Маар Пауль: различия между версиями

Строка 34: Строка 34:
Писать Маар начал ещё во время учёбы в Академии и с удивлением понял, что получает от этого занятия огромное удовольствие. Первым произведением Маара стала радиопьеса для взрослых, а первой детской пьесой — «Der König in der Kiste». Маар написал её в 1970 году, когда ещё сотрудничал с театром Schloss Maßbach. Директор театра сетовал, что детские спектакли приходится ставить по одним и тем же сказкам: «Спящую красавицу» сыграли трижды, «Волка и семерых козлят» — дважды… Пьеса о короле, который с помощью волшебной шкатулки проник в свой дворец, захваченный злой колдуньей, и прогнал её, в течение года была сыграна двадцать раз. Затем спектакль играли за пределами Германии, благодаря чему Маар получил международную известность. В 1971 году пьеса была издана отдельной книгой. Вслед за «Der König in der Kiste» Маар сочинил вторую пьесу для детей, «Kikerikikiste». В дальнейшем он написал более тридцати пьес, адресованных как взрослым, так и детям дошкольного и младшего школьного возраста. Нередко Маар принимал активное участие в осуществлении детских спектаклей: придумывал и рисовал декорации, был сопродюсером и даже актёром. Кроме того, он писал небольшие рассказы для радио и сценарии для телевидения.
Писать Маар начал ещё во время учёбы в Академии и с удивлением понял, что получает от этого занятия огромное удовольствие. Первым произведением Маара стала радиопьеса для взрослых, а первой детской пьесой — «Der König in der Kiste». Маар написал её в 1970 году, когда ещё сотрудничал с театром Schloss Maßbach. Директор театра сетовал, что детские спектакли приходится ставить по одним и тем же сказкам: «Спящую красавицу» сыграли трижды, «Волка и семерых козлят» — дважды… Пьеса о короле, который с помощью волшебной шкатулки проник в свой дворец, захваченный злой колдуньей, и прогнал её, в течение года была сыграна двадцать раз. Затем спектакль играли за пределами Германии, благодаря чему Маар получил международную известность. В 1971 году пьеса была издана отдельной книгой. Вслед за «Der König in der Kiste» Маар сочинил вторую пьесу для детей, «Kikerikikiste». В дальнейшем он написал более тридцати пьес, адресованных как взрослым, так и детям дошкольного и младшего школьного возраста. Нередко Маар принимал активное участие в осуществлении детских спектаклей: придумывал и рисовал декорации, был сопродюсером и даже актёром. Кроме того, он писал небольшие рассказы для радио и сценарии для телевидения.


О детских книгах Маар задумался, когда его собственные дети подросли настолько, что стали требовать читать им вслух по вечерам. «Мне не нравилась ни одна книга из тех, что я приносил своим детям из городской библиотеки <…> Они были пыльными и неинтересными и отчасти ещё дышали духом Третьего рейха», — вспоминал Маар. Убедившись, что поиски увлекательной и хорошо оформленной детской книги бесполезны, Маар взялся за перо и сочинил «Татуированного Пса» («Der Tätowierten Hund»). Герои книги — Пёс, от ушей до хвоста покрытый необыкновенными рисунками, и Лев. Каждая из этих картинок — история, объяснил Пёс изумлённому Льву. За скромное вознаграждение в виде бутербродов с колбасой, которые Лев доставал из своего портфеля, Пёс поведал несколько поразительных историй, а Лев, не желая отставать, рассказал Псу всего две, но не менее удивительных. Книга увидела свет в 1968 году, а в 1969 году вошла в шорт-лист Немецкой молодежной литературной премии (Deutschen Jugendliteraturpreis).
О детских книгах Маар задумался, когда его собственные дети подросли настолько, что стали требовать читать им вслух по вечерам.  
 
 
{{цитата|автор=Пауль Маар|Мне не нравилась ни одна книга из тех, что я приносил своим детям из городской библиотеки <…> Они были пыльными и неинтересными и отчасти ещё дышали духом Третьего рейха.}}
 
 
Убедившись, что поиски увлекательной и хорошо оформленной детской книги бесполезны, Маар взялся за перо и сочинил «Татуированного Пса» («Der Tätowierten Hund»). Герои книги — Пёс, от ушей до хвоста покрытый необыкновенными рисунками, и Лев. Каждая из этих картинок — история, объяснил Пёс изумлённому Льву. За скромное вознаграждение в виде бутербродов с колбасой, которые Лев доставал из своего портфеля, Пёс поведал несколько поразительных историй, а Лев, не желая отставать, рассказал Псу всего две, но не менее удивительных. Книга увидела свет в 1968 году, а в 1969 году вошла в шорт-лист Немецкой молодежной литературной премии (Deutschen Jugendliteraturpreis).
Эта первая детская книга Маара продемонстрировала черты, которые стали характерными для его творчества. Среди них — интертекстуальность (так, одна из историй «Татуированного Пса» — вариация на тему сказки о Гензеле и Гретель), склонность к каламбурам, причудливой комедии положений и доведённым до абсурда преувеличениям, а также типичный для Маара приём: как правило, он описывает повседневность, в которую неожиданно вторгается магический элемент. При этом Маар пишет просто, имитируя устное повествование, поскольку обращается главным образом к детям, которые не так давно научились читать самостоятельно. Он использует несложные предложения, прямолинейное развитие сюжета и часто подчеркнуто краток, однако его книги нельзя скучными, повторяющимися или предсказуемыми.
Эта первая детская книга Маара продемонстрировала черты, которые стали характерными для его творчества. Среди них — интертекстуальность (так, одна из историй «Татуированного Пса» — вариация на тему сказки о Гензеле и Гретель), склонность к каламбурам, причудливой комедии положений и доведённым до абсурда преувеличениям, а также типичный для Маара приём: как правило, он описывает повседневность, в которую неожиданно вторгается магический элемент. При этом Маар пишет просто, имитируя устное повествование, поскольку обращается главным образом к детям, которые не так давно научились читать самостоятельно. Он использует несложные предложения, прямолинейное развитие сюжета и часто подчеркнуто краток, однако его книги нельзя скучными, повторяющимися или предсказуемыми.


В 1973 году была напечатана книга, герой которой принес Маару самую большую известность, — «Семь суббот на неделе» («Eine Woche voller Samstage»). Субастик (в оригинале Sams), пузатое существо с большим животом, жёсткими рыжими волосами, синими веснушками и пятачком вместо носа, появился однажды на пороге дома господина Пепперминта и объявил себя его сыном. Нахальный и весёлый Субастик изменил жизнь скучного клерка к лучшему, хотя поначалу господин Пепперминт так не думал.
В 1973 году была напечатана книга, герой которой принес Маару самую большую известность, — «Семь суббот на неделе» («Eine Woche voller Samstage»). Субастик (в оригинале Sams), пузатое существо с большим животом, жёсткими рыжими волосами, синими веснушками и пятачком вместо носа, появился однажды на пороге дома господина Пепперминта и объявил себя его сыном. Нахальный и весёлый Субастик изменил жизнь скучного клерка к лучшему, хотя поначалу господин Пепперминт так не думал.


У Пепперминта есть реальный прототип — бухгалтер отца Маара. «Он работал у нас дома, — вспоминает писатель. — Это был чудесный человек, но необычайно застенчивый. <…> Но с детьми у него были совсем другие отношения, им он открывался. Мне он всегда внушал, что у меня есть талант и что я должен идти в художественную академию. <…> Я смотрел на него и думал: “Ах, если бы я мог подарить этому человеку чуть больше смелости, радости, уверенности в себе”. Так и возник Субастик — полная противоположность Пепперминта. Он застенчивый, а Субастик раскованный и непосредственный. Он трусливый, а Субастик смелый. Он меланхолик, а Субастик постоянно шутит и веселится. Волшебный герой делает то, на что реальный человек в обычной жизни не способен».
У Пепперминта есть реальный прототип — бухгалтер отца Маара.
 
 
{{цитата|автор=Пауль Маар|Он работал у нас дома, — вспоминает писатель. — Это был чудесный человек, но необычайно застенчивый. <…> Но с детьми у него были совсем другие отношения, им он открывался. Мне он всегда внушал, что у меня есть талант и что я должен идти в художественную академию. <…> Я смотрел на него и думал: “Ах, если бы я мог подарить этому человеку чуть больше смелости, радости, уверенности в себе.}}
 
 
Так и возник Субастик — полная противоположность Пепперминта. Он застенчивый, а Субастик раскованный и непосредственный. Он трусливый, а Субастик смелый. Он меланхолик, а Субастик постоянно шутит и веселится. Волшебный герой делает то, на что реальный человек в обычной жизни не способен».


Субастика часто сравнивают с Карлсоном А. Линдгрен, хотя Маар не совсем согласен с такой трактовкой своего персонажа. Но по популярности они сравнимы. О приключениях Субастика и господина Пепперминта Маар написал в общей сложности одиннадцать книг, и все они имели большой успех у читателей.
Субастика часто сравнивают с Карлсоном А. Линдгрен, хотя Маар не совсем согласен с такой трактовкой своего персонажа. Но по популярности они сравнимы. О приключениях Субастика и господина Пепперминта Маар написал в общей сложности одиннадцать книг, и все они имели большой успех у читателей.