Диодоров Борис Аркадьевич: различия между версиями

Строка 27: Строка 27:
Дед Бориса — Леонид Диодорович Смирнов — происходил из рода знаменитых купцов и промышленников Смирновых. Работал на Трёхгорной мануфактуре директором-энергетиком. Очень любил книги, собрал прекрасную библиотеку. После Октябрьской революции Леонид Смирнов из директоров был переведён в бухгалтеры. Спустя несколько лет он сменил фамилию на Диодоров, чтобы избежать преследований новой власти.
Дед Бориса — Леонид Диодорович Смирнов — происходил из рода знаменитых купцов и промышленников Смирновых. Работал на Трёхгорной мануфактуре директором-энергетиком. Очень любил книги, собрал прекрасную библиотеку. После Октябрьской революции Леонид Смирнов из директоров был переведён в бухгалтеры. Спустя несколько лет он сменил фамилию на Диодоров, чтобы избежать преследований новой власти.


Первое знакомство будущего художника с книгой состоялось, когда Борису было четыре года. Дедушка усадил внука за стол и положил на белую скатерть великолепное юбилейное (1912 года) издание «Войны и мира» Л. Н. Толстого с иллюстрациями известнейшего художника-баталиста А. П. Апсита. «И когда я открыл её, то увидел мир, который я никогда не видел в окружающих меня пространствах (хотя в театр меня уже водили в это время). И я понял, что есть мир красоты, мир, созданный святыми, как мне тогда казалось. Потому что я не мог представить, что это может нарисовать обычный человек, художник», — рассказывал впоследствии Б. А. Диодоров. Дед покупал Борису новые иллюстрированные книги, научил переплетать потрёпанные. Когда мальчик пошёл в школу, он тратил в книжных магазинах все деньги, выдаваемые мамой на завтрак. Если иллюстрации в книге не нравились, дорисовывал их по своему усмотрению.
Первое знакомство будущего художника с книгой состоялось, когда Борису было четыре года. Дедушка усадил внука за стол и положил на белую скатерть великолепное юбилейное (1912 года) издание «Войны и мира» [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстого]] с иллюстрациями известнейшего художника-баталиста А. П. Апсита. «И когда я открыл её, то увидел мир, который я никогда не видел в окружающих меня пространствах (хотя в театр меня уже водили в это время). И я понял, что есть мир красоты, мир, созданный святыми, как мне тогда казалось. Потому что я не мог представить, что это может нарисовать обычный человек, художник», — рассказывал впоследствии Б. А. Диодоров. Дед покупал Борису новые иллюстрированные книги, научил переплетать потрёпанные. Когда мальчик пошёл в школу, он тратил в книжных магазинах все деньги, выдаваемые мамой на завтрак. Если иллюстрации в книге не нравились, дорисовывал их по своему усмотрению.


В 1945 году Борис Диодоров поступил в Московскую детскую художественную школу (в Чудовом переулке). Затем — в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова Академии художеств СССР (МГХИ; ныне Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств). Завершил художественное образование в институте им. В. И. Сурикова. Окончил факультет живописи, последний год специализировался как театральный художник-постановщик в творческой мастерской М. И. Курилко.
В 1945 году Борис Диодоров поступил в Московскую детскую художественную школу (в Чудовом переулке). Затем — в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова Академии художеств СССР (МГХИ; ныне Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств). Завершил художественное образование в институте им. В. И. Сурикова. Окончил факультет живописи, последний год специализировался как театральный художник-постановщик в творческой мастерской М. И. Курилко.
Строка 61: Строка 61:
В 1979 году издательство «Детская литература» выпустило повесть-сказку С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» с необыкновенными иллюстрации Б. А. Диодорова. Для неё художник выполнил серию цветных офортов с использованием акварели и акватинты. За эту книгу Б. А. Диодоров получил свой первый Диплом им. Ивана Фёдорова на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» (1979), был удостоен «Золотого яблока» на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе (1981) и Серебряной медали Международной выставки книжного искусства (IBA) в Лейпциге (1982). Эта работа Б. А. Диодорова до сих пор является предметом пристального изучения художественных критиков и искусствоведов. Они отмечают высокий профессионализм художника и его тонкое чувство текста.
В 1979 году издательство «Детская литература» выпустило повесть-сказку С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» с необыкновенными иллюстрации Б. А. Диодорова. Для неё художник выполнил серию цветных офортов с использованием акварели и акватинты. За эту книгу Б. А. Диодоров получил свой первый Диплом им. Ивана Фёдорова на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» (1979), был удостоен «Золотого яблока» на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе (1981) и Серебряной медали Международной выставки книжного искусства (IBA) в Лейпциге (1982). Эта работа Б. А. Диодорова до сих пор является предметом пристального изучения художественных критиков и искусствоведов. Они отмечают высокий профессионализм художника и его тонкое чувство текста.


В 1986 году Борис Диодоров стал главным художником издательства «Детская литература» и проработал в этом качестве несколько лет. Продолжал иллюстрировать книги для детей и русскую классику, в том числе для зарубежных издательств, с которыми сотрудничал с начала 1980-х годов, в частности, для французских «Baillard press» и «Alban Michel» и японского «Fukuinkan-Shoten». В частности, в Японии в 1985 году увидели свет «народные рассказы» Л.Н.Толстого «Чем люди живы» с великолепными карандашными рисунками.
В 1986 году Борис Диодоров стал главным художником издательства «Детская литература» и проработал в этом качестве несколько лет. Продолжал иллюстрировать книги для детей и русскую классику, в том числе для зарубежных издательств, с которыми сотрудничал с начала 1980-х годов, в частности, для французских «Baillard press» и «Alban Michel» и японского «Fukuinkan-Shoten». В частности, в Японии в 1985 году увидели свет «народные рассказы» [[Толстой Лев Николаевич|Л.Н.Толстого]] «Чем люди живы» с великолепными карандашными рисунками.


Особое место в творческой биографии Б. А. Диодорова занимают сказки Х. К. Андерсена. Диодоров проиллюстрировал всего три, но над каждой сказкой работал очень долго, в среднем по пять лет. В 1981 году художник принял участие в конкурсе австрийского издательства «Уборойтер», представив несколько иллюстраций к «Снежной королеве» в смешанной технике (как и в «Чудесном путешествии Нильса…» — офорт, акватинта, акварель). В 1993 году оригиналы рисунков экспонировались на персональной выставке Б. А. Диодорова в Копенгагенге, а затем были приобретены музеем Андерсена в Оденсе, родном городе великого сказочника. В России «Снежная королева» с этими иллюстрациями вышла в 1996 году в издательстве «Крон-Пресс», затем появились «Русалочка» (Дрофа, 2000) и «Дюймовочка» (Арбор, 2004). За иллюстрирование и оформление этих книг Б. А. Диодоров получил несколько значимых российских и международных наград, в том числе Диплом имени В. А. Фаворского на Всероссийском конкурсе «Искусство книги» (1998, за «Снежную королеву») и Плакету на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе за французское издание «Русалочки» (1999, французское издание «Русалочки»).
Особое место в творческой биографии Б. А. Диодорова занимают сказки Х. К. Андерсена. Диодоров проиллюстрировал всего три, но над каждой сказкой работал очень долго, в среднем по пять лет. В 1981 году художник принял участие в конкурсе австрийского издательства «Уборойтер», представив несколько иллюстраций к «Снежной королеве» в смешанной технике (как и в «Чудесном путешествии Нильса…» — офорт, акватинта, акварель). В 1993 году оригиналы рисунков экспонировались на персональной выставке Б. А. Диодорова в Копенгагенге, а затем были приобретены музеем Андерсена в Оденсе, родном городе великого сказочника. В России «Снежная королева» с этими иллюстрациями вышла в 1996 году в издательстве «Крон-Пресс», затем появились «Русалочка» (Дрофа, 2000) и «Дюймовочка» (Арбор, 2004). За иллюстрирование и оформление этих книг Б. А. Диодоров получил несколько значимых российских и международных наград, в том числе Диплом имени В. А. Фаворского на Всероссийском конкурсе «Искусство книги» (1998, за «Снежную королеву») и Плакету на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе за французское издание «Русалочки» (1999, французское издание «Русалочки»).