Кабаков Илья Иосифович: различия между версиями

Строка 28: Строка 28:
После окончания школы Кабаков поступил на кафедру графики Суриковского института, где руководителем «мастерской книги» был профессор Борис Дехтерев. Борис Александрович был художником широкого диапазона. Он оформлял книги писателей-соцреалистов, занимался иллюстрированием мировой и отечественной классики, и вместе с тем был главным художником издательства «Детская литература». «Школу Дехтерева» прошли многие книжные иллюстраторы послевоенного периода. Так, одновременно с Кабаковым на графическом отделении учились Эрик Булатов и Олег Васильев, дружба с которыми сохранится на всю жизнь. Дипломным проектом художника стало иллюстрирование романа Шолом-Алейхема «Блуждающая звезда».
После окончания школы Кабаков поступил на кафедру графики Суриковского института, где руководителем «мастерской книги» был профессор Борис Дехтерев. Борис Александрович был художником широкого диапазона. Он оформлял книги писателей-соцреалистов, занимался иллюстрированием мировой и отечественной классики, и вместе с тем был главным художником издательства «Детская литература». «Школу Дехтерева» прошли многие книжные иллюстраторы послевоенного периода. Так, одновременно с Кабаковым на графическом отделении учились Эрик Булатов и Олег Васильев, дружба с которыми сохранится на всю жизнь. Дипломным проектом художника стало иллюстрирование романа Шолом-Алейхема «Блуждающая звезда».


Начиная с 1956 года, художник начал активно сотрудничать с издательствами «Детская литература» и «Малыш». Первой работой стала книга Николая Лупсякова «Зеленая чернильница», которая была проиллюстрирована совместно с Кириллом Соколовым. С этого времени с иллюстрациями Кабакова выходят по восемь книжек в год. Параллельно с работой над книгами художник занимался оформлением журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Этапными для этого периода стали иллюстрирование книг Бориса Олевского «Ося и его друзья», Евгения Пермяка  «Как человек покорил море», Владимира Лифшица «Взлетная дорожка».
Начиная с 1956 года, художник начал активно сотрудничать с издательствами «Детская литература» и «Малыш». Первой работой стала книга Николая Лупсякова «Зеленая чернильница», которая была проиллюстрирована совместно с Кириллом Соколовым. С этого времени с иллюстрациями Кабакова выходят по восемь книжек в год. Параллельно с работой над книгами художник занимался оформлением журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Этапными для этого периода стали иллюстрирование книг Бориса Олевского «Ося и его друзья», [[Пермяк Евгений Андреевич|Евгения Пермяка]] «Как человек покорил море», Владимира Лифшица «Взлетная дорожка».
 




<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Илья Кабаков">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Илья Кабаков">
Файл:Ilya-Kabakov (5).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972
Файл:Ilya-Kabakov (1).jpg|Поезд стихов : из зарубежной поэзии для детей / рис. Илья Кабаков, 1974
Файл:Ilya-Kabakov (6).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972
Файл:Ilya-Kabakov (2).jpg|Поезд стихов / рис. Илья Кабаков
Файл:Ilya-Kabakov (7).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972
Файл:Ilya-Kabakov (3).jpg|Поезд стихов / рис. Илья Кабаков
Файл:Ilya-Kabakov (8).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972
Файл:Ilya-Kabakov (4).jpg|Поезд стихов / рис. Илья Кабаков
</gallery></center>
</gallery></center>




Значительное воздействие на творческое становление художника оказала встреча с Владимиром Конашевичем, которого сам Кабаков называл «отцом иллюстрации». Говоря об их совместной работе, Кабаков вспоминал:  
Значительное воздействие на творческое становление художника оказала встреча с [[Конашевич Владимир Михайлович|Владимиром Конашевичем]], которого сам Кабаков называл «отцом иллюстрации». Говоря об их совместной работе, Кабаков вспоминал:  




{{цитата|автор=Илья Кабаков|Когда в издательстве возникала ситуация и срочно нужно было сделать нечто, связанное с иллюстрациями Конашевича, мне могли позвонить и предложить участие в такого рода книге, возможно, даже сделать обложку. Так была сделана обложка к «Чудо-дереву» Корнея Чуковского: обложка была сделана мной, а большая часть иллюстраций принадлежала Конашевичу.}}
{{цитата|автор=Илья Кабаков|Когда в издательстве возникала ситуация и срочно нужно было сделать нечто, связанное с иллюстрациями Конашевича, мне могли позвонить и предложить участие в такого рода книге, возможно, даже сделать обложку. Так была сделана обложка к «Чудо-дереву» [[Чуковский Корней Иванович|Корнея Чуковского]]: обложка была сделана мной, а большая часть иллюстраций принадлежала Конашевичу.}}


К технике мельчайшей прорисовки, которая активно применялась Владимиром Михайловичем в работе, Кабаков в иллюстрациях возвращался множество раз.
К технике мельчайшей прорисовки, которая активно применялась Владимиром Михайловичем в работе, Кабаков в иллюстрациях возвращался множество раз.


С конца 50-х годов Кабаков занимался собственным творчеством. Этому способствовало общение с кругом художников-авангардистов. Важным стало знакомство с одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет» Робертом Фальком, который оказал влияние не только на поиск своего стиля, но и на миропонимание художника. В 1962 году в издательстве «Детгиз» произошла встреча с художником-сюрреалистом Юло Соостером, с которым в дальнейшем Кабаков делил мастерскую. Постепенно Кабаков становится значительным представителем «второго русского авангарда».
С конца 50-х годов Кабаков занимался собственным творчеством. Этому способствовало общение с кругом художников-авангардистов. Важным стало знакомство с одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет» Робертом Фальком, который оказал влияние не только на поиск своего стиля, но и на миропонимание художника. В 1962 году в издательстве «Детгиз» произошла встреча с художником-сюрреалистом Юло Соостером, с которым в дальнейшем Кабаков делил мастерскую. Постепенно Кабаков становится значительным представителем «второго русского авангарда».


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Илья Кабаков">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Илья Кабаков">
Файл:Ilya-Kabakov (1).jpg|Поезд стихов : из зарубежной поэзии для детей / рис. Илья Кабаков, 1974
Файл:Ilya-Kabakov (5).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972
Файл:Ilya-Kabakov (2).jpg|Поезд стихов / рис. Илья Кабаков
Файл:Ilya-Kabakov (6).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972
Файл:Ilya-Kabakov (3).jpg|Поезд стихов / рис. Илья Кабаков
Файл:Ilya-Kabakov (7).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972
Файл:Ilya-Kabakov (4).jpg|Поезд стихов / рис. Илья Кабаков
Файл:Ilya-Kabakov (8).jpg|Воздух, которым мы дышим / Евгений Мар; рис. И. Кабакова, 1972
</gallery></center>
</gallery></center>


Строка 63: Строка 65:
Параллельно с работой над книгами в жизни художника начались первые групповые выставки в СССР и за рубежом.
Параллельно с работой над книгами в жизни художника начались первые групповые выставки в СССР и за рубежом.


Илья Кабаков — художник бесконечного поиска. На протяжении всего творческого пути он осваивал передовые языки в искусстве и придумывал новые направления. В сотрудничестве с Виктором Пивоваровым им были придуманы альбомы — произведения небольшого формата, в которых текст является важнейшим элементом изображения. В начале 1970-х годов Кабаков стоял у истоков московского концептуализма. Это художественное течение объединило многих представителей неофициальной культуры. В группу входили Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Эрик Булатов… Со временем Кабаков отошел от живописи.  
Илья Кабаков — художник бесконечного поиска. На протяжении всего творческого пути он осваивал передовые языки в искусстве и придумывал новые направления. В сотрудничестве с [[Пивоваров Виктор Дмитриевич|Виктором Пивоваровым]] им были придуманы альбомы — произведения небольшого формата, в которых текст является важнейшим элементом изображения. В начале 1970-х годов Кабаков стоял у истоков московского концептуализма. Это художественное течение объединило многих представителей неофициальной культуры. В группу входили Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов, Эрик Булатов… Со временем Кабаков отошел от живописи.  
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Илья Кабаков">
Файл:YUrij-Korinec (20).jpg|Туесок / [[Коринец Юрий Иосифович|Ю. И. Коринец]] ; рис. И. Кабаков, 1959
Файл:Ilya-Kabakov (9).jpg|Забавные гости / Джаудат Файзи ; рис. Илья Кабаков, 1968
Файл:YAn-Bzhekhva (3).jpg|Академия пана Кляксы / [[Бжехва Ян|Ян Бжехва]]; иллюстрации И. Кабакова
Файл:Markusha-Anatolij (3).jpg|А Б В / [[Маркуша Анатолий Маркович|А. М. Маркуша]] ; худож. И. Кабаков, 1971
</gallery></center>


С 1980-х годов он практически полностью переключился на занятия инсталляцией. Если на первых этапах художник мифологизировал коммунальный быт советского человека, то в дальнейшем инсталляции Кабакова посвящены осмыслению философских и мировоззренческих вопросов. Подобные арт-объекты Кабаков назовет «тотальной инсталляцией». Это объемные, эклектичные произведения, существующие на стыке многих видов искусств. Цель «тотальной инсталляции» — полное растворение зрителя в созданном художником пространстве.
С 1980-х годов он практически полностью переключился на занятия инсталляцией. Если на первых этапах художник мифологизировал коммунальный быт советского человека, то в дальнейшем инсталляции Кабакова посвящены осмыслению философских и мировоззренческих вопросов. Подобные арт-объекты Кабаков назовет «тотальной инсталляцией». Это объемные, эклектичные произведения, существующие на стыке многих видов искусств. Цель «тотальной инсталляции» — полное растворение зрителя в созданном художником пространстве.