Трнка Иржи: различия между версиями

Строка 89: Строка 89:


Однако сердце Трнки принаждлежало куклам, и в 1947 году он, основав собственную студию «Jiri Trnka Studio» (в скором времени национализированную и слившуюся с «Krátký film»), начал создавать кукольные мультфильмы. В общей сложности было снято более двадцати лент, включая полнометражные: «Špalíček» (1947), вдохновленный народными чешскими обычаями и традициями; «Císařův slavík» (1948) по сказке Х. К. Андерсена «Соловей»; «Román s basou» по рассказу А. П. Чехова; «Bajaja» (1950) по сказке [[Немцова Божена|Б. Немцовой]]; «Staré pověsti české» (1952) по мотивам книги А. Ирасека; «Osudy dobrého vojáka Švejka» («Dobrý voják Švejk») по роману [[Гашек Ярослав|Я. Гашека]] (1954); «Sen noci svatojánské» (1959) по комедии У. Шекспира и др. А сатирический фильм «Kybernetická babička», вышедший на экраны в 1962 году, иначе как пророческим не назовёшь.
Однако сердце Трнки принаждлежало куклам, и в 1947 году он, основав собственную студию «Jiri Trnka Studio» (в скором времени национализированную и слившуюся с «Krátký film»), начал создавать кукольные мультфильмы. В общей сложности было снято более двадцати лент, включая полнометражные: «Špalíček» (1947), вдохновленный народными чешскими обычаями и традициями; «Císařův slavík» (1948) по сказке Х. К. Андерсена «Соловей»; «Román s basou» по рассказу А. П. Чехова; «Bajaja» (1950) по сказке [[Немцова Божена|Б. Немцовой]]; «Staré pověsti české» (1952) по мотивам книги А. Ирасека; «Osudy dobrého vojáka Švejka» («Dobrý voják Švejk») по роману [[Гашек Ярослав|Я. Гашека]] (1954); «Sen noci svatojánské» (1959) по комедии У. Шекспира и др. А сатирический фильм «Kybernetická babička», вышедший на экраны в 1962 году, иначе как пророческим не назовёшь.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Иржи Трнка">
Файл:Irzhi-Trnka (4).jpg|Zlatý věk / Vítězslav Nezval ; ilustrace Jiří Trnka, 1957
Файл:Irzhi-Trnka (1).jpg|Zlatý věk / Vítězslav Nezval ; ilustrace Jiří Trnka, 1957
Файл:Irzhi-Trnka (2).jpg|Zlatý věk / Vítězslav Nezval ; ilustrace Jiří Trnka, 1957
Файл:Irzhi-Trnka (3).jpg|Zlatý věk / Vítězslav Nezval ; ilustrace Jiří Trnka, 1957
</gallery></center>


Работая над мультфильмами, основное внимание Иржи Трнка уделял режиссуре и созданию кукол, на которых он перенес свой стиль книжной иллюстрации: те же плотные фигуры, круглые лица, короткие конечности. Куклы Трнки так же узнаваемы, как и его книжные персонажи. При этом Трнка прокладывал собственный путь в искусстве мультипликации. Трнка был первым, кто по-настоящему оживил кукол, и первым, кто стал рассказывать сложные и глубокие истории, используя деревянных актёров. Его куклы, чрезвычайно подвижные, не были имитацией людей, они почти никогда не говорили (Трнка предпочитал музыку произносимому слову), их лица были статичны как маски. Эмоции выражались пантомимой, возникали на кукольных лицах благодаря искусному освещению, игре теней. Куклы честны, говорил Трнка, гораздо честнее людей.
Работая над мультфильмами, основное внимание Иржи Трнка уделял режиссуре и созданию кукол, на которых он перенес свой стиль книжной иллюстрации: те же плотные фигуры, круглые лица, короткие конечности. Куклы Трнки так же узнаваемы, как и его книжные персонажи. При этом Трнка прокладывал собственный путь в искусстве мультипликации. Трнка был первым, кто по-настоящему оживил кукол, и первым, кто стал рассказывать сложные и глубокие истории, используя деревянных актёров. Его куклы, чрезвычайно подвижные, не были имитацией людей, они почти никогда не говорили (Трнка предпочитал музыку произносимому слову), их лица были статичны как маски. Эмоции выражались пантомимой, возникали на кукольных лицах благодаря искусному освещению, игре теней. Куклы честны, говорил Трнка, гораздо честнее людей.