44 594
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 21: | Строка 21: | ||
}} | }} | ||
__FORCETOC__ | __FORCETOC__ | ||
'''Нина Сергеевна Дашевская''' — | '''Нина Сергеевна Дашевская''' — современная российская писательница, автор книг для детей и подростков, музыкант. | ||
==Нина Дашевская / Биография== | ==Нина Дашевская / Биография== | ||
Нина родилась 23 мая 1979 года в Твери в семье инженеров. Её родители родом из Одессы, а бабушка — из Грузии. Нина была младшим ребёнком в семье, и родители, уже имевшие опыт воспитания детей, предоставляли Нине несколько больше свободы, чем её брату и сестре. | Нина Дашевская родилась 23 мая 1979 года в Твери в семье инженеров. Её родители родом из Одессы, а бабушка — из Грузии. Нина была младшим ребёнком в семье, и родители, уже имевшие опыт воспитания детей, предоставляли Нине несколько больше свободы, чем её брату и сестре. | ||
В шесть лет Нина начала играть на скрипке. Училась одновременно в общеобразовательной и музыкальной школе. Ей нравилось в обеих, но больше — в музыкальной: там общение и с учителями, и с другими учащимися было более тесным, отношения — более серьёзными и доверительными. | |||
В шесть лет Нина начала играть на скрипке. Училась одновременно в общеобразовательной и музыкальной школе. Ей нравилось в обеих, но больше — в музыкальной: там общение и с учителями, и с другими учащимися было более тесным, отношения — более серьёзными и доверительными. | |||
{{цитата|автор=Нина Дашевская|Разница с общеобразовательной школой заложена в самой природе музыкального обучения: индивидуальные уроки по специальности, с одной стороны, — ты напрямую общаешься с учителем; и игра в ансамбле — с другой, это такие настоящие рабочие отношения с другими учениками.}} | |||
Семья Нины была читающей, и девочка рано приобщилась к книге. Читала всё подряд — для неё был важен сам процесс. Вскоре взрослые стали ограничивать Нину в чтении: отчасти потому, что ухудшилось зрение, а отчасти из-за того, что стали страдать занятия музыкой. Но привело это только к тому, что чтение обрело в глазах Нины некий романтический ореол, присущий многим полузапрещённым делам и поступкам. | Семья Нины была читающей, и девочка рано приобщилась к книге. Читала всё подряд — для неё был важен сам процесс. Вскоре взрослые стали ограничивать Нину в чтении: отчасти потому, что ухудшилось зрение, а отчасти из-за того, что стали страдать занятия музыкой. Но привело это только к тому, что чтение обрело в глазах Нины некий романтический ореол, присущий многим полузапрещённым делам и поступкам. | ||
На литературные вкусы Нины повлияла старшая сестра: Нина с особым интересом читала увиденные у неё книги. Так Нина в восьмом классе познакомилась с творчеством Владимира Набокова. «Первой серьёзной книгой оказалось “Приглашение на казнь”, — рассказывает Дашевская, — было чувство, что я читаю нечто взрослое, это повышало самооценку, но главное — оказалось, что слова нужны не только для того, чтобы рассказывать историю». | |||
На литературные вкусы Нины повлияла старшая сестра: Нина с особым интересом читала увиденные у неё книги. Так Нина в восьмом классе познакомилась с творчеством Владимира Набокова. | |||
{{цитата|автор=Нина Дашевская|Первой серьёзной книгой оказалось «Приглашение на казнь». Было чувство, что я читаю нечто взрослое, это повышало самооценку, но главное — оказалось, что слова нужны не только для того, чтобы рассказывать историю.}} | |||
«Первой серьёзной книгой оказалось “Приглашение на казнь”, — рассказывает Дашевская, — было чувство, что я читаю нечто взрослое, это повышало самооценку, но главное — оказалось, что слова нужны не только для того, чтобы рассказывать историю». | |||
У старшего брата, талантливого математика, Нина научилась любить эту непростую науку. Математика — тоже творчество. «…там, где нужно идти по алгоритмам, найти ответы, и мы знаем как — это не математика, — говорит Дашевская. — Она начинается с задачи со звездочкой, когда нужно найти необычное решение». Cвязь между музыкой и математикой для Дашевской очевидна, особенно в сольфеджио. Сегодня она уверена: если бы всё это преподавалось несколько иначе, дети любили бы и сольфеджио, и математику. А тогда, уходя после седьмого класса из общеобразовательной школы, Нина жалела, что отныне придётся уделять математике меньше времени. | У старшего брата, талантливого математика, Нина научилась любить эту непростую науку. Математика — тоже творчество. «…там, где нужно идти по алгоритмам, найти ответы, и мы знаем как — это не математика, — говорит Дашевская. — Она начинается с задачи со звездочкой, когда нужно найти необычное решение». Cвязь между музыкой и математикой для Дашевской очевидна, особенно в сольфеджио. Сегодня она уверена: если бы всё это преподавалось несколько иначе, дети любили бы и сольфеджио, и математику. А тогда, уходя после седьмого класса из общеобразовательной школы, Нина жалела, что отныне придётся уделять математике меньше времени. | ||
Окончив Тверское музыкальное училище по классу скрипки, Нина уехала в Москву, учиться музыке дальше. Сразу поступить в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского она не смогла и год проучилась в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. Затем перевелась в консерваторию на курс профессора Маринэ Яшвили, прекрасного скрипача и талантливого педагога. Окончив консерваторию, Нина работала в Государственном камерном оркестре России, затем — в оркестре Детского музыкального театра им. Н. И. Сац. Несколько лет преподавала музыку в московской школе «Интеллектуал». | |||
Окончив Тверское музыкальное училище по классу скрипки, Нина Дашевская уехала в Москву, учиться музыке дальше. Сразу поступить в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского она не смогла и год проучилась в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. Затем перевелась в консерваторию на курс профессора Маринэ Яшвили, прекрасного скрипача и талантливого педагога. Окончив консерваторию, Нина работала в Государственном камерном оркестре России, затем — в оркестре Детского музыкального театра им. Н. И. Сац. Несколько лет преподавала музыку в московской школе «Интеллектуал». | |||
Писать Нина Дашевская начала, пребывая, по её собственному определению, «в глубоком декрете» — в отпуске по уходу за двумя детьми. Темы для творчества подсказывали музыка и математика. | Писать Нина Дашевская начала, пребывая, по её собственному определению, «в глубоком декрете» — в отпуске по уходу за двумя детьми. Темы для творчества подсказывали музыка и математика. | ||
Литературный дебют Нины Дашевской состоялся в 2008 году: журнал «Кукумбер» (№ 7) напечатал её сказку «Паровоз, который мечтал играть на скрипке». В дальнейшем она часто публиковалась в этом периодическом издании, а также в журналах «Чиж и Ёж», «Простоквашино», «Костёр» и др., в сборниках «Как хорошо уметь читать». В 2011 году вышла её первая книга — таблица умножения в стихах и картинках «Семь невысоких гномов». Автор хотела показать детям, что математика — это весело. | Литературный дебют Нины Дашевской состоялся в 2008 году: журнал «Кукумбер» (№ 7) напечатал её сказку «Паровоз, который мечтал играть на скрипке». В дальнейшем она часто публиковалась в этом периодическом издании, а также в журналах «Чиж и Ёж», «Простоквашино», «Костёр» и др., в сборниках «Как хорошо уметь читать». В 2011 году вышла её первая книга — таблица умножения в стихах и картинках «Семь невысоких гномов». Автор хотела показать детям, что математика — это весело. | ||
С математикой у многих персонажей Дашевской особые отношения. Вот и герой повести «День числа Пи» (2018) утверждает, что музыка очень логична, просто не все это понимают. | С математикой у многих персонажей Дашевской особые отношения. Вот и герой повести «День числа Пи» (2018) утверждает, что музыка очень логична, просто не все это понимают. | ||
Строка 43: | Строка 61: | ||
В сказочных повестях «Вилли» (2015), «Тео — театральный капитан» (2018), «Зимний мастер» (2021) отчётливо звучат лирические и романтические нотки. Но не только: герои этих книг способны на поступок, даже на самопожертвование ради людей и дела, которому служат. | В сказочных повестях «Вилли» (2015), «Тео — театральный капитан» (2018), «Зимний мастер» (2021) отчётливо звучат лирические и романтические нотки. Но не только: герои этих книг способны на поступок, даже на самопожертвование ради людей и дела, которому служат. | ||
Но большая часть произведений Нины Дашевской связана с музыкой. Художественный мир своих произведений она сопоставляет с миром музыки в обычной жизни. Персонажи Дашевской, реальные или сказочные, могут не знать друг друга, но их объединяет музыка, которая становится либо главной темой, либо фоновой, либо средством и способом, благодаря которым герой познаёт мир вообще и родной город в частности, других людей, самого себя. Об этом и дебютный «Паровозик…», и сборник рассказов «Около музыки» (2015), который Дашевская считает своей первой серьёзной книгой; повести «Скрипка неизвестного мастера» (2015), «Я не тормоз» (2016) и «День числа Пи» (2018); познавательная «музыкальная история» «Вивальди. Времена года» (2017) и «Квартетные сказки» (2023), ставшие книжным воплощением существующего несколько лет проекта «Сказки с музыкой». | Но большая часть произведений Нины Дашевской связана с музыкой. Художественный мир своих произведений она сопоставляет с миром музыки в обычной жизни. Персонажи Дашевской, реальные или сказочные, могут не знать друг друга, но их объединяет музыка, которая становится либо главной темой, либо фоновой, либо средством и способом, благодаря которым герой познаёт мир вообще и родной город в частности, других людей, самого себя. Об этом и дебютный «Паровозик…», и сборник рассказов «Около музыки» (2015), который Дашевская считает своей первой серьёзной книгой; повести «Скрипка неизвестного мастера» (2015), «Я не тормоз» (2016) и «День числа Пи» (2018); познавательная «музыкальная история» «Вивальди. Времена года» (2017) и «Квартетные сказки» (2023), ставшие книжным воплощением существующего несколько лет проекта «Сказки с музыкой». | ||
В целом произведения Дашевской сочетают черты приключенческой, исторической и школьной повести для подростков. При этом их отличительная особенность — отсутствие надрыва, агрессивности, чрезмерной эмоциональности, которые свойственны многим книгам для подростков и о подростках. Дашевская не подвергает героя чрезмерным испытаниям, хотя и затрагивает в своих книгах очень непростые темы, а многие её персонажи на первый взгляд — странные («День числа Пи»; «Я не тормоз»; «Поиск звука. Творогов», 2021). В произведениях Дашевской нет отрицательных персонажей, и автор старается встать на сторону каждого своего героя, потому что и в жизни редко можно встретить совершенно плохих людей. Читатели ценят её произведения за тонкость чувств, нежную иронию и глубокое понимание психологии подростка, за то, что её персонажи никогда не остаются один на один с самими собой. Важно и то, что в своих книгах Дашевская всегда показывает выход из сложной ситуации. | В целом произведения Дашевской сочетают черты приключенческой, исторической и школьной повести для подростков. При этом их отличительная особенность — отсутствие надрыва, агрессивности, чрезмерной эмоциональности, которые свойственны многим книгам для подростков и о подростках. Дашевская не подвергает героя чрезмерным испытаниям, хотя и затрагивает в своих книгах очень непростые темы, а многие её персонажи на первый взгляд — странные («День числа Пи»; «Я не тормоз»; «Поиск звука. Творогов», 2021). В произведениях Дашевской нет отрицательных персонажей, и автор старается встать на сторону каждого своего героя, потому что и в жизни редко можно встретить совершенно плохих людей. Читатели ценят её произведения за тонкость чувств, нежную иронию и глубокое понимание психологии подростка, за то, что её персонажи никогда не остаются один на один с самими собой. Важно и то, что в своих книгах Дашевская всегда показывает выход из сложной ситуации. | ||
Произведений Дашевской востребованы современным театром. В 2018 году в театре для детей и молодёжи «Малый» (Великий Новгород) режиссёром Н. Алексеевой был поставлен спектакль «Я не тормоз». В 2019-м театр представлял этот спектакль на Национальной театральной премии и фестивале «Золотая Маска» в рамках Специальной программы «ДЕТСКИЙ WEEKEND». | Произведений Дашевской востребованы современным театром. В 2018 году в театре для детей и молодёжи «Малый» (Великий Новгород) режиссёром Н. Алексеевой был поставлен спектакль «Я не тормоз». В 2019-м театр представлял этот спектакль на Национальной театральной премии и фестивале «Золотая Маска» в рамках Специальной программы «ДЕТСКИЙ WEEKEND». | ||
Критика обратила внимание на произведения Дашевской практически сразу. Свою первую литературную премию — «Золотое перо Руси» — Дашевская получила за сказку «Пикколо» в 2010 году. Затем она участвовала и побеждала в таких конкурсах, как «Книгуру» (2013, 2014, 2015) и «Новая детская книга» издательства «РОСМЭН». Среди её наград Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина, Литературная премия имени С. Я. Маршака (2018). | Критика обратила внимание на произведения Дашевской практически сразу. Свою первую литературную премию — «Золотое перо Руси» — Дашевская получила за сказку «Пикколо» в 2010 году. Затем она участвовала и побеждала в таких конкурсах, как «Книгуру» (2013, 2014, 2015) и «Новая детская книга» издательства «РОСМЭН». Среди её наград Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина, Литературная премия имени С. Я. Маршака (2018). | ||
В 2021 году роман-буримэ «Война и мир в отдельно взятой школе», в создании которого Нина Дашевская приняла участие наряду с другими современными авторами, стал победителем Национального конкурса «Книга года» в номинации «Поколение Z». | В 2021 году роман-буримэ «Война и мир в отдельно взятой школе», в создании которого Нина Дашевская приняла участие наряду с другими современными авторами, стал победителем Национального конкурса «Книга года» в номинации «Поколение Z». | ||
Нина Сергеевна Дашевская известна не только в нашей стране. Повесть «Скрипка неизвестного мастера» переведена на китайский язык. Повесть «Я не тормоз» в 2017 году включена в список выдающихся книг мира «Белые вороны», составляемый Международной Мюнхенской юношеской библиотекой. В 2017 и 2021 годах Дашевская номинировалась на международную Премию памяти Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren Memorial Award, ALMA). | Нина Сергеевна Дашевская известна не только в нашей стране. Повесть «Скрипка неизвестного мастера» переведена на китайский язык. Повесть «Я не тормоз» в 2017 году включена в список выдающихся книг мира «Белые вороны», составляемый Международной Мюнхенской юношеской библиотекой. В 2017 и 2021 годах Дашевская номинировалась на международную Премию памяти Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren Memorial Award, ALMA). | ||
Сегодня Нина Дашевская живёт и работает в Москве. В оркестре не играет уже несколько лет: «Потому что, когда человек часто говорит “нет”, его уже не зовут». Но иногда играет с квартетом — и это, по её словам, большая радость. Основное её занятие — преподавание, предметы — литературное мастерство и современная литература. К этому новому для себя делу она относится очень ответственно. Литература, сказала Дашевская в одном из интервью, «не такое ремесло, как музыка, ему нельзя обучить. Это, скорее, возможность дать людям высказаться. Моя задача — их послушать, иногда направить, сказать: “Сюда не ходи, здесь уже много ходили до тебя. Посмотри, что есть здесь”. В общем, разговоры вокруг книг, обсуждение текстов, работа с детьми — главное, чем я сейчас занимаюсь». | Сегодня Нина Дашевская живёт и работает в Москве. В оркестре не играет уже несколько лет: «Потому что, когда человек часто говорит “нет”, его уже не зовут». Но иногда играет с квартетом — и это, по её словам, большая радость. Основное её занятие — преподавание, предметы — литературное мастерство и современная литература. К этому новому для себя делу она относится очень ответственно. Литература, сказала Дашевская в одном из интервью, «не такое ремесло, как музыка, ему нельзя обучить. Это, скорее, возможность дать людям высказаться. Моя задача — их послушать, иногда направить, сказать: “Сюда не ходи, здесь уже много ходили до тебя. Посмотри, что есть здесь”. В общем, разговоры вокруг книг, обсуждение текстов, работа с детьми — главное, чем я сейчас занимаюсь». | ||
{{#ev:youtube|https://youtu.be/wTgXbgZwvq0|500|center|Нина Дашевская | {{#ev:youtube|https://youtu.be/wTgXbgZwvq0|500|center|<p style="text-align: center;">Нина Дашевская</p> |frame}} | ||
==Нина Дашевская / Книги == | ==Нина Дашевская / Книги == |