Гернет Нина Владимировна

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нина Гернет
Нина Гернет
Нина Гернет
Дата рождения 9 июля [27 июня] 1899 года
Место рождения Одесса
Дата смерти 1.04.1982
Место смерти Ленинград
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Нина Владимировна Гернет — советский детский писатель, классик кукольной драматургии.

Нина Гернет / Биография

Нина Гернет родилась 9 июля [27 июня] 1899 года в Одессе, была третьей из пяти детей химика Владимира Александровича Гернета (1870–1929) и его жены Елены Алексеевны, урожденной Жеребко-Ротмистренко (1864–1937).

Детство и юность Нины Гернет прошли в центре Одессы, на Княжеской улице. Одно время на этой же улице проживал Иван Бунин, который общался с родителями Нины и два сезона снимал их дачу. Гернеты были хорошо знакомы и с другим писателем, несколько лет прожившим в Одессе, — А. И. Куприным. По семейной легенде, именно Владимир Александрович Гернет показал Куприну знаменитый кабачок «Гамбринус», о котором позже Куприн написал один лучших своих рассказов.

Отец Нины Владимировны в 1910–1929 годах был научным руководителем НИИ виноградарства и виноделия имени В. Е. Таирова (дореволюционное название — Винодельческая станция), первого в стране научно-опытного учреждения этого профиля. Кроме того, он издавал физико-математический журнал и единственную в мире международную газету на языке эсперанто, многое сделал для развития эсперантистского движения в России и за ее пределами, впервые перевел на эсперанто произведения В. Г. Короленко и В. М. Гаршина. Имя Владимира Гернета сегодня знакомо эсперантистам всего мира.

Мать будущей писательницы была дочерью лесничего, считала главными условиями хорошего здоровья и правильного воспитания детей активные игры на свежем воздухе и свободное общение с природой. Именно так любят отдыхать герои повестей и рассказов Н. В. Гернет. В пять-шесть лет Нина, три ее брата и младшая сестра хорошо знали море и его обитателей, прекрасно плавали, умели ходить вдоль берега на небольшой весельной лодке. Они много времени проводили на даче, где отсутствовали неудобные для детей клумбы и грядки. Там, на даче, начали проявляться творческие способности Нины Гернет, ее артистизм и неистощимая фантазия. Девочка придумывала для товарищей по играм страшные и вместе с тем увлекательные истории, стала «режиссером» популярных в начале ХХ века «живых картин» — пантомимы, участники которой копировали костюмы и позы героев различных живописных произведений.

Когда Нина поступила во 2-ю Мариинскую гимназию Одессы, она неожиданно для себя стала местной знаменитостью. Непреклонный учитель словесности Марков никогда не ставил ученицам отметку выше «четверки», но Гернет за первое же сочинение поставил «отлично». В гимназии ее стали называть «та самая, что получает «пятерки» у Маркова». Большие успехи у Нины были и в спорте (она и ее сестра Елена посещали занятия в одесском отделении Русского Гимнастического Общества «Сокол»).

В 1917 году Нина Гернет окончила гимназию с золотой медалью и поступила на физико-математический факультет Одесских Высших женских курсов. Уже тогда она писала стихи, то шутливые, то серьезные, сочиняла для друзей и подруг забавные скетчи и восхищалась творчеством своей знаменитой землячки Анны Ахматовой.

Вскоре наступили трудные времена: революция, гражданская война, постоянная смена власти. Одесса пережила оккупацию и интервенцию, голод и безденежье, бандитизм и эпидемии. В этих тяжелых условиях Гернет училась четыре семестра. После занятий она работала на огородах и виноградниках. Осенью 1919 года Нина заболела тифом и еще долгое время ее жизнь была в опасности.

В феврале 1920 года в Одессе была окончательно установлена Советская власть. Через два месяца Нина Гернет пришла на первое собрание «Коллектива поэтов» — нового литературного объединения молодежи Одессы. Его заседания посещали знаменитые впоследствии поэты Эдуард Багрицкий и Семен Кирсанов. Многие участники этого поэтического клуба (Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Зинаида Шишова) через несколько лет получили известность как прозаики. Это была первая литературная школа Нины Гернет.

Хорошая спортивная подготовка и свидетельство домашней учительницы, которое получали выпускницы гимназии, в 1920 году позволили Нине стать преподавателем физкультуры в нескольких школах Одессы. Кроме того, она начала вести школьные драмкружки, репертуар для которых нередко сочиняла сама.

В 1923 году Нина Гернет поступила на словесно-лингвистическое отделение ИНО — Одесского института народного образования. Вскоре она вышла замуж за студента исторического отделения ИНО Михаила Рауша (в 1931 году Н. Гернет и М. Рауш расстались; в предвоенные годы Нина Владимировна была женой филолога М. А. Салье). Во время учебы в ИНО Гернет продолжала работать в школах.

В 1925 году Нина Гернет и Михаил Рауш переехали в Ленинград. Там Гернет поступила на второй курс режиссерского факультета Института сценических искусств (ИСИ) — старейшего театрального ВУЗа страны, бывшего Санкт-Петербургского Императорского театрального училища. Во время учебы, как и в Одессе, она преподавала школьникам физкультуру и руководила школьным драмкружком.

В 1927 году у Н. В. Гернет родился сын Эрик.

На четвертом курсе Гернет начала давать уроки драматургии в Доме художественного воспитания детей (ДХВД). Ее сотрудничество с ДХВД продолжалось до 1937 года (к этому времени он был переименован в Ленинградский дворец пионеров). В 1930 году Нина Гернет окончила ИСИ. Ей поручили руководство агитпропбригадой Ижорского завода в городе Колпино под Ленинградом. В те дни на заводе готовилось к выпуску уникальное оборудование для металлургического завода в Донбассе — блюминг, огромный прокатный стан. Ранее блюминги не производили ни в СССР, ни в царской России.

Через год Нина Гернет предложила издательству «Молодая гвардия» свой очерк об этом событии. Тогда же, в 1931 году, он был издан отдельной книгой под названием «Тринадцатый в мире» (в заголовке речь шла не о том, каким по счету в мире стал первый советский блюминг, а о его мощности). Тему, типичную для сухой «производственной» статьи, Гернет — театральному и школьному педагогу, участнице одесского «Коллектива поэтов» — удалось изложить интересно и понятно. Руководитель детского отдела издательства, Самуил Яковлевич Маршак, отметил эти особенности очерка Гернет. Маршак предложил Нине Владимировне написать книгу для детей и о детях, и она согласилась. В 1933 году в издательстве «Молодая гвардия» вышло ее первое произведение, адресованное юным читателям — «Три палатки». В ходе работы над этой повестью Гернет внимательно относилась ко всем замечаниям Маршака. Она понимала, что снова проходит обучение в литературной школе, потому что быть детским писателем – это отдельная и очень сложная наука.

Повесть «Три палатки» написана на основе наблюдений Гернет, когда Нина Владимировна летом 1931 года работала воспитателем в детском лагере под Ленинградом. Ее содержание достаточно типично для произведений советской детской, и не только детской, литературы: из очень непохожих друг на друга людей постепенно складывается дружный коллектив. При этом сюжет подается увлекательно и ненавязчиво, а герои повести научились работать в команде, быть ответственными и заботливыми, но не утратили своих особенностей, своей индивидуальности. Книга переводилась на многие языки народов СССР, неоднократно переиздавалась.

Во время работы над повестью «Три палатки», в 1932 году, Н. В. Гернет приняла предложение возглавить редакцию журнала для дошкольников и младших школьников «Чиж». Она заведовала редакцией «Чижа» пять лет. «Гернетовский период» стал эпохой расцвета журнала. В нем публиковались произведения В. В. Бианки, Б. С. Житкова, С. Я. Маршака, Н. М. Олейникова, Л. В. Успенского, К. И. Чуковского, Е. Л. Шварца, участников литературной группы ОБЭРИУ, в том числе Д. И. Хармса, с которым Гернет связывали дружеские отношения. С журналом сотрудничали художники В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, Б. Б. Малаховский, Н. Э. Радлов, А. Ф. Пахомов, Е. И. Чарушин. Обстановка в журнале была веселой и творческой. В этом большая заслуга Гернет: Нина Владимировна с ее искрометным одесским юмором, с многолетним педагогическим опытом знала, чем можно заинтересовать и порадовать детей, и умела направить неуемную энергию талантливых авторов в нужное русло.

С 1934 года в «Чиже» печатались короткие истории о девочке Маше, находившей остроумный выход из любого затруднительного положения. Автором первых текстов про Машу был Даниил Хармс, затем к сочинению рассказов о находчивой девочке подключились сотрудники редакции, в том числе Нина Гернет. Маша стала именоваться Умной Машей и обрела невероятную популярность читателей. В 1935 году умная, а следовательно, всезнающая Маша начала общаться с ними по телефону (в эти часы у телефона дежурила ответственный редактор «Чижа» Татьяна Гуревич, обладательница тонкого «детского» голоса, а коллеги были готовы подсказать ей, где живет Айболит или откуда взялись крокодилы).



Инициатором появления «прямой линии» с участием Умной Маши стала Нина Гернет. Опытный и чуткий педагог, она поняла, что письменные вопросы читателей и публикация ответов на них в журнале — не самый подходящий формат для целевой аудитории «Чижа». Дошкольнику трудно писать письма и отправлять их по почте. Кроме того, малышу неинтересно получать ответы через несколько месяцев — часто в это время его уже занимают другие дела, а о том, что некогда казалось ему важным, он давно забыл и не придает ему значения. Предложенное Гернет общение с подписчиками «в онлайн-режиме» было новаторским, ранее не применявшимся в СССР подходом к взаимодействию с читателями.

Занимаясь редакционной работой, Н. В. Гернет продолжала писать детскую прозу. В 1934 году Нина Владимировна стала членом только что образованного Союза советских писателей. В это время в ее прозаическом творчестве преобладала тема Одессы, родного города писательницы. Так, в 11-м номере журнала «Ёж» за 1933 год были помещены начальные главы новой, во многом автобиографической повести Гернет «Дети с Княжеской» (журнальный вариант вышел под названием «Красная герань»). Эта повесть до сих пор не опубликована целиком. Ее действующие лица — маленькие жильцы большого одесского дома. Они вместе играют во дворе и не придают значения разнице в имущественном и сословном положении своих родителей. Рассказ о тех далеких днях прерывается диалогами и воспоминаниями повзрослевших героев, заставляющими читателя по-новому увидеть тот или иной эпизод повести. После Февральской революции в отношениях друзей появилась трещина, которой во время Гражданской войны суждено стать непреодолимой пропастью. В 1937 году редакционный состав «Чижа» в приказном порядке почти полностью заменили на другой. Ушла из редакции и Н. В. Гернет. Многие из уволенных сотрудников и авторов в течение 1937 года были репрессированы, расстреляны. «Чиж» стал значительно более официальным и идеологизированным и значительно менее веселым и интересным. Больше не было ни Умной Маши, ни «Телефона Чижа». Журнал просуществовал до 1941 года, после войны его издание не возобновлялось.

Несмотря на большой объем редакторской деятельности, она считалась для Гернет «совместительством». Основным местом работы Нины Владимировны в 1930-е годы по-прежнему оставался театральный кабинет при ДХВД. Она продолжала писать сценки и пьесы для детской самодеятельности, которые ставились во многих школах и кружках. В 1935 году в ленинградском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Зеленая птичка» по пьесе Н. В. Гернет и В. В. Успенского, основанной на сюжете одноименной пьесы Карло Гоцци. Но вскоре «Зеленая птичка» исчезла со сцены, так в пьесе встречались неоднозначные с точки зрения цензуры 1930-х годов фразы и характеристики. Более счастливой оказалась судьба пьес Гернет по мотивам «Алисы в стране чудес» (1935) и «Приключений Гекльберри Финна» (1936).

В том же 1935 году произошло одно из ключевых событий в жизни Н. В. Гернет. В соавторстве с Татьяной Евсеевной Гуревич она написала свою первую пьесу для кукольного театра — «Гусёнок». В этой пьесе снова применен «интерактивный» подход Гернет, хорошо зарекомендовавший себя в «Чиже». Зрители принимали в спектакле самое деятельное участие: по сценарию они помогали героям пьесы прогнать нахальную Лису, укравшую Гусёнка и захватившую дом Ежа. Возможность, о которой мечтает, наверное, каждый ребенок — попасть в сказку и повлиять на ее сюжет — вскоре сделала «Гусёнка» невероятно популярным у детей дошкольного возраста. Впрочем, Нина Владимировна, впервые посетив спектакль, с удивлением поняла, что участие в событиях пьесы захватило и увлекло не только дошколят, но и рослых комсомольцев. Увидев, сколько положительных эмоций получают в театре кукол юные зрители, Нина Владимировна задумалась о том, чтобы сделать кукольную драматургию своей профессией.

Судьба «Гусёнка» оказалась счастливой: через несколько лет эту пьесу ставили сотни кукольных театров страны. Более того, «Гусёнок» был переведен на чешский язык и получил признание в Праге — в то время мировой «кукольной» столице (с 1929 по 1981 год в Праге располагалась штаб-квартира УНИМА — Международного союза кукольных театров). С «Гусёнка» началось сотрудничество Н. В. Гернет с театром С. В. Образцова, продолжавшееся более тридцати лет.

В феврале 1938 года «Детфильм» начал съемки цветного фильма-сказки «Лампа Аладдина» по сценарию Н. В. Гернет и М. А. Салье. Фильм так и не был выпущен, но на основе этого сценария появилась еще одна пьеса для кукольного театра, ставшая классикой Гернет — «Волшебная лампа Аладдина». 1 октября 1940 года в Государственном центральном театре кукол (ГЦТК, театре Образцова) состоялась премьера этого спектакля. «Волшебная лампа...» — первый в истории советского кукольного театра спектакль, адресованный взрослым зрителям. Его новизна была и в том, что он поставлен с использованием тростевых кукол.

После этой премьеры почти каждая новая пьеса Н. В. Гернет прежде всего появлялась на сцене ГЦТК.

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, Нина Гернет сопровождала группу детей во время эвакуации из Ленинграда, затем помогала им привыкнуть к новой обстановке в уральской деревне. Нина Владимировна устраивала для своих воспитанников викторины, конкурсы буриме и литературные вечера. Перед отъездом в эвакуацию она попросила каждого ребенка взять с собой хотя бы одну из своих самых любимых книг. В результате отдаленная маленькая деревушка получила прекрасную библиотеку.

В 1942–43 годах Н. В. Гернет жила и работала в городе Молотове (ныне Пермь), в 1943 и начале 1944 года находилась в Москве, а в дни освобождения Ленинграда от блокады вернулась в ставший ей родным город на Неве. В Молотове были впервые изданы ее детские военно-приключенческие книжки. Самая популярная из них, «Приказы Васи-командира», предлагала школьникам задания в духе игры «Зарница»: понять, о чем сообщает шифровка, помочь бойцу переправиться через реку или спрятать танки. После успешного выполнения всех заданий читатель мог найти на последней странице книжки подписанное командиром Васей удостоверение, которое подтверждало, что он принят в «отряд молодцов, хитрецов и храбрецов».

В начале войны Нине Владимировне казалось, что кукольные театры теперь неуместны, что они уже никому не нужны. По ее признанию, в дни всеобщей беды ей было неловко думать о том, что когда-то она отдавала куклам столько душевных сил. Однако в 1942 году Гернет получила письмо от Образцова. Он сообщал ей из Новосибирска, что театр живет и продолжает работу: дети и взрослые, в том числе раненные красноармейцы, по-прежнему с большим удовольствием смотрят его спектакли и особенно любят пьесу «Волшебная лампа Аладдина». «Больше я никогда не теряла веры в свое дело», – вспоминала Н. В. Гернет. В 1943 году в Москве она возобновила работу над неоконченной довоенной пьесой «Русалочка» и начала писать пьесу «Маугли», постановка которой стала первым послевоенным выступлением театра Образцова в 1945 году.



Тогда Гернет еще не знала, что в оккупированной Чехословакии ее «Гусёнок» был уже не просто веселой сказкой: история о лисе-захватчице, которую можно прогнать, если действовать сообща, призывала объединиться для борьбы с оккупантами. Этот посыл считывался зрителями и в Праге, где «Гусёнка» для маскировки ставили под именем переводчика, и в селах Словакии — там «Гусенка» показывали накануне Словацкого национального восстания.

В послевоенное время Н. В. Гернет написала пьесы для кукольного театра «Пятак и пятачок» (по мотивам славянских сказок) и «Волшебный сундучок», поставленные в Ленинграде в 1946 году. В 1949 году ГЦТК поставил ее пьесу «Лесные артисты», в 1954 году — новую «взрослую» пьесу «Далила», написанную в соавторстве с К. Н. Шнейдер (позже эта пьеса получила название «1002-я ночь»).

Помимо сотрудничества с кукольными театрами Нина Владимировна продолжала писать пьесы для ТЮЗов («Обстоятельство образа действия», 1951; «Мой закадычный враг», 1958), а также пьесы и сценки для детской самодеятельности. Популярные журналы «Пионер» и «Костёр» опубликовали рассказы Гернет «Кроткое существо» (Костёр, 1946, № 12) и «Белая муха» (Пионер, 1947, № 6). В 1950-е годы вышли ее повести «Белые крылья» (1952) и «Сестрёнка» (1953). В соавторстве с драматургом Г. Б. Ягдфельдом Нина Владимировна создала ряд киноповестей: «Катя и крокодил» (1957), «Катя и чудеса » (1963), «Пропал дракон» (1968), «Лида и дракон » (1976).

Нина Владимировна увлекалась переводами образцов французского песенного фольклора. Некоторые из переведенных ею и режиссером С. В. Гиппиусом французские детские песенки вошли в сборник «Сюзон и мотылёк» (1959).

В 1960-е годы Н. В. Гернет создала ряд пьес, входящих в золотой фонд кукольной драматургии: «Царевна-лягушка» (1960), «Тигрик Петрик» (1965, по мотивам произведений А. Вильковского и Г. Янушевской), «Сказка о маленьком Каплике» (1966), трогательная «Сказка про лунный свет» (1966).

В 1967 году на фестивале в Чехословакии пьеса Нины Гернет «Сказка о маленьком Каплике» получила четыре премии из семи. По сюжету пьесы Каплик — капелька дождя, отставшая от братьев. Каплик всегда находился в их дружной компании, не понимает, как жить одному и наконец находит ответ: надо помогать другим.

«Сказка о маленьком Каплике» очень полюбилась и зрителям Японии, где имя Гернет уже было хорошо известно по пьесам «Гусёнок» и «Волшебная лампа Аладдина». В 1968 году пьесы Н. В. Гернет «Полянка» и «Как котенок научился мяукать» были переведены на японский язык Хироко Оои — женой Кадзуо Оои, директора театра кукол «Карабас» (Токио). Супруги Оои приезжали к Нине Владимировне в Ленинград, с ними у нее сложились теплые дружеские отношения.

Взаимопомощь — лейтмотив многих произведений Н. В. Гернет. Она не избегала неудобных знакомств в 1930-е годы, помогала кукольному театру, который организовали заключённые одного из лагерей Воркуты, — отправляла туда ширмы, кукол, книги, пьесы. В 1944 году Нина Владимировна познакомилась с кумиром своей юности, Анной Андреевной Ахматовой. В отличие от многих друзей и знакомых Ахматовой Гернет продолжала общаться с ней после исключения Анны Андреевны из Союза советских писателей. Последняя большая пьеса Гернет, «Принтипрам» (1977), основана на стихах ее друга Даниила Хармса, имя которого в то время практически не упоминалось.

В 1971 году Нина Владимировна получила высшую награду чехословацких кукольников — золотую медаль имени Йозефа Скупы — тогда эта награда впервые была присуждена иностранному автору. В 1980 году ХІІI Всемирный Конгресс УНИМА, проводившийся в Вашингтоне, избрал Нину Владимировну Гернет своим почётным членом — это большая честь для драматургов.

Нина Гернет умерла после долгой болезни 1 апреля 1982 года. Похоронена в колумбарии Санкт-Петербургского крематория.

Нина Владимировна Гернет — классик не только отечественной, но и мировой кукольной драматургии. Приемы этой драматургии значительно отличаются от классического театра, ведь здесь у «актеров» нет мимики. Спектакли по пьесам Гернет, в том числе «Гусёнок», до сих пор ставятся в России, странах бывшего Советского Союза и по всему миру. Переиздаются и книги Нины Владимировны.

Секрет успеха произведений Н. В. Гернет в том, что она считала детскую литературу серьезным делом. «Маленькие верят всему, что написано в книжке — верят безоговорочно, и это делает задачу писателя очень ответственной. Он должен быть честен и правдив со своим читателем. Это, конечно, не значит, что надо писать только бытовую правду — нет, в сказке, в художественном вымысле подчас больше правды, чем в бытовом рассказе. Я говорю о художественной правде, об убедительности, о внутренней, моральной чистоте, которой должна обладать всякая детская книжка. Детский писатель обязан хорошо знать тех, для кого он работает, и давать им лучшее, что у него есть», — так в 1939 году Нина Гернет сформулировала своё писательское кредо. «Что оставит детям на память наша маленькая сказочка?» — для Нины Гернет ответ на этот вопрос был делом ее жизни.

Нина Гернет / Книги

  • Гернет, Н. В. Тринадцатый в мире / Н. В. Гернет ; рисунки Г. Бибикова. — Москва [и др.] : ОГИЗ [и др.], 1931. — 36 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Три палатки : [повесть] / Н. В. Гернет ; рисунки М. Штерн. — Ленинград [и др.] : Молодая гвардия, 1933. — 95 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Необыкновенные приключения деда Мороза / Н. В. Гернет ; рисунки А. Каневского. — Москва : Детгиз, 1942. — 10 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Книжка без картинок : [книжка для рисования со стихами] / Н. В. Гернет. — Москва : Детгиз, 1942. — 1 л. сложен в 20 ненумерованных с. — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Приказы Васи-командира : [военные игры] / Н. В. Гернет ; ил. П. Кирпичев. — Москва [и др.] : Детгиз, 1942. — 48 с. : ил. — (приложение к сборнику «Красная Армия»). — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Картиночная страна / Н. В. Гернет. — Москва : Детгиз, 1943. — 11 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Бабушка и козлик / Н. В. Гернет ; рисунки Н. Ушакова. — Москва : Детгиз, 1942. — 11 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Разрисуй! : [стихи] : [картинки для разрисовки] / Н. В. Гернет ; худож. А. Лаптев. — Москва [и др.] : Детгиз, 1945. — 23 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Белые крылья / Н. В. Гернет ; рисунки Т. Бондаренко. — Москва : Детгиз, 1952. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Сестренка : [повесть] / Н. В. Гернет ; худож. В. Фирсова ; И. Ершова. — Москва [и др.] : Детгиз, 1956. — 201 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Дети, в школу собирайтесь : [книжка-игра] / Н. В. Гернет ; ил. В. Конашевич. — Ленинград : Детгиз, 1956. — 17 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Катя и крокодил : [киноповесть] / Н. В. Гернет [и др.] ; рисунки Б. Калаушина. — Ленинград : Детгиз, 1957. — 96 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Ненастоящая девочка : [сказки-игры] / Н. В. Гернет ; ил. Т. Еремина. — Москва : Детгиз, 1958. — 29 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Дети, в школу собирайтесь : [книжка-игра] / Н. В. Гернет ; ил. В. Конашевич. — Ленинград : Детгиз, 1959. — 18 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Сестренка / Н. В. Гернет ; рисунки Л. Подлясской [и др.]. — Ленинград : Детгиз, 1960. — 128 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Хорошая вода / Н. В. Гернет ; рисунки Н. Носкович. — Москва : Детгиз, 1961. — 12 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Катя и крокодил : [киноповесть] / Н. В. Гернет [и др.] ; рисунки Б. Калаушина. — Ленинград : Детгиз, 1962. — 12 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Лида и буквы / Н. В. Гернет ; рисунки В. Куприянова. — Ленинград : Детгиз, 1963. — 61 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Катя и чудеса : [сказка для театра] / Н. В. Гернет [и др.] ; рисунки Б. Крейцера. — Ленинград : Детгиз, 1963. — 61 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Дети, в школу собирайтесь : [книжка-картинка] / Н. В. Гернет ; ил. В. Конашевич. — Ленинград : Детская литература, 1964. — 20 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Умная Маша / Н. В. Гернет ; рисунки Б. Малаховского. — Ленинград : Детская литература, 1965. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Сказка про лунный свет / Н. В. Гернет ; худож. Г. А. В. Траугот. — Ленинград : Детская литература, 1966. — 14 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Сказка о маленьком каплике : [в 5 карт. : для театра кукол] / Н. В. Гернет. — Москва : ВУОАП, 1966. — 33 л. — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Пропал дракон : [киноповесть] / Н. В. Гернет ; рисунки Б. Крейцера. — Ленинград : Детская литература, 1968. — 80 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Пропал дракон : [киноповесть] / Н. В. Гернет [и др.] ; рисунки: Б. Крейцера. — Ленинград : Детская литература, 1968. — 80 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Умная Маша / Н. В. Гернет ; худож. Б. Малаховский. — Ленинград : Детская литература, 1969. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Дети, в школу собирайтесь : [книжка-игра] / Н. В. Гернет ; ил. В. Конашевич. — Ленинград : Детская литература, 1970. — 20 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Гернет, Н. В. Солнечный зайчик : [сказка для театра в 5 карт.] / Н. В. Гернет [и др.]. — Москва : ВУОАП, 1970. — 49 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Сказка о маленьком Каплике и еще десять сказок для театра кукол / Н. В. Гернет ; худож. С. Остров ; предисловие С. Образцова. — Ленинград : Искусство, 1975. — 182 с. : ил.
  • Гернет, Н. В. Лида и дракон : [комедия для детей в 2-х действиях] / Н. В. Гернет [и др.]. — Москва : ВААП, 1976. — 50 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Царевна лягушка : [комедия-сказка в 2-х действиях, 17 карт.] / Н. В. Гернет. — Москва : ВААП, 1977. — 36 с. — (Репертуар Центрального театра кукол). — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Гусенок : [сказка-игра в 1 действии] / отв. ред. С. Терентьева ; Бюро распространения драм. произведений и информ.-реклам. материалов ВААП. — Москва : [б. и.], 1977. — (Репертуар Центрального театра кукол). — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Маугли : [пьеса для театра кукол в 3-х действиях, 9 картин. с прологом] / отв. ред. С. Терентьева ; Бюро распространения драм. произведений и информ.-реклам. материалов ВААП. — Москва : [б. и.], 1977. — 40 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Волшебная лампа Алладина : [сказка в 3-х действиях, 20 картинах] / отв. ред. С. Терентьева ; Бюро распространения драм. произведений и информ.-реклам. материалов ВААП. — Москва : [б. и.], 1977. — 37 с. — (Репертуар Центрального театра кукол). — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Подарок : [сборник трех одноактных сказок для театров кукол] / Н. В. Гернет. — Москва : ВААП-Информ, 1979. — 27 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Русалочка : [сказка для театра кукол в 2 д. 9. карт.] / Н. В. Гернет. — Москва : ВААП-Информ, 1979. — 37 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Пятак и пятачок : [пьеса-сказка для театров кукол в 2 д., 10. карт.] / Н. В. Гернет. — Москва : ВААП-Информ, 1979. — 34 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Катя и крокодил : [повести] / Н. В. Гернет [и др.] ; рисунки Б. Калаушина. — Ленинград : Детская литература, 1991. — 188 с. : ил.
  • Гернет, Н. В. Пешком по морю / Н. В. Гернет ; [сост. Э. Рауш-Гернет, А. Лысова]; худож. И. Харкевич. — Санкт-Перербург : Чиж и Ё (ЧЁ) : Лицей, 2000. — 24 с. : ил.
  • Гернет, Н. В. Катя и крокодил / Н. В. Гернет [и др.] ; художник: А. Шахгелдян. — Москва : Глобулус, 2003. — 110 с. : ил. — (Любимые книги детства).
  • Гернет, Н. В. Как Бобка научился лаять / Н. В. Гернет [и др.] ; худож. Т. Зеброва. — Москва : Алтей и К, 2004. — 18 с. : ил. — (Мультфильмы малышам) — [Хранится в РГБ].
  • Гернет, Н. В. Катя и крокодил : [повесть] / Н. В. Гернет [и др.] ; художник: Е. Никитана. — Москва : Дрофа-Плюс, 2006. — 110 с. : ил. — (Библиотека младшего школьника).
  • Гернет, Н. В. Катя и крокодил : [повесть] / Н. В. Гернет [и др.] ; художник: В. Попова. — Москва : Нигма, 2015. — 120 с. : ил.
  • Гернет, Н. В. Сказка про лунный свет / Н. В. Гернет ; худож. Г. А. В. Траугот. — Санкт-Петербург [и др.] : Речь, 2015. — 14 с. : ил. — (Читаем с «Библиогидом». Волшебные сказки).
  • Гернет, Н. В. Хорошая вода / Н. В. Гернет ; рисунки Н. Носкович. — Санкт-Петербург [и др.] : Речь, 2014. — 15 с. : ил. — (Любимая мамина книжка).
  • Гернет, Н. В. Лида и буквы : [рассказ] / Н. В. Гернет ; рисунки В. Куприянова. — Санкт-Петербург [и др.] : Речь, 2015. — 16 с. : ил. — (Любимая мамина книжка).
  • Гернет, Н. В. Глупая Шершилина, или Пропал дракон / Н. В. Гернет [и др.] ; рисунки Б. Калаушина. — Санкт-Петербург [и др.] : Речь, 2015. — 95 с. : ил. — (Ребята с нашего двора).
  • Гернет, Н. В. Сестренка : [повесть] / Н. В. Гернет ; рисунки Л. Подлясской [и др.]. — Санкт-Петербург [и др.] : Речь, 2016. — 127 с. : ил. — (Ребята с нашего двора).
  • Гернет, Н. В. Сестренка : [повесть] / Н. В. Гернет ; рисунки И. Ершова [и др.]. — Москва : Энас-книга, 2017. — 135 с. : ил. — (Заветная полка).
  • Гернет, Н. В. Катя и крокодил / Н. В. Гернет [и др.] ; худож. И Якимова [и др.]. — Москва : Лабиринт Пресс, 2018. — 107 с. : ил. — (Открой книгу!).

Нина Гернет / Книги в НЭБ.Дети

  • Гернет Н. В. Тринадцатый в мире / Н. Гернет ; рис. и обложка Г. Бибикова. — Москва : ОГИЗ, 1931. — Текст : электронный.
  • Гернет Н. В. Бабушка и козлик / Н. Гернет ; рис. Н. Ушаковой. — Москва : Детгиз, 1942. — Текст : электронный.
  • Гернет Н. В. Небыкновенные приключения деда Мороза / Н. Гернет ; рис. А. Каневского. — Москва : Детгиз, 1942. — Текст : электронный.
  • Гернет Н. В. Ненастоящая девочка : [сказки-игры] / Н. В. Гернет ; рис. Т. Ереминой. — Москва : Детгиз, 1958. — Текст : электронный.
  • Гернет Н. В. Катя и крокодил : [киноповесть] / Н. В. Гернет [и др.] ; рис. Б. Калаушина. — Ленинград : Детгиз, 1959. — Текст : электронный.
  • Гернет Н. В. Лида и буквы / Н. В. Гернет ; худож. В. Куприянов. — Ленинград : Детгиз, 1962. — Текст : электронный.
  • Гернет Н. В. Дети, в школу собирайтесь / Н. Гернет ; рис. В. Конашевич. — Ленинград : Детская литература, 1970. — Текст : электронный.

Диафильмы

  • Гернет Н. В. Сказка про лунный свет : [диафильм] / [автор Н. Гернет ; худож. Г. Портнягина]. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1991 (Москва : РГДБ, 2019). — 1 дф. (33 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Рауш-Гернет, Э. М. Нина Гернет — человек и сказочник / Э. М. Рауш-Гернет. — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2007. — 166 с. : ил.
  • Голдовский Б. История драматургии театра кукол / Б. П. Голдовский. — Москва : Галерея Анастасии Чижовой, 2007. — 395 с. : ил.
  • Гернет Нина Владимировна (1899–1982) // Писатели нашего детства: 100 имен : библиографический словарь в 3 частях : ч. 2 — Москва : Либерия, 1999. — С. 167–170.
  • Гернет Н. Люблю писать для маленьких // Детская литература. — 1994. — № 3. — С. 41–42.
  • Гернет Н. В. Мой волшебный гусь / Н. Гернет // В профессиональной школе кукольника : сборник научных трудов. — Ленинград : ЛГИТМиК, 1985. — С. 120–133.
  • Образцов С. Дорогая Нина Владимировна / С. Образцов // Сказка о маленьком Каплике и еще десять сказок для театра кукол / Н. Гернет. — Ленинград : Искусство. — 1975. — С. 6.
  • Нина Владимировна Гернет (к семидесятилетию со дня рождения) // Книги — детям. — Москва. — 1973. — С. 114–115.
  • Калмановский Е. С. Нина Гернет // Театр. — 1970. — № 1. — С. 69–71
  • Акимова А. Мир полон чудес (о Нине Гернет) / А. Акимова // Детская литература. — Москва. — 1967. — С. 161–189.

Награды, премии

  • 1967 — Премии фестиваля русского искусства, Банска Быстирица, Чехословакия (за пьесу «Сказка о маленьком Каплике»).
  • 1971 — Золотая медаль имени Йозефа Скупы — высшая награда чехословацких кукольников.
  • 1980 — Почетный член международного союза деятелей кукольного театра (УНИМА) (избрание на ХІІI Всемирном Конгрессе УНИМА, проходившем в г. Вашингтон, округ Колумбия, США).

Нина Гернет / Экранизации

  • Девочка и крокодил. Художественный фильм. Реж. И. Гиндин, И. Минакер, СССР, 1956.
  • Хочу быть отважным. Мультипликационный фильм. Реж. В. Курчевский, Н. Серебряков, СССР, 1963.
  • Катя и крокодил. Художественный фильм. Реж. В. Пливова-Шимкова (ěra Plívová-Šimková), Чехословакия, 1966.
  • Сказка про лунный свет. Мультипликационный фильм. Реж. И. Гурвич, СССР, 1968 (по мотивам одноименной сказки Н. В. Гернет).
  • Веселое волшебство. Художественный фильм-сказка. Реж. Б. Рыцарев, авт. сценария Н. Гернет, Г. Ягдфельд, СССР, 1969.
  • Про дракона на балконе, про ребят и самокат, Художественный фильм по мотивам книги «Пропал дракон» Н. Гернет и Г. Ягдфельда, СССР, 1976.