44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 95: | Строка 95: | ||
===Чуковский / Критик, литературовед и переводчик=== | ===Чуковский / Критик, литературовед и переводчик=== | ||
После запрета редактировать печатные издания Чуковский оставил журналистику и достаточно быстро приобрел известность в качестве литературного критика. Его стиль был нетипичным для того времени: лишенным академичности, понятным широким массам, с нотками одесского юмора, едким, иногда слишком хлестким - критика даже пытались вызвать на дуэль. Высказывания Чуковского могли больно задевать писателей, о некоторых таких случаях он впоследствии искренне сожалел. Чуковский не признавал устоявшихся взглядов на развитие российской словесности, считал необходимым проявлять беспристрастность, служить литературе, не обращая внимание ни на чей-либо авторитет, ни на личные связи. Поэтому он критиковал в том числе и близких знакомых, с которыми был в хороших отношениях, и тогда эти отношения нередко портились - так было после появления его статей о Саше Чёрном и о Леониде Андрееве. | После запрета редактировать печатные издания Чуковский оставил журналистику и достаточно быстро приобрел известность в качестве литературного критика. Его стиль был нетипичным для того времени: лишенным академичности, понятным широким массам, с нотками одесского юмора, едким, иногда слишком хлестким - критика даже пытались вызвать на дуэль. Высказывания Чуковского могли больно задевать писателей, о некоторых таких случаях он впоследствии искренне сожалел. Чуковский не признавал устоявшихся взглядов на развитие российской словесности, считал необходимым проявлять беспристрастность, служить литературе, не обращая внимание ни на чей-либо авторитет, ни на личные связи. Поэтому он критиковал в том числе и близких знакомых, с которыми был в хороших отношениях, и тогда эти отношения нередко портились - так было после появления его статей о [[Чёрный Саша|Саше Чёрном]] и о [[Андреев Леонид Николаевич|Леониде Андрееве]]. | ||
В своих статьях наблюдательный Чуковский подмечал то, что пропустили другие критики, показывал привычные картины с непривычных ракурсов. Он обратил внимание на появление города в русской литературе, которая до этого была «либо барской, либо мужицкой», на изменение темпа и восприятия жизни: | В своих статьях наблюдательный Чуковский подмечал то, что пропустили другие критики, показывал привычные картины с непривычных ракурсов. Он обратил внимание на появление города в русской литературе, которая до этого была «либо барской, либо мужицкой», на изменение темпа и восприятия жизни: | ||
Строка 110: | Строка 110: | ||
Некоторое время Чуковский публиковал в газете «Свобода и жизнь» (впоследствии закрытой) цикл статей о литературе и революции. Он доказывал, что искусство помогает обществу достичь желаемых успехов, когда служители искусства забывают о его прикладном значении, о борьбе за результат и придают форме произведения не меньшее значение, чем его содержанию; если литература выступает лишь орудием для продвижения чьих-либо интересов, она уже не является литературой. И хотя Корней Иванович не отрицал революционного пути развития России, эта публикация наделала много шума. Видный революционер Анатолий Луначарский, в будущем первый нарком просвещения советской России, вступил в полемику с Чуковским. Корней Иванович с сожалением отмечал, что читатели-оппоненты приравняли его мнение к призыву: «Долой революцию! Да здравствует искусство!» и спорили не с автором, а с придуманным ими самими персонажем. | Некоторое время Чуковский публиковал в газете «Свобода и жизнь» (впоследствии закрытой) цикл статей о литературе и революции. Он доказывал, что искусство помогает обществу достичь желаемых успехов, когда служители искусства забывают о его прикладном значении, о борьбе за результат и придают форме произведения не меньшее значение, чем его содержанию; если литература выступает лишь орудием для продвижения чьих-либо интересов, она уже не является литературой. И хотя Корней Иванович не отрицал революционного пути развития России, эта публикация наделала много шума. Видный революционер Анатолий Луначарский, в будущем первый нарком просвещения советской России, вступил в полемику с Чуковским. Корней Иванович с сожалением отмечал, что читатели-оппоненты приравняли его мнение к призыву: «Долой революцию! Да здравствует искусство!» и спорили не с автором, а с придуманным ими самими персонажем. | ||
В мае 1907 года Чуковскому удалось устроиться в солидную ежедневную газету «Речь», где печатались материалы на политические и экономические темы, освещались события культуры. Издание позиционировало себя как внепартийное, но фактически было печатным органом кадетов - крупной партии центристской направленности. Там Чуковский напечатал критические очерки о деятелях современной литературы: Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове. Позднее эти очерки вошли в первую книгу Чуковского - сборник «От Чехова до наших дней» (1908, за год выдержал три издания). Затем появились книги «Леонид Андреев, большой и маленький» (1908), «Нат Пинкертон и современная литература» - одно из первых исследований феномена массовой культуры, продолжающее размышления автора о превращении современной городской цивилизации в цивилизацию дикарей (1908, переиздана в 1910). Многие литературные деятели спорили с Чуковским и не видели опасности в копеечных книжках о ловком сыщике Нате Пинкертоне, «недостойных» внимания серьезных критиков, однако с выводами Чуковского согласился Лев Толстой. За «Пинкертоном» последовали «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски», «Книга о современных писателях» (второе издание «Критических рассказов»), «Эгофутуристы и кубофутуристы: Образцы футуристических произведений: Опыт хрестоматии» (все - 1914). | В мае 1907 года Чуковскому удалось устроиться в солидную ежедневную газету «Речь», где печатались материалы на политические и экономические темы, освещались события культуры. Издание позиционировало себя как внепартийное, но фактически было печатным органом кадетов - крупной партии центристской направленности. Там Чуковский напечатал критические очерки о деятелях современной литературы: Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове. Позднее эти очерки вошли в первую книгу Чуковского - сборник «От Чехова до наших дней» (1908, за год выдержал три издания). Затем появились книги «Леонид Андреев, большой и маленький» (1908), «Нат Пинкертон и современная литература» - одно из первых исследований феномена массовой культуры, продолжающее размышления автора о превращении современной городской цивилизации в цивилизацию дикарей (1908, переиздана в 1910). Многие литературные деятели спорили с Чуковским и не видели опасности в копеечных книжках о ловком сыщике Нате Пинкертоне, «недостойных» внимания серьезных критиков, однако с выводами Чуковского согласился [[Толстой Лев Николаевич|Лев Толстой]]. За «Пинкертоном» последовали «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски», «Книга о современных писателях» (второе издание «Критических рассказов»), «Эгофутуристы и кубофутуристы: Образцы футуристических произведений: Опыт хрестоматии» (все - 1914). | ||
К середине 1910-х годов Чуковский - уже известный и даже скандальный критик (его сравнивали с безжалостным волком), популярный лектор (в разных городах Российской империи он рассказывал о российских футуристах, Уитмене, Оскаре Уайльде) и переводчик. Доля критических статей в его творчестве постепенно снижается, уступая место литературным портретам и работам в области литературоведения. Можно сказать, что со временем статьи и книги Чуковского о русских писателях составили обширный курс истории русской литературы двадцатого века. | К середине 1910-х годов Чуковский - уже известный и даже скандальный критик (его сравнивали с безжалостным волком), популярный лектор (в разных городах Российской империи он рассказывал о российских футуристах, Уитмене, Оскаре Уайльде) и переводчик. Доля критических статей в его творчестве постепенно снижается, уступая место литературным портретам и работам в области литературоведения. Можно сказать, что со временем статьи и книги Чуковского о русских писателях составили обширный курс истории русской литературы двадцатого века. | ||
Строка 124: | Строка 124: | ||
Всё это время Чуковский не только писал критические статьи, но и много переводил из англоязычной литературы - Мура, Браунинга, Лонгфелло, Уитмена, Пиндемонте, Уэллса (Корней Иванович стал также и автором предисловия к первому русскому собранию сочинений Уэллса). К переводам он относился со всей серьезностью. Аналитический ум Чуковского вскоре сложил собственную систему критериев хорошего перевода. Чуковский стремился так донести переводное произведение до читателей, чтобы они смогли почувствовать и понять первоисточник. Поэтому в 1906 году он критиковал Константина Бальмонта за неточные переводы Уитмена, в которых Бальмонт, по мнению Корнея Ивановича, представил читателю образ некого «придуманного» поэта. В 1907 году увидела свет книга выполненных Чуковским переводов Уитмена («Поэт-анархист Уолт Уитмен»). В 1914 году второе издание этой книги получило название «Поэзия грядущей демократии», не прошло цензуру и было уничтожено. Третье издание вышло уже после революции, в 1918 году. | Всё это время Чуковский не только писал критические статьи, но и много переводил из англоязычной литературы - Мура, Браунинга, Лонгфелло, Уитмена, Пиндемонте, [[Уэллс Герберт Джордж|Уэллса]] (Корней Иванович стал также и автором предисловия к первому русскому собранию сочинений Уэллса). К переводам он относился со всей серьезностью. Аналитический ум Чуковского вскоре сложил собственную систему критериев хорошего перевода. Чуковский стремился так донести переводное произведение до читателей, чтобы они смогли почувствовать и понять первоисточник. Поэтому в 1906 году он критиковал Константина Бальмонта за неточные переводы Уитмена, в которых Бальмонт, по мнению Корнея Ивановича, представил читателю образ некого «придуманного» поэта. В 1907 году увидела свет книга выполненных Чуковским переводов Уитмена («Поэт-анархист Уолт Уитмен»). В 1914 году второе издание этой книги получило название «Поэзия грядущей демократии», не прошло цензуру и было уничтожено. Третье издание вышло уже после революции, в 1918 году. | ||
===Чуковский / Детская литература 1910-х годов и «Крокодил»=== | ===Чуковский / Детская литература 1910-х годов и «Крокодил»=== |