46 013
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| (не показано 11 промежуточных версий 2 участников) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
{{#seo: | |||
|title=Журнал «Галчонок» — ПроДетЛит | |||
|title_mode=replace | |||
|keywords=Журнал, Галчонок, Галченокъ, ПроДетЛит, prodetlit | |||
|description=«Галчонок» (в дореволюционной орфографии «Галченокъ») — детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1911–1913 годах. Был осуществлен на типографской и редакционной базе знаменитого сатирического и юмористического журнала «Сатирикон». История, иллюстрации. | |||
|image=Radakov-Aleksej (4).jpg | |||
|image_alt=Журнал «Галчонок» | |||
}} | |||
'''Журнал «Галчонок»''' (в дореволюционной орфографии «Галченокъ») — детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1911–1913 годах. Был осуществлен на типографской и редакционной базе знаменитого сатирического и юмористического журнала «Сатирикон», одним из создателей и первым главным редактором которого был [[Радаков Алексей Александрович|Алексей Александрович Радаков]] (1879–1942), художник-карикатурист, иллюстратор, плакатист, мультипликатор, сценограф и поэт. Когда владелец и издатель «Сатирикона» М. Г. Корнфельд предложил А. А. Радакову придумать и возглавить журнал для детей, который был бы столь же популярным, как «Сатирикон», тот согласился. | '''Журнал «Галчонок»''' (в дореволюционной орфографии «Галченокъ») — детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1911–1913 годах. Был осуществлен на типографской и редакционной базе знаменитого сатирического и юмористического журнала «Сатирикон», одним из создателей и первым главным редактором которого был [[Радаков Алексей Александрович|Алексей Александрович Радаков]] (1879–1942), художник-карикатурист, иллюстратор, плакатист, мультипликатор, сценограф и поэт. Когда владелец и издатель «Сатирикона» М. Г. Корнфельд предложил А. А. Радакову придумать и возглавить журнал для детей, который был бы столь же популярным, как «Сатирикон», тот согласился. | ||
[[Файл:Radakov-Aleksej (4).jpg|290px|thumb|Журнал «Галчонок»]] | [[Файл:Radakov-Aleksej (4).jpg|290px|thumb|Журнал «Галчонок»]] | ||
| Строка 4: | Строка 12: | ||
Каким должен быть новый журнал, Радаков не знал, но в одном был убеждён: необходимо создать нечто противоположное «Задушевному слову», «Проталинке», «Светлячку» и великому множеству подобных изданий, выпускавшихся в то время. Эти журналы, считал Радаков, скучны, назидательны, лишены даже намёка на юмор и никогда не обсуждают с юным читателем проблемы, волнующие общество, в том числе социальные. Но больше всего возмущало Радакова полное непонимание редакторами этих изданий особенностей детской психологии и дилетантизм большинства авторов. «Издатели, — вспоминал он, — <…> брали рисунки из заграничных журналов, вставляли их в подходящее место текста, а если текст не подходил, писатель вставлял в свой рассказ соответствующий текст. Считалось, что для детей всякий может писать. В результате появилось бесконечное количество девиц и почтенных дам, которые от скуки кропали немудреные стишонки и слезливо-нравоучительные рассказики в разные журнальчики». | Каким должен быть новый журнал, Радаков не знал, но в одном был убеждён: необходимо создать нечто противоположное «Задушевному слову», «Проталинке», «Светлячку» и великому множеству подобных изданий, выпускавшихся в то время. Эти журналы, считал Радаков, скучны, назидательны, лишены даже намёка на юмор и никогда не обсуждают с юным читателем проблемы, волнующие общество, в том числе социальные. Но больше всего возмущало Радакова полное непонимание редакторами этих изданий особенностей детской психологии и дилетантизм большинства авторов. «Издатели, — вспоминал он, — <…> брали рисунки из заграничных журналов, вставляли их в подходящее место текста, а если текст не подходил, писатель вставлял в свой рассказ соответствующий текст. Считалось, что для детей всякий может писать. В результате появилось бесконечное количество девиц и почтенных дам, которые от скуки кропали немудреные стишонки и слезливо-нравоучительные рассказики в разные журнальчики». | ||
Радаков тщательно подготовился к новому проекту. Он собрал группу единомышленников из числа коллег-«сатириконцев» и вместе они определили читателя будущего журнала — «гимназиста начальных классов». Изучались итальянские, французские, немецкие журналы для детей («Mon. Journal», «St.-Nicolas», «Qui lit rit», «Primavera», «Gorriere dei Piccoli» и др.), купленные Радаковым во время поездок в Европу, а также рукописные журналы и альбомы гимназистов, что помогло найти верный тон журнала. Кроме того, Радаков заручился поддержкой замечательных писателей и художников, среди которых были [[Куприн Александр Иванович|А. Куприн]], М. Горький, А. Н. Толстой, А. Бенуа, В. Белкин, И. Билибин, Ре-Ми… Но прежде всего была сформулирована идея принципиально нового для России детского периодического издания, которая, в сущности, заключалась в противостоянии назойливо морализующей, тяжеловесной литературе для детей и царящей в учебных заведениях схоластике и рутине. | Радаков тщательно подготовился к новому проекту. Он собрал группу единомышленников из числа коллег-«сатириконцев» и вместе они определили читателя будущего журнала — «гимназиста начальных классов». Изучались итальянские, французские, немецкие журналы для детей («Mon. Journal», «St.-Nicolas», «Qui lit rit», «Primavera», «Gorriere dei Piccoli» и др.), купленные Радаковым во время поездок в Европу, а также рукописные журналы и альбомы гимназистов, что помогло найти верный тон журнала. Кроме того, Радаков заручился поддержкой замечательных писателей и художников, среди которых были [[Куприн Александр Иванович|А. Куприн]], М. Горький, [[Толстой Алексей Николаевич|А. Н. Толстой]], А. Бенуа, В. Белкин, И. Билибин, Ре-Ми… Но прежде всего была сформулирована идея принципиально нового для России детского периодического издания, которая, в сущности, заключалась в противостоянии назойливо морализующей, тяжеловесной литературе для детей и царящей в учебных заведениях схоластике и рутине. | ||
Первый номер «Галчонка» увидел свет 5 ноября 1911 года и был именно таким, каким задумывался: увлекательным и ярким, со смешными короткими рассказами и забавными рисунками, живостью и остроумием напоминавшими карикатуру. Логотип журнала и картинка на обложке были выполнены Радаковым с тем расчётом, чтобы привлечь внимание детей необычностью и даже абсурдностью. Логотип — это выстроившиеся в ряд деревенские дома, колодезный журавль, грибы и солнце, и доминирующий над всем желторотый слёток с довольной улыбкой и хитрым взглядом. А на обложке тот же птенец летит высоко над землей, на его спине стоит охотник, смотрит в подзорную трубу и записывает всё, что видит. На плече охотника висит тяжёлая сумка, из которой разлетаются журналы. За одну лапу птицы ухватился гимназист, к другой привязан толстый портфель, а вокруг порхают воздушный шар, сова, планета Сатурн и белые облака. И мчится эта удивительная компания на поиски приключений, открытий, новых знаний. | Первый номер «Галчонка» увидел свет 5 ноября 1911 года и был именно таким, каким задумывался: увлекательным и ярким, со смешными короткими рассказами и забавными рисунками, живостью и остроумием напоминавшими карикатуру. Логотип журнала и картинка на обложке были выполнены Радаковым с тем расчётом, чтобы привлечь внимание детей необычностью и даже абсурдностью. Логотип — это выстроившиеся в ряд деревенские дома, колодезный журавль, грибы и солнце, и доминирующий над всем желторотый слёток с довольной улыбкой и хитрым взглядом. А на обложке тот же птенец летит высоко над землей, на его спине стоит охотник, смотрит в подзорную трубу и записывает всё, что видит. На плече охотника висит тяжёлая сумка, из которой разлетаются журналы. За одну лапу птицы ухватился гимназист, к другой привязан толстый портфель, а вокруг порхают воздушный шар, сова, планета Сатурн и белые облака. И мчится эта удивительная компания на поиски приключений, открытий, новых знаний. | ||
| Строка 31: | Строка 39: | ||
И конечно же, игра. Её на страницах «Галчонка» было очень много, а поскольку читатели журнала — ученики, то и развлечения редакция предлагала соответствующие. Так, в первом номере был опубликован рассказ [[Аверченко Аркадий Тимофеевич|А. Аверченко]] «Серёжкин рубль», герой которого получает от дяди деньги за написанное стихотворение. Опус представлял собой набор неловко слепленных цитат из обязательных для заучивания поэтических отрывков. Гимназисты их узнавали и смеялись над невероятной картиной, которую рисовало «стихотворение». В дальнейшем весёлая поэтическая игра стала обычным делом для «Галчонка». Также в первом номере начали публиковать поэму С. Городецкого «Чертяка в гимназии»; в ней абсолютизируется игровое начало, которое прежде существовало в детской поэзии на дальней периферии. | И конечно же, игра. Её на страницах «Галчонка» было очень много, а поскольку читатели журнала — ученики, то и развлечения редакция предлагала соответствующие. Так, в первом номере был опубликован рассказ [[Аверченко Аркадий Тимофеевич|А. Аверченко]] «Серёжкин рубль», герой которого получает от дяди деньги за написанное стихотворение. Опус представлял собой набор неловко слепленных цитат из обязательных для заучивания поэтических отрывков. Гимназисты их узнавали и смеялись над невероятной картиной, которую рисовало «стихотворение». В дальнейшем весёлая поэтическая игра стала обычным делом для «Галчонка». Также в первом номере начали публиковать поэму С. Городецкого «Чертяка в гимназии»; в ней абсолютизируется игровое начало, которое прежде существовало в детской поэзии на дальней периферии. | ||
«Галчонок» резко отличался от большинства современных ему изданий не только содержанием и манерой общения с читателями. Журнал был другим визуально. Во-первых, в нём было много рисованных историй с продолжением и забавных картинок, нередко парадоксальных, на грани абсурда: рыбой-пилой спиливают пальму, удава превращают в шланг для воды, ловят рыбу в клюве пеликана. Во-вторых, «Галчонок» был цветным. Оформляли издание лучшие художники-«сатириконцы», включая самого Радакова, и члены художественного объединения «Мир искусства». Последние публиковались редко, но их работы задали высокую планку | «Галчонок» резко отличался от большинства современных ему изданий не только содержанием и манерой общения с читателями. Журнал был другим визуально. Во-первых, в нём было много рисованных историй с продолжением и забавных картинок, нередко парадоксальных, на грани абсурда: рыбой-пилой спиливают пальму, удава превращают в шланг для воды, ловят рыбу в клюве пеликана. Во-вторых, «Галчонок» был цветным. Оформляли издание лучшие художники-«сатириконцы», включая самого Радакова, и члены художественного объединения «Мир искусства». Последние публиковались редко, но их работы задали высокую планку эстетических требований. А. Радаков сформулировал дополнительные требования к художникам, учитывая, что «Галчонок» — издание для детей. Редактор считал необходимым смягчать в рисунках ядовитый сарказм, столь привычный для «Сатирикона», но абсолютно неуместный в «Галчонке». Этому журналу требовался художник особого склада, осознающий важность органической связи иллюстрации и текста, понимающий конкретность и эмоциональность детского мышления, наделённый фантазией и чувством юмора. Радаков гордился, что именно он первым разглядел эти качества в приглашённых им в журнал [[Радлов Николай Эрнестович|Николае Радлове]] и Владимире Лебедеве, будущих великих иллюстраторах. | ||
==«Галчонок» / Критика== | ==«Галчонок» / Критика== | ||
| Строка 44: | Строка 52: | ||
Файл:Galchonok (2).jpg|Журнал «Галчонок», 1911 | Файл:Galchonok (2).jpg|Журнал «Галчонок», 1911 | ||
Файл:Galchonok (3).jpg|Журнал «Галчонок», 1911 | Файл:Galchonok (3).jpg|Журнал «Галчонок», 1911 | ||
Файл:Galchonok.jpg|Журнал «Галчонок», 1912 | |||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
| Строка 75: | Строка 84: | ||
==См. также== | ==См. также== | ||
*[[Доброе Утро (журнал)]] | |||
*[[Игрушечка (журнал)]] | |||
*[[Забавы и рассказы (журнал)]] | |||
*[[Звёздочка (журнал)]] | |||
*[[Лучи (журнал)]] | |||
*[[Маяк (журнал)]] | *[[Маяк (журнал)]] | ||
*[[Мурзилка]] | *[[Мурзилка]] | ||
*[[Подснежник (журнал)]] | |||
*[[Родник (журнал)]] | *[[Родник (журнал)]] | ||
[[Категория: | *[[Тропинка (журнал)]] | ||
[[Категория:Журналы]] | |||