46 186
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| (не показано 9 промежуточных версий 2 участников) | |||
| Строка 32: | Строка 32: | ||
Начиная с 1908 года, Асеев регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы» и альманахе «Первоцвет». Некоторое время он работал секретарем в журнале «Русский архив». Первые произведения поэта были близки к символизму; он знакомится с Валерием Брюсовым, Вячеславом Ивановым, Федором Сологубом. | Начиная с 1908 года, Асеев регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы» и альманахе «Первоцвет». Некоторое время он работал секретарем в журнале «Русский архив». Первые произведения поэта были близки к символизму; он знакомится с Валерием Брюсовым, Вячеславом Ивановым, Федором Сологубом. | ||
В 1913 Асеев организовал группу «Лирень», просимволистскую по своему характеру, и стал одним из учредителей одноименного издательства. В группу его привел Сергей Бобров (сын детской писательницы А. И. Саргиной, в будущем автор нескольких детских книг). Одним из первых участников «Лирени» был Борис Пастернак (Асеев написал предисловие к его сборнику «Близнец в тучах», 1914). В феврале 1914 года Асеев, Бобров и Пастернак, отколовшись от «Лирени» и примкнув к футуристам, которых поначалу объявили врагами, основывают группу «Центрифуга» (просуществовала до 1922 г.). В том же году Асеев выпускает свои первые сборники «Ночная флейта» и «Зор» (в оформлении Марии Синяковой), еще носившие отпечаток эстетики символизма. | В 1913 Асеев организовал группу «Лирень», просимволистскую по своему характеру, и стал одним из учредителей одноименного издательства. В группу его привел [[Бобров Сергей Павлович|Сергей Бобров]] (сын детской писательницы А. И. Саргиной, в будущем автор нескольких детских книг). Одним из первых участников «Лирени» был Борис Пастернак (Асеев написал предисловие к его сборнику «Близнец в тучах», 1914). В феврале 1914 года Асеев, Бобров и Пастернак, отколовшись от «Лирени» и примкнув к футуристам, которых поначалу объявили врагами, основывают группу «Центрифуга» (просуществовала до 1922 г.). В том же году Асеев выпускает свои первые сборники «Ночная флейта» и «Зор» (в оформлении Марии Синяковой), еще носившие отпечаток эстетики символизма. | ||
О знакомстве весной 1914 г. с Владимиром Маяковским поэт вспоминал в статье «Путь в поэзию»: «Со времени встречи с ним изменилась вся моя судьба. Он стал одним из немногих самых близких мне людей». | О знакомстве весной 1914 г. с Владимиром Маяковским поэт вспоминал в статье «Путь в поэзию»: «Со времени встречи с ним изменилась вся моя судьба. Он стал одним из немногих самых близких мне людей». | ||
В апреле 1914 года Асеев начинает сотрудничать с журналом для детей «Проталинка». Там выходят новелла «Подзвонок», в которой отразилось увлечение поэта фольклором, пересказ в прозе избранных мест «Калевалы», рассказы «Княжьи очи» и «Ловчий рог», представляющие собой адаптации исторических и летописных источников, например, «Воскресенской летописи». В июне Асеев уезжает в Харьков к Ксении Синяковой, будущей жене, при этом сотрудничество с «Проталинкой» продолжалось. Осенью вышел авторский сборник «Зор», в котором заметно влияние Велимира Хлебникова и увлечение славянским фольклором. Позже, во время Первой мировой войны, в журнале был напечатано стихотворение Асеева «Помни!» (1915, № 3) и рассказ «Рядовой Васейка» (1915, № 9). | В апреле 1914 года Асеев начинает сотрудничать с журналом для детей «Проталинка». Там выходят новелла «Подзвонок», в которой отразилось увлечение поэта фольклором, пересказ в прозе избранных мест «Калевалы», рассказы «Княжьи очи» и «Ловчий рог», представляющие собой адаптации исторических и летописных источников, например, «Воскресенской летописи». В июне Асеев уезжает в Харьков к Ксении Синяковой, будущей жене, при этом сотрудничество с «Проталинкой» продолжалось. Осенью вышел авторский сборник «Зор», в котором заметно влияние Велимира Хлебникова и увлечение славянским фольклором. Позже, во время Первой мировой войны, в журнале был напечатано стихотворение Асеева «Помни!» (1915, № 3) и рассказ «Рядовой Васейка» (1915, № 9). | ||
В октябре 1915 г. Асеев был призван в армию на Австрийский фронт. В своей части он устраивал чтения стихов, пытался поставить спектакль по сказке о трех братьях Льва Толстого. Однако вскоре у Асеева обнаружили туберкулез, и он был на время освобожден от службы. | В октябре 1915 г. Асеев был призван в армию на Австрийский фронт. В своей части он устраивал чтения стихов, пытался поставить спектакль по сказке о трех братьях [[Толстой Лев Николаевич|Льва Толстого]]. Однако вскоре у Асеева обнаружили туберкулез, и он был на время освобожден от службы. | ||
В 1916 г. вместе с поэтами Божидаром (Б. Гордеевым), Григорием Петниковым, Велимиром Хлебниковым и художницей Марией Синяковой подписывает футуристическую декларацию «Труба марсиан». | В 1916 г. вместе с поэтами Божидаром (Б. Гордеевым), Григорием Петниковым, Велимиром Хлебниковым и художницей Марией Синяковой подписывает футуристическую декларацию «Труба марсиан». | ||
| Строка 43: | Строка 43: | ||
В 1917 году был призван повторно в запасной полк в Гайсине, однако Февральская революция освободила его от дальнейшей службы: «Я — рафинированный интеллигент — с удовольствием заметил, что нет больше силы, которая заставляла меня носить костюм каторжника — мою тяжеловесную прокарболенную шкуру рядового 34-го запасного полка» (очерк «Октябрь на Дальнем»). Осенью 1917 года Асеев вместе с эшелоном раненых сибиряков отправлен в Иркутск. Там он оставляет службу и вместе с женой переезжает во Владивосток, откуда надеется переехать на Камчатку. | В 1917 году был призван повторно в запасной полк в Гайсине, однако Февральская революция освободила его от дальнейшей службы: «Я — рафинированный интеллигент — с удовольствием заметил, что нет больше силы, которая заставляла меня носить костюм каторжника — мою тяжеловесную прокарболенную шкуру рядового 34-го запасного полка» (очерк «Октябрь на Дальнем»). Осенью 1917 года Асеев вместе с эшелоном раненых сибиряков отправлен в Иркутск. Там он оставляет службу и вместе с женой переезжает во Владивосток, откуда надеется переехать на Камчатку. | ||
Однако во Владивостоке Асеев был избран в Совет рабочих и солдатских депутатов и стал начальником биржи труда. Параллельно работал в газете «Дальневосточное обозрение» сначала выпускающим, а затем в качестве фельетониста. Асеев публиковал стихи Владимира Маяковского, Василия Каменского, Петра Незнамова; читал лекции о футуризме. Кроме того, по инициативе Асеева было создано литературное общество «Балаганчик», а в 1920 году — группа «Творчество», куда входили Давид Бурлюк, Сергей Третьяков и другие. | Однако во Владивостоке Асеев был избран в Совет рабочих и солдатских депутатов и стал начальником биржи труда. Параллельно работал в газете «Дальневосточное обозрение» сначала выпускающим, а затем в качестве фельетониста. Асеев публиковал стихи Владимира Маяковского, Василия Каменского, Петра Незнамова; читал лекции о футуризме. Кроме того, по инициативе Асеева было создано литературное общество «Балаганчик», а в 1920 году — группа «Творчество», куда входили Давид Бурлюк, [[Третьяков Сергей Михайлович|Сергей Третьяков]] и другие. | ||
| Строка 103: | Строка 103: | ||
*Асеев Н. Н. Собрание сочинений в 5 т. – М.: Художественная литература. – 1963–1964. | *Асеев Н. Н. Собрание сочинений в 5 т. – М.: Художественная литература. – 1963–1964. | ||
==Николай Асеев / Книги в | ==Николай Асеев / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*Асеев Н. Н. Буденный / Н. Асеев. – Москва: Красная Новь, 1923. – 15 с. (Оригинал хранится в РГБ). | *Асеев Н. Н. Буденный / Н. Асеев. – Москва: Красная Новь, 1923. – 15 с. (Оригинал хранится в РГБ). | ||
| Строка 112: | Строка 112: | ||
*Асеев Н. Н. Первомайские сигналы / Н. Асеев; рис. Ф. Кондратова. – Москва: ОГИЗ, 1931. – 15 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ). | *Асеев Н. Н. Первомайские сигналы / Н. Асеев; рис. Ф. Кондратова. – Москва: ОГИЗ, 1931. – 15 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ). | ||
*Асеев Н. Н. Гимн ремесел / Ник. Асеев; рисунки Л. Голованова. – Москва: Детиздат, 1941. – 16 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ). | *Асеев Н. Н. Гимн ремесел / Ник. Асеев; рисунки Л. Голованова. – Москва: Детиздат, 1941. – 16 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ). | ||
*Асеев Н. Н. Тешка / Н. Асеев; рисунки В. Трофимова. – Москва: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1947. – 15 с.: ил. | *Асеев Н. Н. Тешка / Н. Асеев; рисунки В. Трофимова. – Москва: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1947. – 15 с.: ил. | ||
==О жизни и творчестве== | ==О жизни и творчестве== | ||
| Строка 135: | Строка 134: | ||
*Устинов А., Лощилов И. Песни и легенды будетлянского скифства: Николай Асеев в журнале «Проталинка» // Детские чтения. Т. 14. – № 2. – 2018. – С. 160–209. | *Устинов А., Лощилов И. Песни и легенды будетлянского скифства: Николай Асеев в журнале «Проталинка» // Детские чтения. Т. 14. – № 2. – 2018. – С. 160–209. | ||
==См. также== | |||
*[[Алтаузен Джек Моисеевич]] | |||
*[[Багрицкий Эдуард Георгиевич]] | |||
*[[Крученых Алексей Елисеевич]] | |||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] | ||
[[Category:Переводчики]] | |||