Ника Георгиевна Гольц — художник-иллюстратор детских книг, заслуженный художник РФ.

Ника Гольц
Ника Гольц
Ника Гольц
Дата рождения 10.03.1925
Место рождения г. Москва
Дата смерти 9.11.2012
Место смерти г. Москва
Гражданство СССР, Российская Федерация
Род деятельности художник-иллюстратор
Награды Заслуженный художник РФ


Биография

Ника Гольц родилась в Москве, в семье академика архитектуры Георгия Гольца (ученик графика В. А. Фаворского). Мама, Галина Николаевна, до замужества была танцовщицей. В доме царила атмосфера трепетного уважения к искусству, родители обучали дочь музыке, рисованию и танцам. В восемь лет она решила стать художником, посещала студию художницы Ольги Александровны Бари-Айзенман, с 1939 года училась в Московской средней художественной школе.

В 1943 году поступила в Суриковский институт на отделение монументального искусства мастерской Н. М. Чернышёва. Мечтала заниматься монументальной живописью, не связывала свою будущую карьеру с книжной иллюстрацией и детской книгой.


В книжную графику пришла почти случайно: в 1946 году трагически погиб отец и 21-летней Нике Гольц пришлось взять на себя заботы о семье.


  Я занялась иллюстрацией ради заработка, – признавалась она, – но вскоре поняла, что это – мое. Книга – это маленький театр, в котором иллюстратор сам ставит спектакль. Он одновременно и автор, и актер, и режиссер, и осветитель, и костюмер, и декоратор… Нужно рисовать сцены, продумывать их последовательность, писать мизансцены, это очень увлекательно!  


Работала в ИЗОГИЗ (издательство), первоначально рисовала открытки и календари на политические сюжеты. Позднее пошли сказочные темы, в итоге создала несколько сборников открыток по сказкам. Первые иллюстрации сказочных героев Гольц берут свое начало в ИЗОГИЗе.

В 1955 году начала работать в издательстве ДЕТГИЗ, где главным художником был в то время Борис Александрович Дехтерев.

Особое место в жизни и творчестве Ники Гольц занимал Ханс Кристиан Андерсен. С него началась творческая биография Ники Гольц как иллюстратора: самая первая книжка «Стойкий оловянный солдатик» вышла в свет в издательстве «Детская Литература» в 1956 году. Иллюстрации в книге были черно-белыми.



Любовь к Андерсену Ника Гольц пронесла через всю жизнь. По изданиям разных лет можно проследить, как один творческий период сменялся другим. В начале 2000-х по заказу издательства «ЭКСМО» художница проиллюстрировала семь книг Андерсена. За эту работу она была награждена серебряной медалью Академии художеств, стала обладателем Почетного диплома Международной премии имени Х.К. Андерсена.


  Шесть лет я жила только этим автором. Вот только закончила, но мне уже опять кажется, что что-то не то, что можно было сделать по-другому…  



Когда издательство Эксмо предложило Нике Гольц проиллюстрировать знаменитую повесть Антуана де Сент-Экзюпери, она отказалась. Сомнения художницы легко понять – больше полувека весь мир читал эту книгу с картинками, которые нарисовал сам Экзюпери. Спустя время Ника Георгиевна придумала остроумный художественный ход – она включила в свою книгу классические рисунки Экзюпери. Отдельные развороты книги будто воспроизводят страницы дневника, в котором герой книги, летчик, делает зарисовки и записывает детали случившейся с ним фантастической истории. Художница называла эту работу одной из самых важных и дорогих. С тончайшим мастерством она раскрыла перед нами черты характера Маленького Принца – его искренность, наивность, ранимость, его одиночество. Интересно заметить, что в работе над образом маленького принца с золотыми волосами Нике Гольц неожиданно помог маленький мальчик Ванечка, сын соседей по даче. Повзрослевший Иван в интервью с большим теплом вспоминал, как он позировал соседке и скромно гордился своей ролью.



Любимая современными читателями «Черная курица» Антония Погорельского к середине прошлого века была совершенно забыта. «Эту сказку не издавали в Советском Союзе после войны и тем более не иллюстрировали. Я убедила издательство ее напечатать. Так «Черная курица» получила вторую жизнь. Уже после ее издавали с иллюстрациями других художников, но первая была моя!»



В 1977 году Ника Гольц, иллюстрируя книгу Майи Ганиной «Тяпкин и Лёша», без сомнения, рассчитывала на детей, столько душевного тепла было вложено ею в эту работу, но едва ли она предполагала, что «Тяпкина и Лёшу» станут читать дошколята, иначе наверняка добавила бы цвета и яркости. Рисунки же, чуть тронутые изумрудной зеленью (иными словами, сделанные в две краски), получились скромными и в то же время пленительными в своей благородной неброскости, — нежными и какими-то приглушённо сумеречными.

Кроме того, стоит признать: современные авторы вообще нечасто удостаивались внимания Ники Георгиевны; она никогда не скрывала, что предпочитает классику. Ш. Перро и братья Гримм, В. Гауф и Э. Т. А. Гофман, Х. К. Андерсен и О. Уайльд — вот были её кумиры. Следовательно, не знакомая ей прежде сказка должна была чем-то зацепить, увлечь и зажечь, дать импульс к творчеству.



Много лет спустя Нику Георгиевну спросили, помнит ли она книжку Майи Ганиной «Тяпкин и Лёша», которую когда-то ей довелось иллюстрировать. Лицо художницы осветилось улыбкой: конечно, помнит! И любит, и очень хотела бы переиздать. В этой сказке как бы два мира, сказала она, совсем как у моих любимых немецких романтиков. Оказалось, что повесть, даже после того как была издана, ещё какое-то время не отпускала художницу, занимала все её мысли, и нередко в минуты раздумий или дачного отдыха она возвращалась к ней, рисуя летние травы, или цветы, или большие деревья.

С «Тяпкиным и Лёшей» художница встретилась ещё раз в 1988 году, когда «Детская литература» решила сказку переиздать, и появился второй вариант иллюстраций, на сей раз исключительно чёрно-белых, если не считать рисунков на форзацах, исполненных в синем цвете. И стало понятно, как полюбился Нике Георгиевне герой — лешонок Лёша-Володя. Для второй книжки она нарисовала его много-много раз и разбросала эти крохотные картиночки по страницам и переплёту. [1]


В 1979 году оформила фрески в здании Детского музыкального театра им. Н.И. Сац, где два панно выполнено по эскизам её отца.

За долгую творческую жизнь Ника Гольц оформила столько книг, что из них можно собрать внушительную библиотеку. Она строго и принципиально подходила к выбору литературных произведений. Ее любимыми европейскими авторами были Гофман, Гауф, Перро и Уайльд.

Своим учеником Ника Георгиевна считала художника-иллюстратора Максима Митрофанова.

Работы художницы находятся в музеях России, в том числе в Третьяковской галерее, и частных коллекциях в России и за рубежом — в Дании, Швеции, Германии, Италии, США.

В 2020 году в РГДБ прошла виртуальная выставка Ники Гольц «Искусство рассказывать сказки. Ханс Кристиан Андерсен и Антуан де Сент-Экзюпери глазами художника Ники Гольц».

Ника Гольц похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.


Художник Ника Гольц

Книги с иллюстрациями Ники Гольц

О жизни и творчестве

  • Гольц Н. Г. Книжная и станковая графика / Ника Гольц ; [предисл. Н. Гольц]. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2012. — 152 с. : ил. — (В мастерской художника).
  • Виртуальная выставка «Искусство рассказывать сказки. Ханс Кристиан Андерсен и Антуан де Сент-Экзюпери глазами художника Ники Гольц».

Премии и награды

  • 2000 – Заслуженный художник РФ
  • 2005 – Серебряная медаль Академии художеств
  • 2006 – Почетный диплом Международной премии имени Х.К. Андерсена

Примечания