Никита Фаворский
Дата рождения 10 (23) мая 1915
Место рождения Москва
Дата смерти 1941



Никита Владимирович Фаворский — советский художник-график. Старший сын графика Владимира Фаворского.

Биография

Никита Владимирович Фаворский родился 23 марта (10 марта по ст. стилю) 1915 года в Москве в семье художника-графика и теоретика искусства Владимира Андреевича Фаворского.

Все, знавшие Никиту, отмечали, что он никогда и никуда не торопился. И при этом - все успевал! Производил впечатление медлительного увальня. Именно проживание жизни и было путем и, одновременно, целью. Мама Никиты, Мария Андреевна Фаворская, в девичестве фон Дервиз, (дочь художника Владимира фон Дервиза, близкого друга В.А.Серова) сама одаренная художница, оставила дневниковые записи о сыне. Вот строки, написанные, когда Никите не было и двух лет: «Страсть к карандашам – целый день не выпускает карандаша. И спать ложится с карандашом!» И еще одна: «Недавно Никита горько плакал, потому что нарисованный мальчик держит хлеб в руке, а ему не дает!» Дети воспринимают реальность всем телом, постепенно отказываясь от этой способности в пользу зрительного восприятия. У Никиты Фаворского этот дар сохранился на всю жизнь. Вл.Андр.Фаворский, папа Никиты, вспоминал, как сын, рассказывая о знакомой собаке, показывал, где у нее пятна, прямо на себе. Вот это вживание через себя, свое тело во все, что его окружало и позволяло художнику Никите Фаворскому с самого раннего детства создавать то, что мы называем настоящим искусством.


Совершенно уникальны и бесконечно обаятельны его детские карандашные рисунки, порой подцвеченные акварелью или цветными карандашами. Герои этих работ – коты, котята и мыши. Каждый лист – целая история, имеющая протяженность во времени. Вот, например, мама-кошка с котенком. Мама, нарядно одетая, в туфельках на каблуке, держит в руке (или лапе?!) корзинку с яйцами. Котенок, нарисованный динамично в повороте, держится за кошкину вторую лапу и помахивает морковкой. Вверху листа надпись детской рукой: «Мама, а когда мы будем красить яйца.» и другой, взрослой рукой: «8 лет». В сочетании текста и картинки возникает магия – мы, зрители, складываем или создаем историю, имеющую начало в прошлом, кульминацию в настоящем (прямо в листе) и окончание – в будущем. История эта может быть примерно такой: В предпасхальный день мама-кошка с сыном отправились на рынок и купили яйца. Мы застаем их в тот момент, когда они уже направляются домой, но мама на что-то отвлеклась, а сынок возвращает ее вопросом к цели похода - покраске яиц. «А когда мы будем красить яйца.» Это вопрос не только к маме, но и к нам – зрителям. Действительно, когда? И воображение сочиняет будущее: когда кошка с котенком вернутся домой, поставят кастрюльку с луковой шелухой на плиту… и дальше это все можно продолжать выдумывать…! Сплошное удовольствие. Рядом с вопросом есть еще одна надпись, помните? «8 лет». Т.е. Никита Фаворский придумал и нарисовал эту картинку, когда ему было восемь лет! Всего два персонажа, одна коротенькая фраза, а получилась целая история, протяженная во времени, соединяющая все три времени – прошлое, настоящее и будущее. Мы, зрители, прожили эту историю вместе с ее героями. Мне всегда было интересно, как они возвращались домой? Переходили через железную дорогу и смотрели на поезда? Или котенок отвлекся на лужу с весенними льдинками-рыбками, сияющими на солнце…Шебуршал он их ивовым прутиком? А вот другой рисунок. Мышонок просит у Мыши-торговки продать ему три пирога. Действие происходит на улице. На фоне дома, в витрине которого выстроились игрушечные солдатики. Их силуэты – человеческие! То есть мы, зрители, приглашены в город, в котором жители – мыши. А игрушки у них – человечки всех мастей!

Целая серия рисунков – батальные сцены. Один из моих любимых – зайцы, играющие в войну. Композиция рисунка, вроде, и симметрична, проста, но невероятно динамична. Ее центр – письменный стол, изображенный совершенно фронтально, о двух ногах. На нем – две оловянных армии. В центр, навстречу друг другу, выдвинуты вражеские конницы, за ними – пехота. Левой армией командует крупный заяц в темном сюртучке. А правой руководит зайка помельче. Он не достает до стола, поэтому придвинул себе сундук и вспрыгнул на него. Только что он оттолкнулся задней ножкой и метнул мячик в армию противника. Как раз за полетом мяча и наблюдает матерый заяц в сюртучке. Самое поразительное в рисунке то, что живые, характерные зайцы, играют в войну настоящими оловянными солдатиками-людьми. Это не заячья война. Они играют именно в человеческую войну!.. Остроумный, с философским подтекстом, рисунок создал художник Никита Фаворский, когда ему было 8 лет. И, возможно, он так же подставлял деревянный сундучок, чтобы дотянуться до середины стола, где скачет во весь опор оловянный конный командир с саблей наголо… В автобиографии с собственными иллюстрациями (1927) Никита писал: «Я с детства очень любил рисовать (…) Рисовал я больше всего войну, а если рисовал не войну, то непременно на картине изображал солдат.»

Взглянем на лист с едущими на велосипедах персонажами-котами. Как лихо, крепко усадил их Никита на велосипед! Так не каждый взрослый художник сходу нарисует. И снова, помимо очень точно схваченного движения, характерности силуэтов персонажей, рисовальщик выстраивает пространство, через которое проводит нас – зрителей. Центр композиции – фигура кота, едущего вдоль плоскости листа на велосипеде влево. Зритель, согласно закону изображения движения, следует взглядом в направлении справа налево, за фигурой кота и вперед него. И что же там дальше? А в левой части композиции уезжает к горизонту от нас второй кот-велосипедист. И развернут он уже спиной к картинной плоскости. Каким точным глазом и уверенностью нужно обладать художнику, чтобы не побояться изобразить со спины фигуру на велосипеде, от колес которого остались только две вертикальные палочки! Рассматривая двух велосипедистов, зритель вживается в их движения, проехав сначала вдоль листа справа налево с первым котом, а затем поворачивает к горизонту со вторым. И это чудо: пространство не только нарисовано художником, но и прочувствовано глазом и телесными ощущениями зрителя! В левом нижнем углу листа подпись неровными печатными буквами: НИКИТА.Ф. И снова поражаешься: художник Никита Фаворский еще только учился писать, когда из-под его карандаша рождались замечательно-остроумные, зрелые рисунки.

Резать гравюру Никита начал очень рано. Сохранились оттиски и печатные доски, датируемые 1925м годом. Никита резал на обрезках отцовских досок. И снова, при разглядывании его гравюр, так же, как и карандашных рисунков, поражает удивительная свобода владения техникой, глубокое знание законов графического языка, знание и понимание материала – деревянной доски. Помимо гравюры, Никита увлекался вырезанием из дерева самых разных фигурок-скульптур. Вспомним, что семья Фаворских жила в 20е годы в Загорске (Сергиевом Посаде), бывшем в те поры одним из центров кустарного производства деревянной народной игрушки. И это великолепие народного творчества мог во всей полноте наблюдать мальчик Никита, просто выйдя за стены Лавры и пройдя по торговым лавочкам и базару, раскинувшимся на площади и вдоль Лаврских стен.

В 1929 году вышла книжка «Сами писали». Как сказано на титульном листе: «Маленькие интересные рассказы и приключения. Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят». Иллюстрации – гравюры на дереве Никиты Фаворского 15 лет.» Эта книга – сборник коротких рассказов-зарисовок. События в них описываются лаконично и без оценки. Этакий современный детский народный эпос. Тексты, разномастные по языку, размеру и качеству связались в единое издание благодаря работе художника-иллюстратора. Никита создал серию разноформатных иллюстраций, размер которых, видимо, был задан предоставленными отцом гравюрными досками. Это разнообразие придало особую динамику и ритм книге. Композиции большей части иллюстраций свободно лежат в белом листа, не ограничены рамками или большим количеством темных плоскостей. Это придает изобразительному ряду воздушность. Пространство словно раздвигается вширь, до бесконечности, как это и бывает в детстве: за каждым поворотом – все новое, и все возможно! При универсальности изобразительного пространства, художник отображает и четкие приметы времени: слившийся с травой, ставший частью пейзажа, спящий крепким сном праведника пьяница; мальчик, смотрящий в бинокль; стоящий на полусогнутых испуганный конвойный. Босоногие старуха и мальчишка-пионер, копошащиеся у их ног куры, а над ними – легкий деревянный самолетик, птичкой взмывший над скворечником и печной трубой простой избы. Уличная сценка: ребятишки от мала до велика обступили шарманку – волшебный ящик с восседающей на нем нахохлившейся и настоящей птицей-совой. Шарманку заводит суровый дядька в картузе и высоких сапогах. Его фигура самая темная, тяжелая во всей гравюре. И совсем не вяжется суровый вид шарманщика с делом развлечения «почтенной публики». В военное время носил он шинель и винтовку, стрелял без заминки, а теперь привыкает к мирной жизни – крутит ручку музыкального инструмента.

С 1932 по 1938 год Никита Фаворский учился в Московском художественно-полиграфическом институте у В.А.Фаворского и П.Я.Павлинова. По воспоминаниям однокурсников и в институте был он особенным, ни на кого не похожим. Приходил последним на занятия, ждал, когда все рассядутся, выберут себе лучшее место, чтобы рисовать с натуры. Устраивался на подоконнике и вырезал из припасенного в кармане куска дерева какую-нибудь скульптуру. А потом садился на свободное, самое невыигрышное место, и рисовал так, что все в перерыве ходили смотреть работу Никиты. И дивились, как с невыразительной точки мог отличный рисунок получиться. И уж тут подтверждались слова преподавателей, что важно «как нарисуешь», а не «что нарисуешь». Дипломная работа Никиты Фаворского – иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Эта замечательная по замыслу и воплощению гравюрная серия – одна из лучших графических интерпретаций пушкинской повести. В иллюстрациях проявлены основные идеи произведения: роль личности в истории, жизнь частного человека в век бунташный. Высвечены и замечательно прорисованы характеры героев. Вот гравюра, изображающая приход Марьи Гавриловны к больному Петруше Гриневу. Из повести мы помним, что Петруша был так слаб, что не мог подняться, шевельнуть рукой. Марья Гавриловна, жалея, в порыве любви, наклонилась и поцеловала его. Никита Фаворский компонует этот эпизод так, что краткое действие – девичий поцелуй, рассказывает нам о характерах Марьи Гавриловны и Петра Гринева больше, чем их подробный портрет. Это и чистота, и мужество и способность сострадать. И глубокая преданность. Еще раз приглядитесь к этой гравюре. Видите, время в ней словно остановилось или его там нет, а есть то, что называется Бытие, вечное присутствие в моменте. В серии награвированы и великолепные батальные сцены. «Штурм». Разворотная иллюстрация. По свободно раскинувшейся степи бегут люди войска Пугачева. Они бегут прямо на нас – зрителей. И это придает композиции психологическую остроту и монументальность. А еще – снова утверждает смелость и редкий талант художника-иллюстратора. Насколько проще и малозатратнее было изобразить штурм в профиль, выстроив вдоль плоскости листа всю сцену. Здесь же, при изображении в фас, каждая фигура приобретает вес, значимость, ее масштаб должен быть очень четко осознан и проявлен в сочетании с масштабом и ростом других фигур и удаленностью их от переднего плана. И ведь это бегут пешие, скачут конные… Неизданной осталась серия гравюр к «Сказкам» Бориса Шергина, датируемая 1939м годом. Иллюстрации приведены к единому модулю – горизонтальному формату. Ограничены рамкой. Основа композиций – взаимоотношение нескольких персонажей-фигур. Они крупно, монументально награвированы почти враспор: ноги словно вырастают из нижней горизонтали рамы. А головы чуть-чуть не достают до верхней границы. Жесты, движения, мимика героев доведены до знака, гротескны, как пластика персонажей народного театра. Пространство, в котором действуют герои неглубокое, лаконичное, в нем – минимум говорящих деталей. Этакая театральная коробка-сцена. Фабула считывается сразу, а после – интересно рассматривать детали и насыщать историю остроумно высвеченными подробностями. Штрих в этой серии гравюр короткий, четкий, немного напоминает штрих в лубочных картинках, которые Никита, несомненно, хорошо знал и любил.

В 1939м году вместе с отцом, Владимиром Андреевичем Фаворским, и еще несколькими художниками книги Никита работал над иллюстрациями к калмыцкому эпосу «Джангар» (М., Гослитиздат, 1940). В 1939-1940 году совместно с А.Д. Гончаровым и М.И.Пиковым иллюстрировал армянский эпос «Давид Сасунский» (М., 1958). Для сбора материала Никита ездил в Армению. Привез оттуда множество первоклассных зарисовок. Страсть Никиты Фаворского к животным и, особенно, к лошадям, проявилась в гравюрах к «Джангару». В гравюрах к «Давиду Сасунскому» прослеживается блестящее знание народного искусства, а также законов построения сложного пространства со множеством фигур в иранской миниатюре.

Никита Фаворский был не только высокоодаренным художником книги, он много и плодотворно работал в монументальной живописи – роспись санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске, роспись занавеса для Театра Красной Армии (совместно с В.А.Фаворским). Как и его отец, В.А.Фаворский, Никита Фаворский был из породы художников, которым подвластны все области изобразительного искусства. Помните, есть такой термин в искусствоведении: «Титаны Возрождения». Мы скромно применяем его только к художникам одной эпохи и лишь к сугубо определенным творцам. Никита Фаворский прожил всего 26 лет, а проявил себя в жизни и искусстве, которые для него были совершенно неразделимы, как подлинно возрожденческая личность. И, если бы не ранняя смерть, – в какого Титана возрос бы этот художник!

Он не подлежал военному призыву. С детства у Никиты был порок сердца, и чаша военного вполне могла его миновать. Однако летом 1941 года он ушел добровольцем в ополчение. Погиб осенью 1941 года. Могила не известна. Сохранилось свидетельство однополчан о том, что большой человек в косматой шапке, которого все называли художником из Загорска, высунулся из окопа и зачерпнул на пробу свежевыпавший снежок в рукавицу. А потом упал навзничь, сраженный пулей. Вот строки одного из последних писем Никиты Фаворского осенью 1941го года с фронта к отцу: «Ты спрашиваешь, удовлетворен ли я? Пожалуй, что да. Я не знаю, что бы я делал сейчас в Москве. Мне кажется, что время сейчас слишком суровое, чтобы делать такое приятное и тонкое дело, как наше искусство…

Я, конечно, чувствую себя убежавшим от искусства, но я вижу новые для себя вещи, получаю новые впечатления, много работаю. Думаю, что мне это будет на пользу и как художнику».

Никита Фаворский прожил 26 лет. Погиб на Смоленщине осенью 1941 года. И это была уже Вторая Мировая… Жизнь Никиты Фаворского вместилась в пылающий временной промежуток между двумя самыми страшными человеческими войнами. Таков исторический пейзаж на фоне и в контексте которого - жизнь Художника.