46 056
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| (не показана 21 промежуточная версия 2 участников) | |||
| Строка 7: | Строка 7: | ||
|Дата рождения = 30.09.1933 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | |Дата рождения = 30.09.1933 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | ||
|Место рождения = г. Днепропетровск | |Место рождения = г. Днепропетровск | ||
|Дата смерти = | |Дата смерти = 27.05.2023 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 --> | ||
|Место смерти = | |Место смерти = Нью-Йорк | ||
|Период творчества = | |Период творчества = | ||
|Гражданство = СССР, США | |Гражданство = СССР, США | ||
|Род деятельности = художник | |Род деятельности = художник | ||
|Жанр = | |Жанр = | ||
|Язык произведений = | |Язык произведений = русский, английский | ||
|Премии = | |Премии = | ||
|Награды = | |Награды = | ||
| Строка 25: | Строка 25: | ||
Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 г. в Днепропетровске. Рос в простой семье. Отец, Иосиф Бенционович Кабаков, был слесарем. Мать, Белла Юделевна Солодухина, работала бухгалтером. С началом войны в 1941 году семья отправилась в эвакуацию в Самарканд. Склонность к рисованию у мальчика наблюдалась с детства. В Самарканде он поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которого также находились в эвакуации. Здесь Кабаков получил базовое художественное образование, благодаря чему в 1945 году он поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Жизнь в интернате при школе не была особо приветливой. Спасением, по воспоминаниям художника, были книги и посещение музеев. | Илья Кабаков родился 30 сентября 1933 г. в Днепропетровске. Рос в простой семье. Отец, Иосиф Бенционович Кабаков, был слесарем. Мать, Белла Юделевна Солодухина, работала бухгалтером. С началом войны в 1941 году семья отправилась в эвакуацию в Самарканд. Склонность к рисованию у мальчика наблюдалась с детства. В Самарканде он поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, преподаватели и ученики которого также находились в эвакуации. Здесь Кабаков получил базовое художественное образование, благодаря чему в 1945 году он поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Жизнь в интернате при школе не была особо приветливой. Спасением, по воспоминаниям художника, были книги и посещение музеев. | ||
После окончания школы Кабаков поступил на кафедру графики Суриковского института, где руководителем «мастерской книги» был профессор Борис Дехтерев. Борис Александрович был художником широкого диапазона. Он оформлял книги писателей-соцреалистов, занимался иллюстрированием мировой и отечественной классики, и вместе с тем был главным художником издательства «Детская литература». «Школу Дехтерева» прошли многие книжные иллюстраторы послевоенного периода. Так, одновременно с Кабаковым на графическом отделении учились Эрик Булатов и Олег Васильев, дружба с которыми сохранится на всю жизнь. Дипломным проектом художника стало иллюстрирование романа Шолом-Алейхема «Блуждающая звезда». | |||
Начиная с 1956 года, художник начал активно сотрудничать с издательствами «Детская литература» и «Малыш». Первой работой стала книга Николая Лупсякова «Зеленая чернильница», которая была проиллюстрирована совместно с Кириллом Соколовым. С этого времени с иллюстрациями Кабакова выходят по восемь книжек в год. Параллельно с работой над книгами художник занимался оформлением журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Этапными для этого периода стали иллюстрирование книг Бориса Олевского «Ося и его друзья», Евгения Пермяка «Как человек покорил море», Владимира Лифшица «Взлетная дорожка». | После окончания школы Кабаков поступил на кафедру графики Суриковского института, где руководителем «мастерской книги» был профессор Борис Дехтерев. Борис Александрович был художником широкого диапазона. Он оформлял книги писателей-соцреалистов, занимался иллюстрированием мировой и отечественной классики, и вместе с тем был главным художником издательства «Детская литература». «Школу Дехтерева» прошли многие книжные иллюстраторы послевоенного периода. Так, одновременно с Кабаковым на графическом отделении учились [[Булатов Эрик Владимирович|Эрик Булатов]] и Олег Васильев, дружба с которыми сохранится на всю жизнь. Дипломным проектом художника стало иллюстрирование романа Шолом-Алейхема «Блуждающая звезда». | ||
Значительное воздействие на творческое становление художника оказала встреча с Владимиром Конашевичем, которого сам Кабаков называл «отцом иллюстрации». Говоря об их совместной работе, Кабаков вспоминал: | |||
[[Файл:Kabakov.jpg|290px|thumb|Илья Кабаков / Всё о нём (Ответы экспериментальной группы), 1970-1971 / Третьяковская галерея]] | |||
Начиная с 1956 года, художник начал активно сотрудничать с издательствами [[Детская литература (издательство)|«Детская литература»]] и «Малыш». Первой работой стала книга Николая Лупсякова «Зеленая чернильница», которая была проиллюстрирована совместно с Кириллом Соколовым. С этого времени с иллюстрациями Кабакова выходят по восемь книжек в год. Параллельно с работой над книгами художник занимался оформлением журналов «Малыш», [[Мурзилка|«Мурзилка»]], «Веселые картинки». Этапными для этого периода стали иллюстрирование книг Бориса Олевского «Ося и его друзья», [[Пермяк Евгений Андреевич|Евгения Пермяка]] «Как человек покорил море», Владимира Лифшица «Взлетная дорожка». | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Илья Кабаков"> | |||
Файл:Ilya-Kabakov (1).jpg|Поезд стихов : из зарубежной поэзии для детей / рис. Илья Кабаков, 1974 | |||
Файл:Ilya-Kabakov (2).jpg|Поезд стихов / рис. Илья Кабаков | |||
Файл:Ilya-Kabakov (3).jpg|Поезд стихов / рис. Илья Кабаков | |||
Файл:Ilya-Kabakov (4).jpg|Поезд стихов / рис. Илья Кабаков | |||
</gallery></center> | |||
Значительное воздействие на творческое становление художника оказала встреча с [[Конашевич Владимир Михайлович|Владимиром Конашевичем]], которого сам Кабаков называл «отцом иллюстрации». Говоря об их совместной работе, Кабаков вспоминал: | |||
{{цитата|автор=Илья Кабаков|Когда в издательстве возникала ситуация и срочно нужно было сделать нечто, связанное с иллюстрациями Конашевича, мне могли позвонить и предложить участие в такого рода книге, возможно, даже сделать обложку. Так была сделана обложка к «Чудо-дереву» [[Чуковский Корней Иванович|Корнея Чуковского]]: обложка была сделана мной, а большая часть иллюстраций принадлежала Конашевичу.}} | |||
К технике мельчайшей прорисовки, которая активно применялась Владимиром Михайловичем в работе, Кабаков в иллюстрациях возвращался множество раз. | |||
С конца 50-х годов Кабаков занимался собственным творчеством. Этому способствовало общение с кругом художников-авангардистов. Важным стало знакомство с одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет» Робертом Фальком, который оказал влияние не только на поиск своего стиля, но и на миропонимание художника. В 1962 году в издательстве «Детгиз» произошла встреча с художником-сюрреалистом Юло Соостером, с которым в дальнейшем Кабаков делил мастерскую. Постепенно Кабаков становится значительным представителем «второго русского авангарда». | С конца 50-х годов Кабаков занимался собственным творчеством. Этому способствовало общение с кругом художников-авангардистов. Важным стало знакомство с одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет» Робертом Фальком, который оказал влияние не только на поиск своего стиля, но и на миропонимание художника. В 1962 году в издательстве «Детгиз» произошла встреча с художником-сюрреалистом Юло Соостером, с которым в дальнейшем Кабаков делил мастерскую. Постепенно Кабаков становится значительным представителем «второго русского авангарда». | ||
Так как в советское время подпольное искусство не могло быть источником заработка, то иллюстрации давали возможность прокормиться и сосредоточиться на собственном творчестве. К примеру, Кабаков долгое время занимался книгами Евгения Мара, работу над которыми в дальнейшем считал поденщиной. Художник вспоминал: | |||
Илья Кабаков — художник бесконечного поиска. На протяжении всего творческого пути он осваивал передовые языки в искусстве и придумывал новые направления. В сотрудничестве с Виктором Пивоваровым им были придуманы альбомы — произведения небольшого формата, в которых текст является важнейшим элементом изображения. В начале 1970-х годов Кабаков стоял у истоков московского концептуализма. Это художественное течение объединило многих представителей неофициальной культуры. В группу входили Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Эрик Булатов… Со временем Кабаков отошел от живописи. С 1980-х годов он практически полностью переключился на занятия инсталляцией. Если на первых этапах художник мифологизировал коммунальный быт советского человека, то в дальнейшем инсталляции Кабакова посвящены осмыслению философских и мировоззренческих вопросов. Подобные арт-объекты Кабаков назовет «тотальной инсталляцией». Это объемные, эклектичные произведения, существующие на стыке многих видов искусств. Цель «тотальной инсталляции» — полное растворение зрителя в созданном художником пространстве. | |||
Сегодня Илья Кабаков — признанный классик искусства ХХ века, выставки которого проходят по всему миру. В 2008 году работа Кабакова «Жук» стала самым дорогим произведением русского художника, проданного на аукционе. Хотя книжной иллюстрацией Илья Иосифович сегодня не занимается, но графические образы встречаются на его картинах и в инсталляциях. Жена и соавтор художника, Эмилия Кабакова, размышляет следующим образом: | <center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Илья Кабаков"> | ||
Файл:Ilya-Kabakov (5).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972 | |||
Файл:Ilya-Kabakov (6).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972 | |||
Файл:Ilya-Kabakov (7).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972 | |||
Файл:Ilya-Kabakov (8).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972 | |||
</gallery></center> | |||
Так как в советское время подпольное искусство не могло быть источником заработка, то иллюстрации давали возможность прокормиться и сосредоточиться на собственном творчестве. К примеру, Кабаков долгое время занимался книгами Евгения Мара, работу над которыми в дальнейшем считал поденщиной. Художник вспоминал: | |||
{{цитата|автор=Илья Кабаков|В 1960-х годах была такая тенденция — воспитывать ребенка не только на волшебных сказках или повседневных впечатлениях, но подготавливать его к будущей трудовой деятельности. Для этого было необходимо разъяснить, что из чего сделано, дать основы понимания форм материальной культуры, рассказать о мире технологий, химии и так далее. В книге, темой которой стали предметы, сделанные из дерева, необходимо было найти такую форму, чтобы содержание стало доступным для маленького ребенка. Используя эту ситуацию в своих интересах, я все иллюстрации сделал как бы в технике деревянной резьбы.}} | |||
Параллельно с работой над книгами в жизни художника начались первые групповые выставки в СССР и за рубежом. | |||
Илья Кабаков — художник бесконечного поиска. На протяжении всего творческого пути он осваивал передовые языки в искусстве и придумывал новые направления. В сотрудничестве с [[Пивоваров Виктор Дмитриевич|Виктором Пивоваровым]] им были придуманы альбомы — произведения небольшого формата, в которых текст является важнейшим элементом изображения. В начале 1970-х годов Кабаков стоял у истоков московского концептуализма. Это художественное течение объединило многих представителей неофициальной культуры. В группу входили Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Эрик Булатов… Со временем Кабаков отошел от живописи. | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Илья Кабаков"> | |||
Файл:YUrij-Korinec (20).jpg|Туесок / [[Коринец Юрий Иосифович|Ю. И. Коринец]] ; рис. И. Кабаков, 1959 | |||
Файл:Ilya-Kabakov (9).jpg|Забавные гости / Джаудат Файзи ; рис. Илья Кабаков, 1968 | |||
Файл:YAn-Bzhekhva (3).jpg|Академия пана Кляксы / [[Бжехва Ян|Ян Бжехва]]; иллюстрации И. Кабакова | |||
Файл:Markusha-Anatolij (3).jpg|А Б В / [[Маркуша Анатолий Маркович|А. М. Маркуша]] ; худож. И. Кабаков, 1971 | |||
</gallery></center> | |||
С 1980-х годов он практически полностью переключился на занятия инсталляцией. Если на первых этапах художник мифологизировал коммунальный быт советского человека, то в дальнейшем инсталляции Кабакова посвящены осмыслению философских и мировоззренческих вопросов. Подобные арт-объекты Кабаков назовет «тотальной инсталляцией». Это объемные, эклектичные произведения, существующие на стыке многих видов искусств. Цель «тотальной инсталляции» — полное растворение зрителя в созданном художником пространстве. | |||
Сегодня Илья Кабаков — признанный классик искусства ХХ века, выставки которого проходят по всему миру. В 2008 году работа Кабакова «Жук» стала самым дорогим произведением русского художника, проданного на аукционе. | |||
Хотя книжной иллюстрацией Илья Иосифович сегодня не занимается, но графические образы встречаются на его картинах и в инсталляциях. Жена и соавтор художника, Эмилия Кабакова, размышляет следующим образом: | |||
{{цитата|автор=Эмилия Кабакова|Повлияли ли детские книги на последующее творчество Ильи Кабакова? Можно сказать и так, но и в каждой иллюстрации к любой его книге присутствует театральность. Сознание визуального художника визуально по своей сути. Его память, его подсознание хранят множество образов.}} | |||
==Илья Кабаков / Книги с иллюстрациями== | ==Илья Кабаков / Книги с иллюстрациями== | ||
*Аксельрод, Е. Гуляла вьюга по Москве / Е. Аксельрод ; рис. И. Кабакова. — Москва : Детская литература, 1965. — 16 с. : ил. | *Аксельрод, Е. Гуляла вьюга по Москве / Е. Аксельрод ; рис. И. Кабакова. — Москва : Детская литература, 1965. — 16 с. : ил. | ||
*Аргези, Т. Из книги игрушек / Т. Аргези ; худож. И. Кабаков. — Москва : Детская литература, 1968. — 62 с. : ил. | *Аргези, Т. Из книги игрушек / Т. Аргези ; худож. И. Кабаков. — Москва : Детская литература, 1968. — 62 с. : ил. | ||
*Балл Г. Зобенька и серебряный колокольчик / Георгий Балл ; рис. И. Кабакова. — Москва : Детская литература, 1969. — 16 с. : ил. | *Балл Г. Зобенька и серебряный колокольчик / [[Балл Георгий Александрович|Георгий Балл]] ; рис. И. Кабакова. — Москва : Детская литература, 1969. — 16 с. : ил. | ||
*Балл, Г. Солнечные прятки / Георгий Балл ; рис. И. Кабакова. — Москва : Детская литература, 1985. — 160 с. : ил. | *Балл, Г. Солнечные прятки / Георгий Балл ; рис. И. Кабакова. — Москва : Детская литература, 1985. — 160 с. : ил. | ||
*Барри, Дж. М. Питер Пэн и Венди : повесть-сказка / Дж. М. Барри ; рис. И. Кабакова ; [перевод с английского Н. Демуровой ; под редакцией М. Лорие ; стихи в переводе Д. Орловской]. — Москва : Детская литература, 1968. — 160 с. : ил. | *Барри, Дж. М. Питер Пэн и Венди : повесть-сказка / Дж. М. Барри ; рис. И. Кабакова ; [перевод с английского Н. Демуровой ; под редакцией М. Лорие ; стихи в переводе Д. Орловской]. — Москва : Детская литература, 1968. — 160 с. : ил. | ||
| Строка 101: | Строка 153: | ||
*Шибаев, А. Стихи играют в прятки / сочинил загадки А. А. Шибаев ; худож. И. Кабаков. — Ленинград : Детская литература, 1975. — 28 с. : ил. | *Шибаев, А. Стихи играют в прятки / сочинил загадки А. А. Шибаев ; худож. И. Кабаков. — Ленинград : Детская литература, 1975. — 28 с. : ил. | ||
*Юрмин, Г. Гонцы-скороходы / Г. А. Юрмин ; худож. О. Васильев, И. Кабаков. — Москва : Детский мир, 1961. — 95 с. | *Юрмин, Г. Гонцы-скороходы / Г. А. Юрмин ; худож. О. Васильев, И. Кабаков. — Москва : Детский мир, 1961. — 95 с. | ||
==Илья Кабаков /Книги== | ==Илья Кабаков /Книги== | ||
| Строка 113: | Строка 165: | ||
*Стихи и сказки в рисунках / Е. Аксельрод, Е. Пермяк, И. Пивоваров, И. Токмакова, Шарль Перро ; ил. И. Кабакова. — Москва : Издательство АСТ, 2018. — 192 с. : ил. — (100 лучших художников детям). | *Стихи и сказки в рисунках / Е. Аксельрод, Е. Пермяк, И. Пивоваров, И. Токмакова, Шарль Перро ; ил. И. Кабакова. — Москва : Издательство АСТ, 2018. — 192 с. : ил. — (100 лучших художников детям). | ||
*По дорогам сказки. Книжная графика Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных собраний и собраний ГМИИ им. А. С. Пушкина / сост. А. Ю. Чудецкая. — Москва : Арт-Волхонка, 2015. — 120 с. : ил. | *По дорогам сказки. Книжная графика Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных собраний и собраний ГМИИ им. А. С. Пушкина / сост. А. Ю. Чудецкая. — Москва : Арт-Волхонка, 2015. — 120 с. : ил. | ||
* | *Илья Кабаков и его вселенная: как устроен мир главного российского художника. — Текст : электронный // Афиша Daily : сайт. | ||
* | *Илья Кабаков. Мир как тотальная инсталляция. — Текст : электронный // Артхив : сайт. | ||
* | *Ilya & Emilia Kabakov. — Текст : электронный // Сайт о жизни и творчестве Ильи и Эмилии Кабаковых. | ||
==Илья Кабаков / Выставки== | ==Илья Кабаков / Выставки== | ||
| Строка 170: | Строка 222: | ||
*2015 — Награда за выдающиеся достижения в области искусства, Ассоциация оценщиков Америки, Inc., Нью-Йорк, США. | *2015 — Награда за выдающиеся достижения в области искусства, Ассоциация оценщиков Америки, Inc., Нью-Йорк, США. | ||
*2020 — Гран-при, Остенская биеннале рисунков, Скопье 2020, Македония. | *2020 — Гран-при, Остенская биеннале рисунков, Скопье 2020, Македония. | ||
[[Category:Писатели]] | |||
[[Category:Иллюстраторы]] | |||