Асеев Николай Николаевич: различия между версиями

 
(не показано 9 промежуточных версий 2 участников)
Строка 32: Строка 32:
Начиная с 1908 года, Асеев регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы» и альманахе «Первоцвет». Некоторое время он работал секретарем в журнале «Русский архив». Первые произведения поэта были близки к символизму; он знакомится с Валерием Брюсовым, Вячеславом Ивановым, Федором Сологубом.  
Начиная с 1908 года, Асеев регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы» и альманахе «Первоцвет». Некоторое время он работал секретарем в журнале «Русский архив». Первые произведения поэта были близки к символизму; он знакомится с Валерием Брюсовым, Вячеславом Ивановым, Федором Сологубом.  


В 1913 Асеев организовал группу «Лирень», просимволистскую по своему характеру, и стал одним из учредителей одноименного издательства. В группу его привел Сергей Бобров (сын детской писательницы А. И. Саргиной, в будущем автор нескольких детских книг). Одним из первых участников «Лирени» был Борис Пастернак (Асеев написал предисловие к его сборнику «Близнец в тучах», 1914). В феврале 1914 года Асеев, Бобров и Пастернак, отколовшись от «Лирени» и примкнув к футуристам, которых поначалу объявили врагами, основывают группу «Центрифуга» (просуществовала до 1922 г.). В том же году Асеев выпускает свои первые сборники «Ночная флейта» и «Зор» (в оформлении Марии Синяковой), еще носившие отпечаток эстетики символизма.  
В 1913 Асеев организовал группу «Лирень», просимволистскую по своему характеру, и стал одним из учредителей одноименного издательства. В группу его привел [[Бобров Сергей Павлович|Сергей Бобров]] (сын детской писательницы А. И. Саргиной, в будущем автор нескольких детских книг). Одним из первых участников «Лирени» был Борис Пастернак (Асеев написал предисловие к его сборнику «Близнец в тучах», 1914). В феврале 1914 года Асеев, Бобров и Пастернак, отколовшись от «Лирени» и примкнув к футуристам, которых поначалу объявили врагами, основывают группу «Центрифуга» (просуществовала до 1922 г.). В том же году Асеев выпускает свои первые сборники «Ночная флейта» и «Зор» (в оформлении Марии Синяковой), еще носившие отпечаток эстетики символизма.  


О знакомстве весной 1914 г. с Владимиром Маяковским поэт вспоминал в статье «Путь в поэзию»: «Со времени встречи с ним изменилась вся моя судьба. Он стал одним из немногих самых близких мне людей».
О знакомстве весной 1914 г. с Владимиром Маяковским поэт вспоминал в статье «Путь в поэзию»: «Со времени встречи с ним изменилась вся моя судьба. Он стал одним из немногих самых близких мне людей».


В апреле 1914 года Асеев начинает сотрудничать с журналом для детей «Проталинка». Там выходят новелла «Подзвонок», в которой отразилось увлечение поэта фольклором, пересказ в прозе избранных мест «Калевалы», рассказы «Княжьи очи» и «Ловчий рог», представляющие собой адаптации исторических и летописных источников, например, «Воскресенской летописи». В июне Асеев уезжает в Харьков к Ксении Синяковой, будущей жене, при этом сотрудничество с «Проталинкой» продолжалось. Осенью вышел авторский сборник «Зор», в котором заметно влияние Велимира Хлебникова и увлечение славянским фольклором. Позже, во время Первой мировой войны, в журнале был напечатано стихотворение Асеева «Помни!» (1915, № 3) и рассказ «Рядовой Васейка» (1915, № 9).
В апреле 1914 года Асеев начинает сотрудничать с журналом для детей «Проталинка». Там выходят новелла «Подзвонок», в которой отразилось увлечение поэта фольклором, пересказ в прозе избранных мест «Калевалы», рассказы «Княжьи очи» и «Ловчий рог», представляющие собой адаптации исторических и летописных источников, например, «Воскресенской летописи». В июне Асеев уезжает в Харьков к Ксении Синяковой, будущей жене, при этом сотрудничество с «Проталинкой» продолжалось. Осенью вышел авторский сборник «Зор», в котором заметно влияние Велимира Хлебникова и увлечение славянским фольклором. Позже, во время Первой мировой войны, в журнале был напечатано стихотворение Асеева «Помни!» (1915, № 3) и рассказ «Рядовой Васейка» (1915, № 9).
В октябре 1915 г. Асеев был призван в армию на Австрийский фронт. В своей части он устраивал чтения стихов, пытался поставить спектакль по сказке о трех братьях Льва Толстого. Однако вскоре у Асеева обнаружили туберкулез, и он был на время освобожден от службы.
В октябре 1915 г. Асеев был призван в армию на Австрийский фронт. В своей части он устраивал чтения стихов, пытался поставить спектакль по сказке о трех братьях [[Толстой Лев Николаевич|Льва Толстого]]. Однако вскоре у Асеева обнаружили туберкулез, и он был на время освобожден от службы.


В 1916 г. вместе с поэтами Божидаром (Б. Гордеевым), Григорием Петниковым, Велимиром Хлебниковым и художницей Марией Синяковой подписывает футуристическую декларацию «Труба марсиан».
В 1916 г. вместе с поэтами Божидаром (Б. Гордеевым), Григорием Петниковым, Велимиром Хлебниковым и художницей Марией Синяковой подписывает футуристическую декларацию «Труба марсиан».
Строка 43: Строка 43:
В 1917 году был призван повторно в запасной полк в Гайсине, однако Февральская революция освободила его от дальнейшей службы: «Я — рафинированный интеллигент — с удовольствием заметил, что нет больше силы, которая заставляла меня носить костюм каторжника — мою тяжеловесную прокарболенную шкуру рядового 34-го запасного полка» (очерк «Октябрь на Дальнем»). Осенью 1917 года Асеев вместе с эшелоном раненых сибиряков отправлен в Иркутск. Там он оставляет службу и вместе с женой переезжает во Владивосток, откуда надеется переехать на Камчатку.
В 1917 году был призван повторно в запасной полк в Гайсине, однако Февральская революция освободила его от дальнейшей службы: «Я — рафинированный интеллигент — с удовольствием заметил, что нет больше силы, которая заставляла меня носить костюм каторжника — мою тяжеловесную прокарболенную шкуру рядового 34-го запасного полка» (очерк «Октябрь на Дальнем»). Осенью 1917 года Асеев вместе с эшелоном раненых сибиряков отправлен в Иркутск. Там он оставляет службу и вместе с женой переезжает во Владивосток, откуда надеется переехать на Камчатку.


Однако во Владивостоке Асеев был избран в Совет рабочих и солдатских депутатов и стал начальником биржи труда. Параллельно работал в газете «Дальневосточное обозрение» сначала выпускающим, а затем в качестве фельетониста. Асеев публиковал стихи Владимира Маяковского, Василия Каменского, Петра Незнамова; читал лекции о футуризме. Кроме того, по инициативе Асеева было создано литературное общество «Балаганчик», а в 1920 году — группа «Творчество», куда входили Давид Бурлюк, Сергей Третьяков и другие.
Однако во Владивостоке Асеев был избран в Совет рабочих и солдатских депутатов и стал начальником биржи труда. Параллельно работал в газете «Дальневосточное обозрение» сначала выпускающим, а затем в качестве фельетониста. Асеев публиковал стихи Владимира Маяковского, Василия Каменского, Петра Незнамова; читал лекции о футуризме. Кроме того, по инициативе Асеева было создано литературное общество «Балаганчик», а в 1920 году — группа «Творчество», куда входили Давид Бурлюк, [[Третьяков Сергей Михайлович|Сергей Третьяков]] и другие.




Строка 103: Строка 103:
*Асеев Н. Н. Собрание сочинений в 5 т. – М.: Художественная литература. – 1963–1964.
*Асеев Н. Н. Собрание сочинений в 5 т. – М.: Художественная литература. – 1963–1964.


==Николай Асеев / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Николай Асеев / Книги в НЭБ.Дети==


*Асеев Н. Н. Буденный / Н. Асеев. – Москва: Красная Новь, 1923. – 15 с. (Оригинал хранится в РГБ).
*Асеев Н. Н. Буденный / Н. Асеев. – Москва: Красная Новь, 1923. – 15 с. (Оригинал хранится в РГБ).
Строка 112: Строка 112:
*Асеев Н. Н. Первомайские сигналы / Н. Асеев; рис. Ф. Кондратова. – Москва: ОГИЗ, 1931. – 15 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
*Асеев Н. Н. Первомайские сигналы / Н. Асеев; рис. Ф. Кондратова. – Москва: ОГИЗ, 1931. – 15 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
*Асеев Н. Н. Гимн ремесел / Ник. Асеев; рисунки Л. Голованова. – Москва: Детиздат, 1941. – 16 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
*Асеев Н. Н. Гимн ремесел / Ник. Асеев; рисунки Л. Голованова. – Москва: Детиздат, 1941. – 16 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
*Асеев Н. Н. Тешка / Н. Асеев; рисунки В. Трофимова. – Москва: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1947. – 15 с.: ил.  
*Асеев Н. Н. Тешка / Н. Асеев; рисунки В. Трофимова. – Москва: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1947. – 15 с.: ил.
 


==О жизни и творчестве==
==О жизни и творчестве==
Строка 135: Строка 134:
*Устинов А., Лощилов И. Песни и легенды будетлянского скифства: Николай Асеев в журнале «Проталинка» // Детские чтения. Т. 14. – № 2. – 2018. – С. 160–209.
*Устинов А., Лощилов И. Песни и легенды будетлянского скифства: Николай Асеев в журнале «Проталинка» // Детские чтения. Т. 14. – № 2. – 2018. – С. 160–209.


==См. также==
*[[Алтаузен Джек Моисеевич]]
*[[Багрицкий Эдуард Георгиевич]]
*[[Крученых Алексей Елисеевич]]
[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]
[[Category:Переводчики]]