46 021
правка
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 24: | Строка 24: | ||
==Михаил Шолохов / Биография== | ==Михаил Шолохов / Биография== | ||
Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году в станице Вешенской Донецкого округа, бывшей области Войска Донского, ныне Ростовской области. В своей | Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году в станице Вешенской Донецкого округа, бывшей области Войска Донского, ныне Ростовской области. В своей автобиографии писатель приводит интересный штрих, характеризующий силу душевного мира его матери: когда отец отвез его в город учиться, неграмотная мать будущего писателя выучилась грамоте, чтобы самостоятельно писать сыну письма. | ||
Юноша Михаил Шолохов служил и участвовал в сражениях с бандами, властвовавшими на Дону в начале 20-х годов, работал учителем, канцеляристом, | Юноша Михаил Шолохов служил и участвовал в сражениях с бандами, властвовавшими на Дону в начале 20-х годов, работал учителем, канцеляристом, продовольственным инспектором. В 1923 году он переехал в Москву, работал чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом и «упорно учился писать»... М. Шолохов — страстный участник всех событий, происходящих в стране. Он часто бывал у тех, кто возводил на Волго—Доне плотину Цимлянского гидроузла, кто строил Волгоградскую гидроэлектростанцию. Он гость колхозных чабанов, ростовских рабочих, металлургов Таганрога, воинов Советской Армии, литературной молодежи. Шолохов всегда с народом — и в мирные дни, и в пору грозных испытаний в годы Великой Отечественной войны сначала полковой комиссар, а затем полковник Шолохов — военный корреспондент «Правды» и «Красной звезды». | ||
Первая книга Шолохова «Донские рассказы» родилась в 1925 году. Появление нового таланта в молодой советской литературе приветствовал | Первая книга Шолохова «Донские рассказы» родилась в 1925 году. Появление нового таланта в молодой советской литературе приветствовал писатель, земляк Шолохова, А. С. Серафимович. В предисловии к «Донским рассказам» Серафимович предугадал в Шолохове большого писателя. | ||
В 1926 году Шолохов начал писать «Тихий Дон». Четырехтомная эпопея была завершена им только в 1940 году. | В 1926 году Шолохов начал писать «Тихий Дон». Четырехтомная эпопея была завершена им только в 1940 году. | ||
Задумав писать роман о донском казачества, Михаил Александрович покидает Москву и возвращается в родные края, в станицу Вешенскую | Задумав писать роман о донском казачества, Михаил Александрович покидает Москву и возвращается в родные края, в станицу Вешенскую. | ||
Крупный общественный деятель, коммунист, чуткий к большим и малым интересам и нуждам народа, депутат Верховного Совета СССР Шолохов сочетает свою творческую работу с тесным повседневным общением с народом, среди которого живет и которому служит. Вот почему сложившийся в поколениях народа, типы людей, условия их жизни и труда, особенности быта | Крупный общественный деятель, коммунист, чуткий к большим и малым интересам и нуждам народа, депутат Верховного Совета СССР Шолохов сочетает свою творческую работу с тесным повседневным общением с народом, среди которого живет и которому служит. Вот почему сложившийся в поколениях народа, типы людей, условия их жизни и труда, особенности быта разных прослоек общества, краски языка, оттенки чувств — все это для писателя «открытая книга». Живя слитной, единой жизнью с народом, Шолохов понимает своих земляков героев с полуслова. | ||
С глубочайшей искренностью и страстной убежденностью Михаил Александрович, выступая на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, сказал: «Злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердце наше принадлежит партии и родному народу, которым мы служим своим искусством». | С глубочайшей искренностью и страстной убежденностью Михаил Александрович, выступая на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, сказал: «Злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердце наше принадлежит партии и родному народу, которым мы служим своим искусством». | ||
В этих облетевших весь мир словах Шопохова выражены глубинные особенности советского искусства, отношения между писателем и народом, который оказывает | В этих облетевших весь мир словах Шопохова выражены глубинные особенности советского искусства, отношения между писателем и народом, который оказывает свое влияние не только на содержание, но и на всю направленность и специфику советской художественной литературы. | ||
Если до Шолохова в советской литературе об Октябрьской революции и о гражданской войне рассказывалось главным образом о тех, кто рос и мужал вместе с революцией, кто обретал себя как полноправную человеческую личность в борьбе за счастливое будущее народа, то Шопохов в «Тихом Доне» повествует о тех, кто блуждал и ошибался, чей путь был отмечен сопротивлением народному движению и тяжелыми, | Если до Шолохова в советской литературе об Октябрьской революции и о гражданской войне рассказывалось главным образом о тех, кто рос и мужал вместе с революцией, кто обретал себя как полноправную человеческую личность в борьбе за счастливое будущее народа, то Шопохов в «Тихом Доне» повествует о тех, кто блуждал и ошибался, чей путь был отмечен сопротивлением народному движению и тяжелыми, невозвратимыми утратами. | ||
Покоряющая особенность творческого метода Шолохова в том и состоит, что | Покоряющая особенность творческого метода Шолохова в том и состоит, что он как бы ставит своих героев перед суровым и нелицеприятным судом истории. Причем его герои отнюдь не безвольные «жертвы истории», не пассивные наблюдатели — они, подобно Григорию Мелехову, предельно активны, они бросаются в огонь ожесточенных битв, сознавая себя силой, способной воздействовать на ход истории. | ||
И в обрисовке героев, находящихся на нашей стороне баррикад, например Семена Давыдова из «Поднятой целины», Шолохов также не изменяет скрупулезной реалистической объективности, правде жизни, правдивому раскрытию | И в обрисовке героев, находящихся на нашей стороне баррикад, например Семена Давыдова из «Поднятой целины», Шолохов также не изменяет скрупулезной реалистической объективности, правде жизни, правдивому раскрытию людских характеров. Обнажает он и силу, и слабости героя; все стороны, все грани характера, все качества героя проходят жесткую проверку В нелегких обстоятельствах, порожденных драматическими событиями. Реалистическое изображение личных судеб людей достигается художником благодаря сопоставлению индивидуальной человеческой жизни, перипетии ее пути, с судьбой, идеалами и целями народа. Наиболее яркой иллюстрацией к этому может послужить потрясающий образ Андрея Соколова из прославленного на весь мир шолоховского рассказа «Судьба человека». | ||
В | В этом «маленьком романе в форме рассказа» поднята высокая гуманистическая тема, с исключительной яркостью показаны могучая духовная сила и благородная красота мужественного характера советского человека, прошедшего через тяжелые испытания жестокой войны против фашизма. | ||
О «Судьбе человека» написано | О «Судьбе человека» написано множество статей. Но более пытливым читателям мы рекомендуем прочесть исследование одного из крупнейших советских ученых —- члена-корреспондента Академии наук СССР Д. Д. Благого — главу «Шедевр социалистического реализма» в книге «Поэзия действительности». «Испепеленного», «покалеченного» войной... Андрея Соколова ничто и никогда не в силах утешить, заставить забыть пережитое, возместить его страшные потери... Но, если личная трагедия Соколова ни при каких условиях не может перестать быть трагичной, — он, простой советский человек, пусть «исказненный», сгорбленный жизнью, не только не сломлен, но и становится носителем закона «утверждения в жизни живого» — закона «великих свершений» весны, закона майского солнца, закона того нового общества. | ||
В рассказе, заглавие которого недаром носит обобщенный характер, перед нами... судьба не только одного Андрея Соколова. В нем речь идет о двух в основном идентичных судьбах. | |||
Как и у Андрея Соколова, у случайно встреченного им в чужом городе беспризорного парнишки война все отняла — родной кров, мать, которую во время эвакуации убило бомбой в поезде, отца, который погиб на фронте. Это еще совсем ребенок... Но то, что с ним произошло, понятно, не могло пройти для него даром. «Этакая маленькая птаха, — вспоминает о встрече с ним Соколов, — а уже научился вздыхать. Его ли это дело?» | |||
Как и у Андрея Соколова, у случайно встреченного им в чужом городе беспризорного парнишки война все отняла — | |||
Соколов не в силах исправить свою личную «покалеченную» судьбу, не может оживить своих «мертвых, потухших» глаз, но он может выправить жизнь и судьбу ребенка, может не дать погаснуть за пеленой дождя звездочкам в его глазах, может сделать так, чтобы он перестал заниматься «не своим», недетским делом. «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». | Соколов не в силах исправить свою личную «покалеченную» судьбу, не может оживить своих «мертвых, потухших» глаз, но он может выправить жизнь и судьбу ребенка, может не дать погаснуть за пеленой дождя звездочкам в его глазах, может сделать так, чтобы он перестал заниматься «не своим», недетским делом. «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». | ||
И Андрей Соколов делает еще большее. Для того чтобы «маленькая птаха» никогда больше не вздыхала, он объявляет мальчику, | И Андрей Соколов делает еще большее. Для того чтобы «маленькая птаха» никогда больше не вздыхала, он объявляет мальчику, что он—то и есть его отец, которого считали погибшим. | ||
И | И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» —- остаться до конца верным себе, остаться мужчиной... | ||
Бережное выхаживание МОЛОДЫХ весенних ростков, стремление ничем не За- темнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. в ПОЛ- ную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ЛОЖЬЮ: не ТОЛЬКО мальчик поверил в то, | Бережное выхаживание МОЛОДЫХ весенних ростков, стремление ничем не За- темнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. в ПОЛ- ную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ЛОЖЬЮ: не ТОЛЬКО мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном. | ||
Здесь ВООЧИЮ, в ЖИВЫХ пластических образах перед нами возникает столь знакомая жизнеутверждающая пушкинская тема. Причем эта тема получает дальней— шее И знаменательное развитие. Там ПОЭТ примирился С неизбежною смертью и своей собственной, и всего своего поколения, мысленно воображая себе новую, «младую жизнь», которая будет играть у его гробового входа. Здесь герой делает все для того, чтобы младая ЖИЗНЬ могла играть...» | Здесь ВООЧИЮ, в ЖИВЫХ пластических образах перед нами возникает столь знакомая жизнеутверждающая пушкинская тема. Причем эта тема получает дальней— шее И знаменательное развитие. Там ПОЭТ примирился С неизбежною смертью и своей собственной, и всего своего поколения, мысленно воображая себе новую, «младую жизнь», которая будет играть у его гробового входа. Здесь герой делает все для того, чтобы младая ЖИЗНЬ могла играть...» | ||