Галчонок (журнал): различия между версиями

 
(не показано 10 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{#seo:
|title=Журнал «Галчонок» — ПроДетЛит
|title_mode=replace
|keywords=Журнал, Галчонок, Галченокъ, ПроДетЛит, prodetlit
|description=«Галчонок» (в дореволюционной орфографии «Галченокъ») — детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1911–1913 годах. Был осуществлен на типографской и редакционной базе знаменитого сатирического и юмористического журнала «Сатирикон». История, иллюстрации.
|image=Radakov-Aleksej (4).jpg
|image_alt=Журнал «Галчонок»
}}
'''Журнал «Галчонок»''' (в дореволюционной орфографии «Галченокъ») — детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1911–1913 годах. Был осуществлен на типографской и редакционной базе знаменитого сатирического и юмористического журнала «Сатирикон», одним из создателей и первым главным редактором которого был [[Радаков Алексей Александрович|Алексей Александрович Радаков]] (1879–1942), художник-карикатурист, иллюстратор, плакатист, мультипликатор, сценограф и поэт. Когда владелец и издатель «Сатирикона» М. Г. Корнфельд предложил А. А. Радакову придумать и возглавить журнал для детей, который был бы столь же популярным, как «Сатирикон», тот согласился.
'''Журнал «Галчонок»''' (в дореволюционной орфографии «Галченокъ») — детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1911–1913 годах. Был осуществлен на типографской и редакционной базе знаменитого сатирического и юмористического журнала «Сатирикон», одним из создателей и первым главным редактором которого был [[Радаков Алексей Александрович|Алексей Александрович Радаков]] (1879–1942), художник-карикатурист, иллюстратор, плакатист, мультипликатор, сценограф и поэт. Когда владелец и издатель «Сатирикона» М. Г. Корнфельд предложил А. А. Радакову придумать и возглавить журнал для детей, который был бы столь же популярным, как «Сатирикон», тот согласился.
[[Файл:Radakov-Aleksej (4).jpg|290px|thumb|Журнал «Галчонок»]]
[[Файл:Radakov-Aleksej (4).jpg|290px|thumb|Журнал «Галчонок»]]
Строка 31: Строка 39:
И конечно же, игра. Её на страницах «Галчонка» было очень много, а поскольку читатели журнала — ученики, то и развлечения редакция предлагала соответствующие. Так, в первом номере был опубликован рассказ [[Аверченко Аркадий Тимофеевич|А. Аверченко]] «Серёжкин рубль», герой которого получает от дяди деньги за написанное стихотворение. Опус представлял собой набор неловко слепленных цитат из обязательных для заучивания поэтических отрывков. Гимназисты их узнавали и смеялись над невероятной картиной, которую рисовало «стихотворение». В дальнейшем весёлая поэтическая игра стала обычным делом для «Галчонка». Также в первом номере начали публиковать поэму С. Городецкого «Чертяка в гимназии»; в ней абсолютизируется игровое начало, которое прежде существовало в детской поэзии на дальней периферии.
И конечно же, игра. Её на страницах «Галчонка» было очень много, а поскольку читатели журнала — ученики, то и развлечения редакция предлагала соответствующие. Так, в первом номере был опубликован рассказ [[Аверченко Аркадий Тимофеевич|А. Аверченко]] «Серёжкин рубль», герой которого получает от дяди деньги за написанное стихотворение. Опус представлял собой набор неловко слепленных цитат из обязательных для заучивания поэтических отрывков. Гимназисты их узнавали и смеялись над невероятной картиной, которую рисовало «стихотворение». В дальнейшем весёлая поэтическая игра стала обычным делом для «Галчонка». Также в первом номере начали публиковать поэму С. Городецкого «Чертяка в гимназии»; в ней абсолютизируется игровое начало, которое прежде существовало в детской поэзии на дальней периферии.


«Галчонок» резко отличался от большинства современных ему изданий не только содержанием и манерой общения с читателями. Журнал был другим визуально. Во-первых, в нём было много рисованных историй с продолжением и забавных картинок, нередко парадоксальных, на грани абсурда: рыбой-пилой спиливают пальму, удава превращают в шланг для воды, ловят рыбу в клюве пеликана. Во-вторых, «Галчонок» был цветным. Оформляли издание лучшие художники-«сатириконцы», включая самого Радакова, и члены художественного объединения «Мир искусства». Последние публиковались редко, но их работы задали высокую планку этетических требований. А Радаков сформулировал дополнительные требования к художникам, учитывая, что «Галчонок» — издание для детей. Редактор считал необходимым смягчать в рисунках ядовитый сарказм, столь привычный для «Сатирикона», но абсолютно неуместный в «Галчонке». Этому журналу требовался художник особого склада, осознающий важность органической связи иллюстрации и текста, понимающий конкретность и эмоциональность детского мышления, наделённый фантазией и чувством юмора. Радаков гордился, что именно он первым разглядел эти качества в приглашённых им в журнал [[Радлов Николай Эрнестович|Николае Радлове]] и Владимире Лебедеве, будущих великих иллюстраторах.
«Галчонок» резко отличался от большинства современных ему изданий не только содержанием и манерой общения с читателями. Журнал был другим визуально. Во-первых, в нём было много рисованных историй с продолжением и забавных картинок, нередко парадоксальных, на грани абсурда: рыбой-пилой спиливают пальму, удава превращают в шланг для воды, ловят рыбу в клюве пеликана. Во-вторых, «Галчонок» был цветным. Оформляли издание лучшие художники-«сатириконцы», включая самого Радакова, и члены художественного объединения «Мир искусства». Последние публиковались редко, но их работы задали высокую планку эстетических требований. А. Радаков сформулировал дополнительные требования к художникам, учитывая, что «Галчонок» — издание для детей. Редактор считал необходимым смягчать в рисунках ядовитый сарказм, столь привычный для «Сатирикона», но абсолютно неуместный в «Галчонке». Этому журналу требовался художник особого склада, осознающий важность органической связи иллюстрации и текста, понимающий конкретность и эмоциональность детского мышления, наделённый фантазией и чувством юмора. Радаков гордился, что именно он первым разглядел эти качества в приглашённых им в журнал [[Радлов Николай Эрнестович|Николае Радлове]] и Владимире Лебедеве, будущих великих иллюстраторах.


==«Галчонок» / Критика==
==«Галчонок» / Критика==
Строка 44: Строка 52:
Файл:Galchonok (2).jpg|Журнал «Галчонок», 1911
Файл:Galchonok (2).jpg|Журнал «Галчонок», 1911
Файл:Galchonok (3).jpg|Журнал «Галчонок», 1911
Файл:Galchonok (3).jpg|Журнал «Галчонок», 1911
Файл:Galchonok.jpg|Журнал «Галчонок», 1912
</gallery></center>
</gallery></center>


Строка 75: Строка 84:


==См. также==
==См. также==
*[[Доброе Утро (журнал)]]
*[[Игрушечка (журнал)]]
*[[Забавы и рассказы (журнал)]]
*[[Звёздочка (журнал)]]
*[[Лучи (журнал)]]
*[[Маяк (журнал)]]
*[[Маяк (журнал)]]
*[[Мурзилка]]
*[[Мурзилка]]
*[[Подснежник (журнал)]]
*[[Родник (журнал)]]
*[[Родник (журнал)]]
[[Категория:Издательства]]
*[[Тропинка (журнал)]]
[[Категория:Журналы]]