Мигунов Евгений Тихонович: различия между версиями

Строка 64: Строка 64:
Во второй половине 1950-х годов Мигунов активно пытался развивать жанр мультипликационной сатиры, что вызывало сопротивление администрации киностудии «Союзмультфильм». Мигунов участвовал в разработке сатирического мультипликационного киножурнала «Дятел» (1959), оснащал стихотворными текстами и перерабатывал предлагаемые сюжеты, выдвигал неосуществленный проект перестройки организации производственного процесса, создал так же нереализованную разработку первого выпуска журнала и "резервный" набор сценариев отдельных сюжетов, где предполагал применить ряд творческих новаций. Неосуществленными остались сценарии и либретто Мигунова «Доигрался…», «В тихом омуте», «Магазин случайных вещей», «Кусочек мела и воображение», «Мир! Мир! Мир!!!» и многие другие.
Во второй половине 1950-х годов Мигунов активно пытался развивать жанр мультипликационной сатиры, что вызывало сопротивление администрации киностудии «Союзмультфильм». Мигунов участвовал в разработке сатирического мультипликационного киножурнала «Дятел» (1959), оснащал стихотворными текстами и перерабатывал предлагаемые сюжеты, выдвигал неосуществленный проект перестройки организации производственного процесса, создал так же нереализованную разработку первого выпуска журнала и "резервный" набор сценариев отдельных сюжетов, где предполагал применить ряд творческих новаций. Неосуществленными остались сценарии и либретто Мигунова «Доигрался…», «В тихом омуте», «Магазин случайных вещей», «Кусочек мела и воображение», «Мир! Мир! Мир!!!» и многие другие.


Из-за трудностей с запуском новых сценариев на «Союзмультфильме» у Мигунова участились простои, и это привело к активизации его работы в книжной и журнальной графике. Он иллюстрирует авторские книжки-игрушки «Зимние забавы» (1953) , «0:0» (1959), «Почему утёнок гадкий?» (1961), к которым сам пишет стихотворные тексты; книги Якова Акима «Тупоносые братишки» (1956) и «Что говорят двери» (1958), сказку Николая Носова «Как незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (1960), сатирический сборник Феликса Кривина «Вокруг капусты» (1960), познавательные издания Кирилла Домбровского («Внимание… Съемка!»), Валерия Баркова («На лесной тропе»), Эммануила Двинского («Уголок имени В.Л. Дурова», все – 1959 г.), оформляет ряд детских игр и игровых занятий. В 1956-57 гг. иллюстрирует журнал «Советский экран», с 1958 г. публикуется как художник в журнале «Весёлые картинки», с 1959 г. – в [[Мурзилка|«Мурзилке»]], с 1960 г. – в «Пионере».
Из-за трудностей с запуском новых сценариев на «Союзмультфильме» у Мигунова участились простои, и это привело к активизации его работы в книжной и журнальной графике. Он иллюстрирует авторские книжки-игрушки «Зимние забавы» (1953) , «0:0» (1959), «Почему утёнок гадкий?» (1961), к которым сам пишет стихотворные тексты; книги [[Аким Яков Лазаревич|Якова Акима]] «Тупоносые братишки» (1956) и «Что говорят двери» (1958), сказку Николая Носова «Как незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (1960), сатирический сборник Феликса Кривина «Вокруг капусты» (1960), познавательные издания Кирилла Домбровского («Внимание… Съемка!»), Валерия Баркова («На лесной тропе»), Эммануила Двинского («Уголок имени В.Л. Дурова», все – 1959 г.), оформляет ряд детских игр и игровых занятий. В 1956-57 гг. иллюстрирует журнал «Советский экран», с 1958 г. публикуется как художник в журнале «Весёлые картинки», с 1959 г. – в [[Мурзилка|«Мурзилке»]], с 1960 г. – в «Пионере».


В самом начале работы над фильмом "Маяковский - по бюрократам" (в ноябре 1960 года) Мигунов был уволен с «Союзмультфильма» по причине "невозможности дальнейшего использования" (фактически - из-за кризиса отношений с начальником сценарного отдела Н.И. Родионовым и директором-временщиком К.П. Фроловым) и вынужден был прекратить работу в мультипликации.
В самом начале работы над фильмом "Маяковский - по бюрократам" (в ноябре 1960 года) Мигунов был уволен с «Союзмультфильма» по причине "невозможности дальнейшего использования" (фактически - из-за кризиса отношений с начальником сценарного отдела Н.И. Родионовым и директором-временщиком К.П. Фроловым) и вынужден был прекратить работу в мультипликации.
Строка 70: Строка 70:
С 1961 по 1966 год художник работал по договору в редакции журнала «Крокодил», редактировал серию брошюр «Библиотека Крокодила», занимался макетированием, оформлял журнальные публикации, выполнял заголовки. В 1961 году стал выступать как карикатурист и в этом качестве сотрудничал с журналом вплоть до 1987 года, став одним из самых востребованных и любимых читателями карикатуристов СССР. По мировосприятию и складу мышления Мигунов очень тяготел к сатирическому жанру, и с удовольствием реализовывал себя в нём и как художник, и как автор тем для карикатур. Особенно удавались ему сложные многофигурные композиции со множеством персонажей. В 1969 году за серию карикатур «Мой салон» художнику было присуждено звание Лауреата Крокодила.  
С 1961 по 1966 год художник работал по договору в редакции журнала «Крокодил», редактировал серию брошюр «Библиотека Крокодила», занимался макетированием, оформлял журнальные публикации, выполнял заголовки. В 1961 году стал выступать как карикатурист и в этом качестве сотрудничал с журналом вплоть до 1987 года, став одним из самых востребованных и любимых читателями карикатуристов СССР. По мировосприятию и складу мышления Мигунов очень тяготел к сатирическому жанру, и с удовольствием реализовывал себя в нём и как художник, и как автор тем для карикатур. Особенно удавались ему сложные многофигурные композиции со множеством персонажей. В 1969 году за серию карикатур «Мой салон» художнику было присуждено звание Лауреата Крокодила.  


В 1960-е гг. он работает для различных советских газет («Литературной газеты», «Правды», «Советской культуры», «Вечерней Москвы», «Пионерской правды») как оформитель, карикатурист и шаржист. Серия шаржей Б.П. Дёжкина и Е.Т. Мигунова на деятелей советской мультипликации публиковалась в 1959 году в журнале «Искусство кино». В серии «Библиотека Крокодила» Мигуновым были проиллюстрированы сборники Николая Старшинова, Александра Раскина, Михаила Владимова, Владимира Масса, Андрея Карасева и Сергея Ревзина, Сергея Швецова. Особенно плодотворным было сотрудничество с писателем-сатириком Феликсом Кривиным (сборники «Вещие вещи», «Карманная школа» и др.). Иллюстрируя его произведения, Мигунов проявил изобретательность и виртуозность в создании образов, конгениальных афористичным текстам писателя.
В 1960-е гг. он работает для различных советских газет («Литературной газеты», «Правды», «Советской культуры», «Вечерней Москвы», «Пионерской правды») как оформитель, карикатурист и шаржист. Серия шаржей Б.П. Дёжкина и Е.Т. Мигунова на деятелей советской мультипликации публиковалась в 1959 году в журнале «Искусство кино». В серии «Библиотека Крокодила» Мигуновым были проиллюстрированы сборники Николая Старшинова, [[Раскин Александр Борисович|Александра Раскина]], Михаила Владимова, Владимира Масса, Андрея Карасева и Сергея Ревзина, Сергея Швецова. Особенно плодотворным было сотрудничество с писателем-сатириком Феликсом Кривиным (сборники «Вещие вещи», «Карманная школа» и др.). Иллюстрируя его произведения, Мигунов проявил изобретательность и виртуозность в создании образов, конгениальных афористичным текстам писателя.


1961-1963 гг. – время наиболее тесного сотрудничества Мигунова и с журналом «Весёлые картинки», для которого художник работал вплоть до 1978 года. Продолжал он сотрудничать в 1960-е гг. и с «Мурзилкой». В детской журнальной графике художник создавал рисунки к произведениям Шарля Перро, Сергея Михалкова, Виктора Драгунского, Лазаря Лагина, Геннадия Цыферова и других авторов, часто обращался к форме комикса ("рассказа в картинках"), для «Веселых картинок» сделал большое количество красочных обложек-«массовок» с изображением героев «Клуба веселых человечков».
1961-1963 гг. – время наиболее тесного сотрудничества Мигунова и с журналом «Весёлые картинки», для которого художник работал вплоть до 1978 года. Продолжал он сотрудничать в 1960-е гг. и с «Мурзилкой». В детской журнальной графике художник создавал рисунки к произведениям Шарля Перро, Сергея Михалкова, [[Драгунский Виктор Юзефович|Виктора Драгунского]], [[Лагин Лазарь Иосифович|Лазаря Лагина]], [[Цыферов Геннадий Михайлович|Геннадия Цыферова]] и других авторов, часто обращался к форме комикса, для «Веселых картинок» сделал большое количество красочных обложек-«массовок» с изображением героев «Клуба веселых человечков».


В 1966 году Евгений Тихонович перенес тяжелую операцию (ампутация ноги), и полностью перешел к договорной работе на дому.
В 1966 году Евгений Тихонович перенес тяжелую операцию (ампутация ноги), и полностью перешел к договорной работе на дому.
Строка 101: Строка 101:
В конце 1960-х годов Мигунов увлёкся созданием диафильмов в технике аппликации с применением самых разнообразных материалов и фактур: проволоки, бархатной бумаги, ткани, клеёнки, ниток и т.п. Таким способом были созданы познавательные диафильмы «Мурашкина геометрия» (1968) и «Мурашка в Стране Углов» (1971) авторов Э. Красса и Г. Сашина, сюжеты «Леса-чудеса» (в одноимённом диафильме по [[Сапгир Генрих Вениаминович|Г. Сапгиру]]), «Птичий рынок» (по стихотворению Эдуарда Успенского, 1969) и «Это правда?» (по стихам Феликса Льва и Евгении Гай, 1969) для диафильмов-альманахов из серии «Смешинка». Ещё сложнее была техника изготовления полуобъёмных фактурных диафильмов «Ищи ветра в поле» по сказке Владимира Лифшица и «Три медведя» по Льву Толстому (оба – 1972). Оригинал-макеты этих диафильмов Мигунов сопроводил технологической запиской о том, в каком режиме и каким способом надо производить их съёмку.
В конце 1960-х годов Мигунов увлёкся созданием диафильмов в технике аппликации с применением самых разнообразных материалов и фактур: проволоки, бархатной бумаги, ткани, клеёнки, ниток и т.п. Таким способом были созданы познавательные диафильмы «Мурашкина геометрия» (1968) и «Мурашка в Стране Углов» (1971) авторов Э. Красса и Г. Сашина, сюжеты «Леса-чудеса» (в одноимённом диафильме по [[Сапгир Генрих Вениаминович|Г. Сапгиру]]), «Птичий рынок» (по стихотворению Эдуарда Успенского, 1969) и «Это правда?» (по стихам Феликса Льва и Евгении Гай, 1969) для диафильмов-альманахов из серии «Смешинка». Ещё сложнее была техника изготовления полуобъёмных фактурных диафильмов «Ищи ветра в поле» по сказке Владимира Лифшица и «Три медведя» по Льву Толстому (оба – 1972). Оригинал-макеты этих диафильмов Мигунов сопроводил технологической запиской о том, в каком режиме и каким способом надо производить их съёмку.


Часто Мигунов анонимно рисовал «под чужую руку», проявляя себя как тончайший художник-стилизатор. Он создавал композиции из карикатур других художников для «Крокодила», дополнял для переизданий новыми, недостающими иллюстрациями книги с рисунками Константина Ротова («Чудо-кровать» А. Митты, «Три поросёнка» С. Михалкова) и Бориса Ефимова («Нечистая сила» Л. Ленча), перебелил авторские иллюстрации Виктора Ардова к его брошюре «Образцы красноречия…». Мигунову принадлежит оформление обложек ряда книг (например, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова и «Рисованный и кукольный фильм» С. Гинзбурга). Работал Мигунов и как художник-плакатист, в том числе в области сатирического (в серии «Плакат Крокодила») и детского пропагандистского плаката («Стой! Погоди! Можно, иди!», «Береги свой дом!», «Спички – не игрушка» («Пожар – беда») и др.). В плакате, карикатуре, иллюстрации и других областях, как и в диафильме, он часто применял аппликацию и прочие нестандартные технологии. Многие журнальные иллюстрации и плакаты Мигунов снабжал собственными стихотворными текстами. При этом художник стремился уйти от лобовой дидактики, привнося в произведение игровой момент. Неоднократно работал Мигунов и для советских периодических изданий, предназначенных для распространения за рубежом.
Часто Мигунов анонимно рисовал «под чужую руку», проявляя себя как тончайший художник-стилизатор. Он создавал композиции из карикатур других художников для «Крокодила», дополнял для переизданий новыми, недостающими иллюстрациями книги с рисунками Константина Ротова («Чудо-кровать» А. Митты, «Три поросёнка» С. Михалкова) и Бориса Ефимова («Нечистая сила» Л. Ленча), перебелил авторские иллюстрации Виктора Ардова к его брошюре «Образцы красноречия…». Мигунову принадлежит оформление обложек ряда книг (например, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова и «Рисованный и кукольный фильм» С. Гинзбурга).  
 
Работал Мигунов и как художник-плакатист, в том числе в области сатирического (в серии «Плакат Крокодила») и детского пропагандистского плаката («Стой! Погоди! Можно, иди!», «Береги свой дом!», «Спички – не игрушка» («Пожар – беда») и др.). В плакате, карикатуре, иллюстрации и других областях, как и в диафильме, он часто применял аппликацию и прочие нестандартные технологии. Многие журнальные иллюстрации и плакаты Мигунов снабжал собственными стихотворными текстами. При этом художник стремился уйти от лобовой дидактики, привнося в произведение игровой момент. Неоднократно работал Мигунов и для советских периодических изданий, предназначенных для распространения за рубежом.


В 1979 году Мигунов по заказу Оргкомитета Московских Олимпийских Игр 1980 года разрабатывал буклеты-инструкции для художников на основе созданного [[Чижиков Виктор Александрович|Виктором Чижиковым]] типажа Миши Олимпийского. Здесь пригодилось мастерство конструирования мультперсонажа и изготовления «компоновок», которым мастерски владел художник. По эскизам и разработкам Мигунова позже изготовлялись многие элементы оформления олимпийской Москвы. Помимо этого, Мигунов рисовал эскизы олимпийских плакатов, обложку журнала «Радио» и другие произведения с участием типажа Чижикова.
В 1979 году Мигунов по заказу Оргкомитета Московских Олимпийских Игр 1980 года разрабатывал буклеты-инструкции для художников на основе созданного [[Чижиков Виктор Александрович|Виктором Чижиковым]] типажа Миши Олимпийского. Здесь пригодилось мастерство конструирования мультперсонажа и изготовления «компоновок», которым мастерски владел художник. По эскизам и разработкам Мигунова позже изготовлялись многие элементы оформления олимпийской Москвы. Помимо этого, Мигунов рисовал эскизы олимпийских плакатов, обложку журнала «Радио» и другие произведения с участием типажа Чижикова.


Помимо книг, карикатур, плакатов и диафильмов, Мигунов создавал пиктограммы-указатели для туристических объектов, конверты и детали оформления грампластинок фирмы «Мелодия», логотипы, эмблемы, различную полиграфическую продукцию (открытки, закладки, пригласительные билеты и т.п.), разрабатывал серийное оформление периодических изданий. Многие детские книги Мигунов иллюстрировал с использованием необычных приемов макетирования («книжки-игрушки», «ширмы» и проч.). В семейном кругу Мигунов занимался кройкой и шитьем, изготовлением деревянных и костяных скульптур, кукол, масок, чеканок, домашней утвари, увлекался рыбной ловлей, самостоятельно конструировал рыболовные снасти и протез для ноги. Он был автором ряда шаржей и художественных поздравлений к юбилеям деятелей искусства, друзей, коллег, близких, к иным праздничным датам. На «Союзмультфильме» Мигунов успешно оформлял праздничные интерьеры студии и Дома Кино, уличные демонстрации, прославился как мастер розыгрыша. Являлся членом трёх творческих союзов – Союза кинематографистов, Союза художников и Союза журналистов.
Помимо книг, карикатур, плакатов и диафильмов, Мигунов создавал пиктограммы-указатели для туристических объектов, конверты и детали оформления грампластинок фирмы «Мелодия», логотипы, эмблемы, различную полиграфическую продукцию (открытки, закладки, пригласительные билеты и т.п.), разрабатывал серийное оформление периодических изданий. Многие детские книги Мигунов иллюстрировал с использованием необычных приемов макетирования («книжки-игрушки», «ширмы» и проч.).  
 
В семейном кругу Мигунов занимался кройкой и шитьем, изготовлением деревянных и костяных скульптур, кукол, масок, чеканок, домашней утвари, увлекался рыбной ловлей, самостоятельно конструировал рыболовные снасти и протез для ноги. Он был автором ряда шаржей и художественных поздравлений к юбилеям деятелей искусства, друзей, коллег, близких, к иным праздничным датам. На «Союзмультфильме» Мигунов успешно оформлял праздничные интерьеры студии и Дома Кино, уличные демонстрации, прославился как мастер розыгрыша. Являлся членом трёх творческих союзов – Союза кинематографистов, Союза художников и Союза журналистов.


Евгений Мигунов был награжден орденом Отечественной войны II-й степени, медалями и нагрудными знаками: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 800-летия Москвы», «70 лет Вооруженных сил СССР», «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «Народное Ополчение Москвы 1941 г.», «50 лет победы в Великой Отечественной войне» и другими. Выступал в прессе с материалами, посвященными одноклассникам по школе МОПШК и однополчанам-сокурсникам. Оформил Музей боевой славы 270-й школы г. Москвы и Народный музей истории Мещанского района, изготовив стенды, эмблемы, карты и экспонаты.
Евгений Мигунов был награжден орденом Отечественной войны II-й степени, медалями и нагрудными знаками: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 800-летия Москвы», «70 лет Вооруженных сил СССР», «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «Народное Ополчение Москвы 1941 г.», «50 лет победы в Великой Отечественной войне» и другими. Выступал в прессе с материалами, посвященными одноклассникам по школе МОПШК и однополчанам-сокурсникам. Оформил Музей боевой славы 270-й школы г. Москвы и Народный музей истории Мещанского района, изготовив стенды, эмблемы, карты и экспонаты.
Строка 125: Строка 129:
С 1999 года Мигунов после нескольких инсультов был лишен возможности продолжения работы. Незадолго до этого он готовился к иллюстрированию произведений И.Ильфа и Е.Петрова ("Двенадцать стульев" и "Золотой теленок") и М.Булгакова ("Мастер и Маргарита"). Художник скончался в новогоднюю ночь, 1 января 2004 года. Прах Е.Т. Мигунова похоронен на Миусском кладбище Москвы.
С 1999 года Мигунов после нескольких инсультов был лишен возможности продолжения работы. Незадолго до этого он готовился к иллюстрированию произведений И.Ильфа и Е.Петрова ("Двенадцать стульев" и "Золотой теленок") и М.Булгакова ("Мастер и Маргарита"). Художник скончался в новогоднюю ночь, 1 января 2004 года. Прах Е.Т. Мигунова похоронен на Миусском кладбище Москвы.


С 1979 по 2000 год Мигунов вёл записи в серии тетрадей под общим названием «О, об и про…». Они носят самый разнообразный характер – от мемуарных до бытовых, философских или искусствоведческих. С 1999 года осуществляется фрагментарная публикация воспоминаний Е.Т. Мигунова и отрывков из его эссе об эстетике условных искусств. В основном публикуемые фрагменты относятся к работе Мигунова в анимационном кино. Тем не менее, большая часть мемуарных записей (с литературными "портретами" кинематографистов, карикатуристов, актеров, писателей и других замечательных людей) остается неопубликованной. Всего же рукописное наследие Мигунова занимает более 35 тетрадей (не считая отдельных эссе, перепечатанных автором, сценарных разработок, дневников, переписки и беллетристики - шуточных стихотворений и прозаических текстов). Часть архива Евгения Тихоновича Мигунова передана на хранение в Государственный центральный музей кино.
С 1979 по 2000 год Мигунов вёл записи в серии тетрадей под общим названием «О, об и про…». Они носят самый разнообразный характер – от мемуарных до бытовых, философских или искусствоведческих. С 1999 года осуществляется фрагментарная публикация воспоминаний Е.Т. Мигунова и отрывков из его эссе об эстетике условных искусств. В основном публикуемые фрагменты относятся к работе Мигунова в анимационном кино. Тем не менее, большая часть мемуарных записей (с литературными «портретами» кинематографистов, карикатуристов, актеров, писателей и других замечательных людей) остается неопубликованной. Всего же рукописное наследие Мигунова занимает более 35 тетрадей (не считая отдельных эссе, перепечатанных автором, сценарных разработок, дневников, переписки и беллетристики - шуточных стихотворений и прозаических текстов). Часть архива Евгения Тихоновича Мигунова передана на хранение в Государственный центральный музей кино.


Автор текста: Георгий Бородин (студия «Союзмультфильм»)
Автор текста: Георгий Бородин (студия «Союзмультфильм»)

Навигация