Барто Павел Николаевич: различия между версиями

 
(не показано 10 промежуточных версий 2 участников)
Строка 18: Строка 18:
|Сайт                        =  <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org -->
|Сайт                        =  <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org -->
|Срок авторских прав          =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 -->
|Срок авторских прав          =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 -->
|Автограф                    =   <!-- впишите название файла например - |Автограф =Sergej Aksakov Aftograf.jpg -->
|Автограф                    = Pavel-Barto-Avtograf.jpg  <!-- впишите название файла например - |Автограф =Sergej Aksakov Aftograf.jpg -->
}}
}}
__FORCETOC__
__FORCETOC__
Строка 38: Строка 38:
В жизни будущего поэта биология занимала немало места, но это было не единственное его увлечение. В начале 1920-х годов Павел Барто добровольно пошел служить во флот, был военным моряком, а по возвращении посещал хореографическое училище, организованное его тетей Лидией Нелидовой. Сестры отца Павла, Екатерина Барто и Лидия Лупандина (сценический псевдоним — Нелидова), были известными балеринами. После ухода со сцены Лидия Ричардовна создала первую в Москве балетную школу и стала автором нескольких серьезных книг по теории танца и этике балета, причем проработала многие затронутые ею вопросы на совершенно новом для тех времен, необыкновенно серьезном уровне. Возможно, занятия балетом и музыкой сыграли свою роль в том, что многие стихи Павла Барто легко «перенимают» ритмы голосов и движений птиц.
В жизни будущего поэта биология занимала немало места, но это было не единственное его увлечение. В начале 1920-х годов Павел Барто добровольно пошел служить во флот, был военным моряком, а по возвращении посещал хореографическое училище, организованное его тетей Лидией Нелидовой. Сестры отца Павла, Екатерина Барто и Лидия Лупандина (сценический псевдоним — Нелидова), были известными балеринами. После ухода со сцены Лидия Ричардовна создала первую в Москве балетную школу и стала автором нескольких серьезных книг по теории танца и этике балета, причем проработала многие затронутые ею вопросы на совершенно новом для тех времен, необыкновенно серьезном уровне. Возможно, занятия балетом и музыкой сыграли свою роль в том, что многие стихи Павла Барто легко «перенимают» ритмы голосов и движений птиц.


В балетной школе Павел Николаевич встретил свою будущую жену Агнию Волову, в замужестве Агнию Барто. В 1925 году Агния, будущий классик советской детской литературы, издала свои первые книги уже под этой фамилией.
В балетной школе Павел Николаевич встретил свою будущую жену Агнию Волову, в замужестве [[Барто Агния Львовна|Агнию Барто]]. В 1925 году Агния, будущий классик советской детской литературы, издала свои первые книги уже под этой фамилией.
В 1926 году дебютировал как детский писатель и П. Н. Барто. Его первая книжка с забавным названием «Толстуха куцая» — это история о том, как три мальчика нашли в огороде жабу, поселили ее у себя дома и начали изучать ее привычки. В рассказе отразилось увлечение братьев Барто террариумистикой, но его действующие лица — не городские дети из интеллигентной среды, а деревенские ребятишки. Они решили устроить «живой уголок, как в городе» и вскоре поняли, что распространенное в то время среди необразованных людей негативное отношение к жабам несправедливо. Автор «приблизил» своих героев к сельским читателям, и это с большей вероятностью позволяло убедить ребят из малограмотных, суеверных семей в том, что жабы — беззащитные и полезные животные, которые к тому же могут быть интересными домашними питомцами.
В 1926 году дебютировал как детский писатель и П. Н. Барто. Его первая книжка с забавным названием «Толстуха куцая» — это история о том, как три мальчика нашли в огороде жабу, поселили ее у себя дома и начали изучать ее привычки. В рассказе отразилось увлечение братьев Барто террариумистикой, но его действующие лица — не городские дети из интеллигентной среды, а деревенские ребятишки. Они решили устроить «живой уголок, как в городе» и вскоре поняли, что распространенное в то время среди необразованных людей негативное отношение к жабам несправедливо. Автор «приблизил» своих героев к сельским читателям, и это с большей вероятностью позволяло убедить ребят из малограмотных, суеверных семей в том, что жабы — беззащитные и полезные животные, которые к тому же могут быть интересными домашними питомцами.


Строка 69: Строка 69:
В 1950-е годы Павел Николаевич публиковал свои стихотворения в газете «Пионерская правда». В основном они касались «птичьей» тематики. На Всесоюзной орнитологической конференции в 1959 году П. Н. Барто впервые услышал магнитофонные записи пения птиц. Ранее из-за несовершенства звукозаписывающих устройств орнитологи передавали звуки, которые издают птицы, с помощью нот или звукоподражательных слов, что существенно затрудняло определение видов птиц и границ их ареала. После конференции Барто предложил студии звукозаписи выпустить серию пластинок «Голоса птиц в природе», которая впоследствии стала очень известной и популярной.
В 1950-е годы Павел Николаевич публиковал свои стихотворения в газете «Пионерская правда». В основном они касались «птичьей» тематики. На Всесоюзной орнитологической конференции в 1959 году П. Н. Барто впервые услышал магнитофонные записи пения птиц. Ранее из-за несовершенства звукозаписывающих устройств орнитологи передавали звуки, которые издают птицы, с помощью нот или звукоподражательных слов, что существенно затрудняло определение видов птиц и границ их ареала. После конференции Барто предложил студии звукозаписи выпустить серию пластинок «Голоса птиц в природе», которая впоследствии стала очень известной и популярной.


В 1960 году П. Н. Барто был уволен в запас в звании капитана, затем прожил несколько лет в украинском городе Львове. Уже в 1961 году вышла новая книга стихов Павла Барто «Птичьи разговоры» с иллюстрациями Е. М. Рачёва. В шестнадцати стихотворениях поэт рассказал о семнадцати видах птиц — об их внешности, голосе и повадках. Эта книга выдержала несколько изданий, постоянно дополнялась короткими и содержательными стихотворными рассказами о новых персонажах. С этого времени выходят наиболее известные его книги «Птичьи разговоры» (1974), «Птичий хоровод» (1976), «О чём поют птицы» (1981), «Пусть поют птицы» (1985). Книги Павла Барто иллюстрировали замечательные художники-анималисты Н. Чарушин, Е. Рачёв, Г. Никольский, В. Федотов.
В 1960 году П. Н. Барто был уволен в запас в звании капитана, затем прожил несколько лет в украинском городе Львове. Уже в 1961 году вышла новая книга стихов Павла Барто «Птичьи разговоры» с иллюстрациями [[Рачёв Евгений Михайлович|Е. М. Рачёва]]. В шестнадцати стихотворениях поэт рассказал о семнадцати видах птиц — об их внешности, голосе и повадках. Эта книга выдержала несколько изданий, постоянно дополнялась короткими и содержательными стихотворными рассказами о новых персонажах. С этого времени выходят наиболее известные его книги «Птичьи разговоры» (1974), «Птичий хоровод» (1976), «О чём поют птицы» (1981), «Пусть поют птицы» (1985). Книги Павла Барто иллюстрировали замечательные художники-анималисты Н. Чарушин, Е. Рачёв, Г. Никольский, В. Федотов.
После 1960 года детские издания продолжали печатать произведения П. Н. Барто, преимущественно его стихи о птицах. В апрельском номере журнала «Юный натуралист» за 1979 год опубликован прозаический рассказ «Внуки Борца и Плаксы», в котором Павел Николаевич продолжил тему животных-литературных героев из Московского зоопарка.
После 1960 года детские издания продолжали печатать произведения П. Н. Барто, преимущественно его стихи о птицах. В апрельском номере журнала «Юный натуралист» за 1979 год опубликован прозаический рассказ «Внуки Борца и Плаксы», в котором Павел Николаевич продолжил тему животных-литературных героев из Московского зоопарка.


Строка 98: Строка 98:
==Павел Барто / Книги==
==Павел Барто / Книги==


*Барто, П. Н. Толстуха куцая / Павел Барто. — Москва : Государственное издательство, 1926. — 18 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].  
*Барто, П. Н. Толстуха куцая / Павел Барто. — Москва : Государственное издательство, 1926. — 18 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]].  


*Барто, П. Н. Гришкины игрушки / Павел Барто ; рис. А. Могилевского. — Москва : Государственное издательство, 1927. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].  
*Барто, П. Н. Гришкины игрушки / Павел Барто ; рис. А. Могилевского. — Москва : Государственное издательство, 1927. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].  
Строка 130: Строка 130:
*Барто, П. Н. Поход за змеями / Павел Барто ; рис. Г. Е. Никольского. — Москва [и др.] : ЦК ВЛКСМ Издательство детской литературы, 1936. — 69 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
*Барто, П. Н. Поход за змеями / Павел Барто ; рис. Г. Е. Никольского. — Москва [и др.] : ЦК ВЛКСМ Издательство детской литературы, 1936. — 69 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].


*Девочка-рёвушка / А. и П. Барто ; худож. А. Каневский. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
*Девочка-рёвушка / А. и П. Барто ; худож. [[Каневский Аминадав Моисеевич|А. Каневский]]. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1936. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].


*Девочка чумазая / А. и П. Барто ; рис. А. Боровской. — 6-е изд. — Москва : Детиздат, 1936. — 11 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
*Девочка чумазая / А. и П. Барто ; рис. А. Боровской. — 6-е изд. — Москва : Детиздат, 1936. — 11 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
Строка 158: Строка 158:
*Барто, П. Н. Птичьи разговоры : [стихи] / Павел Барто ; рис. В. Федотова. — Москва : Малыш, 1974. — 24 с. : ил.
*Барто, П. Н. Птичьи разговоры : [стихи] / Павел Барто ; рис. В. Федотова. — Москва : Малыш, 1974. — 24 с. : ил.


*Барто, П. Н. Птичий хоровод : [стихи] / Павел Барто ; предисл. В. Приходько ; рис. Н. Чарушина. — Москва : Детская литература, 1976. — 79 с. : ил.
*Барто, П. Н. Птичий хоровод : [стихи] / Павел Барто ; предисл. [[Приходько Владимир Александрович|В. Приходько]] ; рис. Н. Чарушина. — Москва : Детская литература, 1976. — 79 с. : ил.


*Барто, П. Н. О чём поют птицы : [стихи] / П. Н. Барто ; предисл. Р. Казакова ; рис. Н. Чарушин. — Москва : Детская литература, 1981. — 95 с. : ил.
*Барто, П. Н. О чём поют птицы : [стихи] / П. Н. Барто ; предисл. Р. Казакова ; рис. Н. Чарушин. — Москва : Детская литература, 1981. — 95 с. : ил.
Строка 180: Строка 180:
*Барто, П. Н. Птичьи разговоры : [стихи] / Павел Барто ; рисунки Е. Рачёва. — Москва : Мелик-Пашаев, 2016. — 16 с. : ил.
*Барто, П. Н. Птичьи разговоры : [стихи] / Павел Барто ; рисунки Е. Рачёва. — Москва : Мелик-Пашаев, 2016. — 16 с. : ил.


==Павел Барто / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Павел Барто / Книги в НЭБ.Дети==


*Барто П. Н. Толстуха куцая / Павел Барто. — Москва : Государственное издательство, 1926. — Текст : электронный.
*Барто П. Н. Толстуха куцая / Павел Барто. — Москва : Государственное издательство, 1926. — Текст : электронный.
Строка 225: Строка 225:


*Барто, П. Из дневников и стихотворений разных лет / предисловие к публикации Л. Озеров // Детская литература. — 1984. — № 2. — С. 34–36.
*Барто, П. Из дневников и стихотворений разных лет / предисловие к публикации Л. Озеров // Детская литература. — 1984. — № 2. — С. 34–36.
*[https://libking.ru/books/adv-/adventure/662483-7-eleonora-mandalyan-zigzagi-sudby.html#book Элеонора Мандалян. Зигзаги судьбы :] [о книге Э. Мандалян о П. Н. Барто].
*[https://www.geni.com/people/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB-%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE/4996416300420135076 Павел Николаевич Барто :] сайт.
*[http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/Sborniki/Commentarii%20litterarum/21_%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0.PDF Балина, М. Р. Об оторванных лапах, забытых игрушках и эмоциональном взрослении в поэзии Агнии Барто.] — Текст : электронный // Электронные публикации института русской литературы : сайт.
*[http://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/pavel-nikolaevich-barto О. Артемий, Павел Николаевич Барто] — Текст : электронный // Единый ресурс русскоязычных литературных журналов и альманахов «Журнальный мир». Парус. — 2017. — № 11.
*[http://old.old.imli.ru/litnasledstvo/Tom%2078-1/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%2078-1_41_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2.pdf Панов, Н. Мы сражались на борту «Краснофлотца» :] сайт.
*[http://guppyclub-mkat.ru/plugins/content/content.php?content.16 Московские вуалевые гуппи : Гуппи России :] сайт.
[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]

Навигация