Погорельский Антоний: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 9: Строка 9:
|Дата смерти                  = 21.07.1836  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
|Дата смерти                  = 21.07.1836  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
|Место смерти                = Варшава
|Место смерти                = Варшава
|Период творчества            =
|Период творчества            = первая половина XIX в.
|Гражданство                  = Российская империя
|Гражданство                  = Российская империя
|Род деятельности            = писатель
|Род деятельности            = писатель
|Жанр                        =
|Жанр                        = баллады, стихи, проза
|Язык произведений            = русский
|Язык произведений            = русский
|Премии                      =
|Премии                      =
Строка 34: Строка 34:
Перовский получил признание знатной московской родни, был принят в кругу молодых литераторов, близких Н. М. Карамзину (П. А. Вяземского и В. А. Жуковского).
Перовский получил признание знатной московской родни, был принят в кругу молодых литераторов, близких Н. М. Карамзину (П. А. Вяземского и В. А. Жуковского).


Первой литературной публикацией Перовского стал перевод на немецкий язык повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1807 г.).
Первой литературной публикацией Алексея Перовского стал перевод на немецкий язык повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1807 г.).


1808–1809 гг. был назначен в один из департаментов Петербургского Сената. Участвовал в ревизионной поездке по Пермской, Казанской, Нижегородской, Владимирской губерниям, во время которой в творческом сознании будущего автора отложились картины русской провинции.
1808–1809 гг. был назначен в один из департаментов Петербургского Сената. Участвовал в ревизионной поездке по Пермской, Казанской, Нижегородской, Владимирской губерниям, во время которой в творческом сознании будущего автора отложились картины русской провинции.
Строка 60: Строка 60:
Главным наследием писателя стала проза 1825–1833 гг., изданная под ироническим псевдонимом Антоний Погорельский (отсылка к селу Погорельцы и затворнику св. Антонию Печерскому, жившему в Чернигове).
Главным наследием писателя стала проза 1825–1833 гг., изданная под ироническим псевдонимом Антоний Погорельский (отсылка к селу Погорельцы и затворнику св. Антонию Печерскому, жившему в Чернигове).


В 1818–1826 гг. Погорельским написаны четыре фантастические повести, которые позже вставными новеллами вошли в сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828). В этих повестях отражены традиции западноевропейской романтической литературы (Гофман, Тик и др.).
В 1818–1826 гг. Антонием Погорельским написаны четыре фантастические повести, которые позже вставными новеллами вошли в сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828). В этих повестях отражены традиции западноевропейской романтической литературы (Гофман, Тик и др.).


Новелла «Изидора и Анюта», близка по духу к сентиментальной прозе Карамзина, отличается напряженным сюжетом и «таинственным» финалом. Место действия — разоренная Наполеоном Москва.  
Новелла «Изидора и Анюта», близка по духу к сентиментальной прозе Карамзина, отличается напряженным сюжетом и «таинственным» финалом. Место действия — разоренная Наполеоном Москва.  
Строка 70: Строка 70:
В более поздней новелле «Путешествие в дилижансе» рассказана история человека, похищенного и воспитанного обезьяной, которую он потом убивает по прихоти невесты. Отталкиваясь от сюжета повести «Жоко, анекдот, извлеченный из неизданных писем об инстинктах животных» (1824) французского автора Пружана, писатель создает свою полемическую трактовку произведения.
В более поздней новелле «Путешествие в дилижансе» рассказана история человека, похищенного и воспитанного обезьяной, которую он потом убивает по прихоти невесты. Отталкиваясь от сюжета повести «Жоко, анекдот, извлеченный из неизданных писем об инстинктах животных» (1824) французского автора Пружана, писатель создает свою полемическую трактовку произведения.


В 1825 г. Перовский ненадолго возвратился к государственной службе в должности попечителя Харьковского учебного округа. В 1826 г. его произвели в действительные статские советники.  
В 1825 г. Алексей Перовский ненадолго возвратился к государственной службе в должности попечителя Харьковского учебного округа. В 1826 г. его произвели в действительные статские советники.  


В 1827 г. вместе с сестрой и племянником Алексеем (будущим известным писателем А. К. Толстым) отправился в путешествие по Германии, посетил Гете в Веймаре.  
В 1827 г. вместе с сестрой и племянником Алексеем (будущим известным писателем А. К. Толстым) отправился в путешествие по Германии, посетил Гете в Веймаре.  


1828 г. — дата издания первой книги Погорельского «Двойник, или Мои вечера в Малороссии». «Двойник» построен на мистификации и литературной игре. Сборник включает четыре ранее написанные фантастические повести, объединенные рамочным сюжетом: помещика села П*** посещает его двойник — добродушное привидение, с которым он беседуют о природе таинственного и неизученного. За «Двойником» последовали такие произведения русской фантастической прозы, как «Гробовщик» А. С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Вечера на Хопре» М. Н. Загоскина, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского».
1828 г. — дата издания первой книги Антония Погорельского «Двойник, или Мои вечера в Малороссии». «Двойник» построен на мистификации и литературной игре. Сборник включает четыре ранее написанные фантастические повести, объединенные рамочным сюжетом: помещика села П*** посещает его двойник — добродушное привидение, с которым он беседуют о природе таинственного и неизученного. За «Двойником» последовали такие произведения русской фантастической прозы, как «Гробовщик» А. С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Вечера на Хопре» М. Н. Загоскина, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского».


Имя Антония Погорельского стало символизировать начало романтизма в русской прозе и начало русской «гофманианы».  
Имя Антония Погорельского стало символизировать начало романтизма в русской прозе и начало русской «гофманианы».  
Строка 94: Строка 94:
Последние годы жизни Погорельский посвятил воспитанию племянника. В 1831 г. они вместе предприняли путешествие по Европе. В Италии они посещали картинные галереи и мастерские художников. В 1835–1836 гг. Погорельский сблизился с К. П. Брюлловым, чьим творчеством восхищался. К 1836 г. относится портрет Погорельского, который Брюллов создал, пока гостил у писателя.
Последние годы жизни Погорельский посвятил воспитанию племянника. В 1831 г. они вместе предприняли путешествие по Европе. В Италии они посещали картинные галереи и мастерские художников. В 1835–1836 гг. Погорельский сблизился с К. П. Брюлловым, чьим творчеством восхищался. К 1836 г. относится портрет Погорельского, который Брюллов создал, пока гостил у писателя.


«Монастырка» стала последним произведением Погорельского. В 1836 г. у него обострилась грудная болезнь. Он умер 21 июня (9 июня по старому стилю) 1836 в Варшаве, на руках сестры и племянника, по дороге в Ниццу, где должен был проходить лечение.  
«Монастырка» стала последним произведением Погорельского. В 1836 г. у него обострилась грудная болезнь. Антоний Погорельский умер 21 июня (9 июня по старому стилю) 1836 в Варшаве, на руках сестры и племянника, по дороге в Ниццу, где должен был проходить лечение.  


Племянник Аксакова — Алексей Константинович Толстой — стал впоследствии известным русским поэт, прозаиком и драматургом.
Племянник Аксакова — Алексей Константинович Толстой — стал впоследствии известным русским поэт, прозаиком и драматургом.