Погорельский Антоний

Версия от 22:18, 27 августа 2019; Dzyaloshinskiy (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{шаблон:Писатель|Погорельский Антоний (наст. имя Алексей Алексеевич Перовский)|Русский…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Погорельский Антоний (наст. имя Алексей Алексеевич Перовский)
[[File:|250px|thumb|center]]
Русский писатель
Год рождения 1787
Год смерти 1836
Период творчества первая половина XIX в.

Антоний Погорельский — псевдоним Алексея Алексеевича Перовского, писателя-романтика первой половины XIX в.

Биография

Внебрачный первенец графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михайловны Соболевской родился в 1787 г. в Москве. Фамилию Перовский будущий писатель получил по названию подмосковной вотчины отца Перово. Все дети графа от М. М. Соболевской (четверо сыновей и пять дочерей) стали Перовскими, для всех он добился дворянского звания.

Род Разумовских ведет свою историю с середины XVIII в. Его основал казак и певчий Алексей Розум (Алексей Григорьевич Разумовский) — фаворит и тайный супруг Елизаветы I, волей судьбы вознесшийся от простого черниговского крестьянина до приближенного двора и государственного деятеля. Отец Алексея Перовского — действительный тайный советник, видный масон, с 1810-1816 был министром народного просвещения, одним из основателей Лицея в Царском селе.

Детство Алексея Перовского прошло в Почепе, малороссийском имении отца в Черниговской губернии. Всем Перовским граф дал всестороннее домашнее образование, а старшему, Алексею, привил свою страсть к ботанике и коллекционированию растений.

В 1805 г. Перовский поступил в Московский университет, который успешно окончил в 1807 г., получив степень доктора философии и словесных наук.

Перовский получил признание знатной московской родни, был принят в кругу молодых литераторов, близких Н. М. Карамзину (П. А. Вяземского и В. А. Жуковского).

Первой литературной публикацией Перовского стал перевод на немецкий язык повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1807 г.).

1808–1809 гг. был назначен в один из департаментов Петербургского Сената. Участвовал в ревизионной поездке по Пермской, Казанской, Нижегородской, Владимирской губерниям, во время которой в творческом сознании будущего автора отложились картины русской провинции.

Служил в Московском департаменте Сената. Участвовал в создании «Общества любителей русской словесности» (1809), был членом «Общества истории и древностей российских». Увлечение розыгрышами и литературными мистификациями Первыми поэтическими опытами Перовского стали «амфигури» — шуточные стихотворения-бессмыслицы, сочиненные в русле новой поэтики абсурда и литературные мистификации.

В 1812 г. служил секретарем в Канцелярии министерства финансов Санкт-Петербурга.

1812–1813 гг. Перовский участвовал в партизанских действиях и главных сражениях войны с Наполеоном (под Тарутином, Лосецами, Дрезденом, Лейпцигом и при Кульме).

1813–1816 гг. служил адъютантом генерал-губернатора Саксонии Н. Г. Репнина-Волконского в Дрездене. По окончании службы — награжден орденами «Зеленого креста» (для русских чиновников в Саксонии), Святого Владимира 4-ой степени, орденом Святой Анны 2-ой степени.

Немецкая культура и творчество немецких писателей-романтиков повлияло на формирование Перовского как автора. Позже он использовал романтические образы и сюжеты Э. Т. А. Гофмана и Л. Тика в собственных произведениях, переосмыслив их заново.

В 1816 г. служил чиновником особых поручений в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий под началом А. И. Тургенева, видного члена литературного общества «Арзамас».

В Санкт-Петербурге Перовский общался с семейством Карамзиных, «арзамасцами», А. С. Пушкиным. Начинающему литератору принадлежат баллады («Странник-певец»), стихотворения («Друг юности моей»), переводы.

В 1817 г. родился племянник Алеша, сын сестры Перовского Анны Алексеевны. После ее развода с графом К. П. Толстым Перовский стал попечителем сестры и племянника и заботился о них до конца своих дней.

В 1820 г., благодаря литературно-критическим статьям в защиту поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», к Перовскому пришла известность в литературных кругах. Статьи были откликом на выступления критиков — приверженцев классических традиций, и Пушкин, находившийся в то время южной ссылке, высоко оценил эти публикации. В 1820 г. Перовский стал членом «Вольного общества любителей русской словесности, видную роль в котором играли будущие декабристы.

1822 г. умер граф А. К. Разумовский. Перовский подал в отставку и посвятил себя литературе. Жил в унаследованных от отца имениях в Черниговской губернии (в селах Погорельцы Сосницкого уезда и Красный Рог Мглинского уезда), занимался воспитанием Алексея, изредка наезжая в Петербург.

Главным наследием писателя стала проза 1825–1833 гг., изданная под ироническим псевдонимом Антоний Погорельский (отсылка к селу Погорельцы и затворнику св. Антонию Печерскому, жившему в Чернигове).

В 1818–1826 гг. Погорельским написаны четыре фантастические повести, которые позже вставными новеллами вошли в сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828). В этих повестях отражены традиции западноевропейской романтической литературы (Гофман, Тик и др.).

Новелла «Изидора и Анюта», близка по духу к сентиментальной прозе Карамзина, отличается напряженным сюжетом и «таинственным» финалом. Место действия — разоренная Наполеоном Москва.

Новелла «Пагубные последствия необузданного воображения», написанная в духе повести Гофмана «Песочный человек», повторяет сюжетные коллизии истории о влюбленности молодого человека в куклу, но рассказана в несколько ином ключе.

«Лафертовская маковница» — первая русская сказочно-фантастическая повесть с описанием быта московских окраин. В ней особенно ярко проявляются художественный талант и насмешливая ирония автора. Пушкин был очарован «Лафертовской маковницей», прочитав ее «два раза и одним духом».

В более поздней новелле «Путешествие в дилижансе» рассказана история человека, похищенного и воспитанного обезьяной, которую он потом убивает по прихоти невесты. Отталкиваясь от сюжета повести «Жоко, анекдот, извлеченный из неизданных писем об инстинктах животных» (1824) французского автора Пружана, писатель создает свою полемическую трактовку произведения.

В 1825 г. Перовский ненадолго возвратился к государственной службе в должности попечителя Харьковского учебного округа. В 1826 г. его произвели в действительные статские советники.

В 1827 г. вместе с сестрой и племянником Алексеем (будущим известным писателем А. К. Толстым) отправился в путешествие по Германии, посетил Гете в Веймаре.

1828 г. — дата издания первой книги Погорельского «Двойник, или Мои вечера в Малороссии». «Двойник» построен на мистификации и литературной игре. Сборник включает четыре ранее написанные фантастические повести, объединенные рамочным сюжетом: помещика села П*** посещает его двойник — добродушное привидение, с которым он беседуют о природе таинственного и неизученного. За «Двойником» последовали такие произведения русской фантастической прозы, как «Гробовщик» А. С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Вечера на Хопре» М. Н. Загоскина, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского».

Имя Антония Погорельского стало символизировать начало романтизма в русской прозе и начало русской «гофманианы».

Широкого читательского успеха книга Погорельского не имела, ее новаторский характер был непонятен публике.

В последующие годы публикуются и другие фантастические произведения писателя — рассказ «Посетитель магика», якобы переведенный с английского, и отрывки из незавершенного романа «Магнетизер».

В 1829 г. выходит фантастическая сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители». «Черная курица» считается первой в русской литературе книгой о детстве, раскрывающей внутренний мир ребенка, особенности его психологии и мышления. Погорельский написал ее для племянника Алеши, которому старался прививать идеалы добра и справедливости. В сказке говорится о единении человека с природой и его ответственности перед миром, о проблемах воспитания и становления личности ребенка.

«Черная курица» имеет сходство с романтической сказкой «Эльфы» Тика, «Щелкунчиком» Гофмана, сказками братьев Гримм. Прототипом юного героя в «Чёрной курице» стал племянник Погорельского, но существует мнение, что в основу сказки также легли воспоминания автора о жизни в петербургском пансионе.

В 1830 г. в Петербурге выходит первая часть романа «Монастырка». История воспитанницы Смольного монастыря стала одним из первых русских романов нравов и принесла Погорельскому литературную славу (два отрывка были ранее напечатаны в «Литературной газете» 1830, № 14, 15).

В 1833 г. обе части романа выходят одним изданием. Критики отмечают выдающийся талант писателя и меткость, с которой он передал картины быта и нравов Малороссии. Позднее Н. Г. Чернышевский назвал «Монастырку» «очень замечательным явлением» для своего времени.

Роман стал провозвестником «семейного» реалистического романа, который получил дальнейшее развитие в русской литературе второй половины XIX в.

Последние годы жизни Погорельский посвятил воспитанию племянника. В 1831 г. они вместе предприняли путешествие по Европе. В Италии они посещали картинные галереи и мастерские художников. В 1835–1836 гг. Погорельский сблизился с К. П. Брюлловым, чьим творчеством восхищался. К 1836 г. относится портрет Погорельского, который Брюллов создал, пока гостил у писателя.

«Монастырка» стала последним произведением Погорельского. В 1836 г. у него обострилась грудная болезнь. Он умер 21 июня (9 июня по старому стилю) 1836 в Варшаве, на руках сестры и племянника, по дороге в Ниццу, где должен был проходить лечение.

Племянник Аксакова — Алексей Константинович Толстой — стал впоследствии известным русским поэт, прозаиком и драматургом.

Книги

Книги из Национальной электронной детской библиотеки

Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Магнетизер; Новая тяжба о букве ъ; Черная курица, или Подземные жители.

Диафильмы

О жизни и творчестве

Экранизации

  • Черная курица, или Подземные жители. Художественный фильм. Режиссёр. В. Гресь. СССР, 1980.
  • Лафертовская маковница. Беларусьфильм, 1986.
  • Черная курица. Мультфильм кукольный. Режиссёр Ю. Трофимов. СССР, 1975.