Паустовский Константин Георгиевич: различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
Метка: ручная отмена
 
(не показаны 32 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{#seo:
|title=Паустовский Константин Георгиевич — ПроДетЛит
|title_mode=replace
|keywords=Паустовский, Константин Георгиевич, ПроДетЛит, prodetlit
|description=Константин Георгиевич Паустовский — писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии.
|image=Paustovskij_(1).jpg
|image_alt=Константин Паустовский
}}
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Паустовский Константин Георгиевич
|ФИО                          = Паустовский Константин Георгиевич
|Портрет                      = Paustovskij-Konstantin.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Портрет                      = Paustovskij (4).jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Описание портрета            = Константин Паустовский
|Описание портрета            = Константин Паустовский
|Имя при рождении            =  
|Имя при рождении            = Константин Паустовский
|Псевдоним(ы)                =  
|Псевдоним(ы)                =  
|Дата рождения                = 19(31).05.1892 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
|Дата рождения                = 19(31).05.1892 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
Строка 18: Строка 26:
|Сайт                        =  <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org -->
|Сайт                        =  <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org -->
|Срок авторских прав          =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 -->
|Срок авторских прав          =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 -->
|Автограф                    =   <!-- впишите название файла например - |Автограф =Sergej Aksakov Aftograf.jpg -->
|Автограф                    = Paustovskij (5).jpg  <!-- впишите название файла например - |Автограф =Sergej Aksakov Aftograf.jpg -->
}}
}}
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Константин Георгиевич Паустовский''' — писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент.
'''Константин Георгиевич Паустовский''' — писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент.
== Биография ==
==Константин Паустовский / Биография==
Константин Паустовский родился 19 (31) мая 1892 года в самом центре Москвы, в Гранатном переулке. Отец – Г. М. Паустовский, происходил из рода запорожских казаков, имел также турецкие корни, поместный дворянин. Мать – М. Г. Паустовская, урожденная Высочанская, происходила из польско-чешского рода. В семье были еще двое старших братьев, Борис и Вадим, и сестра Галина. Отца, железнодорожного статиста, «неисправимого мечтателя», часто переводили по службе. Семья много переезжала, в 1898 году Паустовские осели в Киеве. Сам Константин Георгиевич часто говорил, что он «москвич по рождению и киевлянин по душе», а в автобиографии («Коротко о себе», 1966) с восхищением вспоминал «ослепительную и нежную весну Украины».  
Константин Паустовский родился 19 (31) мая 1892 года в самом центре Москвы, в Гранатном переулке. Отец – Г. М. Паустовский, происходил из рода запорожских казаков, имел также турецкие корни, поместный дворянин. Мать – М. Г. Паустовская, урожденная Высочанская, происходила из польско-чешского рода. В семье были еще двое старших братьев, Борис и Вадим, и сестра Галина. Отца, железнодорожного статиста, «неисправимого мечтателя», часто переводили по службе. Семья много переезжала, в 1898 году Паустовские осели в Киеве. Сам Паустовский часто говорил, что он «москвич по рождению и киевлянин по душе», а в автобиографии («Коротко о себе», 1966) с восхищением вспоминал «ослепительную и нежную весну Украины».  


В семье любили искусство: играли на рояле, часто посещали театр, много пели, устраивали чтения классиков. В 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую Киевскую классическую гимназию. В одно время с ним учились М. А. Булгаков и А. Н. Вертинский. Среди преподавателей, по воспоминаниям писателя, выделялись преподаватели-гуманитарии, знавшие и любившие русскую словесность, а географию преподавал путешественник Н. Т. Чиркунов. Любовь к географическим картам, книгам о далеких странах и тяга к путешествиям были заложены именно тогда. В гимназии действовал литературно-музыкально-драматический кружок «Лимудрак» и выходил рукописный журнал с тем же названием. Гимназист Паустовский увлекся стихотворством – как признавался впоследствии сам, его поэтические опыты были подражанием К. Д. Бальмонту, «нарядные и, конечно, плохие». И. А. Бунин, к которому начинающий поэт отослал свои стихи, услышал в них «чужой голос» и посоветовал писать прозу.
В семье любили искусство: играли на рояле, часто посещали театр, много пели, устраивали чтения классиков. В 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую Киевскую классическую гимназию. В одно время с ним учились М. А. Булгаков и А. Н. Вертинский. Среди преподавателей, по воспоминаниям писателя, выделялись преподаватели-гуманитарии, знавшие и любившие русскую словесность, а географию преподавал путешественник Н. Т. Чиркунов. Любовь к географическим картам, книгам о далеких странах и тяга к путешествиям были заложены именно тогда. В гимназии действовал литературно-музыкально-драматический кружок «Лимудрак» и выходил рукописный журнал с тем же названием. Гимназист Паустовский увлекся стихотворством – как признавался впоследствии сам, его поэтические опыты были подражанием К. Д. Бальмонту, «нарядные и, конечно, плохие». И. А. Бунин, к которому начинающий поэт отослал свои стихи, услышал в них «чужой голос» и посоветовал писать прозу.
Строка 44: Строка 52:




Во время становления большевистской власти в 1917 году возвращается в Москву и работает газетным репортером, затем снова начинает скитальческую жизнь. Бывал в Киеве, потом переехал в Одессу, где работал в газете «Моряк». Там он попал в среду молодых литераторов – И. Э. Бабель, В.П. Катаев, И. А. Ильф и Евг. П. Катаев. В 1923 году возвратился в Москву, в течении некоторого времени работал редактором РОСТА, занимался в основном публицистикой. Сотрудничал с газетой железнодорожников «Гудок», очень известной благодаря «четвертой полосе» — там публиковались, по оценке Паустовского, «самые веселые и едкие люди в тогдашней Москве» (И. А. Ильф, Евг. Петров (псевдоним, настоящая имя и фамилия Евгений Катаев), Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков). На основе читательских писем в газету (редакция находилась в московском Дворце Труда) писатели создавали сатирические рассказы и фельетоны.
Во время становления большевистской власти в 1917 году возвращается в Москву и работает газетным репортером, затем снова начинает скитальческую жизнь. Бывал в Киеве, потом переехал в Одессу, где работал в газете «Моряк». Там он попал в среду молодых литераторов – И. Э. Бабель, В.П. Катаев, [[Ильф Илья Арнольдович|И. А. Ильф]] и Евг. П. Катаев. В 1923 году возвратился в Москву, в течении некоторого времени работал редактором РОСТА, занимался в основном публицистикой. Сотрудничал с газетой железнодорожников «Гудок», очень известной благодаря «четвертой полосе» — там публиковались, по оценке Паустовского, «самые веселые и едкие люди в тогдашней Москве» (И. А. Ильф, Евг. Петров (псевдоним, настоящая имя и фамилия Евгений Катаев), Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков). На основе читательских писем в газету (редакция находилась в московском Дворце Труда) писатели создавали сатирические рассказы и фельетоны.


Как вспоминает падчерица Паустовского Галина Арбузова, отчим «до конца жизни не любил богатых и встретил Февральскую революцию с невероятным восторгом», но события Октября и Гражданской войны воспринял как «глухое, чугунное время». Однажды, много десятилетий спустя, в домашнем разговоре сказал: «Самая большая вина большевиков в том, что они уничтожили русский народ» (Г. Арбузова, «Мой отчим предпочитал бакенщиков...»).
Как вспоминает падчерица Паустовского Галина Арбузова, отчим «до конца жизни не любил богатых и встретил Февральскую революцию с невероятным восторгом», но события Октября и Гражданской войны воспринял как «глухое, чугунное время». Однажды, много десятилетий спустя, в домашнем разговоре сказал: «Самая большая вина большевиков в том, что они уничтожили русский народ» (Г. Арбузова, «Мой отчим предпочитал бакенщиков...»).
Строка 66: Строка 74:
Критики и издатели нередко относились к произведениям Паустовского настороженно. Например, попытка прозаика получить аванс под книгу о заливе Кара-Бугаз вызвала негодование директора «одного из издательств»: «замысел воспеть в романе слабительную соль» был воспринят как «безобразие» и назван «прямым издевательством и глумлением над народом и Советской властью» («Повесть о жизни»). «Примерным» советским писателем Паустовский действительно не был. Не противопоставляя себя властям, прозаик и не писал им славословий – старался, как вспоминает его падчерица Г. Арбузова, «держаться подальше от общественной жизни». Девизом писателя была строчка из стихотворения Р. Киплинга: «Останься прост, беседуя с царями, / Останься честен, говоря с толпой». В публицистике автор отстаивал не утилитарное, а эстетическое значение литературы. В 1936 году (статья «О детской литературе») прозаик, упомянув «умное и энергичное руководство в лице ЦК ВЛКСМ», впрямую выскажется против «упорного навязывания тем», напишет, что «каждый <...> советский писатель, берясь за любую тему, тем самым выполняет социальный заказ».
Критики и издатели нередко относились к произведениям Паустовского настороженно. Например, попытка прозаика получить аванс под книгу о заливе Кара-Бугаз вызвала негодование директора «одного из издательств»: «замысел воспеть в романе слабительную соль» был воспринят как «безобразие» и назван «прямым издевательством и глумлением над народом и Советской властью» («Повесть о жизни»). «Примерным» советским писателем Паустовский действительно не был. Не противопоставляя себя властям, прозаик и не писал им славословий – старался, как вспоминает его падчерица Г. Арбузова, «держаться подальше от общественной жизни». Девизом писателя была строчка из стихотворения Р. Киплинга: «Останься прост, беседуя с царями, / Останься честен, говоря с толпой». В публицистике автор отстаивал не утилитарное, а эстетическое значение литературы. В 1936 году (статья «О детской литературе») прозаик, упомянув «умное и энергичное руководство в лице ЦК ВЛКСМ», впрямую выскажется против «упорного навязывания тем», напишет, что «каждый <...> советский писатель, берясь за любую тему, тем самым выполняет социальный заказ».


Зимой 1923 года в Батуми Константин Паустовский познакомился с Р. И. Фраерманом, их дружба продолжалась на протяжении многих лет. В начале 30-х годов Паустовский вместе с друзьями Рувимом Фраерманом, Аркадием Гайдаром, редактором Детского издательства Иваном Халтуриным и менее известными, но талантливыми писателями Михаилом Лоскутовым и Александром Роскиным образуют литературный кружок. Собрания в квартире Фраермана именовались «Конотопами» (по названию маленького украинского городка) и постоянно пополнялись новыми друзьями и знакомыми Фраермана. Именно члены кружка первыми услышали фрагменты из «Голубой чашки» Гайдара и повести Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», узнали замысел «Кара-Бугаза» Паустовского. Известно, что Гайдар написал юмористические стихотворения про участников и даже гимн общества, однако от стихотворений сохранились лишь фрагменты. В очерке «Рувим Фраерман» Паустовский вспоминает: «То были годы шумных споров, напряженной работы, нашей писательской молодости и, пожалуй, наибольших писательских дерзаний. Сюжеты, темы, выдумки и наблюдения бродили в нас, как молодое вино».
Зимой 1923 года в Батуми Константин Паустовский познакомился с [[Фраерман Рувим Исаевич|Р. И. Фраерманом]], их дружба продолжалась на протяжении многих лет. В начале 30-х годов Паустовский вместе с друзьями Рувимом Фраерманом, [[Гайдар Аркадий Петрович|Аркадием Гайдаром]], редактором Детского издательства Иваном Халтуриным и менее известными, но талантливыми писателями Михаилом Лоскутовым и Александром Роскиным образуют литературный кружок. Собрания в квартире Фраермана именовались «Конотопами» (по названию маленького украинского городка) и постоянно пополнялись новыми друзьями и знакомыми Фраермана. Именно члены кружка первыми услышали фрагменты из «Голубой чашки» Гайдара и повести Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», узнали замысел «Кара-Бугаза» Паустовского. Известно, что Гайдар написал юмористические стихотворения про участников и даже гимн общества, однако от стихотворений сохранились лишь фрагменты. В очерке «Рувим Фраерман» Паустовский вспоминает: «То были годы шумных споров, напряженной работы, нашей писательской молодости и, пожалуй, наибольших писательских дерзаний. Сюжеты, темы, выдумки и наблюдения бродили в нас, как молодое вино».


С начала 1930-х  Паустовского все больше начинает притягивать «срединная Россия». Кроме того, автор все больше устает от жизни журналиста, нуждается в уединении и покое (в итоге в 1931 году уходит со службы). На протяжении более двух десятилетий (1930-е – начало 50-х) Паустовский приезжает в Мещёрский край (Рязанская область) и подолгу там живёт, останавливаясь в селе Солотча. Почти нетронутая людьми природа, общение с местными рыболовами и лесниками дают богатый материал для писательства. За «мещёрский период» создаются такие известные произведения писателя, как рассказы «Акварельные краски» и «Телеграмма», повесть «Мещёрская сторона» (1939). В Солотчу приезжали друзья, участники «Конотопа», бывал здесь и Андрей Платонов.  
С начала 1930-х  Паустовского все больше начинает притягивать «срединная Россия». Кроме того, автор все больше устает от жизни журналиста, нуждается в уединении и покое (в итоге в 1931 году уходит со службы). На протяжении более двух десятилетий (1930-е – начало 50-х) Паустовский приезжает в Мещёрский край (Рязанская область) и подолгу там живёт, останавливаясь в селе Солотча. Почти нетронутая людьми природа, общение с местными рыболовами и лесниками дают богатый материал для писательства. За «мещёрский период» создаются такие известные произведения писателя, как рассказы «Акварельные краски» и «Телеграмма», повесть «Мещёрская сторона» (1939). В Солотчу приезжали друзья, участники «Конотопа», бывал здесь и Андрей Платонов.  


В конце 30-х гг. Паустовский, никогда не считавший себя писателем «для детей», публикует первый сборник рассказов для юного читателя – «Летние дни» (1937). В этот сборник вошли произведения о встречах с животными: «Последний черт», «Кот-ворюга», «Барсучий нос». Сборник при жизни писателя неоднократно переиздавался, впоследствии часть  рассказов вошла в школьную программу. Поэт Борис Чичибабин так объяснял успех малой прозы автора у детей: «Из всех русских писателей он, безусловно, самый чистый, и в этом смысле он действительно писатель «для детей» – для совсем юных, чистых, не омраченных, не искаженных душ» (Б. А. Чичибабин. «Уроки чтения. Из писем поэта», 2013).  
В конце 30-х гг. Паустовский, никогда не считавший себя писателем «для детей», публикует первый сборник рассказов для юного читателя – «Летние дни» (1937). В этот сборник вошли произведения о встречах с животными: «Последний черт», «Кот-ворюга», «Барсучий нос». Сборник при жизни писателя неоднократно переиздавался, впоследствии часть  рассказов вошла в школьную программу. Поэт Борис Чичибабин так объяснял успех малой прозы автора у детей: «Из всех русских писателей он, безусловно, самый чистый, и в этом смысле он действительно писатель «для детей» – для совсем юных, чистых, не омраченных, не искаженных душ» (Б. А. Чичибабин. «Уроки чтения. Из писем поэта», 2013).  
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Константин Паустовский">
Файл:Paustovskij (3).jpg|Константин Паустовский в Крымском заповеднике. 1966
Файл:Paustovskij (2).jpg|Константин Паустовский с читателями
Файл:Paustovskij (1).jpg|Константин Паустовский
Файл:Fraerman (1).jpg|Константин Паустовский и [[Фраерман Рувим Исаевич|Рувим Фраерман]] у новогодней елки, 1955 год
</gallery></center>


С началом Великой Отечественной войны К. Г. Паустовский работал военным корреспондентом на Южном фронте (1941–1942), постоянно находится на передовых. В 1942–1943 годах жил в эвакуации в Алма-Ате и на Алтае, в 1943 году вернулся в Москву. Появляются его рассказы о переживании военных событий простыми людьми – «Рассказ бойца Петренко» (1942), «Струна», «Бакенщик», «Робкое сердце» (1943), «Молитва мадам Бовэ» (1944–1945). 2 мая 1945 года по радио читают статью Паустовского «Утро Победы»: «Утро победы восходит над землей. Солнце победы освещает неизмеримые развалины недавно еще цветущих стран, но освещает и первый скромный подорожник, расцветший на этих развалинах».  
С началом Великой Отечественной войны К. Г. Паустовский работал военным корреспондентом на Южном фронте (1941–1942), постоянно находится на передовых. В 1942–1943 годах жил в эвакуации в Алма-Ате и на Алтае, в 1943 году вернулся в Москву. Появляются его рассказы о переживании военных событий простыми людьми – «Рассказ бойца Петренко» (1942), «Струна», «Бакенщик», «Робкое сердце» (1943), «Молитва мадам Бовэ» (1944–1945). 2 мая 1945 года по радио читают статью Паустовского «Утро Победы»: «Утро победы восходит над землей. Солнце победы освещает неизмеримые развалины недавно еще цветущих стран, но освещает и первый скромный подорожник, расцветший на этих развалинах».  


В 1945 году писатель начинает создавать художественную автобиографию («Повесть о жизни»). Выход ее первой части («Далекие годы», 1946) едва не стоил автору литературной карьеры – в светлых воспоминаниях о детстве некоторые читатели увидели восхваление дореволюционной России. Как вспоминала Г. Арбузова, «последовал ряд разгромных статей» и писателя «негласно запретили» почти на четыре года. В этот непростой период автору помогло преподавание в Литературном институте, которым он занимался на протяжении двух десятков лет. Среди его учеников – Ю. В. Трифонов, Ю. В. Бондарев, Г. Я. Бакланов, Б. И. Балтер, И.А. Гофф, И. Дик,  В. Ф. Тендряков, Ю. П. Казаков, Г.П. Корнилова, С.К. Никитин, В.Я. Шорор. Почти все они, так или иначе, вошли в чтение подростков, писали о детстве или создали произведения для юных читателей.
В 1945 году писатель начинает создавать художественную автобиографию («Повесть о жизни»). Выход ее первой части («Далекие годы», 1946) едва не стоил автору литературной карьеры – в светлых воспоминаниях о детстве некоторые читатели увидели восхваление дореволюционной России. Как вспоминала Г. Арбузова, «последовал ряд разгромных статей» и писателя «негласно запретили» почти на четыре года. В этот непростой период автору помогло преподавание в Литературном институте, которым он занимался на протяжении двух десятков лет. Среди его учеников – Ю. В. Трифонов, [[Бондарев Юрий Васильевич|Ю. В. Бондарев]], Г. Я. Бакланов, [[Балтер Борис Исаакович|Б. И. Балтер]], И.А. Гофф, [[Дик Иосиф Иванович|И. Дик]],  В. Ф. Тендряков, Ю. П. Казаков, Г.П. Корнилова, С.К. Никитин, В.Я. Шорор. Почти все они, так или иначе, вошли в чтение подростков, писали о детстве или создали произведения для юных читателей.


Глава русских писателей-эмигрантов, Нобелевский лауреат И.А. Бунин, скупой на комплименты писателям, признал в Паустовском равного: «Дорогой собрат, я прочитал Ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу сказать о той редкой радости, которую испытал я: он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы. Привет, всего доброго. Ив. Бунин. 15.09.47".  Творчество Паустовского воссоединяло советский и эмигрантский потоки русской литературы.
Глава русских писателей-эмигрантов, Нобелевский лауреат И.А. Бунин, скупой на комплименты писателям, признал в Паустовском равного: «Дорогой собрат, я прочитал Ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу сказать о той редкой радости, которую испытал я: он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы. Привет, всего доброго. Ив. Бунин. 15.09.47".  Творчество Паустовского воссоединяло советский и эмигрантский потоки русской литературы.
Строка 80: Строка 97:
В конце 40-х – начале 50-х годов писатель вновь пишет рассказы для детей, обращается к жанру сказки. В 1945 году выходят «Похождения жука-носорога» и «Теплый хлеб», в 1946 – «Стальное колечко», в 1948 – «Растрепанный воробей» и «Дремучий медведь», в 1949 – «Артельные мужички», в 1951 – «Квакша». По сказке «Стальное колечко», которая в 1946 году вызвала критику за мотивы волшебства, автор пишет в 1947 году сценарий под названием «Перстенек». Паустовский вытачивает свою жанровую форму – рассказа, сквозь который проступает сказка, возвращает старинную сказку и волшебный вымысел в детскую литературу послевоенного периода.
В конце 40-х – начале 50-х годов писатель вновь пишет рассказы для детей, обращается к жанру сказки. В 1945 году выходят «Похождения жука-носорога» и «Теплый хлеб», в 1946 – «Стальное колечко», в 1948 – «Растрепанный воробей» и «Дремучий медведь», в 1949 – «Артельные мужички», в 1951 – «Квакша». По сказке «Стальное колечко», которая в 1946 году вызвала критику за мотивы волшебства, автор пишет в 1947 году сценарий под названием «Перстенек». Паустовский вытачивает свою жанровую форму – рассказа, сквозь который проступает сказка, возвращает старинную сказку и волшебный вымысел в детскую литературу послевоенного периода.


В 1955 году Паустовский покупает деревянный дом в Тарусе. Городок на Оке понравился писателю своими живописными окрестностями, в XIX веке привлекавшими художников. «Тарусский» период, продолжавшийся до смерти Паустовского, стал временем подведения итогов, осмысления пережитого. Помимо рассказов и очерков («Городок на реке», «Наедине с осенью», «Избушка в лесу»), здесь созданы автобиографические произведения. Именно тогда были написаны повесть «Золотая роза» и большая часть «Повести о жизни» («Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний»). Многое было сделано писателем для Тарусы. В 1956 году Константин Георгиевич публикует в газете «Правда» очерк «Письмо из Тарусы», где выражает свое возмущение халатностью и равнодушием местных чиновников, допускающих варварское разрушение природы и архитектуры. «Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей», – пишет автор. В маленький город благодаря прозаику начинают приезжать литераторы и художники, выходит составленный им «оттепельный» альманах «Тарусские страницы» (1961), в котором печатаются Н. А. Заболоцкий, Б. Ш. Окуджава, Б. И. Балтер, Н. М. Коржавин, В. Н. Корнилов, В. В. Голявкин, Д. С. Самойлов, [[Вигдорова Фрида Абрамовна|Ф. А. Вигдорова]] и др.), а также большая подборка стихов М. И. Цветаевой. Сам же Паустовский в альманах отдал главы из книги о тайнах писательского творчества «Золотая роза».  
В 1955 году Паустовский покупает деревянный дом в Тарусе. Городок на Оке понравился писателю своими живописными окрестностями, в XIX веке привлекавшими художников. «Тарусский» период, продолжавшийся до смерти Паустовского, стал временем подведения итогов, осмысления пережитого. Помимо рассказов и очерков («Городок на реке», «Наедине с осенью», «Избушка в лесу»), здесь созданы автобиографические произведения. Именно тогда были написаны повесть «Золотая роза» и большая часть «Повести о жизни» («Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний»). Многое было сделано писателем для Тарусы. В 1956 году Константин Георгиевич публикует в газете «Правда» очерк «Письмо из Тарусы», где выражает свое возмущение халатностью и равнодушием местных чиновников, допускающих варварское разрушение природы и архитектуры. «Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей», – пишет автор. В маленький город благодаря прозаику начинают приезжать литераторы и художники, выходит составленный им «оттепельный» альманах «Тарусские страницы» (1961), в котором печатаются [[Заболоцкий Николай Алексеевич|Н. А. Заболоцкий]], [[Окуджава Булат Шалвович|Б. Ш. Окуджава]], Б. И. Балтер, Н. М. Коржавин, В. Н. Корнилов, В. В. Голявкин, [[Самойлов Давид Самуилович|Д. С. Самойлов]], [[Вигдорова Фрида Абрамовна|Ф. А. Вигдорова]] и др.), а также большая подборка стихов М. И. Цветаевой. Сам же Паустовский в альманах отдал главы из книги о тайнах писательского творчества «Золотая роза».  




Строка 93: Строка 110:




В середине 50-х – 60-е годы к Константину Паустовскому приходит мировая известность. Его книги издаются на десятках иностранных языков, выходят большими тиражами в Европе и США. Писатель одним из первых в СССР получил возможность отправиться в европейский круиз теплохода «Победа» в 1956 году. В 1964 году перед автором «Телеграммы» встает на колени приехавшая в Москву на гастроли Марлен Дитрих. Несколько раз (в 1965, 1967, 1968) имя писателя было в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе. В 1957–1958 годах выходит прижизненное собрание сочинений Паустовского в шести томах, его произведения включают в школьные хрестоматии. К.И. Чуковский, В.Б. Шкловский, М. Шагинян, Э. Казакевич.  
В середине 50-х – 60-е годы к Константину Паустовскому приходит мировая известность. Его книги издаются на десятках иностранных языков, выходят большими тиражами в Европе и США. Писатель одним из первых в СССР получил возможность отправиться в европейский круиз теплохода «Победа» в 1956 году. В 1964 году перед автором «Телеграммы» встает на колени приехавшая в Москву на гастроли Марлен Дитрих. Несколько раз (в 1965, 1967, 1968) имя писателя было в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе. В 1957–1958 годах выходит прижизненное собрание сочинений Паустовского в шести томах, его произведения включают в школьные хрестоматии.  


Сам автор, перенесший несколько инфарктов на фоне астмы, относился к славе скептически. Писатель А. В. Ионов в своих воспоминаниях («Три часа с  писателем») приводит слова Паустовского, удивленного назойливым вниманием посетителей: «Идут как на какое-то поклонение. Что я, Толстой, что ли? Зачем это нужно?!» При этом, писатель использовал свой авторитет для оказания помощи. Так, осенью 1965 года подписал, вместе с С.С. Смирновым и П.Л. Капицей, письмо-ходатайство в пользу А.И. Солженицына.
Сам автор, перенесший несколько инфарктов на фоне астмы, относился к славе скептически. Писатель А. В. Ионов в своих воспоминаниях («Три часа с  писателем») приводит слова Паустовского, удивленного назойливым вниманием посетителей: «Идут как на какое-то поклонение. Что я, Толстой, что ли? Зачем это нужно?!» При этом, писатель использовал свой авторитет для оказания помощи. Так, осенью 1965 года подписал, вместе с С.С. Смирновым и П.Л. Капицей, письмо-ходатайство в пользу А.И. Солженицына.
Строка 102: Строка 119:




{{цитата|автор=Константин Паустовский|Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание.}}


{{#ev:youtube|https://youtu.be/VHremGjqmCw|500|center|<p style="text-align: center;">Константин Паустовский на видео.</p>|frame}}
==Константин Паустовский / Книги ==
 
== Книги ==


* Собрание сочинений : в 9 т. / Константин Паустовский ; [вступ. ст. Г. Трефиловой ; примеч. Л. Левицкого ; худож. Е. Гольдин]. — Москва : Художественная литература, 1981–.
* Собрание сочинений : в 9 т. / Константин Паустовский ; [вступ. ст. Г. Трефиловой ; примеч. Л. Левицкого ; худож. Е. Гольдин]. — Москва : Художественная литература, 1981–.
Строка 111: Строка 127:
* Собрание сочинений : в 6 т. / вступительная статья К. Г. Паустовского ; примечания Н. П. Смирнова. — Москва : Гослитиздат, 1956–1957.
* Собрание сочинений : в 6 т. / вступительная статья К. Г. Паустовского ; примечания Н. П. Смирнова. — Москва : Гослитиздат, 1956–1957.
* Избранные произведения : в 2 т. – Москва : Гослитиздат, 1956.
* Избранные произведения : в 2 т. – Москва : Гослитиздат, 1956.
* Бабушкин сад : рассказы о жизни детей в тылу в годы Великой Отечественной войны : [сборник рассказов : для младшего школьного возраста] / Константин Паустовский ; рис. Владимира Гальдяева. — Москва : НИГМА, 2015. — 50 с. : ил.
* Бабушкин сад : рассказы о жизни детей в тылу в годы Великой Отечественной войны : [сборник рассказов : для младшего школьного возраста] / Константин Паустовский ; рис. Владимира Гальдяева. — Москва : [[Издательский_дом_НИГМА|НИГМА]], 2015. — 50 с. : ил.
* Библиотека мировой литературы для детей. Т. 21 : Избранные произведения / Александр Грин, Константин Паустовский ; [сост., предисл. и коммент. В. И. Этова] — Москва : Детская литература, 1994.
* Библиотека мировой литературы для детей. Т. 21 : Избранные произведения / Александр Грин, Константин Паустовский ; [сост., предисл. и коммент. В. И. Этова] — Москва : Детская литература, 1994.
* Паустовский К. Г. Воспоминания о Крыме : избранное / К. Г. Паустовский. — Симферополь : Антиква, 2011.
* Паустовский К. Г. Воспоминания о Крыме : избранное / К. Г. Паустовский. — Симферополь : Антиква, 2011.
Строка 131: Строка 147:
* Поэтическая антология Константина Паустовского. — Москва : Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, 2012.
* Поэтическая антология Константина Паустовского. — Москва : Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, 2012.


== Книги К. Г. Паустовского в Национальной электронной детской библиотеке ==
==Константин Паустовский / Книги в НЭБ.Дети==


* Ценный груз / Константин Паустовский ; обложка Е. Эндриксон. — Текст : электронный. — Москва : ОГИЗ : Молодая гвардия, 1931.
* Ценный груз / Константин Паустовский ; обложка Е. Эндриксон. — Текст : электронный. — Москва : ОГИЗ : Молодая гвардия, 1931.
Строка 157: Строка 173:
* Воспоминания о Константине Паустовском : сборник. — Москва, 1983.
* Воспоминания о Константине Паустовском : сборник. — Москва, 1983.
* Осипов, А. Е. К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, А. П. Платонов в Солотче // Мещера в жизни и писательской судьбе К. Г. Паустовского. — Рязань, 1992.
* Осипов, А. Е. К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, А. П. Платонов в Солотче // Мещера в жизни и писательской судьбе К. Г. Паустовского. — Рязань, 1992.
* [http://prepodavatel-xxi.ru/node/54 Летохо Е. В. Концепция личности в малой прозе К. Паустовского 1940–60-х гг.] // Преподаватель XXI век. — 2009 — № 2–2. — С. 346–353. — (дата обращения: 17.04.2020).
* [https://dlib.rsl.ru/01004614435 Летохо Е. В. Художественный мир малой прозы К. Г. Паустовского 1940–1960-х годов] : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Летохо Елена Васильевна ; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. — 2010. — 19 с. — (дата обращения: 17.04.2020).
* Обаяние щедрого таланта : к 120-летию со дня рождения К. Г. Паустовского : библиогр. указатель лит. / сост. Е. В. Ломовцева ; ред. Т. А. Соловьева. — Электросталь, 2012. — 94 с. — (ЦГБ им. К. Г. Паустовского). — Электросталь, 2014.
* [http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2017_9/Content/Publication6_6729/Default.aspx Павел Крючков. Добрый доктор Пауст] // Новый мир. — 2017. — № 9 (сентябрь). — (дата обращения: 17.04.2020)


== Диафильмы ==
==Константин Паустовский / Диафильмы==


* [https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/39859#page/0/mode/1up. Последний черт] / К. Паустовский ; рисунки Г. Епишина. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1961. – (46 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
*Последний черт / К. Паустовский ; рисунки Г. Епишина. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1961. – (46 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
* [https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/37055#page/0/mode/1up. Заячьи лапы] / К. Паустовский ; сценарий Э. Никульцевой ; художник Г. Епишина. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1960. — (42 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
*Заячьи лапы / К. Паустовский ; сценарий Э. Никульцевой ; художник Г. Епишина. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1960. — (42 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
* [https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/44649#page/0/mode/1up. Записки Ивана Малявина] / К. Паустовский ; худож. В. Степанов. — Текст, изображение : электронные. – Москва : Диафильм, 1965. — (48 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
*Записки Ивана Малявина / К. Паустовский ; худож. В. Степанов. — Текст, изображение : электронные. – Москва : Диафильм, 1965. — (48 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
* [https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/44849#page/0/mode/1up. Летние дни] / художник Р. Столяров. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, б.г. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
*Летние дни / художник Р. Столяров. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, б.г. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
* [https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/36388#page/0/mode/1up. Растрепанный воробей] / Паустовский К. ; художник Р. В. Былинская. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — (50 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
*Растрепанный воробей / Паустовский К. ; художник Р. В. Былинская. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — (50 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
* [https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/42543#page/0/mode/1up. Правая рука] / К. Паустовский ; [сцен. К. Тихомировой] ; худож. В. Туренко. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — (39 кд.). — [Диафильм сделан по заказу Министерства просвещения РСФСР]. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
*Правая рука / К. Паустовский ; [сцен. К. Тихомировой] ; худож. В. Туренко. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — (39 кд.). — [Диафильм сделан по заказу Министерства просвещения РСФСР]. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
* [https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/36532#page/0/mode/1up. Тёплый хлеб] / Паустовский К. ; худож. Мешков Е. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1971. (46 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
*Тёплый хлеб / Паустовский К. ; худож. Мешков Е. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1971. (46 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
* [https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/45041#page/0/mode/1up. Дремучий медведь] / художник Р. В. Былинская ; сцен. Л. Забицкого. — Москва: Диафильм, 1978. — 44 кд. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
*Дремучий медведь / художник Р. В. Былинская ; сцен. Л. Забицкого. — Москва: Диафильм, 1978. — 44 кд. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
* [https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/35922#page/0/mode/1up/ Барсучий нос] / Паустовский К. ; худож. Кузнецов Л. — Москва : Диафильм, 1982. — 31 кд. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
*Барсучий нос / Паустовский К. ; худож. Кузнецов Л. — Москва : Диафильм, 1982. — 31 кд. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
* Тёплый хлеб : [диафильм озвученный]. В 2 частях / художник Г. Уманский. — Укркинохроника, Министерство культуры УССР, 1990.
* Тёплый хлеб : [диафильм озвученный]. В 2 частях / художник Г. Уманский. — Укркинохроника, Министерство культуры УССР, 1990.
* Стальное колечко : [диафильм озвученный] / художник В. Мануйлович ; исполнитель Н. Минаева. — Б/г, Б/д.
* Стальное колечко : [диафильм озвученный] / художник В. Мануйлович ; исполнитель Н. Минаева. — Б/г, Б/д.
Строка 189: Строка 201:
== Музеи, памятники, общественные организации ==
== Музеи, памятники, общественные организации ==


* [http://www.mirpaustowskogo.ru. Общественная организация «Мир Паустовского»] : сайт. — (дата обращения: 17.04.2020). — Текст : электронный.
*Общественная организация «Мир Паустовского» : сайт.
* [https://prodetlit.ru/index.php/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Paustovskij-muzej_(4).jpg Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского.] Москва, ул. Кузьминская, 8.
*Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского. Москва, ул. Кузьминская, 8.
* Мемориальный дом-музей К. Г. Паустовского. Таруса, ул. Пролетарская, 2.
* Мемориальный дом-музей К. Г. Паустовского. Таруса, ул. Пролетарская, 2.
* [https://www.paustovskiy.od.ua Филиал Одесского государственного литературного музея «Мемориальный музей К. Г. Паустовского».] Одесса, ул. Черноморская, 6. Украина. // Одесский государственный литературный музей : сайт. — (дата обращения: 17.04.2020). — Текст : электронный.
*Филиал Одесского государственного литературного музея «Мемориальный музей К. Г. Паустовского». Одесса, ул. Черноморская, 6. Украина. // Одесский государственный литературный музей : сайт.  
* [http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/mesta/muzej-staryj-krym.htm. Дом-музей К. Г. Паустовского (Старый Крым)], отдел литературно-художественного музея : Крымское республиканское учреждение «Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник. Старый Крым, ул. Карла Либкнехта, д. 31. — (дата обращения: 17.04.2020). — Текст : электронный.
*Дом-музей К. Г. Паустовского (Старый Крым), отдел литературно-художественного музея : Крымское республиканское учреждение «Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник. Старый Крым, ул. Карла Либкнехта, д. 31.
* [https://paustkiev.io.ua/ Киевский музей К. Г. Паустовского.] улица Карла Либкнехта, д. 31. — (дата обращения: 17.04.2020). — Текст : электронный.
*Киевский музей К. Г. Паустовского. улица Карла Либкнехта, д. 31. — (дата обращения: 17.04.2020). — Текст : электронный.
* Памятник, скульптор О. Черноиванов. Одесса, Сад скульптур Одесского литературного музея.
* Памятник, скульптор О. Черноиванов. Одесса, Сад скульптур Одесского литературного музея.
* Памятник, скульптор В. Церковников. Таруса, ул. Декабристов, 8.
* Памятник, скульптор В. Церковников. Таруса, ул. Декабристов, 8.
* Памятник-стелла, Украина, Одесская область, Овидиопольский район, село Санжейка, Приморская улица.
* Памятник-стелла, Украина, Одесская область, Овидиопольский район, село Санжейка, Приморская улица.


 
==См. также==
*[[Бажов Павел Петрович]]
*[[Бианки Виталий Валентинович]]
*[[Зощенко Михаил Михайлович]]
*[[Куприн Александр Иванович]]




[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]