Олеша Юрий Карлович: различия между версиями

 
(не показано 10 промежуточных версий 2 участников)
Строка 46: Строка 46:
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Юрий Олеша">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Юрий Олеша">
Файл:Tri-tolstyaka (2).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. [[Категория:Владимирский Леонид|Леонид Владимирский]]
Файл:Tri-tolstyaka (2).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. [[Категория:Владимирский Леонид|Леонид Владимирский]]
Файл:Tri-tolstyaka (5).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Леонид Владимирский
Файл:Tri-tolstyaka (5).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. [[Владимирский Леонид Викторович|Леонид Владимирский]]
Файл:Tri-tolstyaka (4).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Леонид Владимирский
Файл:Tri-tolstyaka (4).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Леонид Владимирский
Файл:Tri-tolstyaka (3).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Леонид Владимирский
Файл:Tri-tolstyaka (3).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Леонид Владимирский
Строка 57: Строка 57:


Основной вклад Юрия Олеши в детскую литературу связан со сказкой «Три толстяка». Сказка посвящена 14-летней Валентине Грюнзайн, в 1928 году вышедшей замуж за писателя Евгения Петрова. [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Э. Мандельштам]] охарактеризовал её так: «хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции». Сюжет сказки на первый взгляд наивно-идеологичен — речь идёт о борьбе жителей некого города против захвативших в нём власть трёх толстяков — богатеев-монополистов. Вся «буржуазия» (вплоть до трактирщиков) выступает единым фронтом на стороне «толстяков» против объединённых «трудящихся». Однако это лишь внешняя рамка для иного, подлинного действия. Главные герои книги — «наследник Тутти», символ будущего, предмет иррациональной привязанности и культа правителей-толстяков, его сестра Суок (Олеша воспользовался именем своей неверной возлюбленной!) и неотличимая от неё кукла. Взаимные превращения живого и неживого, подлинного и искусственного миров — таков глубинный мотив действия. Освобождение города из-под власти толстяков революционерами во главе с оружейником Просперо и канатоходцем Тибулом кажется разрушением злых чар, снятием заклятья. Мир превращается в волшебный цирк, в котором и обретают своё место мальчик и девочка.
Основной вклад Юрия Олеши в детскую литературу связан со сказкой «Три толстяка». Сказка посвящена 14-летней Валентине Грюнзайн, в 1928 году вышедшей замуж за писателя Евгения Петрова. [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Э. Мандельштам]] охарактеризовал её так: «хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции». Сюжет сказки на первый взгляд наивно-идеологичен — речь идёт о борьбе жителей некого города против захвативших в нём власть трёх толстяков — богатеев-монополистов. Вся «буржуазия» (вплоть до трактирщиков) выступает единым фронтом на стороне «толстяков» против объединённых «трудящихся». Однако это лишь внешняя рамка для иного, подлинного действия. Главные герои книги — «наследник Тутти», символ будущего, предмет иррациональной привязанности и культа правителей-толстяков, его сестра Суок (Олеша воспользовался именем своей неверной возлюбленной!) и неотличимая от неё кукла. Взаимные превращения живого и неживого, подлинного и искусственного миров — таков глубинный мотив действия. Освобождение города из-под власти толстяков революционерами во главе с оружейником Просперо и канатоходцем Тибулом кажется разрушением злых чар, снятием заклятья. Мир превращается в волшебный цирк, в котором и обретают своё место мальчик и девочка.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Юрий Олеша">
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (2).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (3).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (4).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (5).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (6).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин
</gallery></center>


Другие произведения Олеши для детей — стихотворение «О лисе» (1948 г.), сценарии мультфильмов «Девочка в цирке» (1949 г.) и «Огонь» («Мышь и время», 1950 г., фильм поставлен в 1971 г.) — представляют главным образом исторический и биографический интерес.
Другие произведения Олеши для детей — стихотворение «О лисе» (1948 г.), сценарии мультфильмов «Девочка в цирке» (1949 г.) и «Огонь» («Мышь и время», 1950 г., фильм поставлен в 1971 г.) — представляют главным образом исторический и биографический интерес.
Строка 78: Строка 87:
*Олеша, Ю. К. Малое собрание сочинений / Юрий Олеша. — Санкт-Петербург : Азбука, 2020. — 637 с.
*Олеша, Ю. К. Малое собрание сочинений / Юрий Олеша. — Санкт-Петербург : Азбука, 2020. — 637 с.


==Юрий Олеша в Национальной электронной детской библиотеке==
==Юрий Олеша / Книги в НЭБ.Дети==


*Олеша, Ю. К. Три толстяка / Юрий Олеша. — Электронный ресурс. — Москва : Издательство "Э", 2016. — 197860 зн.  
*Олеша, Ю. К. Три толстяка / Юрий Олеша. — Электронный ресурс. — Москва : Издательство "Э", 2016. — 197860 зн.  
Строка 93: Строка 102:
*Афанасьева, А. С.  Система мотивов в произведениях Ю. Олеши 20-х годов / А. С. Афанасьева // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: История. Филология. — Томск : ТГПУ, 1997. — Вып. 1. — С. 40–44.
*Афанасьева, А. С.  Система мотивов в произведениях Ю. Олеши 20-х годов / А. С. Афанасьева // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: История. Филология. — Томск : ТГПУ, 1997. — Вып. 1. — С. 40–44.
*Белинков, А. В.  Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша / Аркадий Белинков; [Вступ. ст. М. Чудаковой, с. 5-22]. — Москва : РИК «Культура», 1997. — 537,[2] с., [8] л. ил.  
*Белинков, А. В.  Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша / Аркадий Белинков; [Вступ. ст. М. Чудаковой, с. 5-22]. — Москва : РИК «Культура», 1997. — 537,[2] с., [8] л. ил.  
*[https://magazines.gorky.media/ural/2004/10/evropeecz-v-russkoj-literature-nerusskij-pisatel-yurij-olesha.html Беляков, С. С.] Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша // Урал. — 2004. — № 10. — С. 242–247.  
*Беляков, С. С. Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша // Урал. — 2004. — № 10. — С. 242–247.  
*[https://magazines.gorky.media/ural/2001/9/horoshij-plohoj-pisatel-olesha.html Беляков, С. С.] Хороший плохой писатель Олеша // Урал. — 2001. — № 9. — С. 236–248.
*Беляков, С. С. Хороший плохой писатель Олеша // Урал. — 2001. — № 9. — С. 236–248.
*[https://magazines.gorky.media/nlo/2008/1/ozhivayushhaya-statuya-i-voploshhennaya-muzyka-konteksty-strogogo-yunoshi.html Блюмбаум, А.] Оживающая статуя и воплощенная музыка: Контексты «Строгого юноши» / Аркадий Блюмбаум  // Новое литературное обозрение. — 2008. — № 89. — C. 138–189.  
*Блюмбаум, А. Оживающая статуя и воплощенная музыка: Контексты «Строгого юноши» / Аркадий Блюмбаум  // Новое литературное обозрение. — 2008. — № 89. — C. 138–189.  
*Вайскопф, М. Я. Андрей Бабичев и его прообраз в «Зависти» Юрия Олеши / Михаил Вайскопф // Изв. АН. Сер. лит. и яз.— Т. 53, № 5. — Москва : Наука, 1994. — С. 69–76.
*Вайскопф, М. Я. Андрей Бабичев и его прообраз в «Зависти» Юрия Олеши / Михаил Вайскопф // Изв. АН. Сер. лит. и яз.— Т. 53, № 5. — Москва : Наука, 1994. — С. 69–76.
*Варна, В. Миф Юрия Олеши / В. Варна. — Одесса : Айс Принт, 2013. — 373 с., портр.
*Варна, В. Миф Юрия Олеши / В. Варна. — Одесса : Айс Принт, 2013. — 373 с., портр.
*Виницкий, И. Хозяйка кровати: Заключительная сцена романа Ю.Олеши «Зависть» / Илья Виницкий // Новый журнал. — Нью-Йорк, 2003. — Кн. 231. — С. 248–254.
*Виницкий, И. Хозяйка кровати: Заключительная сцена романа Ю.Олеши «Зависть» / Илья Виницкий // Новый журнал. — Нью-Йорк, 2003. — Кн. 231. — С. 248–254.
*[https://magazines.gorky.media/nlo/2004/4/kak-oficzioz-rabotal-s-pisatelem-evolyucziya-samoopisanij-yuriya-oleshi.html Гудкова, В. В.] Как официоз "работал" с писателем: Эволюция самоописаний Юрия Олеши / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 2004. — № 68. — С. 128–147.
*Гудкова, В. В. Как официоз "работал" с писателем: Эволюция самоописаний Юрия Олеши / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 2004. — № 68. — С. 128–147.
*Гудкова, В. В. Мечта о голосе [о пьесе «Список благодеяний»] / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 1999. — № 38. — С. 143–165
*Гудкова, В. В. Мечта о голосе [о пьесе «Список благодеяний»] / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 1999. — № 38. — С. 143–165
*Гудкова, В. В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний» : Опыт театральной археологии / Виолетта Гудкова. — Москва : Новое литературное обозрение, 2002. — 604 с. : ил., портр., факс. — (Научная библиотека).
*Гудкова, В. В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний» : Опыт театральной археологии / Виолетта Гудкова. — Москва : Новое литературное обозрение, 2002. — 604 с. : ил., портр., факс. — (Научная библиотека).
Строка 118: Строка 127:
*Куляпин, А. И. «Русский фатализм»: Стратегии жизнетворчества Ю. Олеши и М. Зощенко / Александр Куляпин // Культура и текст. — 2001. — № 6. — C. 112–116.
*Куляпин, А. И. «Русский фатализм»: Стратегии жизнетворчества Ю. Олеши и М. Зощенко / Александр Куляпин // Культура и текст. — 2001. — № 6. — C. 112–116.
*Куляпин, А. И. Творчество Ю. Олеши и психоанализ / Александр Куляпин // Проблемы межтекстовых связей. — Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997. — С. 102–108.
*Куляпин, А. И. Творчество Ю. Олеши и психоанализ / Александр Куляпин // Проблемы межтекстовых связей. — Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997. — С. 102–108.
*[https://magazines.gorky.media/ural/2008/12/drama-samootrecheniya.html Лейдерман, Н. Л.] Драма самоотречения: Юрий Олеша и его роман «Зависть» / Наум Лейдерман // Урал. — 2008. — № 12. — С. 237–252.
*Лейдерман, Н. Л. Драма самоотречения: Юрий Олеша и его роман «Зависть» / Наум Лейдерман // Урал. — 2008. — № 12. — С. 237–252.  
*Лекманов, О. А. О «страшной высоте», «черной карете», Осипе Мандельштаме и Юрии Олеше / Олег Лекманов // Русская речь. — 1998. — № 5. — С. 23–25.
*Липовецкий, М. Н.  Поэтика литературной сказки: (На материале рус. лит. 1920-1980-х гг.) / Марк Липовецкий. — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1992. — 184 с.
*Липовецкий, М. Н.  Поэтика литературной сказки: (На материале рус. лит. 1920-1980-х гг.) / Марк Липовецкий. — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1992. — 184 с.
*Липовецкий, М. Н. «Три толстяка» Ю. Олеши как романтическая сказка / Марк Липовецкий // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. — Свердловск :  Изд-во Урал.ун-та, 1990. — С. 60–69.
*Липовецкий, М. Н. «Три толстяка» Ю. Олеши как романтическая сказка / Марк Липовецкий // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. — Свердловск :  Изд-во Урал.ун-та, 1990. — С. 60–69.
Строка 142: Строка 150:
*Озерная, И. «Штучки» Ивана Бабичева в первых вариантах повести Юрия Олеши «Зависть» / Ирина Озерная // Литературная учеба. — 1989. — № 2. — С. 158–159.
*Озерная, И. «Штучки» Ивана Бабичева в первых вариантах повести Юрия Олеши «Зависть» / Ирина Озерная // Литературная учеба. — 1989. — № 2. — С. 158–159.
*Озерная, И. Король и сказочник : Очерк [о жизни и творчестве Ю.К.Олеши] / Ирина Озерная // Юность. — 2010. — № 4. — С. 9–16.  
*Озерная, И. Король и сказочник : Очерк [о жизни и творчестве Ю.К.Олеши] / Ирина Озерная // Юность. — 2010. — № 4. — С. 9–16.  
*[https://magazines.gorky.media/october/2013/6/pan-krul-ezhi-pershij.html Озерная, И.] Пан круль Ежи Перший: Посвящается памяти Андрея Андреевича Цывиса [польские корни родословной Ю. К. Олеши] / Ирина Озерная // Октябрь. — 2013. — № 6. — С. 142–155.
*Озерная, И. Пан круль Ежи Перший: Посвящается памяти Андрея Андреевича Цывиса [польские корни родословной Ю. К. Олеши] / Ирина Озерная // Октябрь. — 2013. — № 6. — С. 142–155.
*Озеров, Л. Человек–спектакль / Л. Озеров // Литературная Россия. — 1988. — 16 сент. — № 37. — С. 18–19.
*Озеров, Л. Человек–спектакль / Л. Озеров // Литературная Россия. — 1988. — 16 сент. — № 37. — С. 18–19.
*Панченко, И. Черновики Юрия Олеши: (К 100-летию со дня рождения Ю.К. Олеши) / И. Панченко // Новый журнал. — Нью-Йорк, 1999. — Кн. 216. — С. 155–176.
*Панченко, И. Черновики Юрия Олеши: (К 100-летию со дня рождения Ю.К. Олеши) / И. Панченко // Новый журнал. — Нью-Йорк, 1999. — Кн. 216. — С. 155–176.
Строка 154: Строка 162:
*Саморукова, И. В. О праздничности романа Ю. Олеши «Зависть» / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1989. — С. 126–139.
*Саморукова, И. В. О праздничности романа Ю. Олеши «Зависть» / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1989. — С. 126–139.
*Саморукова, И. В. Тема художника в творчестве Юрия Олеши (тридцатые годы) / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1990. — С. 117–133.
*Саморукова, И. В. Тема художника в творчестве Юрия Олеши (тридцатые годы) / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1990. — С. 117–133.
*[https://imwerden.de/publ-8135.html Сарнов, Б. М.] Бремя таланта: Портреты и памфлеты [об автобиографической прозе Ю. К. Олеши и др.]/ Бенедикт Сарнов. — Москва : Советский писатель, 1987. — 384 с., портр.
*Сарнов, Б. М. Бремя таланта: Портреты и памфлеты [об автобиографической прозе Ю. К. Олеши и др.]/ [[Сарнов Бенедикт Михайлович|Бенедикт Сарнов]]. — Москва : Советский писатель, 1987. — 384 с., портр.
*Семенихина, М. В. Прецедентные имена античной культуры в романе-сказке Ю. К. Олеши «Три Толстяка» // Романский коллегиум. — Вып. 1. — Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2007. — C. 100–107.
*Семенихина, М. В. Прецедентные имена античной культуры в романе-сказке Ю. К. Олеши «Три Толстяка» // Романский коллегиум. — Вып. 1. — Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2007. — C. 100–107.
*Скалон, Н. Р. Философские возможности "предметного" стиля: (Проза Ю.Олеши) / Н. Р. Скалон // Художественное творчество и взаимодействие литератур. — Алма-Ата : КазГУ, 1985. — С. 3–11.
*Скалон, Н. Р. Философские возможности "предметного" стиля: (Проза Ю.Олеши) / Н. Р. Скалон // Художественное творчество и взаимодействие литератур. — Алма-Ата : КазГУ, 1985. — С. 3–11.
*[https://magazines.gorky.media/zvezda/2012/8/roman-i-smena-epoh-zavist-yuriya-oleshi.html Смирнов, И.] Роман и смена эпох: «Зависть» Юрия Олеши / Игорь Смирнов // Звезда. — 2012. — № 8. — С. 211–222.  
*Смирнов, И. Роман и смена эпох: «Зависть» Юрия Олеши / Игорь Смирнов // Звезда. — 2012. — № 8. — С. 211–222.  
*Соколов, Р. Герои и мученики [о поэтике романа «Три толстяка»] / Р. Соколов // Северная Аврора. — 2013. — № 19. — С. 113–120.
*Соколов, Р. Герои и мученики [о поэтике романа «Три толстяка»] / Р. Соколов // Северная Аврора. — 2013. — № 19. — С. 113–120.
*Старшинов, Н. К. В Голицино, в былые годы [воспоминания о Ю. К. Олеше и Н. А. Заболоцком (50-60-е годы)] / Николай Старшинов // Юность. — 1988. — № 12. — С. 88–90.
*Старшинов, Н. К. В Голицино, в былые годы [воспоминания о Ю. К. Олеше и Н. А. Заболоцком (50-60-е годы)] / Николай Старшинов // Юность. — 1988. — № 12. — С. 88–90.
*[https://magazines.gorky.media/zvezda/2002/10/ostaetsya-tolko-metafora.html Сухих, И.] Остается только метафора: 1927. «Зависть» Ю. Олеши / Игорь Сухих // Звезда. — 2002. — № 10. — С. 222–231.
*Сухих, И. Остается только метафора: 1927. «Зависть» Ю. Олеши / Игорь Сухих // Звезда. — 2002. — № 10. — С. 222–231.
*Сычев, А. Видеть прекрасное [о раннем периоде творчества Ю. К. Олеши] / А. Сычев // Современная драматургия. — 1989. — № 4. — С. 236–239.
*Сычев, А. Видеть прекрасное [о раннем периоде творчества Ю. К. Олеши] / А. Сычев // Современная драматургия. — 1989. — № 4. — С. 236–239.
*Терехова, М. Н. Художественные особенности романа-сказки Ю. К. Олеши «Три Толстяка» / М. Н. Терехова // Русская сказка. История и теория жанра. сборник научных статей / [отв. ред. С. Н. Травников, Е. К. Петривняя]. — Москва : Гос. ин-т русcк. яз. им. А. С. Пушкина, 2009. — C. 123–129.
*Терехова, М. Н. Художественные особенности романа-сказки Ю. К. Олеши «Три Толстяка» / М. Н. Терехова // Русская сказка. История и теория жанра. сборник научных статей / [отв. ред. С. Н. Травников, Е. К. Петривняя]. — Москва : Гос. ин-т русcк. яз. им. А. С. Пушкина, 2009. — C. 123–129.
Строка 199: Строка 207:


==См. также==
==См. также==
 
*[[Богомолов Владимир Осипович]]
*[[Булычев Кир]]
*[[Булычев Кир]]
*[[Драгунский Виктор Юзефович]]
*[[Драгунский Виктор Юзефович]]
*[[Житков Борис Степанович]]
*[[Житков Борис Степанович]]
*[[Ильф Илья Арнольдович]]
*[[Каверин Вениамин Александрович]]
*[[Каверин Вениамин Александрович]]
*[[Кассиль Лев Абрамович]]
*[[Кассиль Лев Абрамович]]
*[[Носов Николай Николаевич]]
*[[Яковлев Юрий Яковлевич]]
*[[Яковлев Юрий Яковлевич]]


[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]