Кончаловская Наталья Петровна
Наталья Петровна Кончаловская — советский писатель, переводчик, общественный деятель, автор произведений для детей.
| Наталья Кончаловская | |
| Имя при рождении | Наталья Кончаловская |
| Дата рождения | 19 января [по ст. ст. 6 января] 1903 года |
| Место рождения | Санкт-Петербург |
| Дата смерти | 12.10.1988 |
| Место смерти | Москва |
| Гражданство | Российская империя, СССР |
| Род деятельности | писатель |
| Язык произведений | русский |
Наталья Кончаловская / Биография
Наталья Кончаловская родилась 19 января 1903 года в Санкт-Петербурге. Она происходила из семьи, оставившей яркий след в русской культуре. Её дед по отцовской линии, Пётр Кончаловский, разорившийся помещик, ещё до отмены крепостного права освободил своих крестьян. Этот смелый шаг обернулся для него ссылкой в Холмогоры. Именно в уединении северного края у него родилась идея перевести на русский язык популярный роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».
В 1891 году, к 50-летию со дня смерти Михаила Лермонтова, Пётр Кончаловский, совместно с типографом и фототипистом Иваном Кушнеревым, решили выпустить сборник избранных произведений поэта. Для иллюстрации этого издания был приглашен, среди прочих, Михаил Врубель. Кончаловский считал творчество Врубеля удивительно созвучным духу поэзии и прозы М. Лермонтова. Именно благодаря Петру Кончаловскому мы сегодня можем видеть графический цикл Михаила Врубеля к поэме М. Лермонтова «Демон».
По материнской линии дедом Натальи Кончаловской был Василий Иванович Суриков — выдающийся русский живописец, чьи полотна, такие как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова», вошли в золотой фонд отечественного искусства. Суриков происходил из старинного рода сибирских казаков, прямых потомков сподвижников Ермака Тимофеевича. Влияние великого художника, несомненно, ощущалось и в семье, передаваясь через поколения, формируя эстетическое восприятие и любовь к искусству у его потомков, в том числе и у Натальи Петровны.
Родители Натальи Петровны, художник Пётр Петрович Кончаловский и Ольга Васильевна, старшая дочь В. Сурикова, воспитали своих детей, Наталью и Михаила, в атмосфере высокого духовного общения и постоянного труда. Наталья Петровна вспоминала, что родители очень любили её и младшего брата, но никогда не баловали, с малолетства приучая к строгой дисциплине и выполнению своих обязанностей. Благодаря матери Наталья была не только разносторонне интеллектуально развита, но и могла безупречно вести домашнее хозяйство.
Неотъемлемой частью жизни семьи Кончаловских были путешествия. В детстве и юности Наталья Петровна часто бывала во Франции, Испании и Италии, куда её отец ездил работать. Эти зарубежные поездки стали для неё бесценным источником знаний: она знакомилась с величайшими произведениями искусства, изучала историю разных народов и оттачивала свои лингвистические способности. Прекрасное владение французским, английским, испанским и итальянским языками заложило основу её успешной карьеры переводчика и помогло развить тонкое художественное чутье.
В 1910 году Наталья Кончаловская поступила в гимназию В. Потоцкой. Судьба подарила ей уникальную возможность: в здании гимназии жил и работал Сергей Рахманинов. В перерывах между уроками Наталья имела редкое удовольствие слушать его вдохновенную музыку.
С 1912 года Кончаловские снимали квартиру на Большой Садовой в Москве, где была также и мастерская отца. Их дом часто посещали такие известные деятели культуры, как А. Нежданова, К. Игумнов, А. Скрябин, С. Прокофьев. В атмосфере дома звучала музыка, пение и стихи на разных языках. Кроме того, семья часто гостила в живописном имении С. И. Мамонтова — Абрамцеве.
Круг общения Кончаловских включал и семью Шаляпиных, с которыми они проводили время, в том числе на Капри. Фёдор Фёдорович, сын Шаляпина, впоследствии стал близким другом Натальи Петровны. Маленькая Наташа с легкостью находила общий язык с окружением своего крестного, известного скульптора С. Т. Конёнкова, и часто бывала в его мастерской. Это место стало для нее настоящим центром притяжения, где она могла слушать стихи С. Есенина и наблюдать за танцами А. Дункан.
В эти годы отец Натальи Кончаловской сыграл ключевую роль в основании художественного сообщества «Бубновый валет». Художники, входившие в это объединение, решительно отвергли устоявшиеся нормы академического и реалистического искусства XIX столетия. С появлением «Бубнового валета» русское изобразительное искусство обрело невиданное ранее буйство красок. Художники стали уделять особое внимание текстуре материалов, ощутимости холста и выразительности каждого мазка.
Во время революции 1917 года и в последующие годы семья Кончаловских обитала в мастерской Петра Петровича, в том же подъезде, где жил М. Булгаков. Мастерская служила местом встреч для выдающихся современников, таких как В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, И. Грабарь и других. Несмотря на множество трудностей — голод, холод, отсутствие света и отопления, а также распределение продуктов по карточкам — Наталья Петровна вспоминала, что театры и концертные залы были переполнены. Страна переживала радостный творческий подъем.
В 1936 году Наталья Кончаловская вышла замуж за Сергея Михалкова, тогда еще начинающего детского поэта. Их брак стал основой для долгой и счастливой семейной жизни, отмеченной золотой свадьбой и воспитанием троих детей. Сыновья, Андрон и Никита, продолжили семейную творческую династию, став именитыми режиссерами.
Писательский путь Натальи Кончаловской начался с переводов классиков английской поэзии: П. Шелли, Р. Браунинга, У. Вордсворта. В дальнейшем её переводы обогатились произведениями М. Стельмаха и Л. Рубинштейна. Она также перевела стихи многих кабардинских и балкарских поэтов. Однако самым значительным её трудом стал перевод поэмы «Мирей» провансальского поэта XIX века Мистраля.
Во второй половине 1930-х годов Наталья Кончаловская обратилась к детской литературе. К этому времени она была зрелым человеком с богатым жизненным опытом, разносторонними знаниями и сформировавшимся мировоззрением. Кончаловская пришла в детскую поэзию как художник, прекрасно владеющий словом, с чёткими эстетическими взглядами и твёрдыми педагогическими принципами.
Её стихи для малышей представлены в авторских сборниках: «Про пугало огородное», «Про четверть килограмма», «Огород наоборот», «Близнецы», «Что случилось?», «Сосчитай-ка!» и другие. Книги полны доброго юмора, легко запоминающихся рифм и ярких образов, которые помогают детям познавать мир и развивать воображение.
- Наталья Кончаловская
В своих ранних детских стихах Наталья Петровна черпала вдохновение из народных сказаний и песен. Эти произведения были не только развлекательными, но и богаты ценными знаниями для юных читателей. Она создавала юмористические и игровые стихи, используя звукоподражание, игру слов и забавные диалоги.
Сборник «Сосчитай-ка!» неоднократно переиздавался и пользовался значительной популярностью. Его содержание выходит за рамки простых стихотворных подписей к иллюстрациям, призванных обучить детей счету. Это стихи-считалки, по своей сути напоминают игровые народные считалки. А в сборнике «Скороговорки» весёлые игровые стихи обретают свою живость и ритмичность благодаря внутренней игре звуков — аллитерациям, и многократному повторению точных рифм.
Стихи для самых маленьких не были основным направлением в творчестве Натальи Кончаловской, она стремилась к созданию более значительных и масштабных произведений. Так была задумана стихотворная поэма «Наша древняя столица», над которой писательница трудилась пятнадцать лет. Наталью Петровну вдохновляла идея воплотить в ней весь накопленный жизненный опыт, а главным стимулом стало желание рассказать юным читателям об истории любимой Москвы, раскрыть тайны её названий и районов.
Наталья Петровна, с присущей ей тщательностью и любовью к деталям, погрузилась в изучение исторических материалов, летописей, преданий и легенд, связанных с Москвой. Она посещала музеи, архивы, беседовала с историками и краеведами, стремясь воссоздать живой и правдивый образ города с момента его основания. В её стихах оживали князья и бояре, ремесленники и купцы, простые горожане, каждый со своей судьбой и местом в истории Москвы. Поэма стала не просто хронологическим перечислением событий, но и проникновенным рассказом о душе города, его характере, его взлётах и падениях. Критики отмечали яркий поэтический язык, умелое использование фольклорных мотивов и глубокое понимание русской истории. «Наша древняя столица» стала своеобразной поэтической энциклопедией Москвы, доступной и интересной читателям всех возрастов. Наталья Кончаловская стремилась передать читателю не просто знания, но живое чувство причастности к великому прошлому столицы.
Первая часть поэмы вышла в 1947 году, и была приурочена к 800-летнему юбилею Москвы. Вторая и третья части создавались и печатались поэтапно, в течение последующих шести лет. Полное издание всех трёх частей состоялось в 1953 году. Книга пользовалась популярностью, что привело к многочисленным переизданиям, в которые вносились дополнения и исправления.
Поэтическая композиция автора отличается многообразием: здесь соседствуют жанровые зарисовки, лирические пейзажи, публицистические размышления, обращения к юным читателям, а также колыбельные и народные песни. Всё это сплетается в единое полотно, где каждое слово находит своё место, открывая читателю целый мир, полный красок, чувств и глубоких смыслов.
По мнению литературных критиков, именно в этом произведении Наталья Кончаловская продемонстрировала своё уникальное дарование: способность говорить с детьми на их языке, писать для них так, чтобы было забавно, интересно и увлекательно.
Глубокое проникновение Натальи Кончаловской в историю и национальный характер русского народа вдохновило выдающегося художника В. А. Фаворского на создание иллюстраций к поэме. Вместе с ним над этим проектом работала его дочь и ученица В. Федяевская. Их совместные работы не просто дополняют текст, но и обогащают его, вызывая глубокие размышления и демонстрируя оригинальный взгляд на мир.
Творчество Натальи Кончаловской отличалось глубоким интересом к жизни и творчеству людей искусства. Особое место в её исследованиях занимала жизнь и творчество её деда, великого художника В. Сурикова. Кончаловская с головой погрузилась в изучение его биографии и творческого наследия, отправившись в путешествие по сибирским землям, где он родился и вырос. Красноярск и его живописные окрестности стали свидетелями её кропотливой работы. Также она занималась организацией музея-усадьбы В. И. Сурикова, активно участвуя во всех этапах его создания.
В 1960 году в популярной серии «Прочти, товарищ!» издательства «Знание» увидела свет её первая книга о В. Сурикове — «Сын земли Сибирской». В ней оживает история непростого пути художника — от мальчика из сибирской глубинки до признанного гения; раскрываются тайны его вдохновения, черпаемого в народных сказаниях и великих исторических событиях, показывается, как его полотна стали зеркалом, отражающим глубины русской души.
В 1973 году Наталья Кончаловская представила читателям романтическую быль «Дар бесценный», которая заняла особое место в ряду книг о В. Сурикове. Книга открывает жизнь художника, как пример самоотверженного служения искусству. Кончаловская мастерски ведёт читателя к пониманию истоков творческих замыслов В. Сурикова, детально воссоздавая его вкусы, привязанности, быт и окружение. Читатель погружается в неспешный ритм повествования, становясь сопричастным раздумьям, печалям, радостям и напряженному творчеству художника. Благодаря Наталье Кончаловской, он вновь ощущает торжество рождения его полотен, без которых невозможно представить глубину русской живописи. Эта книга — бесценный источник знаний о русской художественной жизни конца XIX – начала XX века, отразившейся в судьбах семей Суриковых и Кончаловских. Наталья Кончаловская, выросшая в этой среде, с любовью и знанием дела рассказывает о ней, и её восхищение В. Суриковым чувствуется в каждом предложении, придавая повествованию особую привлекательность.
В галерее литературных портретов Натальи Кончаловской особое место занимают образы деятелей литературы и искусства, близких семье Суриковых-Кончаловских. Очерки о С. Прокофьеве, М. Горьком, С. Конёнкове вошли в книгу мемуаров «Кладовая памяти». В 1989 году, уже после смерти Натальи Петровны, издательство «Советский писатель» выпустило книгу «Волшебство и трудолюбие». Сборник включает рассказы, повести, статьи и очерки, посвящённые выдающимся личностям: её отцу Петру Кончаловскому, композитору С. Рахманинову, артистам В. Качалову и С. Образцову. Это не просто сборник воспоминаний, это своеобразный портрет эпохи, написанный талантливой женщиной, обладавшей острым умом, тонким вкусом и неутолимой жаждой познания. Это книга, которая позволяет прикоснуться к миру русской интеллигенции, к миру искусства и культуры, к миру, который ушёл в прошлое, но продолжает жить в книгах, картинах и воспоминаниях.
В 1976 году читатели с интересом встретили сборник «Магнитное притяжение». В него вошли рассказы о встречах писателя с интересными людьми разных профессий, жизненные наблюдения и воспоминания, связанные с эпизодами из жизни художников В. Сурикова, П. Кончаловского и других выдающихся деятелей русской культуры.
Необычная книга Натальи Кончаловской «Дело в шляпе» предлагает читателям уникальный опыт. В ней автор и художник Б. Диодоров становятся не только создателями, но и главными героями, отправляясь в прошлое для проведения исторического расследования. Книга погружает в мир головных уборов, существовавших в разные времена, рассказывая об их внешнем виде и владельцах. Также в ней рассматриваются головные уборы известных литературных персонажей, таких как Робинзон Крузо, Красная Шапочка и Гулливер. «Дело в шляпе» — это не просто познавательная книга, это увлекательное путешествие во времени, где головной убор становится ключом к пониманию истории и культуры. Это шанс увидеть мир глазами художника и писателя, обнаружить необычное в повседневной жизни и ощутить связь времён.
С юных лет Наталья Кончаловская проявляла глубокий интерес к классической музыке и обладала значительными познаниями в этой области. Её тонкое понимание музыкальных стилей отчётливо проявилось в работе над русскими текстами для вокальных партий таких опер, как «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси, «Медея» Л. Керубини, «Фальстаф» Д. Верди, «Бан Банк» Ф. Эркеля, «Манон» Ж. Массне и «Фра-Дьяволо, или Гостинница в Террачине» Д. Обера.
Потрясение от посещения мемориального комплекса «Хатынь» побудило Наталью Кончаловскую к созданию стихотворной поэмы «Хатынская поляна». Вскоре композитор Эмиль Олах откликнулся на произведение, написав к нему музыкальное сопровождение. Впоследствии была выпущена пластинка, запечатлевшая поэму в авторском исполнении. Пластинка быстро разошлась, трогая сердца слушателей пронзительной искренностью и болью, заложенной в каждом слове, в каждой ноте. Голос Кончаловской, полный скорби и гнева, переплетался с трагическими мелодиями Э. Олаха, создавая мощный эффект сопричастности с трагедией белорусской деревни. «Хатынская поляна» стала не просто произведением искусства, а актом памяти, предостережением о страшной цене мира и хрупкости человеческой жизни. Поэма звучала на радио, в школах, в концертных залах, напоминая о подвиге и мученичестве белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Увлечение французской эстрадой вдохновило Наталью Петровну на создание двух пластинок «Поёт Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья Кончаловская» и книги о великой певице «Песня, собранная в кулак».
Любовь Натальи Кончаловской к музыке нашла отражение и в её произведениях для детей. В книге «Нотная азбука» она в стихотворной форме просто и доступно знакомит юных читателей с основами нотной грамоты. Каждая строчка легко ложится на слух, помогая запомнить названия нот, их длительности и расположение на стане. Так, через игру слов и рифм, Наталья Петровна открывает детям волшебный мир звуков, закладывая фундамент для будущих музыкальных открытий.
Стихи Натальи Кончаловской легли в основу целого ряда проникновенных романсов и песен. Среди них: «При дороге ивы», «Песня о матери», «Колыбельная», «Песня о корабле», «Где же ты, мечта», «Ночью за окном ходит сон», «Вечная любовь» и «Скажите, лебеди». Эти музыкальные произведения украсили собой популярные художественные фильмы: «Дворянское гнездо», «Романс о влюблённых» и «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Наталья Кончаловская активно пропагандировала культуру, путешествуя по стране с музыкально-литературными концертами-импровизациями. Собранные средства направлялись в Фонд мира, и за свою деятельность она была награждена медалью «Борцу за мир». Её искренние выступления, проникнутые глубоким пониманием искусства, находили живой отклик у слушателей, объединяя людей разных возрастов и профессий в стремлении к гармонии и взаимопониманию.
Наталья Петровна Кончаловская скончалась 12 октября 1988 года и была похоронена в семейной могиле на Новодевичьем кладбище.
Наталья Кончаловская / Книги
- Кончаловская, Н. П. Про пугало огородное : стихи / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша ; ред. М. Махвиладзе. — Москва : Худож. фонд СССР, 1943. — 1 л., сложен. в 10 л. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Кончаловская, Н. П. Про четверть килограмма : стихи / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша ; ред. М. Махвиладзе. — Москва : Худож. фонд СССР, 1943. — 1 л., сложен. в 10 л. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Кончаловская, Н. П. Сосчитай-ка! : стихи / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша. — Москва ; Ленинград : изд. и ф-ка дет. книги Детгиза, 1944. — 16 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Кончаловская, Н. П. Что случилось? / Наталья Кончаловская ; рис. Н. Ушаковой. — Москва ; Ленинград : ЦК ВЛКСМ. Изд-во детской литературы, 1945. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Кончаловская, Н. П. Нотная азбука / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша. — Москва : Советский художник, 1946. — 38 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Кончаловская, Н. П. Я сам! : стихи / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша. — Москва : Советский художник,[1946]. — 11 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица : картины из прошлого Москвы / Наталия Кончаловская ; художник В. Фаворский. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1947. — 75 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Кончаловская, Н. П. Храбрец / Н. П. Кончаловская ; художник Гри. — Ленинград : ОГИЗ, 1947. — 12 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица. Книга первая : картины из прошлого Москвы / Наталия Кончаловская ; художник В. Фаворский ; [макет В. Фаворского ; иллюстрации В. Фаворского, М. Фаворской и В. Федяевской ; буквицы Б. Грозевского]. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948. — 80 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Кончаловская, Н. П. Сосчитай-ка / Наталия Кончаловская ; рисунки Кеша. — Крым : Управление издательств и полиграфии, 1948. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Наша древняя столица. Книга вторая : картины из прошлого Москвы / Наталия Кончаловская ; худож. В. Фаворский, [М. Фаворская и В. Федяевская], 1950. — 112 с. : ил. — [Хранится в РНБ].
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица. Книга третья : картины из прошлого Москвы / Наталия Кончаловская ; художник В. Фаворский ; [макет В. Фаворского ; ил. В. Фаворского, М. Фаворской и В. Федяевской]. — Москва : Детгиз, 1953. — 120 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Кончаловская, Н. П. Сказ про муравья и великана / Н. П. Кончаловская ; худож. В. Конашевич. — Москва : Детгиз, 1958. — 18 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Что случилось? / Наталья Кончаловская ; рисунки В. Конашевича. — Москва : Детгиз, 1958. — 20 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Кончаловская, Н. П. Сосчитай-ка! / Наталья Кончаловская ; рис. Н. Ушаковой. — Москва : Детгиз, 1959. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Кончаловская, Н. П. Чжунго, нинь хао! / Н. П. Кончаловская, Ю. С. Семенов. — Москва : Детгиз, 1959. — 108 с. : ил., нот. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Кончаловская, Н. П. Оранжевые лапы : стихи / Н. П. Кончаловская ; рис. Н. Ушаковой. — Москва : Детский мир, 1960. — [16] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Кончаловская, Н. П. Сын земли Сибирской : [В. И. Суриков] / Н. П. Кончаловская. — Москва : Знание, 1960. — 63 с. : ил. — (Прочти, товарищ!). — [Хранится в РГБ].
- Кончаловская, Н. П. Сердце : стихи / Наталья Кончаловская ; рис. Е. Бургункера. — Москва : Детгиз, 1961. – 78 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица : картины из прошлого Москвы / Н. П. Кончаловская ; худож. В. А. Фаворский, М. Фаворская, В. Федяевская, В. Колтунов. — Москва : Детгиз, 1962. — 317 с. : ил. — (Школьная библиотека).
- Кончаловская, Н. П. Дар бесценный : романтическая быль / Н. П. Кончаловская. — Москва : Детская литература, 1964. — 304 с., 69 л. ил.
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица : картины из прошлого Москвы / Н. П. Кончаловская ; худож. В.А. Фаворский, М. Фаворская, В. Федяевская, В. Колтунов. — Москва : Детская литература, 1966. — 320 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица : картины из прошлого Москвы / Н. П. Кончаловская ; худож. В. А. Фаворский, М. Фаворская, В. Федяевская, В. Колтунов. — Москва : Детгиз, 1962. — 317 с. : ил. — (Школьная библиотека).
- Кончаловская, Н. П. Дар бесценный : романтическая быль / Н. П. Кончаловская. — Москва : Детская литература, 1969. — 336 с., 65 л. ил., портр., факс. — (Школьная библиотека).
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица : картины из прошлого Москвы / Н. П. Кончаловская ; худож. В. А. Фаворский. — Перераб. — Москва : Детская литература, 1972. — 319 с. : ил. — (Школьная библиотека. Для восьмилетней школы).
- Кончаловская, Н. П. Дар бесценный : романтическая быль о В. И. Сурикове. Ч. 1 / Н. П. Кончаловская. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1973. — 312 с. — (Сибирью связанные судьбы).
- Кончаловская, Н. П. Дар бесценный : романтическая быль о В. И. Сурикове. Ч. 2 / Н. П. Кончаловская. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1973. — 256 с. — (Сибирью связанные судьбы).
- Кончаловская, Н. П. Магнитное притяжение : рассказы о встречах. — Москва : Детская литература, 1976. — 143 с.
- Кончаловская, Н. П. Нотная азбука / Наталья Кончаловская ; рис. Т. Шеваревой. — Москва : Малыш, 1976. — 54 с.
- Кончаловская, Н. П. Суриково детство / Н.П. Кончаловская ; худож. А. А. Адабашьян. — Москва : Малыш, 1977. — 20 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Кладовая памяти / Н. П. Кончаловская. — Москва : Советская Россия, 1980. — 304 с., 1 л. портр.
- Кончаловская, Н. П. в поисках Вишневского : жизнеописание советского хирурга / Н. П. Кончаловская. — Москва : Молодая гвардия, 1981. — 159 с., 8 л. ил. — Компас).
- Кончаловская, Н. П. Деревянные сказки / Н.П. Кончаловская ; худож. В. Федяевская. — Москва : Малыш, 1982. — 26 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Славен град Москва : поэма / Н. П. Кончаловская ; худож. Е. Монин. — Москва : Детская литература, 1983. — 110 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Суриково детство / Н. П. Кончаловская ; худож. Г. Мазурин. — Москва : Малыш, 1984. — 26 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Стихотворения / Н. П. Кончаловская ; худож. К. Высоцкая. — Москва : Советский писатель, 1985. — 110 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Дело в шляпе / Н. П. Кончаловская ; худож. Б. Диодоров. — Москва : Малыш, 1987. — 34 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Избранное : в 2-х т. / Наталья Кончаловская ; предисл. И. Шкляревского. — Москва : Художественная литература, 1987.
- Кончаловская, Н. П. Дело в шляпе / Наталья Кончаловская ; рис. Б. Диодорова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Изобразительное искусство, 1988. — 34 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Волшебство и трудолюбие : рассказы и повести ; статьи и очерки / Н. П. Кончаловская. — Москва : Советский писатель, 1989. — 318 с.
- Кончаловская, Н. П. Деревянные сказки : о скульпторе С. Т. Коненкове / Наталья Кончаловская ; худож. В. Федяевская. — Москва : Малыш, 1989. — 26 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Дело в шляпе / Н. П. Кончаловская ; худож. Б. Диодоров. — 2-ое изд., испр. и доп. — Москва : Изобразительное искусство, 1990. — 34 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Нотная азбука / Наталья Кончаловская. — Москва : Композитор, 1993. — 48 с.
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица : картины из прошлого Москвы : в стихах / Н. П. Кончаловская ; худож. В. Фаворский, М. Фаворский, В. Федяевская. — Москва : Воениздат, 1996. — 79 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Нотная азбука / Наталья Кончаловская ; рис. Н. Демидовой. — Москва : Олма-Пресс, 1997. — 55 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Уроки музыки : [все о музыкальных инструментах. Нотная азбука] / Н. П. Кончаловская, П. А. Синявский ; худож. Т. Шеварева. — Москва : Планета детства, 2000. — 63 с. : ил. — (Почемучка).
- Кончаловская, Н. П. Волшебство и трудолюбие / Н. П. Кончаловская. — Москва : Молодая гвардия, 2004. — 437 с., [16] л. ил., портр. : ил. — (Библиотека мемуаров. Близкое прошлое ; Вып. 7).
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица : важнейшие исторические события допетровской эпохи и картины жизни и быта наших предков-москвичей : в стихах / Наталья Кончаловская ; ил. Н. Г. Зотовой, А. Ф. Байбаковой, А. И. Глухова. — Москва : Московские учебники, 2009. — 327 с. : ил., портр. — (Издательская программа Правительства Москвы).
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица : картины из прошлого Москвы / Наталья Кончаловская ; художник О. Пархаев. — Москва : Стрекоза, 2014. — 256 с. : ил. — (Школьная программа).
- Кончаловская, Н. П. Дело в шляпе / Наталья Кончаловская ; рисунки Бориса Диодорова. — Москва : Мелик-Пашаев, 2015. — 32 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Сказ про муравья и великана / Наталья Кончаловская ; рис. Владимира Конашевича. — Москва : Мелик-Пашаев, 2015. — 20 с. : ил.
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица : историческая поэма / Наталья Кончаловская. — Москва : Вече, 2023. — 256 с.
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица : картины из прошлого Москвы : поэма : для среднего школьного возраста / Наталья Кончаловская ; художник В. Фаворский. — Москва : АСТ, 2025. — 79 с. : ил. — (Классики детской книги).
Наталья Кончаловская / Книги и диафильмы в НЭБ.Дети
- Кончаловская, Н. П. Что случилось? / Наталья Кончаловская ; рис. Н. Ушаковой. — Москва ; Ленинград : ЦК ВЛКСМ. Изд-во детской литературы, 1945 (Москва : РГДБ, 2024). — 14 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. — Текст : электронный.
- Кончаловская, Н. П. Нотная азбука / Наталья Кончаловская ; рис. Кеша. — Москва : Советский художник, 1946 (Москва : РГДБ, 2024). — 38 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. — Текст : электронный.
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица : картины из прошлого Москвы / Наталья Кончаловская ; художник В. Фаворский. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1947 (Москва : РГДБ, 2012). — 75 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. — Текст : электронный.
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица. Книга первая : картины из прошлого Москвы / Наталия Кончаловская ; художник В. Фаворский ; [макет В. Фаворского ; иллюстрации В. Фаворского, М. Фаворской и В. Федяевской ; буквицы Б. Грозевского]. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948 (Москва : РГДБ, 2013). — 80 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. — Текст : электронный.
- Кончаловская, Н. П. Сосчитай-ка / Наталья Кончаловская ; рисунки Кеша. — Москва : Управление издательств и полиграфии, 1948 (Москва : РГДБ, 2012). — 14 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. — Текст : электронный.
- Кончаловская, Н. П. Наша древняя столица. Книга третья : картины из прошлого Москвы / Наталия Кончаловская ; художник В. Фаворский ; [макет В. Фаворского ; ил. В. Фаворского, М. Фаворской и В. Федяевской]. — Москва : Детгиз, 1954 (Москва : РГДБ, 2013). — 119 с. : ил. — Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. — Текст : электронный.
- Кончаловская, Н. П. Сосчитай-ка! / Наталья Кончаловская ; рис. Н. Ушаковой. — Москва : Детгиз, 1959 (Москва : РГДБ, 2017). — 14 с. : ил.
— Режим доступа: для зарегистрированных пользователей в залах РГДБ. — Текст : электронный.
- Молчаливые тролли : [диафильм] : народные норвежские песенки / художник А. Максимов ; перевод с норвежского Ю. Вронский ; художественный редактор А. Морозов ; редактор Г. Витухновская. — Москва : Студия «Диафильм», 1969 (Москва : РГДБ, 2020). — 1 дф. (33 кд.) : цв., рис.
- Кончаловская, Н. П. Сын земли сибирской (В. И. Суриков) : [диафильм] / Наталья Кончаловская ; художник-оформитель В. Соловков ; редактор В. Кузнецова. — Москва : «Диафильм», 1962. — 1 дф. (61 кд.) : ч.-б., фото.
- Кончаловская, Н. П. Сказание о Степане Разине : [диафильм] / Наталья Кончаловская ; худож. К. Сапегин ; [ред. Т. Семибратова ; худож. ред. А. Морозов]. — Москва : «Диафильм», 1965 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (43 кд.) : ч/б, рис.
О жизни и творчестве
- Алексеева, О. В. Наталия Кончаловская / О. В. Алексеева // Детская литература. 1963 год : сборник статей. — Москва : Детгиз, 1963. — С. 160–170.
- Андреева, М. Волшебство и трудолюбие Натальи Кончаловской / Мария Андреева, Марина Короткова // Семейное чтение. — 2008. — № 2. — С. 15–23.
- Арзамасцева, И. Н. Кончаловская Наталья Петровна (1903–1988) // И. Н. Арзамасцева // Русские детские писатели ХХ века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта : Наука, 1997. — С. 235–238.
- Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учебник для вузов / И. Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Academia, 2005. — 575 с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
- Богатырёва, Н. Возвращённые сокровища : [рецензия на книгу Н. Кончаловской «Дело в шляпе»] // Читаем вместе. — 2015. — № 4. — С. 31.
- Заварова, А. Наталья Кончаловская. Дело в шляпе : [рецензия на книгу Н. Кончаловской «Дело в шляпе»] // Детская литература. — 1988. — № 9. — С. 68–69.
- Зурабова, К. Как пекут чёрный хлеб. Штрихи к портрету Н. П. Кончаловской / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5. — С. 21–29.
- Кончаловская, Н. П. Радости содружества: [писатель Наталья Кончаловская о совместном творчестве с художником Борисом Диодоровым] / Наталья Кончаловская // Детская литература. — 1987. — №9. — С. 55–59. — (Художник и книга).
- Кузнецов, И. Дар бесценный, неслучайный / И. Кузнецов // Свой. — 2018. — № 1. — С. 32–35.
- Либединская, Л. Талант, труд, доброта : [о жизни и творчестве Н. Кончаловской] / Л. Либединская // Детская литература. — 1983. — № 1. — С. 13–16.
- Михалков, Н. С. Территория моей любви : автобиография / Никита Михалков. — Москва : Эксмо, 2015. — 409 с., [16] л. цв. ил., портр : ил., портр. — (Михалков Никита. Книги знаменитого актера и режиссера).
- Октябрьская, О. С. Жанр древнерусской летописи и его воплощение в поэме Н. П. Кончаловской «Наша древняя столица» / О. С. Октябрьская. — Litera. — 2019. — № 6. — С. 109–115.
- Писатели Москвы : биобиблиографический справочник / сост. Е. П. Ионов, С. П. Колов. — Москва : Московский рабочий, 1987. — 543 с.
- Языкова, Е. Беспокойное пламя творчества. Литературный портрет Н. Кончаловской / Евдокия Языкова // Детская литература. 1973 год : сборник статей. — Москва : Детская литература, 1973. — С. 188–202.
- Яковлев, Ю. Общественный темперамент : [К 75-летию Н. П. Кончаловской] / Ю. Яковлев // Детская литература. — 1978. — № 1. — С. 20–21.
Награды, премии
- 1963 — орден «Знак Почёта» (за творческие достижения в области советской литературы).
- 1968 — медаль «Борцу за мир» Советского комитета защиты мира.
- 1983 — орден Дружбы народов (за большой вклад в развитие отечественной литературы).
Музеи и памятники
- Мемориальная доска с бронзовым барельефом установлена на фасаде дома, где с 1951 по 1988 год жила Наталья Петровна Кончаловская (г. Москва, ул. Поварская, 35). Доска установлена 18 января 2015 года по инициативе Российского фонда культуры. Автор мемориальной доски — скульптор, народный художник Российской Федерации Александр Рукавишников.