Бернер Ротраут Сюзанне: различия между версиями

Строка 34: Строка 34:
В 1968 году Ротраут Сюзанне окончила среднюю школу и поступила в Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана (Ludwig-Maximilians-Universität München). Там она изучала газетное дело и историю театра. В 1971–1975 годах училась в Мюнхенском университете прикладных наук (Hochschule für angewandte Wissenschaften München), где специализировалась на графическом дизайне. После университета Бернер два года работала в рекламном издательстве. Затем стала фрилансером и с тех пор занимается дизайном и иллюстрированием книг.
В 1968 году Ротраут Сюзанне окончила среднюю школу и поступила в Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана (Ludwig-Maximilians-Universität München). Там она изучала газетное дело и историю театра. В 1971–1975 годах училась в Мюнхенском университете прикладных наук (Hochschule für angewandte Wissenschaften München), где специализировалась на графическом дизайне. После университета Бернер два года работала в рекламном издательстве. Затем стала фрилансером и с тех пор занимается дизайном и иллюстрированием книг.


По словам Бернер, на её творческую манеру повлияли работы известного иллюстратора Вальтера Триера (Walter Trier) и поэта-юмориста и рисовальщика Вильгельма Буша (Heinrich Christian Wilhelm Busch). Иллюстрации Бернер на первый взгляд очень простые: яркие, лишённые объема, с чётко прорисованным контуром. Однако стоит присмотреться, и тут же раскрывается многоплановость её рисунков. Бернер против чрезмерной перегруженности рисунка. Она говорит: «Это немного похоже на прилагательные в тексте. Когда слишком много описываешь, у читателя не остается пространства, чтобы выдумать что-то самому и вжиться в ситуацию». С технической точки зрения работы Бернер разнообразны: это тонкие рисунки пером, рисунки кистью, цветные фотопластинки с акцентом на краях, линогравюры, штампы — и редко используемая техника плоскопечатной графики (рисунок делается на плёнке, оригиналом считается напечатанная работа). Она создаёт не просто иллюстрации, а книгу в целом, уделяя внимание и типографике, и шрифтам.
По словам Бернер, на её творческую манеру повлияли работы известного иллюстратора Вальтера Триера (Walter Trier) и поэта-юмориста и рисовальщика [[Буш Вильгельм|Вильгельма Буша]] (Heinrich Christian Wilhelm Busch). Иллюстрации Бернер на первый взгляд очень простые: яркие, лишённые объема, с чётко прорисованным контуром. Однако стоит присмотреться, и тут же раскрывается многоплановость её рисунков. Бернер против чрезмерной перегруженности рисунка. Она говорит: «Это немного похоже на прилагательные в тексте. Когда слишком много описываешь, у читателя не остается пространства, чтобы выдумать что-то самому и вжиться в ситуацию». С технической точки зрения работы Бернер разнообразны: это тонкие рисунки пером, рисунки кистью, цветные фотопластинки с акцентом на краях, линогравюры, штампы — и редко используемая техника плоскопечатной графики (рисунок делается на плёнке, оригиналом считается напечатанная работа). Она создаёт не просто иллюстрации, а книгу в целом, уделяя внимание и типографике, и шрифтам.


Бернер оформляла и иллюстрировала книги как для детей, так и для взрослых читателей. Очень плодотворным было сотрудничество с известной немецкой детской писательницей Г. Мебс: в 1984 году оформление книги Мебс «Воскресный ребёнок» («Sonntagskind») принесло Бернер её первую Немецкую молодёжную литературную премию (Deutscher Jugendliteraturpreis). Читатели и критики высоко оценили работу Бернер над такими книгами для детей, как: H. M. Enzensberger «Zahlenteufel. Ein Kopfkissenbuch für alle, die Angst vor der Mathematik haben» (1997), сборниками Юрга Шубигера «Mutter, Vater, ich und sie» (1997), «Als die Welt noch jung war» (1997), «Wo ist das Meer?» (1997), «Als der Tod zu uns kam» (2011) и др. Из иллюстрированных Бергер изданий для взрослой аудитории отмечают книги американского писателя немецкого происхождения Чарльза Буковски (Charles Bukowski).
Бернер оформляла и иллюстрировала книги как для детей, так и для взрослых читателей. Очень плодотворным было сотрудничество с известной немецкой детской писательницей Г. Мебс: в 1984 году оформление книги Мебс «Воскресный ребёнок» («Sonntagskind») принесло Бернер её первую Немецкую молодёжную литературную премию (Deutscher Jugendliteraturpreis). Читатели и критики высоко оценили работу Бернер над такими книгами для детей, как: H. M. Enzensberger «Zahlenteufel. Ein Kopfkissenbuch für alle, die Angst vor der Mathematik haben» (1997), сборниками [[Шубигер Юрг|Юрга Шубигера]] «Mutter, Vater, ich und sie» (1997), «Als die Welt noch jung war» (1997), «Wo ist das Meer?» (1997), «Als der Tod zu uns kam» (2011) и др. Из иллюстрированных Бергер изданий для взрослой аудитории отмечают книги американского писателя немецкого происхождения Чарльза Буковски (Charles Bukowski).


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Ротраут Сузанна Бернер">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Ротраут Сузанна Бернер">
Строка 75: Строка 75:
На сегодняшний день в Германии издано более двухсот книг, оформленных и проиллюстрированных Бернер (включая её авторские книги). Печатаются они и других странах, от Дании до Японии. Бернер — наиболее известный немецкий художник-иллюстратор за пределами немецкоязычного мира.
На сегодняшний день в Германии издано более двухсот книг, оформленных и проиллюстрированных Бернер (включая её авторские книги). Печатаются они и других странах, от Дании до Японии. Бернер — наиболее известный немецкий художник-иллюстратор за пределами немецкоязычного мира.


За свою работу в качестве художника-иллюстратора и создателя авторской книги Бернер была отмечена множеством наград. К первой Немецкой молодёжной литературной премии, полученной в 1984 году, добавились ещё три — в 1996, 1998 и 2006 годах. Несколько раз (2003, 2007, 2012, 2014, 2015, 2016, 2017) она номинировалась на Премию памяти Астрид Линдгрен (ALMA). В 2016 году Ротраут Сюзанне Бернер была удостоена самой высокой награды в области детской литературы — Золотой медали Х. К. Андерсена.
За свою работу в качестве художника-иллюстратора и создателя авторской книги Бернер была отмечена множеством наград. К первой Немецкой молодёжной литературной премии, полученной в 1984 году, добавились ещё три — в 1996, 1998 и 2006 годах. Несколько раз (2003, 2007, 2012, 2014, 2015, 2016, 2017) она номинировалась на [[Премия памяти Астрид Линдгрен|Премию памяти Астрид Линдгрен]] (ALMA). В 2016 году Ротраут Сюзанне Бернер была удостоена самой высокой награды в области детской литературы — [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Золотой медали Х. К. Андерсена]].


В России авторские книги Ротраут Сюзанне Бернер и книги с её иллюстрациями выходят с 2010 года. Их выпускают такие известные московские издательства, как «Самокат», «Мелик-Пашаев», «РОСМЭН».
В России авторские книги Ротраут Сюзанне Бернер и книги с её иллюстрациями выходят с 2010 года. Их выпускают такие известные московские издательства, как [[Издательство Самокат|«Самокат»]], [[Мелик-Пашаев|«Мелик-Пашаев»]], [[Росмэн|«РОСМЭН»]].