Погодин Радий Петрович: различия между версиями

Строка 24: Строка 24:
== Биография ==
== Биография ==


Радий Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво Новгородской губернии (ныне Бологовский район Тверской области) в небогатой крестьянской семье. В 1927 году, в самый разгар коллективизации, семье удалось перебраться в Ленинград. Вскоре отец ушёл из семьи. Сыновья остались с матерью.
Радий Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво Новгородской губернии в крестьянской семье. В 1927 году семья переехала в Ленинград, с которым  связана вся дальнейшая жизнь и творчество писателя. Вскоре отец ушёл из семьи, Радий жил с матерью и старшим братом.  


Учился Радий Погодин в нескольких школах. Занимался спортом в ДК имени С. М. Кирова, имел первый юношеский разряд по гимнастике. В 1941 году окончил восемь классов. Воспоминания о детстве на Васильевском острове стали основой для первой известной книги Погодина для детей — «Кирпичные острова».
В детстве будущий писатель много читал. Радий Погодин вспоминал, что брал книги в четырёх библиотеках. Также серьёзно занимался спортом, имел первый юношеский разряд по гимнастике. Радий был лидером в мальчишеских компаниях. Он поднимал гирю, легко ходил на руках, загорал на карнизе второго этажа. Воспоминания писателя о детстве на Васильевском острове отражены в первой его книге для детей — «Кирпичные острова».


Летом 1941 года мать отправила Радия в родную деревню. Но когда немецкая армия стала подходить к Ленинграду, он вернулся домой, сумев дважды перейти линию фронта. Старший брат Николай, служивший на границе в Белоруссии, погиб в первых же боях с фашистами.
В мае 1941 года Радий Погодин закончил восемь классов. Началась Великая Отечественная война. Старший брат Николай, служивший на границе в Белоруссии, погиб в первых же боях с фашистами. Радий ходил в военкомат проситься на фронт, но его не взяли. Мать отправила сына в родную деревню, подальше от войны. Но вскоре немецкая армия стала подходить к Ленинграду, Радий решил вернуться. Он добрался домой, сумев дважды перейти линию фронта.


В блокаду Радий Петрович работал слесарем в авторемонтных мастерских Северо-Западного фронта. Мать работала там же. В марте 1942 года их вывезли на Урал, где они жили на станции Кын Пермской области. Мать шила на швейной машинке, Радий работал монтёром и кочегаром в местном детском доме.
В блокаду Радий Петрович выучился на слесаря. Он ремонтировал грузовики, разбитые на фронте, в авторемонтных мастерских Северо-Западного фронта. С каждым днём юноша всё труднее выдерживал голод. Совершенно обессилевшего в марте 1942 года его вывезли на Урал. Он жил на станции Кын Пермской области. Набравшись сил, Радий работал монтёром и кочегаром в местном детском доме.


В январе 1943 года его призвали в армию и направили в пехотное училище. После окончания училища был направлен в действующую армию. Участвовал в освобождении Левобережной Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя служил во второй гвардейской танковой армии. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву. Войну закончил в Берлине командиром отделения разведки в танковой дивизии. Радий Погодин был награждён двумя орденами Славы, двумя Орденами Красной Звезды, медалями за освобождение европейских столиц, имел Благодарности от Верховного Главнокомандующего.
В январе 1943 года Погодина призвали в армию. После окончания пехотного училища он был направлен в действующую армию. Радий Петрович участвовал в освобождении Левобережной Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя служил во второй гвардейской танковой армии командиром отделения дивизионной разведки. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, штурмовал рейстаг. Победу сержант Погодин встретил с двумя орденами Славы, двумя Красной Звезды, медалями за освобождение европейских столиц, имел Благодарности от Верховного Главнокомандующего. Его имя официально вписано в историю второй мировой войны как спасителя Потсдамской картинной галереи «Сан-Суси».


В октябре 1945 года в звании сержанта Погодин был уволен в запас «для продолжения учёбы». И действительно, демобилизовавшись, Радий Петрович решил учиться, пошёл на подготовительные курсы в Горный институт. Однако с учёбой не получилось, и молодой человек поехал по стране в поиске лучшей доли. «После войны меня понесло по стране: остановиться не мог, — вспоминал Погодин. — Менял города, осваивал профессии. Наконец осел вроде в Москве, в пожарной охране. Призвания к огню не было, просто там кормили. Так я начал печататься в газете «Боевой сигнал» — это была пожарная многотиражка. Печатал заметки с художественным уклоном. Уже тогда меня на художества тянуло. И рисовал неплохо...».
В первую послевоенную осень Радий Погодин вернулся в Ленинград. Он решил поступать в Горный институт, пошёл на подготовительные курсы. Но было очень трудно приспособиться к мирной жизни, забыть ужасы войны. Молодой человек бросил учёбу и поехал по стране в поисках лучшей доли. За несколько лет Погодин перепробовал много разных профессий. Он работал грузчиком, лесорубом, слесарем, вожатым в детском туберкулёзном санатории. Наконец осел в Москве, в пожарной охране. Погодин вспоминал, что в пожарной многотиражке «Боевой сигнал» он начал печатать небольшие заметки, сопровождая их рисунками.


В 1946 году после постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» и статьи А. Жданова об А. Ахматовой и М. Зощенко в редакции «Боевого сигнала» прошло обсуждение документа. Во время обсуждения Погодин случайно обронил: «Жданова через двадцать лет никто и помнить не будет, а Зощенко и Ахматова как были великими писателями русскими, так и останутся». На него был отправлен донос в органы. Радий Петрович виновным себя не считал, но какое-то время прятался. Затем вернулся в Ленинград, поселился у отца. Успел устроиться на работу, но был арестован и осужден на пять лет, лишён всех боевых наград. Через 2 года и 4 месяца его освободили по амнистии. Боевые награды, отобранные при аресте, были возвращены писателю только в 1976 году.
В 1946 году после постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» в редакции «Боевого сигнала» прошло обсуждение документа, во время которого Погодин высказался в защиту М. Зощенко и А. Ахматовой. На него был отправлен донос в органы. Радий Петрович виновным себя не считал, но какое-то время прятался. Затем вернулся в Ленинград, поселился у отца. Успел устроиться на работу, но был арестован. Молодой фронтовик был осужден на пять лет, лишён всех боевых наград и отправлен в лагеря республики Коми. Через 2 года и 4 месяца его освободили по амнистии. Боевые награды, отобранные при аресте, были возвращены писателю в день его пятидесятилетия, во время награждения орденом «Знак Почёта» за литературное творчество.


В апреле 1950 года Радий Петрович вернулся из заключения. Будущий писатель работал на заводе имени Коминтерна слесарем-сборщиком, затем на заводе «Линотип». С 1951 года Погодин стал посещать литобъединение под руководством Всеволода Рождественского. По рекомендации Рождественского в июле 1953 года его пригласили в Йошкар-Олу, в редакцию местного радио. Через год Погодин вернулся в Ленинград. Работал по договорам в периодической печати, на радио.
Вернувшись из заключения, Радий Петрович работал слесарем-сборщиком на заводе имени Коминтерна, затем на заводе «Линотип». В это время он начал посещать литобъединение под руководством Всеволода Рождественского. По рекомендации Рождественского в июле 1953 года Погодин был приглашён в Йошкар-Олу, где работал журналистом в редакции местного радио. Набравшись опыта, через год вернулся в Ленинград. Работал на радио, писал статьи для периодических изданий.


Первый свой рассказ для взрослых Радий Петрович написал на спор. С этим рассказом он пошёл в Союз писателей, где ему посоветовали продолжать писать. Впоследствии его творчество было названо космополитизмом, модернизмом, за что тогда сажали. Радий Петрович признавался, что сесть второй раз не хотелось. Нужно было либо бросить писать, либо найти вид литературы, не связанный с этими понятиями. Он выбрал детскую литературу.
Свой первый рассказ Погодин написал для взрослых. С ним Радий Петрович пошёл в Союз писателей, где ему посоветовали продолжать писать. Он написал ещё несколько рассказов. Но в итоге всё его творчество было названо космополитизмом и модернизмом, за что тогда сажали. Радий Петрович признавался, что сесть второй раз не хотелось. Нужно было либо бросить писать, либо найти вид литературы, не связанный с этими понятиями. Он выбрал детскую литературу, куда и ушёл.
 
В 1954 году в ленинградском альманахе «Дружба» был опубликован рассказ для детей «Мороз», а в 1957 году начинающий автор выпустил первую детскую книгу. Это был сборник рассказов «Муравьиное масло». Через год появились знаменитые «Кирпичные острова».
 
В 1959 году по рекомендации Ю. Германа и Л. Пантелеева Радий Погодин был принят в Союз писателей СССР.  


Первый рассказ Погодина для детей «Мороз» был опубликован в ленинградском альманахе «Дружба» в 1954 году. В 1957 году появился первый сборник рассказов «Муравьиное масло», через год — знаменитые «Кирпичные острова». В 1959 году по рекомендации Ю. Германа и Л. Пантелеева Радий Погодин был принят в Союз писателей СССР.




Строка 56: Строка 60:




В 1960 году вышла книга — «Рассказы о весёлых людях и хорошей погоде». В том же году в журнале «Юность» публикуется рассказ «Дубравка». С этого времени Погодин занял одно из ведущих мест в детской литературе. Его проза отличалась серьёзностью нравственного поиска, изяществом формы. Критики восприняли нового автора благожелательно, отмечали его уникальный стиль, способность понять ребёнка и подростка, изложить его мысли и чувства простым, но поэтичным языком.
В 1960 году вышла книга — «Рассказы о весёлых людях и хорошей погоде». В том же году журнал «Юность» публикует небольшой рассказ «Дубравка, в котором автор простым доступным языком описывает невероятно сложный период в жизни подростка. Рассказ положил начало жанру «психологической прозы», которой прославились детские писатели-шестидесятники. С тех пор каждое новое произведение Радия Погодина становилось событием в литературной жизни. Критики восприняли нового автора благожелательно, отмечали его уникальный стиль, способность понять ребёнка и подростка, изложить его мысли и чувства простым, но поэтичным языком.
 
Откровением для всех стала повесть «Ожидание», увидевшая свет в 1963 году. В этой повести Погодин показал, что жизнь ребёнка полна внутренней боли, сомнений и неудовлетворённости собой и окружающими. Так в детских книжках ещё никто не разговаривал с подростками.  


Радий Петрович известен как драматург. Он автор пьес: «Пятьсот миллионов двадцать второй», «Шли лихие эскадроны», «Про Гришку», «Сказка про зверя Индрика». В середине 1960-х годов Погодин написал пьесу «Трень-брень», которую первым поставил Ленинградский ТЮЗ. С неё началась известность театра и его главного режиссера З. Я. Корогодского. Спектакль обошёл многие юношеские театры страны. Он изменил представление о том, какая должна быть драматургия для юного зрителя.
Радий Петрович известен как драматург. Он автор пьес: «Пятьсот миллионов двадцать второй», «Шли лихие эскадроны», «Про Гришку», «Сказка про зверя Индрика». В середине 1960-х годов Погодин написал пьесу «Трень-брень», которую первым поставил Ленинградский ТЮЗ. С неё началась известность театра и его главного режиссера З. Я. Корогодского. Спектакль обошёл многие юношеские театры страны. Он изменил представление о том, какая должна быть драматургия для юного зрителя.
Первая сказочная повесть «Шаг с крыши» вышла в 1964 году. С этого времени Погодин уже никогда не расставался со сказкой. Это были либо коротенькие волшебные истории («Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия», «Где ты, гдетыгдеты?», «Земля имеет форму репы»), либо большие повести («Турнир в королевстве Фиофигас»). За год до смерти была написана последняя сказка: «Про девочку Полечку и её одинокую жизнь».


Также широкую известность получили его рассказы для детей. Рассказ «Кто согрел море» представлял СССР в сборнике рассказов писателей разных стран «Дети мира», подготовленном международной редакционной коллегией.
Радий Погодин очень любил сказку, называл ее «тончайшим инструментом познания мира и воспитания нравственной позиции», считал этот жанр непомерно трудным. Его первая сказочная повесть «Шаг с крыши» вышла в 1964 году. С этого времени Погодин уже никогда не расставался со сказкой. Это были либо коротенькие волшебные истории («Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия», «Где ты, гдетыгдеты?», «Земля имеет форму репы», «Книжка про Гришку»), либо большие повести («Турнир в королевстве Фиофигас», «Красные лошади»). В  уста своих героев писатель вкладывает простые и естественные, но очень важные нравственные истины. За год до смерти была написана последняя сказка: «Про девочку Полечку и её одинокую жизнь».
 
О войне Радий Петрович начал писать только в начале 70-х годов. Первые рассказы о войне вошли в повесть «Где леший живёт». Затем были повести «Живи, солдат», «Мост», «Боль»,  «Я догоню вас на небесах». Все они во многом автобиографичны. Войне посвящен его последний незавершенный рассказ «Афина-Паллада», который был наговорен на диктофон.
 
Всего Радием Петровичем написано более двадцати книг для детей. Они переведены на несколько десятков языков мира. Многие его произведения  экранизированы. Самые известные экранизации — «Дубравка», «Шаг с крыши», «Включите северное сияние», «Рок-н-ролл для принцесс». Также Радий Погодин автор сценариев пяти художественных фильмов для детей.
 
Радий Петрович был талантливым читателем и очень дружил с библиотеками. Рассказывая о своём детстве, он утверждал, что именно библиотеки спасли его поколение от воровства и бандитизма.
 
Последние десять лет  жизни Радий Погодин тяжело болел. Помимо литературного творчества, он стал писать картины. Радий Петрович работал в собственной мастерской, писал маслом. Он имел несколько персональных выставок, его картины печатались в различных журналах. После смерти писателя большая часть картин была перевезена в Ленинградскую областную детскую библиотеку. Также он писал стихи, которые были опубликованы в конце 1990-х годов в журналах «Звезда» и «Нева». В последние годы жизни была создана повесть для взрослых «Одинокая на ветру».


О войне Радий Петрович начал писать только в начале 70-х годов. Первые рассказы о войне вошли в повесть «Где леший живёт». Затем были повести «Живи, солдат», «Мост», «Боль», «Я догоню вас на небесах». Все они во многом автобиографичны. Войне посвящен его последний незавершенный рассказ «Афина-Паллада», который был наговорен на диктофон.
Радий Петрович Погодин ушёл из жизни 30 марта 1993 года, похоронен на Волковском православном кладбище в Санкт-Петербурге.


Всего Радием Петровичем написано более двадцати книг для детей. Они переведены на несколько десятков языков мира. Многие его произведения экранизированы. Самые известные экранизации — «Дубравка», «Шаг с крыши», «Включите северное сияние», «Рок-н-ролл для принцесс». Также Радий Погодин автор сценариев пяти художественных фильмов для детей.
Радий Погодин справедливо считал, что ребёнок как личность формируется в раннем детстве. Все его книги пронизаны любовью к детям и заботой о них. Они написаны о смысле жизни человека, поисках ответов на самые вечные вопросы. Произведения Радия Погодина актуальны и сегодня, воспринимаются как самая современная проза. Его идеи и творчество продолжают интересовать исследователей.  


Радий Петрович проявил себя и как талантливый художник. Он работал в собственной мастерской, писал маслом. Его картины демонстрировались на нескольких выставках, печатались в различных журналах. После смерти писателя большая часть картин была перевезена в Ленинградскую областную детскую библиотеку. Также он писал стихи, которые были опубликованы в конце 1990-х годов в журналах «Звезда» и «Нева».
В 1994 году Ленинградской областной детской библиотекой и Санкт-Петербургским Союзом писателей были учреждены Всероссийские литературно-педагогические Погодинские чтения. Они проходят один раз в пять лет, собирая литературоведов, писателей, библиотекарей, педагогов, психологов со всей страны.  
Произведения Радия Погодина продолжают интересовать исследователей и в последние годы, о чем говорят Всероссийские Погодинские литературно-педагогические чтения, которые регулярно собирают литературоведов, писателей, библиотекарей, педагогов, психологов со всей страны.  


Радий Петрович Погодин ушёл из жизни 30 марта 1993 года, похоронен на Волковском православном кладбище в Санкт-Петербурге.