Вельтман Александр Фомич: различия между версиями

Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 9 промежуточных версий 2 участников)
Строка 22: Строка 22:
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Александр Фомич Вельтман''' — поэт, писатель, философ, историк, этнограф, лингвист, переводчик.
'''Александр Фомич Вельтман''' — поэт, писатель, философ, историк, этнограф, лингвист, переводчик.
== Биография ==
==Александр Вельтман / Биография ==


Александр Фомич Вельтман – старший сын обрусевшего шведского дворянина. Первоначально писал свою фамилию «Вельдман», изменил ее в середине 1820-х г.г. Отец Александра, Фома Федорович (Томас Вельдман), в 1786 г. принял русское подданство и поступил на военную службу. Перемена гражданства стоила ему наследства, которого он был лишен. В 1799 г. поручик Санкт-Петербургской военной команды Фома Вельдман женился на Марии Колпаничевой, дочери придворного чиновника. Осенью 1800 г. он вышел в отставку, а затем вместе с женой и младенцем-сыном переехал из Петербурга в Тотьму, уездный город Вологодской губернии. В 1803 г. семья Вельдман обосновалась в Москве.  
Александр Фомич Вельтман – старший сын обрусевшего шведского дворянина. Первоначально писал свою фамилию «Вельдман», изменил ее в середине 1820-х гг. Отец Александра, Фома Федорович (Томас Вельдман), в 1786 г. принял русское подданство и поступил на военную службу. Перемена гражданства стоила ему наследства, которого он был лишен. В 1799 г. поручик Санкт-Петербургской военной команды Фома Вельдман женился на Марии Колпаничевой, дочери придворного чиновника. Осенью 1800 г. он вышел в отставку, а затем вместе с женой и младенцем-сыном переехал из Петербурга в Тотьму, уездный город Вологодской губернии. В 1803 г. семья Вельдман обосновалась в Москве.  
   
   
Мать писателя, Мария Петровна, была доброй, веселой и артистичной женщиной, прекрасно умела рассказывать волшебные истории. Она много занималась воспитанием и начальным образованием своего первенца, чтобы он не вырос «разбойником»: в раннем детстве Александр отличался пылким, необузданным нравом.  
Мать писателя, Мария Петровна, была доброй, веселой и артистичной женщиной, прекрасно умела рассказывать волшебные истории. Она много занималась воспитанием и начальным образованием своего первенца, чтобы он не вырос «разбойником»: в раннем детстве Александр отличался пылким, необузданным нравом.  
Строка 44: Строка 44:
«Бессарабский» период жизни А. Ф Вельтмана длился до 1831 г. Все это время Александр Фомич не прерывал связи с семьей, продолжал участвовать в судьбе брата и сестры (еще один брат умер в 1818 г.). Отец писателя скончался в 1821 г. Его наследство составило 100 рублей.
«Бессарабский» период жизни А. Ф Вельтмана длился до 1831 г. Все это время Александр Фомич не прерывал связи с семьей, продолжал участвовать в судьбе брата и сестры (еще один брат умер в 1818 г.). Отец писателя скончался в 1821 г. Его наследство составило 100 рублей.
   
   
Друзьями Вельтмана в 1820-х г.г. были будущие декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Фаленберг. Однако Вельтман не присутствовал на Сенатской площади во время восстания: в 1825 г. его командировали для усиления турецкой границы. Он был участником Русско-турецкой войны 1828-29 г.г. и за мужество, проявленное во время Кулевчинского сражения, получил в 1829 г. чин капитана.  
Друзьями Вельтмана в 1820-х гг. были будущие декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Фаленберг. Однако Вельтман не присутствовал на Сенатской площади во время восстания: в 1825 г. его командировали для усиления турецкой границы. Он был участником Русско-турецкой войны 1828-29 гг. и за мужество, проявленное во время Кулевчинского сражения, получил в 1829 г. чин капитана.  
   
   
Во время службы в Бессарабии Вельтман изучал ее историю и быт. В 1826 г. он был назначен начальником Исторического отделения Главной квартиры (штаба) армии. В 1828 г. он опубликовал свой труд «Начертание древней истории Бессарабии». Кроме того, он продолжал литературную деятельность – писал стихи, поэмы и сказки.
Во время службы в Бессарабии Вельтман изучал ее историю и быт. В 1826 г. он был назначен начальником Исторического отделения Главной квартиры (штаба) армии. В 1828 г. он опубликовал свой труд «Начертание древней истории Бессарабии». Кроме того, он продолжал литературную деятельность – писал стихи, поэмы и сказки.
Строка 72: Строка 72:
В 1831 г. А. Ф. Вельтман уже в чине подполковника вышел в отставку и поселился в Москве. Официальной причиной отставки послужила болезнь, но сам Александр Фомич указывал, что он был не согласен переводиться в Оренбург. После ухода в отставку, в 1832 г., А. Ф. Вельтман женился на своей троюродной сестре Анне Павловне Вейдель. Когда он оставил военную службу, у него появилось больше времени на литературную деятельность. В 1831-32 г.г. был опубликован роман Вельтмана «Странник», который принес автору широкую известность.
В 1831 г. А. Ф. Вельтман уже в чине подполковника вышел в отставку и поселился в Москве. Официальной причиной отставки послужила болезнь, но сам Александр Фомич указывал, что он был не согласен переводиться в Оренбург. После ухода в отставку, в 1832 г., А. Ф. Вельтман женился на своей троюродной сестре Анне Павловне Вейдель. Когда он оставил военную службу, у него появилось больше времени на литературную деятельность. В 1831-32 г.г. был опубликован роман Вельтмана «Странник», который принес автору широкую известность.


Пушкин, прочитав «Странника», увидел в «немного вычурной болтовне» признаки «настоящего таланта». Критика поначалу встретила роман неоднозначно. Он был написан в хорошо знакомом к тому времени жанре путевых заметок и обобщал бессарабский опыт Вельтмана. Но стиль произведения оказался очень необычным: автор мог легко «перепрыгивать» от Александра Македонского к разновидностям молдавских экипажей, чередовать стихи и прозу. Точку в этой полемике поставил В. Г. Белинский. Он отметил, что чтение романа Вельтмана – совсем не утомительное занятие По мнению Белинского текст, который можно читать без скуки, является одним из  критериев качественной литературы. После этого в среде критиков прекратились сомнения относительно того, как оценивать «Странника».
Пушкин, прочитав «Странника», увидел в «немного вычурной болтовне» признаки «настоящего таланта». Критика поначалу встретила роман неоднозначно. Он был написан в хорошо знакомом к тому времени жанре путевых заметок и обобщал бессарабский опыт Вельтмана. Но стиль произведения оказался очень необычным: автор мог легко «перепрыгивать» от Александра Македонского к разновидностям молдавских экипажей, чередовать стихи и прозу. Точку в этой полемике поставил [[Белинский Виссарион Григорьевич|В. Г. Белинский]]. Он отметил, что чтение романа Вельтмана – совсем не утомительное занятие По мнению Белинского текст, который можно читать без скуки, является одним из  критериев качественной литературы. После этого в среде критиков прекратились сомнения относительно того, как оценивать «Странника».


Вскоре выяснилось, что Вельтман неслучайно применил такой необычный стиль. Роман был задуман им как первый том трилогии о прошлом, настоящем и будущем человека. «Странник» отражал настоящее. В 1833 г. вышел новый роман Вельтмана, посвященный будущему – «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека». Местом его действия стала расположенная на Балканском полуострове страна Босфорания. В Босфорании нет места бедности, необразованности и сословной дискриминации. Законы, которые принимает Верховный совет, обеспечивают заботу о благе народа, всемерную поддержку науке и культуре. Это описание идеального общества отражало взгляды декабристов, считавших несовместимыми тираническое правление и процветание государства. Роман Вельтмана обладал полноценным литературным сюжетом, что отличало его от книг о будущем, опубликованных к тому времени другими писателями. Поэтому вторая часть трилогии А. Ф. Вельтмана сегодня считается предтечей научной фантастики.   
Вскоре выяснилось, что Вельтман неслучайно применил такой необычный стиль. Роман был задуман им как первый том трилогии о прошлом, настоящем и будущем человека. «Странник» отражал настоящее. В 1833 г. вышел новый роман Вельтмана, посвященный будущему – «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека». Местом его действия стала расположенная на Балканском полуострове страна Босфорания. В Босфорании нет места бедности, необразованности и сословной дискриминации. Законы, которые принимает Верховный совет, обеспечивают заботу о благе народа, всемерную поддержку науке и культуре. Это описание идеального общества отражало взгляды декабристов, считавших несовместимыми тираническое правление и процветание государства. Роман Вельтмана обладал полноценным литературным сюжетом, что отличало его от книг о будущем, опубликованных к тому времени другими писателями. Поэтому вторая часть трилогии А. Ф. Вельтмана сегодня считается предтечей научной фантастики.   


Размышления о прошлом человечества представлены Вельтманом в романе «Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836). Прием путешествия во времени, задействованный в этом романе, был уже знаком читателям 1830-х г.г. Однако более ранние произведения рассказывали о людях, которые оказались в будущем, тогда как персонаж Вельтмана попал не в будущее, а в прошлое. Кроме того, он сознательно принял решение побывать в другой эпохе. До этого литературные хронопутешественники перемещались во времени по воле случая (как правило, вследствие необычайно продолжительного сна). Герой Вельтмана, чтобы повстречаться с Александром Великим, использует гиппогрифа – крылатое мифологическое существо, сочетающее свойства льва, лошади и орла. Гиппогриф стал первой «машиной времени» в литературе.  
Размышления о прошлом человечества представлены Вельтманом в романе «Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836). Прием путешествия во времени, задействованный в этом романе, был уже знаком читателям 1830-х гг. Однако более ранние произведения рассказывали о людях, которые оказались в будущем, тогда как персонаж Вельтмана попал не в будущее, а в прошлое. Кроме того, он сознательно принял решение побывать в другой эпохе. До этого литературные хронопутешественники перемещались во времени по воле случая (как правило, вследствие необычайно продолжительного сна). Герой Вельтмана, чтобы повстречаться с Александром Великим, использует гиппогрифа – крылатое мифологическое существо, сочетающее свойства льва, лошади и орла. Гиппогриф стал первой «машиной времени» в литературе.  
   
   
Авторские гонорары и военная пенсия не обеспечивали молодым супругам Вельтман необходимого уровня жизни. Поэтому в мае 1833 г. Александр Фомич поступил на должность секретаря коммерческого суда. Однако через год он ушел со службы и вновь начал усердно заниматься литературой и историей. После этого практически ежегодно издавались его новый роман или повесть.  
Авторские гонорары и военная пенсия не обеспечивали молодым супругам Вельтман необходимого уровня жизни. Поэтому в мае 1833 г. Александр Фомич поступил на должность секретаря коммерческого суда. Однако через год он ушел со службы и вновь начал усердно заниматься литературой и историей. После этого практически ежегодно издавались его новый роман или повесть.  
Строка 89: Строка 89:
В 1833 г. он вступил в Общество любителей российской словесности и начал проводить по четвергам еженедельные литературные вечера, которые посещали многие известные личности, в том числе [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]] и А. Н. Островский. Александр Фомич был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, переписывался и встречался с А. И. Герценом, К. С. Аксаковым, Ф. Н. Глинкой.
В 1833 г. он вступил в Общество любителей российской словесности и начал проводить по четвергам еженедельные литературные вечера, которые посещали многие известные личности, в том числе [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]] и А. Н. Островский. Александр Фомич был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, переписывался и встречался с А. И. Герценом, К. С. Аксаковым, Ф. Н. Глинкой.
   
   
В 1836 г. Вельтман стал членом Общества истории и древностей Российских, в 1839 г. – Одесского общества истории и древностей. Помимо литературы, истории и археологии его увлекали этнография и лингвистика. Вельтман проводил научные исследования в этих областях. Он пробовал свои силы и в издательской деятельности (альманах «Картины света», 1836-37 г.г., пользовавшийся большим успехом у читателей). Александр Фомич обладал широким спектром знаний, всю жизнь старался узнать что-то новое, постоянно пополнял свою библиотеку книгами самой разнообразной тематики. Он был автором почти всех статей в номерах «Картин света»..  
В 1836 г. Вельтман стал членом Общества истории и древностей Российских, в 1839 г. – Одесского общества истории и древностей. Помимо литературы, истории и археологии его увлекали этнография и лингвистика. Вельтман проводил научные исследования в этих областях. Он пробовал свои силы и в издательской деятельности (альманах «Картины света», 1836-37 гг., пользовавшийся большим успехом у читателей). Александр Фомич обладал широким спектром знаний, всю жизнь старался узнать что-то новое, постоянно пополнял свою библиотеку книгами самой разнообразной тематики. Он был автором почти всех статей в номерах «Картин света»..  


Увлечение А. Ф. Вельтмана историей и этнографией оказало влияние на его литературную деятельность. На стыке нескольких гуманитарных областей появился новый жанр, и Вельтман вновь озадачил критиков. В 1830-х г.г. широкое распространение получила историческая проза. Поэтому Вельтман, подобно Пушкину, Гоголю и многим другим литераторам этого периода, писал исторические произведения: романы «Лунатик. Случай» (1834), «Иоланда» (1837), «Ратибор Холмоградский» (1841), «Колумб» (1842) и др. В 1840-х г.г. Вельтман сочинял сказки в стихах, написанные по мотивам фольклора южных и западных славян: «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная Светлою Денницей Ясному месяцу» (1846), «Златой и Бела. Чешская сказка» (1850). Однако в его романах «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) историческое переплеталось со сказочным. Критики затруднялись определить, к чему относятся эти произведения Вельтмана – к историческим романам или к сказкам. Сегодня их можно отнести к жанру «исторического фэнтези», а Вельтмана – к первооткрывателям этого жанра.
Увлечение А. Ф. Вельтмана историей и этнографией оказало влияние на его литературную деятельность. На стыке нескольких гуманитарных областей появился новый жанр, и Вельтман вновь озадачил критиков. В 1830-х гг. широкое распространение получила историческая проза. Поэтому Вельтман, подобно Пушкину, Гоголю и многим другим литераторам этого периода, писал исторические произведения: романы «Лунатик. Случай» (1834), «Иоланда» (1837), «Ратибор Холмоградский» (1841), «Колумб» (1842) и др. В 1840-х гг. Вельтман сочинял сказки в стихах, написанные по мотивам фольклора южных и западных славян: «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная Светлою Денницей Ясному месяцу» (1846), «Златой и Бела. Чешская сказка» (1850). Однако в его романах «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) историческое переплеталось со сказочным. Критики затруднялись определить, к чему относятся эти произведения Вельтмана – к историческим романам или к сказкам. Сегодня их можно отнести к жанру «исторического фэнтези», а Вельтмана – к первооткрывателям этого жанра.


Славянская тема привлекала Вельтмана и как историка, и как литератора. Кроме того, Александр Фомич, как и его близкий друг [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]], стал собирателем фольклорных материалов. Еще одно направление, к которому он проявлял интерес – скандинавистика: Вельтман стремился больше знать о прошлом своей исторической родины. Он соблюдал нейтралитет в литературной борьбе западников и славянофилов, за что его нередко критиковали представители обоих направлений.
Славянская тема привлекала Вельтмана и как историка, и как литератора. Кроме того, Александр Фомич, как и его близкий друг [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]], стал собирателем фольклорных материалов. Еще одно направление, к которому он проявлял интерес – скандинавистика: Вельтман стремился больше знать о прошлом своей исторической родины. Он соблюдал нейтралитет в литературной борьбе западников и славянофилов, за что его нередко критиковали представители обоих направлений.


А. Ф. Вельтман писал не только исторические и фантастические произведения, но и не оставался чуждым современной социально-бытовой тематике. К ней относятся его повести «Неистовый Роланд» (1835), «Эротида» (1835), «Аленушка» (1836), рассказ «Ольга» (1837), ряд повестей и рассказов из жизни высшего общества (повесть «Приезжий из уезда или Суматоха в столице», 1841), чиновничества (повесть «Карьера», 1842), мещанства (рассказ «Путевые впечатления и, между прочим, горшок ерани», 1840; повесть «Наем дачи», 1849) и др. С 1848 по 1863 год писатель работал над эпопеей «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Это цикл из пяти романов («Саломея», «Чудодей», «Воспитанница Сара», «Счастье-несчастье», «Последний из рода и безродный»), который представляет собой панораму столичной и провинциальной российской действительности эпохи становления капитализма (1820-1850 г.г.). Основной посыл эпопеи Вельтмана: жизнь – это бесконечное блуждание средь волн житейского моря. Волны сбивают людей с пути, несут их к чужим берегам и судьбам. Главные герои одной части в другой появляются только в эпизодах; напротив, эпизодические персонажи одной книги цикла превращаются в главных действующих лиц другой. Кроме того, в «Приключениях...» вновь появляются герои романов Вельтмана «Странник», «Предки Калимероса», а также рассказа «Илья Ларин».
А. Ф. Вельтман писал не только исторические и фантастические произведения, но и не оставался чуждым современной социально-бытовой тематике. К ней относятся его повести «Неистовый Роланд» (1835), «Эротида» (1835), «Аленушка» (1836), рассказ «Ольга» (1837), ряд повестей и рассказов из жизни высшего общества (повесть «Приезжий из уезда или Суматоха в столице», 1841), чиновничества (повесть «Карьера», 1842), мещанства (рассказ «Путевые впечатления и, между прочим, горшок ерани», 1840; повесть «Наем дачи», 1849) и др. С 1848 по 1863 год писатель работал над эпопеей «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Это цикл из пяти романов («Саломея», «Чудодей», «Воспитанница Сара», «Счастье-несчастье», «Последний из рода и безродный»), который представляет собой панораму столичной и провинциальной российской действительности эпохи становления капитализма (1820-1850 гг.). Основной посыл эпопеи Вельтмана: жизнь – это бесконечное блуждание средь волн житейского моря. Волны сбивают людей с пути, несут их к чужим берегам и судьбам. Главные герои одной части в другой появляются только в эпизодах; напротив, эпизодические персонажи одной книги цикла превращаются в главных действующих лиц другой. Кроме того, в «Приключениях...» вновь появляются герои романов Вельтмана «Странник», «Предки Калимероса», а также рассказа «Илья Ларин».


В этот период Вельтмана было принято критиковать за то, что ранее принесло ему успех – необычную манеру повествования, «странность» таланта. Роман «Новый Емеля, или Превращения» (1845) подвергся критике со стороны В. Г. Белинского. Однако наряду с множеством негативных рецензий критиков есть и положительные отзывы читателей, в том числе восторженные отзывы молодого Достоевского о «Емеле» и о другом романе Вельтмана – «Сердце и Думка» (1838).
В этот период Вельтмана было принято критиковать за то, что ранее принесло ему успех – необычную манеру повествования, «странность» таланта. Роман «Новый Емеля, или Превращения» (1845) подвергся критике со стороны В. Г. Белинского. Однако наряду с множеством негативных рецензий критиков есть и положительные отзывы читателей, в том числе восторженные отзывы молодого Достоевского о «Емеле» и о другом романе Вельтмана – «Сердце и Думка» (1838).


Популярность Вельтмана как автора художественных произведений под натиском критики постепенно угасала. Массовый читатель стал забывать об этом авторе. Заключительный роман из цикла «Приключений...» – «Последний в роде и безродный» даже не был издан. Однако творчество Вельтмана оказало влияние на писателей-реалистов следующего поколения – Н. C. Лескова, П. И. Мельникова-Печерского. В двадцатом веке продолжателями традиций, заложенных Вельтманом, стали И. Ильф и Е. Петров, а также М. А. Булгаков. Особенно сильное влияние произведения Вельтмана оказали на Ф. М. Достоевского, который называл Вельтмана своим литературным учителем. В 1870-х годах Достоевский пытался издать роман «Последний из рода...», но безуспешно.   
Популярность Вельтмана как автора художественных произведений под натиском критики постепенно угасала. Массовый читатель стал забывать об этом авторе. Заключительный роман из цикла «Приключений...» – «Последний в роде и безродный» даже не был издан. Однако творчество Вельтмана оказало влияние на писателей-реалистов следующего поколения – Н. C. Лескова, П. И. Мельникова-Печерского. В двадцатом веке продолжателями традиций, заложенных Вельтманом, стали [[Ильф Илья Арнольдович|И. Ильф]] и Е. Петров, а также М. А. Булгаков. Особенно сильное влияние произведения Вельтмана оказали на Ф. М. Достоевского, который называл Вельтмана своим литературным учителем. В 1870-х годах Достоевский пытался издать роман «Последний из рода...», но безуспешно.   


А. Ф. Вельтман был автором не только художественных произведений и научных трудов – у него есть и книга, посвященная воспитанию молодого поколения. В период расцвета своего творчества он написал учебник для народных училищ – «Начальное чтение для образующегося юношества» (1837, второе издание – 1839) В «Начальном чтении...» Вельтман отвечал на основные вопросы, которые могут возникнуть у младших школьников, детей 8-9 лет (разделы «Первые мысли познания самого себя» «Человек», «О сохранении здоровия», «Телесные потребности человека и удобность жизни»), старался привить им правильное поведение (главы «Необходимость учения», «Распределение времени для занятий», «Постепенность во всем», «Опрятность», «Худые привычки», «До какой степени умный человек дорожит временем», «Стыд от невежества» и т. д.). В книге также есть познавательные материалы для общего развития юного читателя – заметки о природе, об устройстве общества и его сословиях, о домашнем хозяйстве, например «Видимый мир. Земля, планеты и их движение», «Различные состояния и звания людей. Постепенность состояний и соответствие каждому знания и обязанности», «Насекомые, полезные человеку», «Жизнь растений»). Подрастающее поколение охотно читало учебник Вельтмана. Н. И. Свешников в автобиографической повести «Воспоминания пропащего человека» (1888) сообщал, что познакомился с «Начальным чтением...» в первом классе приходского училища и эта книга казалась ему занимательной.  
А. Ф. Вельтман был автором не только художественных произведений и научных трудов – у него есть и книга, посвященная воспитанию молодого поколения. В период расцвета своего творчества он написал учебник для народных училищ – «Начальное чтение для образующегося юношества» (1837, второе издание – 1839) В «Начальном чтении...» Вельтман отвечал на основные вопросы, которые могут возникнуть у младших школьников, детей 8-9 лет (разделы «Первые мысли познания самого себя» «Человек», «О сохранении здоровия», «Телесные потребности человека и удобность жизни»), старался привить им правильное поведение (главы «Необходимость учения», «Распределение времени для занятий», «Постепенность во всем», «Опрятность», «Худые привычки», «До какой степени умный человек дорожит временем», «Стыд от невежества» и т. д.). В книге также есть познавательные материалы для общего развития юного читателя – заметки о природе, об устройстве общества и его сословиях, о домашнем хозяйстве, например «Видимый мир. Земля, планеты и их движение», «Различные состояния и звания людей. Постепенность состояний и соответствие каждому знания и обязанности», «Насекомые, полезные человеку», «Жизнь растений»). Подрастающее поколение охотно читало учебник Вельтмана. Н. И. Свешников в автобиографической повести «Воспоминания пропащего человека» (1888) сообщал, что познакомился с «Начальным чтением...» в первом классе приходского училища и эта книга казалась ему занимательной.  
Строка 109: Строка 109:
В 1849 г. Вельтман стал редактором журнала «Москвитянин», но вскоре передал руководство «молодой редакции», в состав которой вошел А. Н. Островский. В этот период жизни его больше привлекала научная деятельность. В 1854 г. Вельтман был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, в 1861 г. – членом-корреспондентом и затем, в 1869 г. – действительным членом Русского археологического общества. В 1850-х и 1860-х г.г. Вельтман написал ряд научных работ – «Аттила и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий» (1858), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856-60) и др.  
В 1849 г. Вельтман стал редактором журнала «Москвитянин», но вскоре передал руководство «молодой редакции», в состав которой вошел А. Н. Островский. В этот период жизни его больше привлекала научная деятельность. В 1854 г. Вельтман был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, в 1861 г. – членом-корреспондентом и затем, в 1869 г. – действительным членом Русского археологического общества. В 1850-х и 1860-х г.г. Вельтман написал ряд научных работ – «Аттила и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий» (1858), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856-60) и др.  
   
   
В 1860-е г.г. писатель вел замкнутую жизнь в кругу семьи.  
В 1860-е гг. писатель вел замкнутую жизнь в кругу семьи.  
   
   
А. Ф. Вельтман умер в начале 1870 г. Его похоронили в Москве на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Монастырь был разрушен в 1926 г. при строительстве автодороги, кладбище уничтожено к концу 1930-х г.г. Могила ученого и писателя Вельтмана, с памятником в виде уменьшенной копии надгробия князя Ярослава Мудрого, считается утраченной.
А. Ф. Вельтман умер в начале 1870 г. Его похоронили в Москве на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Монастырь был разрушен в 1926 г. при строительстве автодороги, кладбище уничтожено к концу 1930-х г.г. Могила ученого и писателя Вельтмана, с памятником в виде уменьшенной копии надгробия князя Ярослава Мудрого, считается утраченной.
Строка 225: Строка 225:
*Вельтман, А. Ф. Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея : [роман] / А. Ф. Вельтман. — Москва : Терра-Книжный клуб, 2004. — 702 с.
*Вельтман, А. Ф. Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея : [роман] / А. Ф. Вельтман. — Москва : Терра-Книжный клуб, 2004. — 702 с.


==Александр Вельтман / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Александр Вельтман / Книги в НЭБ.Дети==


*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/33932#page/0/mode/2up Картины света : энциклопедический живописный альманах на 1836 год] / Текст : электронный. — Москва : Типография Семена Селивановского, 1836. (Москва : ГПИБ, 2013). — 476 с.: ил.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/33932#page/0/mode/2up Картины света : энциклопедический живописный альманах на 1836 год] / Текст : электронный. — Москва : Типография Семена Селивановского, 1836. (Москва : ГПИБ, 2013). — 476 с.: ил.
Строка 237: Строка 237:
*Вельтман, А. Ф. Избранное / А. Ф. Вельтман ; сост., вступительная статья и коммент. : В. И. Калугина ; художник: [А. Л. Костин и др.]. — Москва : Правда, 1989. — 562 с.
*Вельтман, А. Ф. Избранное / А. Ф. Вельтман ; сост., вступительная статья и коммент. : В. И. Калугина ; художник: [А. Л. Костин и др.]. — Москва : Правда, 1989. — 562 с.
*Александр Фомич Вельтман (8 (20) июля 1800 - 11 (23) января 1870) / А. Немзер // Памятные даты. — Москва. — 2003. — С. 148–151. : ил.  
*Александр Фомич Вельтман (8 (20) июля 1800 - 11 (23) января 1870) / А. Немзер // Памятные даты. — Москва. — 2003. — С. 148–151. : ил.  
*[http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14732 Грачева А. А. «Энциклопедизм» в творчестве А. Ф. Вельтмана] / А. А. Грачева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5. — С. 148–151.
*Грачева А. Библиотека «энциклопедиста»: из опыта изучения собрания книг А. Ф. Вельтмана. — Текст : электронный // ACADEMIA : сайт.


==Экранизации==
==Экранизации==
Строка 245: Строка 243:


==См. также==
==См. также==
*[[Авенариус Василий Петрович]]
*[[Белинский Виссарион Григорьевич]]
*[[Жуковский Василий Андреевич]]
*[[Жуковский Василий Андреевич]]
*[[Авенариус Василий Петрович]]
*[[Кольцов Алексей Васильевич]]
*[[Одоевский Владимир Федорович]]
*[[Одоевский Владимир Федорович]]
*[[Погорельский Антоний]]
*[[Погорельский Антоний]]
*[[Тургенев Иван Сергеевич]]


[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]

Текущая версия от 01:04, 4 ноября 2024


Александр Фомич Вельтман — поэт, писатель, философ, историк, этнограф, лингвист, переводчик.

Александр Вельтман
Александр Вельтман
Александр Вельтман
Дата рождения 8 [20] июля 1800 года
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 11 [20] января 1870 года
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя
Род деятельности писатель
Язык произведений русский


Александр Вельтман / Биография

Александр Фомич Вельтман – старший сын обрусевшего шведского дворянина. Первоначально писал свою фамилию «Вельдман», изменил ее в середине 1820-х гг. Отец Александра, Фома Федорович (Томас Вельдман), в 1786 г. принял русское подданство и поступил на военную службу. Перемена гражданства стоила ему наследства, которого он был лишен. В 1799 г. поручик Санкт-Петербургской военной команды Фома Вельдман женился на Марии Колпаничевой, дочери придворного чиновника. Осенью 1800 г. он вышел в отставку, а затем вместе с женой и младенцем-сыном переехал из Петербурга в Тотьму, уездный город Вологодской губернии. В 1803 г. семья Вельдман обосновалась в Москве.

Мать писателя, Мария Петровна, была доброй, веселой и артистичной женщиной, прекрасно умела рассказывать волшебные истории. Она много занималась воспитанием и начальным образованием своего первенца, чтобы он не вырос «разбойником»: в раннем детстве Александр отличался пылким, необузданным нравом.

После отставки Фома Федорович получил небольшой чин титулярного советника и занимал незначительные малооплачиваемые должности. Материальное обеспечение семьи Вельдманов было весьма скромным, даже скудным. Поэтому сначала Вельдманы, исповедовавшие православие, смогли, благодаря подходящей фамилии, устроить старшего сына только в пансион для неимущих лютеран.

В 1811 г. для него открылись двери Московского благородного университетского пансиона. Там мальчик начал писать стихи, ориентируясь на произведения мэтров – М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, Г. Р. Державина. С началом Отечественной войны пансион прекратил занятия. 12-летний Александр стал свидетелем отступления русской армии из города после Бородинского сражения, паники и уныния горожан. Вельдманы фактически бежали из Москвы после входа в древнюю столицу России наполеоновских войск. Они видели пожар над городом. Эти события, а затем возвращение в сожженную Москву, оставили глубокий след в душе Александра. Подросток сочинил трагедию в стихах «Пребывание французов в Москве». Впоследствии А. Ф. Вельтман неоднократно обращался в своих произведениях к «французской» теме.

Вельдманы были практически разорены и не могли платить за образование сына. Только в 1814 г. Александра за его поэтический дар приняли в пансион кандидатов Московского университета братьев Терликовых. Чтобы помочь семье, в которой кроме него было еще трое детей, Александр начал давать уроки игры на скрипке.

За успехи в учебе в 1816 г. его определили в Московское училище колонновожатых, которое готовило младших офицеров – военных инженеров, топографов, математиков, артиллеристов, а также штабистов, умеющих вести письменные дела и составлять историческую документацию. Александр очень любил это училище, был одним из лучших учеников, показал большие способности и к точным, и к гуманитарным наукам.

В этом же году умерла его мать, Мария Петровна. Материальное положение семьи по-прежнему оставляло желать лучшего. Чтобы хоть как-то помочь родным, юноша написал учебник «Начальные основания арифметики». Это дало Вельдманам небольшой доход.

В ноябре 1817 г. Александр окончил училище в чине прапорщика и поступил на военную службу. До отъезда он систематизировал свои ранние литературные опыты и составил «Собрание первоначальных сочинений Александра Вельдмана». К качеству своих произведений он отнесся критически и решил их не публиковать «по причине их несовершенства».

В марте 1818 г. прапорщик Вельдман был командирован в Бессарабию на военно-топографические съемки. Бессарабия (историческая область на территории современных Молдавии и Украины) вошла в состав Российской империи только в 1812 г. Шли обширные работы по составлению ее карт, и Вельдман принимал в этих работах активное участие. К 1826 г. он уже возглавлял топографические съемки в этой местности.

«Бессарабский» период жизни А. Ф Вельтмана длился до 1831 г. Все это время Александр Фомич не прерывал связи с семьей, продолжал участвовать в судьбе брата и сестры (еще один брат умер в 1818 г.). Отец писателя скончался в 1821 г. Его наследство составило 100 рублей.

Друзьями Вельтмана в 1820-х гг. были будущие декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Фаленберг. Однако Вельтман не присутствовал на Сенатской площади во время восстания: в 1825 г. его командировали для усиления турецкой границы. Он был участником Русско-турецкой войны 1828-29 гг. и за мужество, проявленное во время Кулевчинского сражения, получил в 1829 г. чин капитана.

Во время службы в Бессарабии Вельтман изучал ее историю и быт. В 1826 г. он был назначен начальником Исторического отделения Главной квартиры (штаба) армии. В 1828 г. он опубликовал свой труд «Начертание древней истории Бессарабии». Кроме того, он продолжал литературную деятельность – писал стихи, поэмы и сказки.

В конце 1820 г. А. Ф. Вельтман лично познакомился с А. С. Пушкиным, оказавшим заметное влияние на его творчество. Пушкин тогда находился в Кишиневе и сам разыскал Вельтмана – автора известных в кишиневском высшем обществе сатирических стихов, которые ему понравились. Вельтман часто прибегал к использованию сатиры и в более поздних своих произведениях. Многие из них построены на использовании и высмеивании устоявшихся штампов того или иного жанра.

Два Александра много общались, дружески спорили о поэзии. По свидетельству современника, знавшего обоих, Вельтман был одним из немногих людей, способных «доставлять пищу уму и любознательности Пушкина». Пушкин уважительно и внимательно относился к критическим замечаниям Вельтмана относительно его произведений.

Литературный дебют А. Ф. Вельтмана состоялся в 1825 г., когда журнал «Сын отечества» опубликовал отрывок из поэмы Вельтмана «Беглец». В 1828 г. это же издание поместило на своих страницах два стихотворных отрывка Вельтмана – «Юная грешница» и «Ожидание». В 1831 г., после многократных изменений и исправлений, Вельтман решился издать полный текст поэмы «Беглец» – романтической истории о казаке, который стал рабом в Османской империи и полюбил дочь своего хозяина-грека.

В том же году была напечатана его повесть в стихах «Муромские леса, или Выбор атамана». Вельтман выступил в ней продолжателем идей Пушкина. Ко времени появления поэмы Пушкина «Братья-разбойники» (1822) в мировой литературе стал привычным образ «благородного разбойника», чьи поступки обусловлены стремлением восстановить справедливость. Пушкин в своей поэме рассматривал разбойничество не только как социальный протест, но и как психологическое состояние, определенный «склад характера». Вельтман также показал, что среди разбойников много людей, одержимых только жаждой наживы, вседозволенности, опасных приключений и кровопролития. При этом они лишены сострадания или заглушили в себе голос совести; отнюдь не все они, прежде чем уйти в лес, испытали нужду и обиды. В отличие от «Братьев-разбойников» в «Муромских лесах» действие происходит в глубокой древности, в XI в., а разбойникам противопоставлен положительный герой, который сохранил чистоту души, несмотря на пережитые им невзгоды.

Стихотворная повесть Вельтмана, отличавшаяся сложным, разветвленным и занимательным сюжетом, вызвала интерес и одобрение читателей. В 1834 г. она была поставлена на сцене Большого театра. Песня из этой поэмы («Что отуманилась, зоренька ясная...») впоследствии стала считаться «народной разбойничьей» и вошла в репертуар Лидии Руслановой – популярной в середине ХХ века исполнительницы русских народных песен.



В 1831 г. А. Ф. Вельтман уже в чине подполковника вышел в отставку и поселился в Москве. Официальной причиной отставки послужила болезнь, но сам Александр Фомич указывал, что он был не согласен переводиться в Оренбург. После ухода в отставку, в 1832 г., А. Ф. Вельтман женился на своей троюродной сестре Анне Павловне Вейдель. Когда он оставил военную службу, у него появилось больше времени на литературную деятельность. В 1831-32 г.г. был опубликован роман Вельтмана «Странник», который принес автору широкую известность.

Пушкин, прочитав «Странника», увидел в «немного вычурной болтовне» признаки «настоящего таланта». Критика поначалу встретила роман неоднозначно. Он был написан в хорошо знакомом к тому времени жанре путевых заметок и обобщал бессарабский опыт Вельтмана. Но стиль произведения оказался очень необычным: автор мог легко «перепрыгивать» от Александра Македонского к разновидностям молдавских экипажей, чередовать стихи и прозу. Точку в этой полемике поставил В. Г. Белинский. Он отметил, что чтение романа Вельтмана – совсем не утомительное занятие По мнению Белинского текст, который можно читать без скуки, является одним из критериев качественной литературы. После этого в среде критиков прекратились сомнения относительно того, как оценивать «Странника».

Вскоре выяснилось, что Вельтман неслучайно применил такой необычный стиль. Роман был задуман им как первый том трилогии о прошлом, настоящем и будущем человека. «Странник» отражал настоящее. В 1833 г. вышел новый роман Вельтмана, посвященный будущему – «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека». Местом его действия стала расположенная на Балканском полуострове страна Босфорания. В Босфорании нет места бедности, необразованности и сословной дискриминации. Законы, которые принимает Верховный совет, обеспечивают заботу о благе народа, всемерную поддержку науке и культуре. Это описание идеального общества отражало взгляды декабристов, считавших несовместимыми тираническое правление и процветание государства. Роман Вельтмана обладал полноценным литературным сюжетом, что отличало его от книг о будущем, опубликованных к тому времени другими писателями. Поэтому вторая часть трилогии А. Ф. Вельтмана сегодня считается предтечей научной фантастики.

Размышления о прошлом человечества представлены Вельтманом в романе «Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836). Прием путешествия во времени, задействованный в этом романе, был уже знаком читателям 1830-х гг. Однако более ранние произведения рассказывали о людях, которые оказались в будущем, тогда как персонаж Вельтмана попал не в будущее, а в прошлое. Кроме того, он сознательно принял решение побывать в другой эпохе. До этого литературные хронопутешественники перемещались во времени по воле случая (как правило, вследствие необычайно продолжительного сна). Герой Вельтмана, чтобы повстречаться с Александром Великим, использует гиппогрифа – крылатое мифологическое существо, сочетающее свойства льва, лошади и орла. Гиппогриф стал первой «машиной времени» в литературе.

Авторские гонорары и военная пенсия не обеспечивали молодым супругам Вельтман необходимого уровня жизни. Поэтому в мае 1833 г. Александр Фомич поступил на должность секретаря коммерческого суда. Однако через год он ушел со службы и вновь начал усердно заниматься литературой и историей. После этого практически ежегодно издавались его новый роман или повесть.


Вельтман продолжал общаться с Пушкиным. С его журналом «Современник» Александр Фомич сотрудничал с момента основания этого журнала. В 1833 г. «Современник» опубликовал первый вариант перевода Вельтмана «Слова о полку Игореве» с древнерусского языка.


Во второй половине 1830-х г.г. Вельтман сделался весьма известным и читаемым автором. К этому времени его книги пользовались настолько большой популярностью, что в 1837 г. была издана подделка под его произведение – «Ротмистр Чернокнижник, или Москва в 1812 году». Она представляла собой классический образец «бульварной литературы», в то время как книги Вельтмана, по наблюдениям критиков, неизменно отличались высокими художественными достоинствами. Чтобы не разочаровывать читателей, Вельтман выступил в печати с сообщением о том, что он не имеет отношения к этому роману.


В 1833 г. он вступил в Общество любителей российской словесности и начал проводить по четвергам еженедельные литературные вечера, которые посещали многие известные личности, в том числе В. И. Даль и А. Н. Островский. Александр Фомич был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, переписывался и встречался с А. И. Герценом, К. С. Аксаковым, Ф. Н. Глинкой.

В 1836 г. Вельтман стал членом Общества истории и древностей Российских, в 1839 г. – Одесского общества истории и древностей. Помимо литературы, истории и археологии его увлекали этнография и лингвистика. Вельтман проводил научные исследования в этих областях. Он пробовал свои силы и в издательской деятельности (альманах «Картины света», 1836-37 гг., пользовавшийся большим успехом у читателей). Александр Фомич обладал широким спектром знаний, всю жизнь старался узнать что-то новое, постоянно пополнял свою библиотеку книгами самой разнообразной тематики. Он был автором почти всех статей в номерах «Картин света»..

Увлечение А. Ф. Вельтмана историей и этнографией оказало влияние на его литературную деятельность. На стыке нескольких гуманитарных областей появился новый жанр, и Вельтман вновь озадачил критиков. В 1830-х гг. широкое распространение получила историческая проза. Поэтому Вельтман, подобно Пушкину, Гоголю и многим другим литераторам этого периода, писал исторические произведения: романы «Лунатик. Случай» (1834), «Иоланда» (1837), «Ратибор Холмоградский» (1841), «Колумб» (1842) и др. В 1840-х гг. Вельтман сочинял сказки в стихах, написанные по мотивам фольклора южных и западных славян: «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная Светлою Денницей Ясному месяцу» (1846), «Златой и Бела. Чешская сказка» (1850). Однако в его романах «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) историческое переплеталось со сказочным. Критики затруднялись определить, к чему относятся эти произведения Вельтмана – к историческим романам или к сказкам. Сегодня их можно отнести к жанру «исторического фэнтези», а Вельтмана – к первооткрывателям этого жанра.

Славянская тема привлекала Вельтмана и как историка, и как литератора. Кроме того, Александр Фомич, как и его близкий друг В. И. Даль, стал собирателем фольклорных материалов. Еще одно направление, к которому он проявлял интерес – скандинавистика: Вельтман стремился больше знать о прошлом своей исторической родины. Он соблюдал нейтралитет в литературной борьбе западников и славянофилов, за что его нередко критиковали представители обоих направлений.

А. Ф. Вельтман писал не только исторические и фантастические произведения, но и не оставался чуждым современной социально-бытовой тематике. К ней относятся его повести «Неистовый Роланд» (1835), «Эротида» (1835), «Аленушка» (1836), рассказ «Ольга» (1837), ряд повестей и рассказов из жизни высшего общества (повесть «Приезжий из уезда или Суматоха в столице», 1841), чиновничества (повесть «Карьера», 1842), мещанства (рассказ «Путевые впечатления и, между прочим, горшок ерани», 1840; повесть «Наем дачи», 1849) и др. С 1848 по 1863 год писатель работал над эпопеей «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Это цикл из пяти романов («Саломея», «Чудодей», «Воспитанница Сара», «Счастье-несчастье», «Последний из рода и безродный»), который представляет собой панораму столичной и провинциальной российской действительности эпохи становления капитализма (1820-1850 гг.). Основной посыл эпопеи Вельтмана: жизнь – это бесконечное блуждание средь волн житейского моря. Волны сбивают людей с пути, несут их к чужим берегам и судьбам. Главные герои одной части в другой появляются только в эпизодах; напротив, эпизодические персонажи одной книги цикла превращаются в главных действующих лиц другой. Кроме того, в «Приключениях...» вновь появляются герои романов Вельтмана «Странник», «Предки Калимероса», а также рассказа «Илья Ларин».

В этот период Вельтмана было принято критиковать за то, что ранее принесло ему успех – необычную манеру повествования, «странность» таланта. Роман «Новый Емеля, или Превращения» (1845) подвергся критике со стороны В. Г. Белинского. Однако наряду с множеством негативных рецензий критиков есть и положительные отзывы читателей, в том числе восторженные отзывы молодого Достоевского о «Емеле» и о другом романе Вельтмана – «Сердце и Думка» (1838).

Популярность Вельтмана как автора художественных произведений под натиском критики постепенно угасала. Массовый читатель стал забывать об этом авторе. Заключительный роман из цикла «Приключений...» – «Последний в роде и безродный» даже не был издан. Однако творчество Вельтмана оказало влияние на писателей-реалистов следующего поколения – Н. C. Лескова, П. И. Мельникова-Печерского. В двадцатом веке продолжателями традиций, заложенных Вельтманом, стали И. Ильф и Е. Петров, а также М. А. Булгаков. Особенно сильное влияние произведения Вельтмана оказали на Ф. М. Достоевского, который называл Вельтмана своим литературным учителем. В 1870-х годах Достоевский пытался издать роман «Последний из рода...», но безуспешно.

А. Ф. Вельтман был автором не только художественных произведений и научных трудов – у него есть и книга, посвященная воспитанию молодого поколения. В период расцвета своего творчества он написал учебник для народных училищ – «Начальное чтение для образующегося юношества» (1837, второе издание – 1839) В «Начальном чтении...» Вельтман отвечал на основные вопросы, которые могут возникнуть у младших школьников, детей 8-9 лет (разделы «Первые мысли познания самого себя» «Человек», «О сохранении здоровия», «Телесные потребности человека и удобность жизни»), старался привить им правильное поведение (главы «Необходимость учения», «Распределение времени для занятий», «Постепенность во всем», «Опрятность», «Худые привычки», «До какой степени умный человек дорожит временем», «Стыд от невежества» и т. д.). В книге также есть познавательные материалы для общего развития юного читателя – заметки о природе, об устройстве общества и его сословиях, о домашнем хозяйстве, например «Видимый мир. Земля, планеты и их движение», «Различные состояния и звания людей. Постепенность состояний и соответствие каждому знания и обязанности», «Насекомые, полезные человеку», «Жизнь растений»). Подрастающее поколение охотно читало учебник Вельтмана. Н. И. Свешников в автобиографической повести «Воспоминания пропащего человека» (1888) сообщал, что познакомился с «Начальным чтением...» в первом классе приходского училища и эта книга казалась ему занимательной.

Постепенно Александр Фомич смог улучшить свое материальное положение. В 1842 г. он был назначен помощником директора Московской Оружейной палаты, а десять лет спустя возглавил ее и оставался директором палаты до конца своих дней. Но его жизнь не была безоблачной: в 1847 г. умерла жена, Анна Петровна, оставив 10-летнюю дочь Надежду.

Через три года Вельтман сделал предложение писательнице Е. И. Крупенниковой. Для Елены Ивановны это также был второй брак, она тоже знала и любила Бессарабию, так как родилась и выросла в Одессе. Свои произведения на социально-бытовые темы она подписывала «Кубе, Е.» (Кубе – девичья фамилия Елены Ивановны). В этом браке у А. Ф. Вельтмана родились сын и дочь. Под влиянием Александра Фомича его талантливая спутница увлеклась историей. Главное произведение в ее литературном наследии – исторический роман «Приключения королевича Густава Ириковича, жениха царевны Ксении Годуновой» (1867), изданный под именем не Елены Кубе, а Елены Вельтман. Калейдоскоп событий и стран, множество действующих лиц делали этот роман действительно «вельтмановским» произведением.

В 1849 г. Вельтман стал редактором журнала «Москвитянин», но вскоре передал руководство «молодой редакции», в состав которой вошел А. Н. Островский. В этот период жизни его больше привлекала научная деятельность. В 1854 г. Вельтман был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, в 1861 г. – членом-корреспондентом и затем, в 1869 г. – действительным членом Русского археологического общества. В 1850-х и 1860-х г.г. Вельтман написал ряд научных работ – «Аттила и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий» (1858), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856-60) и др.

В 1860-е гг. писатель вел замкнутую жизнь в кругу семьи.

А. Ф. Вельтман умер в начале 1870 г. Его похоронили в Москве на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Монастырь был разрушен в 1926 г. при строительстве автодороги, кладбище уничтожено к концу 1930-х г.г. Могила ученого и писателя Вельтмана, с памятником в виде уменьшенной копии надгробия князя Ярослава Мудрого, считается утраченной.

Александр Вельтман / Книги

  • Вельдман, А. Ф. Начальныя основания арифметики, сочиненные колонновожатым Алексндром Вельдманом / А. Ф. Вельдман. — Москва : тип. Решетникова, 1817. — 68 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельдман, А. Ф. Начертание древней истории Бессарабии, с присовокуплением исторических выписок и карты, сочиненное Генерального Штаба Штабс-Капитаном Вельтманом / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1828. — 92 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельдман, А. Ф. Беглец : [повесть в стихах] / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Глазунов, 1831. — 77 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Муромские леса : [повесть в стихах] / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1831. — 68 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Странник. Ч. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1831. — 148 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Странник. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1831. — 164 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Странник. Ч. 3 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1832. — 160 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына-Задека. Кн. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 179 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына-Задека. Кн. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 198 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. MMMCDXLVIII го. Рукопись Мартына-Задека. Кн. 3 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 204 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Кощей бессмертный, былина старого времени. Ч. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 298 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Кощей бессмертный, былина старого времени. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 252 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Кощей бессмертный, былина старого времени. Ч. 3 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 262 с. — [Хранится в РГБ].
  • Песнь ополчению Игоря Святославовича, князя Новгород Северскаго : [Переведено с древняго русскаго языка XII столетия Александром Вельтманом] / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1833. — 56 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Лунатик. Случай. Ч. 1. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1834. — 348 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. О Господине Новгороде Великом : [письмо : с приложением вида Новгорода в 12 столетии и плана окрестностей] / А. В. — Москва : тип. С. Селивановского, 1834. — 44 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Светославич, вражий питомец. Диво времен красного солнца Владимира. Ч. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1835. — 230 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Светославич, вражий питомец. Диво времен красного солнца Владимира. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1835. — 256 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Предки Калимероса. Александр Филипович Македонский. Ч. 1. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1836. — 470 с. — [Хранится в РГБ].
  • Картины света : энциклопедический живописный альманах на 1836 год. Ч. 2 / А.Ф. Вельтман ; в конце предисловие : А. Ф. Вельтман. — Москва : Типография С. Селивановского, 1837. — 460 с. : ил.
  • Вельтман, А. Ф. Виргиния, или поездка в Россию. Ч. 1. Ч. 2. / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1837. — 300 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Начальное чтение для образующагося юношества / А. Ф. Вельтман. — Москва : Унив. тип., 1837. — 184 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Сердце и Думка. Приключение. Ч. 1. Ч. 2. / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1838. — 372 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Сердце и Думка. Приключение. Ч. 3. Ч. 4. / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1838. — 355 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Начальное чтение для образующегося юношества. Отд. 1-2. / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанов, 1839. — 264 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Древние славянские собственные имена / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1840. — 22 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Портфель служебной деятельности М.В. Ломоносова / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1840. — 85 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Ратибор Холмоградский / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1841. — 231 с. — [Хранится в РГБ].
  • Достопамятности Московского Кремля / сост. : А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1843. — 175 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Повести : Приезжий из уезда : Радой : Путевые впечатления, и между прочим горшок ерани : Коштестския скалы : Иоланда : Ольга / А. Ф. Вельтман. — Санкт–Петербург : М. Д. Ольхин, 1843. — 422 с. — [Хранится в РГБ].
  • Московская Оружейная палата / сост: А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1844. — 82 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Новый Емеля, или Превращения : [роман]. В 4 ч. Ч.I–II / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1845. — 486 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Новый Емеля, или Превращения : [роман]. В 4 ч. Ч.III–IV / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1845. — 484 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Знамения пресвятые богородицы в селе Дубровицах, основанного в 1690 и освященного в 1704 году, в присутствии храмоздателя государя царя и великого князя Петра Алексеевича / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1850. — 16 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная светлой Денницей ясному Месяцу / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанов, 1846. — 59 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Златой и Бела, чешская сказка : [стихи] / А. Ф. Вельтман. — Москва : Полиц. тип., 1850. — 52 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Индо-Германы, или сайване. Опыт свода и поверки сказаний о первобытных населенцах Германии / А. Ф. Вельтман. — Москва : Университетская типография, 1856. — 178 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Приключения почерпнутые из моря житейского. Чудодей. Ч. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1856. — 417 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Приключения почерпнутые из моря житейского. Чудодей. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1856. — 416 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Аттила и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий / А. Ф. Вельтман. — Москва : Университетская типография, 1858. — 220 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Маги и мидийские каганы XIII столетия / А. Ф. Вельтман. — Москва : Университетская типография, 1860. — 80 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Московская Оружейная палата / А. Ф. Вельтман. — 2-е изд. — Москва : тип. Бахметева, 1860. — 301 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Приключения почерпнутые из моря житейского. Воспитанница Сара / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Каткова и К, 1862. — 237 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Приключения почерпнутые из моря житейского. Счастье несчастье. Ч. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1863. — 308 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Приключения почерпнутые из моря житейского. Счастье несчастье. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1863. — 371 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Дон : чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете 1866 г. Кн. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Каткова и К, 1866. — 116 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Днепровские пороги по Константину Багрянородному / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Каткова и К, 1868. — 14 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Повести и рассказы / А. Ф. Вельтман ; вступительная статья и примечания: Ю. М. Акутина. — Москва : Советская Россия, 1979. — 383 с.
  • Русская романтическая повесть : сборник / [А. Ф. Вельтман и др.] ; составитель, вступительная статья и примечания: В. И. Сахаров ; художник: П. С. Сацкий. — Москва : Советская Россия, 1980. — 670 с. : ил.
  • Вельтман, А. Ф. Сердце и Думка [роман. В 4 ч.] / А. Ф. Вельтман ; подгот. текста, вступительная статья и примечания : В. А. Кошелева, А. В. Чернова. — Москва : Советская Россия, 1986. — 254 с.
  • Вельтман, А. Ф. Избранное / А. Ф. Вельтман ; сост., вступительная статья и коммент. : В. И. Калугина ; художник: [А. Л. Костин и др.]. — Москва : Правда, 1989. — 562 с.
  • Русская романтическая повесть писателей 20–40 годов XIX века / сост., вступ. ст. и примеч. : В. И. Сахарова ; ил. и оформ. А.И. Добрицына. — Москва : Пресса, 1992. — 463 с. : ил.
  • Страшное гадание. Русская фантастика первой половины XIX века / [А. Ф. Вельтман и др.] ; составитель: Ю. М. Медведев ; художник: Г. И. Метченко. — Москва : Русская книга, 1997. — 445 с. — (Библиотека русской фантастики. В 20 т. Т. 7).
  • Русская проза первой половины XIX века / [А. Ф. Вельтман и др.] ; составитель, вступительная статья и коммент.: А. Б. Галкин. — 2-е изд. — Москва : Дрофа : Вече, 2003. — 447 с. — (Библиотека отечественной классической художественной литературы. В 100 т.).
  • Вельтман, А. Ф. Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея : [роман] / А. Ф. Вельтман. — Москва : Терра-Книжный клуб, 2004. — 702 с.

Александр Вельтман / Книги в НЭБ.Дети

О жизни и творчестве

  • Акутин Ю. М. Александр Вельтман и его роман «Странник» // А. Ф. Вельтман Странник. — Москва: Наука, 1978. — С. 247—300. — (Литературные памятники).
  • Калугин В. И. Романы Александра Вельтмана
  • Александр Фомич Вельтман (1800–1870) / [В. Н. Аношкина и др.] // История русской литературы XIX века, 1800–1830-е годы : учебное пособие для студентов педагогических институтов. — Москва : Просвещение, 1989. — С. 280
  • Вельтман Александр Фомич [8 (20).7.1800, Петербург – 11 (23).1.1870, Москва] // Русские писатели. 1800–1917 : Биографический словарь. Т. 1. А–Г. — Москва : Советская энциклопедия, 1989. — С. 405–409. : ил.
  • Вельтман, А. Ф. Избранное / А. Ф. Вельтман ; сост., вступительная статья и коммент. : В. И. Калугина ; художник: [А. Л. Костин и др.]. — Москва : Правда, 1989. — 562 с.
  • Александр Фомич Вельтман (8 (20) июля 1800 - 11 (23) января 1870) / А. Немзер // Памятные даты. — Москва. — 2003. — С. 148–151. : ил.

Экранизации

  • Саломея. Телесериал. Режисер Л. Пчелкин. Россия, 2001.

См. также