Бём Елизавета Меркурьевна: различия между версиями

Нет описания правки
 
(не показано 17 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{#seo:
|title=Бём Елизавета Меркурьевна — ПроДетЛит
|title_mode=replace
|keywords=Бём, Елизавета Меркурьевна, ПроДетЛит, prodetlit
|description=Елизавета Меркурьевна Бём (в девичестве — Эндаурова) — рисовальщица, силуэтист, иллюстратор детских журналов и книг. Биография, библиография, иллюстрации.
|image=Elizaveta-bem.jpg
|image_alt=Елизавета Бём
}}
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Елизавета Меркурьевна Бём  
|ФИО                          = Елизавета Меркурьевна Бём  
Строка 10: Строка 18:
|Место смерти                = г. Санкт-Петербург, Российская империя
|Место смерти                = г. Санкт-Петербург, Российская империя
|Период творчества            =  
|Период творчества            =  
|Гражданство                  =  
|Гражданство                  = Российская империя
|Род деятельности            =  
|Род деятельности            = художник-иллюстратор
|Жанр                        =  
|Жанр                        =  
|Язык произведений            =  
|Язык произведений            = русский
|Премии                      =  
|Премии                      =  
|Награды                      =
|Награды                      =
Строка 22: Строка 30:
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Елизавета Меркурьевна Бём (в девичестве — Эндаурова)''' — рисовальщица, силуэтист, иллюстратор детских журналов и книг.
'''Елизавета Меркурьевна Бём (в девичестве — Эндаурова)''' — рисовальщица, силуэтист, иллюстратор детских журналов и книг.
== Биография ==
==Елизавета Бём / Биография ==
Елизавета Бём родилась 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1843 года в Санкт-Петербурге. Отец Елизаветы, Меркурий Николаевич Эндауров, служил в 1833–1840 годах в лейб-гвардии в Московском полку, а с 1840 по 1850 — в Санкт-Петербурге в Комиссариатском департаменте Военного министерства помощником бухгалтера. Мать, Юлия Ивановна, была дочерью чиновника VI класса Богуславского полка. Родители Елизаветы были большими любителями искусства.
Елизавета Бём родилась 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1843 года в Санкт-Петербурге. Отец Елизаветы, Меркурий Николаевич Эндауров, служил в 1833–1840 годах в лейб-гвардии в Московском полку, а с 1840 по 1850 — в Санкт-Петербурге в Комиссариатском департаменте Военного министерства помощником бухгалтера. Мать, Юлия Ивановна, была дочерью чиновника VI класса Богуславского полка. Родители Елизаветы были большими любителями искусства.


Строка 39: Строка 47:
Её первая книжка-альбом «Силуэты» на темы из мира детей вышла в 1875 году. В последующие годы были изданы такие альбомы, как «Силуэты из жизни детей» (1877), «Силуэты» (1879), «Пирог» (1880), «Из деревенских воспоминаний» (1882), «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки» (1885). Всего за два десятка лет работы в технике силуэта художница выпустила 14 альбомов, которые неоднократно перепечатывались не только в России, но и за рубежом.
Её первая книжка-альбом «Силуэты» на темы из мира детей вышла в 1875 году. В последующие годы были изданы такие альбомы, как «Силуэты из жизни детей» (1877), «Силуэты» (1879), «Пирог» (1880), «Из деревенских воспоминаний» (1882), «Пословицы в силуэтах» (1884), «Поговорки и присказки» (1885). Всего за два десятка лет работы в технике силуэта художница выпустила 14 альбомов, которые неоднократно перепечатывались не только в России, но и за рубежом.


Большое место в творчестве Е. М. Бём занимали иллюстрации. Художница иллюстрировала произведения И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, В. М. Гаршина, Н. С. Лескова. Также Елизавета Бём оформляла книги сказок.
Большое место в творчестве Е. М. Бём занимали иллюстрации. Художница иллюстрировала произведения [[Тургенев Иван Сергеевич|И. С. Тургенева]], Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, [[Гаршин Всеволод Михайлович|В. М. Гаршина]], Н. С. Лескова. Также Елизавета Бём оформляла книги сказок.


В 1878 году Елизавета Меркурьевна выполнила силуэтные иллюстрации к сказкам Варвары Софронович «Какой друг был у Даши», «Волшебная палочка», «Глазки принцессы Формозы», «Два брата», «Розовое стёклышко», «Ненужный подарок», «Каменная статуя». В том же году была выпущена серия силуэтов «Басни И. Крылова». Е. М. Бём исполнила по одной иллюстрации к 12 басням.
В 1878 году Елизавета Меркурьевна выполнила силуэтные иллюстрации к сказкам Варвары Софронович «Какой друг был у Даши», «Волшебная палочка», «Глазки принцессы Формозы», «Два брата», «Розовое стёклышко», «Ненужный подарок», «Каменная статуя». В том же году была выпущена серия силуэтов «Басни И. Крылова». Е. М. Бём исполнила по одной иллюстрации к 12 басням.
Строка 45: Строка 53:
Силуэтные иллюстрации, выполненные к «Народной сказке о репке» (1881), стали одной из самых популярных работ художницы. Сказка о репке с иллюстрациями Е. М. Бём неоднократно переиздавалась, в том числе и при советской власти.
Силуэтные иллюстрации, выполненные к «Народной сказке о репке» (1881), стали одной из самых популярных работ художницы. Сказка о репке с иллюстрациями Е. М. Бём неоднократно переиздавалась, в том числе и при советской власти.


В 1885 году Л. Н. Толстой привлёк художницу к сотрудничеству с издательством «Посредник», выпускавшим книги для народа. Работы Елизаветы Меркурьевны регулярно появлялись и на страницах журналов и альманахов, таких как «Нива», «Новое время», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация». Е. М. Бём иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малютка». Сотрудничество с различными периодическими изданиями продолжалось до конца жизни художницы.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Народная сказка о репке (1881 г.) / Елизавета Бём">
Файл:Narodnaya-skazka-o-repke (5).jpg|Народная сказка о репке / Художник Елизавета Бём
Файл:Narodnaya-skazka-o-repke (4).jpg|Народная сказка о репке / Художник Елизавета Бём
Файл:Narodnaya-skazka-o-repke (3).jpg|Народная сказка о репке / Художник Елизавета Бём
Файл:Narodnaya-skazka-o-repke (2).jpg|Народная сказка о репке / Художник Елизавета Бём
Файл:Narodnaya-skazka-o-repke (1).jpg|Народная сказка о репке / Художник Елизавета Бём
</gallery></center>
 
В 1885 году [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстой]] привлёк художницу к сотрудничеству с издательством «Посредник», выпускавшим книги для народа. Работы Елизаветы Меркурьевны регулярно появлялись и на страницах журналов и альманахов, таких как «Нива», «Новое время», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация». Е. М. Бём иллюстрировала детские журналы «Игрушечка» и «Малютка». Сотрудничество с различными периодическими изданиями продолжалось до конца жизни художницы.


Став непревзойдённым мастером силуэта, Елизавета Бём не бросила занятий акварелью. Этой технике художница отдавала предпочтение ещё во времена учёбы в рисовальной школе. С возрастом в связи с ухудшением зрения Е. М. Бём была вынуждена оставить силуэтную графику, которая требовала большого напряжения глаз. С 1900-х годов Елизавета Меркурьевна перешла исключительно на технику акварели.  
Став непревзойдённым мастером силуэта, Елизавета Бём не бросила занятий акварелью. Этой технике художница отдавала предпочтение ещё во времена учёбы в рисовальной школе. С возрастом в связи с ухудшением зрения Е. М. Бём была вынуждена оставить силуэтную графику, которая требовала большого напряжения глаз. С 1900-х годов Елизавета Меркурьевна перешла исключительно на технику акварели.  
Строка 52: Строка 68:


Огромный успех пришёл к Елизавете Бём с наступлением эры иллюстрированной почтовой карточки. Главными героями открыток Е. М. Бём были маленькие дети. Открытки, выполненные художницей в русском стиле, сопровождались пословицами, поговорками, загадками. В общей сложности Елизавета Меркурьевна создала более трёхсот оригинальных композиций для открытых писем. Почтовые карточки-открытки Е. М. Бём печатались многотысячными тиражами и пользовались невероятной популярностью.
Огромный успех пришёл к Елизавете Бём с наступлением эры иллюстрированной почтовой карточки. Главными героями открыток Е. М. Бём были маленькие дети. Открытки, выполненные художницей в русском стиле, сопровождались пословицами, поговорками, загадками. В общей сложности Елизавета Меркурьевна создала более трёхсот оригинальных композиций для открытых писем. Почтовые карточки-открытки Е. М. Бём печатались многотысячными тиражами и пользовались невероятной популярностью.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Открытки / Елизавета Бем">
Файл:Elizaveta-Bem-otkrytka (4).jpg|Открытка / Елизавета Бем
Файл:Elizaveta-Bem-otkrytka (3).jpg|Открытка / Елизавета Бем
Файл:Elizaveta-Bem-otkrytka (2).jpg|Открытка / Елизавета Бем
Файл:Elizaveta-Bem-otkrytka (1).jpg|Открытка / Елизавета Бем
</gallery></center>


При жизни Елизаветы Бём достигло расцвета искусство прикладной графики. Елизавета Меркурьевна, как и некоторые другие популярнейшие художники своего времени, работала в этом жанре, создавая подносные адреса, программки, меню.
При жизни Елизаветы Бём достигло расцвета искусство прикладной графики. Елизавета Меркурьевна, как и некоторые другие популярнейшие художники своего времени, работала в этом жанре, создавая подносные адреса, программки, меню.
Строка 58: Строка 81:


Последней крупной работой Елизаветы Меркурьевны Бём стала «Азбука», представлявшая собой шедевр книжного искусства начала XX века. Художница начала работать над «Азбукой» в 1911 году. По замыслу Елизаветы Бём «Азбука» предназначалась «не для обучения грамоте малышей», а представляла собой скорее историю в картинках. «Азбука» должна была стать настольным альбомом для совместного просмотра детьми с родителями. Всего художница создала тридцать одну оригинальную композицию акварелью, включающую в себя древнюю буквицу, изображения и надписи, её поясняющие. Центральным персонажем каждой композиции является ребёнок в каком-либо образе — боярина, витязя, нищего, царицы или монашки. А вокруг персонажа располагаются различные предметы, начинающиеся на ту или иную букву. Текст к каждой буквице составили Елизавета Бём, профессор Ф. Батюшков и знаток фольклора Е. Опричнин. Заставки и виньетки в новгородском стиле к акварелям художницы выполнил Н. Иванов. «Азбука» была выпущена в Париже И. С. Лапиным в 1913–1914 годах. Альбом Е. М. Бём выходил частями. Планировалось издать пять выпусков по шесть букв в каждом. Однако вышло только четыре выпуска, три из них — при жизни Елизаветы Меркурьевны. Альбом был издан на французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплёте с двумя металлическими под старое серебро застёжками и пряжками, тиражом 1000 экземпляров. Ещё 100 роскошных нумерованных альбомов особенно тщательного исполнения вышли с автографом самой художницы.
Последней крупной работой Елизаветы Меркурьевны Бём стала «Азбука», представлявшая собой шедевр книжного искусства начала XX века. Художница начала работать над «Азбукой» в 1911 году. По замыслу Елизаветы Бём «Азбука» предназначалась «не для обучения грамоте малышей», а представляла собой скорее историю в картинках. «Азбука» должна была стать настольным альбомом для совместного просмотра детьми с родителями. Всего художница создала тридцать одну оригинальную композицию акварелью, включающую в себя древнюю буквицу, изображения и надписи, её поясняющие. Центральным персонажем каждой композиции является ребёнок в каком-либо образе — боярина, витязя, нищего, царицы или монашки. А вокруг персонажа располагаются различные предметы, начинающиеся на ту или иную букву. Текст к каждой буквице составили Елизавета Бём, профессор Ф. Батюшков и знаток фольклора Е. Опричнин. Заставки и виньетки в новгородском стиле к акварелям художницы выполнил Н. Иванов. «Азбука» была выпущена в Париже И. С. Лапиным в 1913–1914 годах. Альбом Е. М. Бём выходил частями. Планировалось издать пять выпусков по шесть букв в каждом. Однако вышло только четыре выпуска, три из них — при жизни Елизаветы Меркурьевны. Альбом был издан на французской мелованной бумаге в роскошном коленкоровом переплёте с двумя металлическими под старое серебро застёжками и пряжками, тиражом 1000 экземпляров. Ещё 100 роскошных нумерованных альбомов особенно тщательного исполнения вышли с автографом самой художницы.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="«Азбука» / Елизавета Бём">
Файл:Azbuka-Sv-prorok-Naum-nastav-na-um (3).jpg|Азбука. Св. пророк Наум, наставь на ум! / Художник Елизавета Бём
Файл:Azbuka-Sv-prorok-Naum-nastav-na-um (1).jpg|Азбука. Св. пророк Наум, наставь на ум! / Художник Елизавета Бём
Файл:Azbuka-Sv-prorok-Naum-nastav-na-um (4).jpg|Азбука. Св. пророк Наум, наставь на ум! / Художник Елизавета Бём
Файл:Azbuka-Sv-prorok-Naum-nastav-na-um (2).jpg|Азбука. Св. пророк Наум, наставь на ум! / Художник Елизавета Бём
</gallery></center>


Е. М. Бём умерла 7 августа (25 июля по старому стилю) 1914 года в своей квартире в Санкт-Петербурге. До конца своих дней художница не переставала заниматься творчеством.
Е. М. Бём умерла 7 августа (25 июля по старому стилю) 1914 года в своей квартире в Санкт-Петербурге. До конца своих дней художница не переставала заниматься творчеством.
Строка 63: Строка 95:
Елизавета Бём всю жизнь придерживалась в своём творчестве русского стиля. Работая в этом стиле, она заслужила славу самобытного художника. Творчество Елизаветы Бём высоко оценивалось современниками. Работы художницы участвовали в международных выставках в Чикаго (1893), Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде были отмечены наградами. Творчество Е. М. Бём было так популярно, что уже в начале XX века у неё появились подражатели, и «Бёмовский стиль» начал распространяться повсеместно.
Елизавета Бём всю жизнь придерживалась в своём творчестве русского стиля. Работая в этом стиле, она заслужила славу самобытного художника. Творчество Елизаветы Бём высоко оценивалось современниками. Работы художницы участвовали в международных выставках в Чикаго (1893), Париже (1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) — и везде были отмечены наградами. Творчество Е. М. Бём было так популярно, что уже в начале XX века у неё появились подражатели, и «Бёмовский стиль» начал распространяться повсеместно.


В советское время творчество Елизаветы Бём подверглось критике, и имя художницы было почти забыто. Интерес к её акварелям и силуэтам вновь пробудился в конце 1980-х годов. В 1987 году в ленинградском издательстве «Детская литература» вышел сборник произведений русских писателей «Крестьянские дети», в который были включены стихотворения Н. А. Некрасова, отрывок из повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», рассказы К. Д. Ушинского, «Ванька» А. П. Чехова, «Бежин луг» И. С. Тургенева, произведения А. Н. Майкова, А. А. Блока и других. Сборник был проиллюстрирован силуэтами Е. М. Бём. В последние годы интерес к работам художницы стал возрастать.
В советское время творчество Елизаветы Бём подверглось критике, и имя художницы было почти забыто. Интерес к её акварелям и силуэтам вновь пробудился в конце 1980-х годов. В 1987 году в ленинградском издательстве «[[Детская литература (издательство)|Детская литература]]» вышел сборник произведений русских писателей «Крестьянские дети», в который были включены стихотворения Н. А. Некрасова, отрывок из повести [[Аксаков Сергей Тимофеевич|С. Т. Аксакова]] «Детские годы Багрова-внука», рассказы [[Ушинский Константин Дмитриевич|К. Д. Ушинского]], «Ванька» А. П. Чехова, «Бежин луг» И. С. Тургенева, произведения А. Н. Майкова, А. А. Блока и других. Сборник был проиллюстрирован силуэтами Е. М. Бём. В последние годы интерес к работам художницы стал возрастать.


== Изоматериалы и книги с иллюстрациями Е. М. Бём ==
== Изоматериалы и книги с иллюстрациями Е. М. Бём ==


* Бём, Е. М. Мороз Красный нос : [изоматериал] : поэма Н. Некрасова в 6 картинах / рисунки соч. и рис. на кам. Елиз. Бём. — [Санкт-Петербург] : Картографическое заведение А. Ильина, 1872. — [6] л. : ил. — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Бём, Е. М. Мороз Красный нос : [изоматериал] : поэма Н. Некрасова в 6 картинах / рисунки соч. и рис. на кам. Елиз. Бём. — [Санкт-Петербург] : Картографическое заведение А. Ильина, 1872. — [6] л. : ил. — '''[Хранится в [[Российская государственная библиотека|РГБ]]]'''.
* Бём, Е. М. Силуэты Е. Бем. — [Санкт-Петербург] : Картографич. зав. А. Ильина, 1875. — 8 л. ил. — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Бём, Е. М. Силуэты Е. Бем. — [Санкт-Петербург] : Картографич. зав. А. Ильина, 1875. — 8 л. ил. — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Бём, Е. М. Силуэты из жизни детей : [изоматериал] / Елиз. Бём. — [Санкт-Петербург] : [б. и.], 1877. — [8] отд. л. ил. в папке. — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Бём, Е. М. Силуэты из жизни детей : [изоматериал] / Елиз. Бём. — [Санкт-Петербург] : [б. и.], 1877. — [8] отд. л. ил. в папке. — '''[Хранится в РГБ]'''.
Строка 78: Строка 110:
* Бём, Е. М. Пословицы в силуэтах Елиз. Бем. — Санкт-Петербург, 1884. — 12 л. ил. в папке. — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Бём, Е. М. Пословицы в силуэтах Елиз. Бем. — Санкт-Петербург, 1884. — 12 л. ил. в папке. — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Бём, Е. М. Поговорки и присказки в силуэтах Елиз. Бем. — Санкт-Петербург, 1885. — 10 л. ил. в папке. — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Бём, Е. М. Поговорки и присказки в силуэтах Елиз. Бем. — Санкт-Петербург, 1885. — 10 л. ил. в папке. — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Корчевская, О. Русские народные сказки для маленьких детей : сост. по Афанасьеву, «Родному слову» Ушинского и др. сб. О. Карчевской / С 23 силуэтами и 2 рис. Елиз. Бем. — Санкт-Петербург : тип. А. С. Суворина, 1901. — IV, 80 с. : ил. — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Корчевская, О. Русские народные сказки для маленьких детей : сост. по Афанасьеву, «Родному слову» [[Ушинский Константин Дмитриевич|Ушинского]] и др. сб. О. Карчевской / С 23 силуэтами и 2 рис. Елиз. Бем. — Санкт-Петербург : тип. А. С. Суворина, 1901. — IV, 80 с. : ил. — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Дмитриева, В. И. Горюн : рассказ В. И. Дмитриевой / [рис. исполнены Елизаветой Бем]. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. Фребел. о-во, 1902. — 77 с. : ил. — (Рассказы для детей младшего возраста, удостоенные премии Санкт-Петербургского Фребелевского общества). — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Дмитриева, В. И. Горюн : рассказ В. И. Дмитриевой / [рис. исполнены Елизаветой Бем]. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. Фребел. о-во, 1902. — 77 с. : ил. — (Рассказы для детей младшего возраста, удостоенные премии Санкт-Петербургского Фребелевского общества). — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Горбунова-Посадова, Е. Е. Для крошечных людей : с рассказами и стихами, собр. Е. Горбуновой и В. Лукьянской / Картинки Е. Бем. — Москва : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1905. — 103 с. : ил. — (Библиотека И. Горбунова-Посадова для детей и для юношества). — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Горбунова-Посадова, Е. Е. Для крошечных людей : с рассказами и стихами, собр. Е. Горбуновой и В. Лукьянской / Картинки Е. Бем. — Москва : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1905. — 103 с. : ил. — (Библиотека И. Горбунова-Посадова для детей и для юношества). — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Горбунова-Посадова, Е. Е. Для маленьких людей : с рассказами и стихами, собр. Е. Горбуновой и В. Лукьянской / картинки Е. Бем. — Москва : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1905. — 135 с. : ил. — (Библиотека И. Горбунова-Посадова). — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Горбунова-Посадова, Е. Е. Для маленьких людей : с рассказами и стихами, собр. Е. Горбуновой и В. Лукьянской / картинки Е. Бем. — Москва : типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1905. — 135 с. : ил. — (Библиотека И. Горбунова-Посадова). — '''[Хранится в РГБ]'''.
* Крестьянские дети : сборник / сост., вступ. ст. и послесл. А. Акимовой ; оформ. Ю. Дышленко ; худож. Е. Бем. — Ленинград : Детская литература, 1987. — 287 с. : ил.
* Крестьянские дети : сборник / сост., вступ. ст. и послесл. А. Акимовой ; оформ. Ю. Дышленко ; худож. Е. Бем. — Ленинград : Детская литература, 1987. — 287 с. : ил.
* Тургенев, И. С. Записки охотника / И. С. Тургенев ; в силуэтах Елиз. Бём. — Москва : Фортуна Эл, 2009. — 152 с. : ил. — (Книжная коллекция).
* Тургенев, И. С. Записки охотника / [[Тургенев Иван Сергеевич|И. С. Тургенев]] ; в силуэтах Елиз. Бём. — Москва : Фортуна Эл, 2009. — 152 с. : ил. — (Книжная коллекция).


== Издания с иллюстрациями Е. М. Бём в Национальной электронной детской библиотеке ==
==Елизавета Бём / Книги в НЭБ.Дети==
   
   
* Арлекин : сборник занятий, игр, песен, рассказов, стихотворений и шуток со 100 рисунк. и 10 стран. нот. Издание журнала «Игрушечка» / составитель А. Алтаев ; под редакцией и с предисловием А. П. Нечаева. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург, 1897 (Санкт-Петербург : РНБ, 2011). — Оригинал хранится в Российской национальной библиотеке. — Дозволено цензурою С.-Петербург, 5 декабря 1896 г.
* Арлекин : сборник занятий, игр, песен, рассказов, стихотворений и шуток со 100 рисунк. и 10 стран. нот. Издание журнала «Игрушечка» / составитель А. Алтаев ; под редакцией и с предисловием А. П. Нечаева. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург, 1897 (Санкт-Петербург : РНБ, 2011). — Оригинал хранится в Российской национальной библиотеке. — Дозволено цензурою С.-Петербург, 5 декабря 1896 г.
Строка 123: Строка 155:
* [https://bibliogid.ru/archive/khudozhniki/ocherki-o-khudozhnikakh-illyustratorakh/767-bjom-elizaveta-merkurevna Герасимова, Д. Бём Елизавета Меркурьевна] / Дарья Герасимова. — Текст : электронный // Библиогид : сайт. — (дата обращения: 06.02.2020).
* [https://bibliogid.ru/archive/khudozhniki/ocherki-o-khudozhnikakh-illyustratorakh/767-bjom-elizaveta-merkurevna Герасимова, Д. Бём Елизавета Меркурьевна] / Дарья Герасимова. — Текст : электронный // Библиогид : сайт. — (дата обращения: 06.02.2020).
* Елизавета Меркурьевна Бём (1843–1914) : виртуальная выставка к 175-летию со дня рождения русской художницы : [презентация] / [научно-библиографический отдел ; сост. Е. В. Азарова ; ред. Н. С. Рубан]. — Текст. Изображение : электронные // Российская государственная детская библиотека : сайт. — URL: https://rgdb.ru/otdely/otdel-informatsionnoj-podderzhki-i-obsluzhivaniya-rukovoditelej-detskogo-chteniya/4055-elizaveta-merkurevna-bjom (дата обращения: 06.02.2020).
* Елизавета Меркурьевна Бём (1843–1914) : виртуальная выставка к 175-летию со дня рождения русской художницы : [презентация] / [научно-библиографический отдел ; сост. Е. В. Азарова ; ред. Н. С. Рубан]. — Текст. Изображение : электронные // Российская государственная детская библиотека : сайт. — URL: https://rgdb.ru/otdely/otdel-informatsionnoj-podderzhki-i-obsluzhivaniya-rukovoditelej-detskogo-chteniya/4055-elizaveta-merkurevna-bjom (дата обращения: 06.02.2020).
* [https://elibrary.ru/item.asp?id=41262866 Козлова, С. С. Отражение культурно-исторического наследия дореволюционной России в «Азбуке» Е. М. Бём] / Козлова С. С. — Текст : электронный // Научные тенденции: Филология, Культурология, Искусствоведение : сборник научных трудов по материалам XVII международной научно-практической конференции, 26 июля 2019 г. — Санкт-Петербург, 2019. — С. 9–11. — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
*Козлова, С. С. Отражение культурно-исторического наследия дореволюционной России в «Азбуке» Е. М. Бём / Козлова С. С. — Текст : электронный // Научные тенденции: Филология, Культурология, Искусствоведение : сборник научных трудов по материалам XVII международной научно-практической конференции, 26 июля 2019 г. — Санкт-Петербург, 2019. — С. 9–11. — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
* [https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004489324/viewer/ Лаврентьева, С. Друг детей — Е. М. Бём : биографический эскиз] / С. Лаврентьева. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Тип. Т-ва п. ф. «Электро-Типография Н. Я Стойковой», 1911. — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Национальная электронная библиотека.
*Лаврентьева, С. Друг детей — Е. М. Бём : биографический эскиз / С. Лаврентьева. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Тип. Т-ва п. ф. «Электро-Типография Н. Я Стойковой», 1911. — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Национальная электронная библиотека.
* [https://elibrary.ru/item.asp?id=17703713 Мозохина, Н. А. К вопросу об истоках образного мира Елизаветы Бём (на примере открытых писем художницы)] / Мозохина Н. А. — Текст : электронный // Альманах современной науки и образования. — 2009. — № 1 (20), ч. 2. — С. 115–118. — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
* [http://www.ros-idea.ru/data/n0414/fed0414.pdf Оболенская, Е. Добрая улыбка Елизаветы Бём] / Елизавета Оболенская. — Текст : электронный // Культура здоровой жизни. — 2014. — № 4. — С. 30–33. — (И творчество, и чудотворство) . — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Культура здоровой жизни : архив выпусков журнала.
* [https://elibrary.ru/item.asp?id=32592227 Павленко, Е. В. Силуэтная графика в России. Авторский стиль Елизаветы Меркурьевны Бём] / Павленко Елена Владимировна, Бабенко Софья Романовна. — Текст : электронный // Лучшая студенческая статья 2018 : сборник статей XIII Международного научно-практического конкурса. В 2 ч. Ч. 1. — Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». — 2018. — (дата обращения: 06.02.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
* [https://bibliogid.ru/knigi/tematicheskie-obzory/173-chapkina-ruga-s-russkij-stil-elizavety-bjom-albom Четверикова, Л. Н. Чапкина-Руга С. Русский стиль Елизаветы Бём: Альбом] / Лариса Четверикова. — Текст : электронный // Библиогид : сайт. — (дата обращения: 06.02.2020).
* [https://bibliogid.ru/knigi/tematicheskie-obzory/173-chapkina-ruga-s-russkij-stil-elizavety-bjom-albom Четверикова, Л. Н. Чапкина-Руга С. Русский стиль Елизаветы Бём: Альбом] / Лариса Четверикова. — Текст : электронный // Библиогид : сайт. — (дата обращения: 06.02.2020).