как литературный эксперимент / Валентин Головин // Детские чтения. — 2014. — № 2. — С. 23-37.
  • Головин, В. Детские журналы Серебряного века : поэтика развлечений / Валентин Головин // Букс, Н. Русская развлекательная культура Серебряного века. 1908–1918. — 2-е изд. — Москва : Издательский дом ВШЭ, 2018. — С. 63–83.
  • Жибуль, В. Детская поэзия Серебряного века. Модернизм / Вера Жибуль. — Минск : И. П. Логвинов, 2004. — 103 с.
  • Зеленко, В. Детский журнал «Галченок» // Новости детской литературы. — 1911–1912. — № 7. — C. 7–11.
  • Лощилов, И. Е. Детская поэма Петра Потёмкина «Боба Сквозняков в деревне» // Детские чтения. — 2012. — № 2. — С. 146–162.
  • Радаков, А. Как делался «Галчонок» / А. Радаков // Детская литература. — 1940. — № 8. — С. 23–30.
  • Саввин, Н.А. Опыт ежегодника детской литературы. Детская литература и журналистика за 1911 год / Н. А. Саввин. — Москва : редакция журнала «Педагогический листок», 1912. — 96 с. — (Учительская библиотека).
  • Фомин, Д. Взлёт и падение журнала «Галчонок» / Дмитрий Фомин // Библиотековедение. — 2012. — № 4. — С. 59–67.

См. также