44 609
правок
(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Аромштам Марина Семёновна |Портрет = <!--…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Шаблон:Писатель2 | {{Шаблон:Писатель2 | ||
|ФИО = Аромштам Марина Семёновна | |ФИО = Аромштам Марина Семёновна | ||
|Портрет = | |Портрет = Marina Aromshtam.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg --> | ||
|Описание портрета = | |Описание портрета = Марина Аромштам | ||
|Имя при рождении = | |Имя при рождении = | ||
|Псевдоним(ы) = | |Псевдоним(ы) = | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
|Дата смерти = <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 --> | |Дата смерти = <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 --> | ||
|Место смерти = | |Место смерти = | ||
|Период творчества = | |Период творчества = | ||
|Гражданство = СССР, Россия | |Гражданство = СССР, Россия | ||
|Род деятельности = | |Род деятельности = писатель, педагог | ||
|Жанр = | |Жанр = | ||
|Язык произведений = | |Язык произведений = русский, английский | ||
|Премии = | |Премии = | ||
|Награды = | |Награды = | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
В студенческие годы будущий учитель принимала активное участие в работе неформальных педагогических объединений, где пестовались идеи о создании новой школы и новых подходов к обучению и воспитанию детей Проходя практику, Аромштам поняла, что методы воспитания в массовой общеобразовательной школе противоречат ее представлениям о развитии личности ребенка. | В студенческие годы будущий учитель принимала активное участие в работе неформальных педагогических объединений, где пестовались идеи о создании новой школы и новых подходов к обучению и воспитанию детей Проходя практику, Аромштам поняла, что методы воспитания в массовой общеобразовательной школе противоречат ее представлениям о развитии личности ребенка. | ||
В 1981 году Аромштам окончила отделение начальных классов педагогического факультета МГПИ с красным дипломом. Придя в школу, она выбрала для преподавания предмет «Труд в начальных классах», — наименее идеологизированный в советской школе. Молодая энергичная учительница творчески подошла к предмету. На ее уроках дети получали возможность отдохнуть от школьного прессинга. Результатом их общего труда стала выставка замечательных детских работ. | В 1981 году Марина Аромштам окончила отделение начальных классов педагогического факультета МГПИ с красным дипломом. Придя в школу, она выбрала для преподавания предмет «Труд в начальных классах», — наименее идеологизированный в советской школе. Молодая энергичная учительница творчески подошла к предмету. На ее уроках дети получали возможность отдохнуть от школьного прессинга. Результатом их общего труда стала выставка замечательных детских работ. | ||
Чтобы разнообразить деятельность своих учеников и дать детям новые возможности для самовыражения, Аромштам занялась с детьми рисованием. Она окончила курсы повышения квалификации по программе Бориса Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1983). | Чтобы разнообразить деятельность своих учеников и дать детям новые возможности для самовыражения, Марина Аромштам занялась с детьми рисованием. Она окончила курсы повышения квалификации по программе Бориса Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1983). | ||
В конце 80-х, в годы перестройки, стали появляться книги, освещающие новые для нашей страны педагогические идеи; приезжали зарубежные специалисты и рассказывали о важнейших достижениях европейской педагогики XX века. | В конце 80-х, в годы перестройки, стали появляться книги, освещающие новые для нашей страны педагогические идеи; приезжали зарубежные специалисты и рассказывали о важнейших достижениях европейской педагогики XX века. | ||
Строка 35: | Строка 35: | ||
В 1989 году Марину Аромштам приняла участие в образовательном эксперименте по непрерывному воспитанию и обучению детей с 4 до 10 лет, который проводил Евгений Александрович Ямбург, директор московской школы № 109. Аромштам взяла класс рисования и занималась с группой обычных четырехлеток. Работу в детском саду молодой педагог совмещала с воспитанием двоих сыновей. | В 1989 году Марину Аромштам приняла участие в образовательном эксперименте по непрерывному воспитанию и обучению детей с 4 до 10 лет, который проводил Евгений Александрович Ямбург, директор московской школы № 109. Аромштам взяла класс рисования и занималась с группой обычных четырехлеток. Работу в детском саду молодой педагог совмещала с воспитанием двоих сыновей. | ||
В 1990 году Аромштам поступила на курсы вальдорфской педагогики, чтобы успешно развивать творческие способности своих подопечных. Курсами руководил Анатолий Аркадьевич Пинский, российский педагог-новатор, разработчик реформы образования 2000 года. Помимо теории на вальдорфских курсах (1990–1992) педагогов обучали игре на флейте, вязанию крючком, рисованию пастелью и акварелью, актерскому мастерству. | В 1990 году Марина Аромштам поступила на курсы вальдорфской педагогики, чтобы успешно развивать творческие способности своих подопечных. Курсами руководил Анатолий Аркадьевич Пинский, российский педагог-новатор, разработчик реформы образования 2000 года. Помимо теории на вальдорфских курсах (1990–1992) педагогов обучали игре на флейте, вязанию крючком, рисованию пастелью и акварелью, актерскому мастерству. | ||
В 1991 году Аромштам отправили на стажировку в Англию в частную школу, где обучались дети с умственной отсталостью и различными невротическими расстройствами. Там Аромштам получила уникальный опыт обучения и социальной адаптации «особенных детей». Позже с группой учителей Аромштам ездила практиковаться в Швецию, где изучала опыт педагогов одной из вальдорфских школ. Эта поездка перевернула все привычные понятия о детской свободе и саморазвитии. | В 1991 году Аромштам отправили на стажировку в Англию в частную школу, где обучались дети с умственной отсталостью и различными невротическими расстройствами. Там Аромштам получила уникальный опыт обучения и социальной адаптации «особенных детей». Позже с группой учителей Аромштам ездила практиковаться в Швецию, где изучала опыт педагогов одной из вальдорфских школ. Эта поездка перевернула все привычные понятия о детской свободе и саморазвитии. | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
Аромштам восприняла уроки свободного воспитания детей и подростков и начала вводить их в свою практику. Ее класс стал одним из первых в Москве, где вальдорфские технологии гуманитарного обучения были адаптированы к российским условиям. Аромштам старалась развивать творческие способности каждого ребенка, решать эмоционально-личностные проблемы, возникавшие у детей. Чтобы ученикам было интересно, Аромштам с командой педагогов устраивала детям необыкновенные праздники, сочиняла для них сказки, придумывала обучающие игры, вместе с родителями ставила спектакли. | Аромштам восприняла уроки свободного воспитания детей и подростков и начала вводить их в свою практику. Ее класс стал одним из первых в Москве, где вальдорфские технологии гуманитарного обучения были адаптированы к российским условиям. Аромштам старалась развивать творческие способности каждого ребенка, решать эмоционально-личностные проблемы, возникавшие у детей. Чтобы ученикам было интересно, Аромштам с командой педагогов устраивала детям необыкновенные праздники, сочиняла для них сказки, придумывала обучающие игры, вместе с родителями ставила спектакли. | ||
Вальдорфский период в профессиональной деятельности Аромштам продлился семь лет. За это время она приобрела большой опыт и учительское мастерство и разработала свои педагогические технологии. Творческий подход к работе, желание разнообразить жизнь детей побуждали Аромштам получать новые знания. | Вальдорфский период в профессиональной деятельности Марины Аромштам продлился семь лет. За это время она приобрела большой опыт и учительское мастерство и разработала свои педагогические технологии. Творческий подход к работе, желание разнообразить жизнь детей побуждали Аромштам получать новые знания. | ||
1995–1996 годы были посвящены магистратуре в Университете культуры. Одновременно Аромштам училась на курсах для учителей русского языка и литературы пятых-шестых классов в Московском институте повышения квалификации работников образования (МИПКРО). | 1995–1996 годы были посвящены магистратуре в Университете культуры. Одновременно Аромштам училась на курсах для учителей русского языка и литературы пятых-шестых классов в Московском институте повышения квалификации работников образования (МИПКРО). | ||
Аромштам продолжала работать в школе и экспериментировать. Она включала в педагогический процесс пальчиковый театр, экологические прогулки, игры по мотивам исторических событий, театрализованные сказки и многое другое. Аромштам открыла в классе библиотеку, ввела традицию чтения вслух, старалась вовлечь родителей в процесс воспитания детей, возродила практику семейного чтения. | Марина Аромштам продолжала работать в школе и экспериментировать. Она включала в педагогический процесс пальчиковый театр, экологические прогулки, игры по мотивам исторических событий, театрализованные сказки и многое другое. Аромштам открыла в классе библиотеку, ввела традицию чтения вслух, старалась вовлечь родителей в процесс воспитания детей, возродила практику семейного чтения. | ||
Марина Аромштам проработала в школе почти 20 лет, занимаясь не только обучением, но и воспитанием учеников. Она записывала свои впечатления и переживания, связанные с детьми. Многие записи стали основой будущих статей и педагогических книг. | Марина Аромштам проработала в школе почти 20 лет, занимаясь не только обучением, но и воспитанием учеников. Она записывала свои впечатления и переживания, связанные с детьми. Многие записи стали основой будущих статей и педагогических книг. | ||
Строка 55: | Строка 55: | ||
Статьи Аромштам о проблемах воспитания детей, школьного образования, детского чтения; обзоры книг, методические материалы и сценарии праздников стали регулярно появлялись в различных периодических изданиях. Аромштам публиковалась в таких газетах, как «Вести образования», «Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование», «Известия», «Новая газета», «Первое сентября», «Управление школой», «Учительская газета», «Школьный психолог»; в журналах «Город женщин», «Искусство в школе», «Мой маленький», «Обруч», «Огонёк», «Педология XXI век», «Перемены», «Психология XXI век», «Русский журнал», «Улица Сезам», «Церковный вестник», «Pshychologies», «Библиотека в школе : журнал Издательского дома “Первое сентября”». | Статьи Аромштам о проблемах воспитания детей, школьного образования, детского чтения; обзоры книг, методические материалы и сценарии праздников стали регулярно появлялись в различных периодических изданиях. Аромштам публиковалась в таких газетах, как «Вести образования», «Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование», «Известия», «Новая газета», «Первое сентября», «Управление школой», «Учительская газета», «Школьный психолог»; в журналах «Город женщин», «Искусство в школе», «Мой маленький», «Обруч», «Огонёк», «Педология XXI век», «Перемены», «Психология XXI век», «Русский журнал», «Улица Сезам», «Церковный вестник», «Pshychologies», «Библиотека в школе : журнал Издательского дома “Первое сентября”». | ||
С конца 1990-х годов начали появляться книги Аромштам по воспитанию детей. В 1998 году в Москве в издательстве «Линка-Пресс» в приложении к журналу «Обруч» была опубликована книга «Ребёнок и взрослый в “педагогике переживаний”». В 2001 году в Ярославле в издательстве «Академия развития» была напечатана книга «Дом, в котором живет малыш, или Искусство превращений: советы родителям». В Москве вышли книги: «Детский сад — открытое развивающее пространство» (издательство «Эврика», 2003), составителем которой была Аромштам, и «Маленькие детки — маленькие бедки» («ЛомоносовЪ», 2009) — книга о том, как построить общение с дошкольниками и младшими школьниками с учетом особенностей их психологии. В 2015 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Вектор» вышла книга Аромштам «Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания». | С конца 1990-х годов начали появляться книги Марины Аромштам по воспитанию детей. В 1998 году в Москве в издательстве «Линка-Пресс» в приложении к журналу «Обруч» была опубликована книга «Ребёнок и взрослый в “педагогике переживаний”». В 2001 году в Ярославле в издательстве «Академия развития» была напечатана книга «Дом, в котором живет малыш, или Искусство превращений: советы родителям». В Москве вышли книги: «Детский сад — открытое развивающее пространство» (издательство «Эврика», 2003), составителем которой была Аромштам, и «Маленькие детки — маленькие бедки» («ЛомоносовЪ», 2009) — книга о том, как построить общение с дошкольниками и младшими школьниками с учетом особенностей их психологии. В 2015 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Вектор» вышла книга Аромштам «Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания». | ||
В 1997–1998 годы Аромштам редактировала журнал «Обруч», в 2000–2011 годах работала главным редактором газеты «Дошкольное образование» Издательского дома «Первое сентября». | В 1997–1998 годы Марина Аромштам редактировала журнал «Обруч», в 2000–2011 годах работала главным редактором газеты «Дошкольное образование» Издательского дома «Первое сентября». | ||
В 2000 году Марина Семёновна Аромштам была отмечена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования». В 2002 году стала лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук. В 2004 году Аромштам защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. | В 2000 году Марина Семёновна Аромштам была отмечена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования». В 2002 году стала лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук. В 2004 году Аромштам защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. | ||
Строка 75: | Строка 75: | ||
В 2010 году обе книги были опубликованы в московском издательстве «КомпасГид». С этого момента началось долговременное сотрудничество Аромштам с издательством. | В 2010 году обе книги были опубликованы в московском издательстве «КомпасГид». С этого момента началось долговременное сотрудничество Аромштам с издательством. | ||
В 2011 году повесть «Когда отдыхают ангелы» была включена в список выдающихся детских книг «Белые вороны», ежегодно составляемый Международной мюнхенской юношеской библиотекой | В 2011 году повесть «Когда отдыхают ангелы» была включена в список выдающихся детских книг «Белые вороны», ежегодно составляемый Международной мюнхенской юношеской библиотекой. | ||
В 2011 году Аромштам оставила работу главного редактора в «Дошкольном образовании» и создала сетевой журнал «Папмамбук» — новое пространства для независимой журналистики в Интернете. Проект «Папмамбук» — это интернет-журнал для тех, кто любит читать, и одновременно — площадка для альтернативной педагогики. Помимо журналистских публикаций, на сайте в рубрике «Я читаю детям» размещались статьи родителей, делившихся опытом чтения книжек детям. Позже их место заняли молодые мамы-писательницы, пропагандирующее чтение вслух. В 2012 году команда интернет-портала «Папмамбук» учредила для читающих подростков конкурс «Книжный эксперт XXI века», создав тем самым серьезную школу детской журналистики. Одновременно решалась проблема привлечения к чтению подростков, для которых важно знать мнение сверстников о новой книге. В 2019 году «Книжный эксперт XXI века» отметил четвертый сезон. | В 2011 году Марина Аромштам оставила работу главного редактора в «Дошкольном образовании» и создала сетевой журнал «Папмамбук» — новое пространства для независимой журналистики в Интернете. Проект «Папмамбук» — это интернет-журнал для тех, кто любит читать, и одновременно — площадка для альтернативной педагогики. Помимо журналистских публикаций, на сайте в рубрике «Я читаю детям» размещались статьи родителей, делившихся опытом чтения книжек детям. Позже их место заняли молодые мамы-писательницы, пропагандирующее чтение вслух. В 2012 году команда интернет-портала «Папмамбук» учредила для читающих подростков конкурс «Книжный эксперт XXI века», создав тем самым серьезную школу детской журналистики. Одновременно решалась проблема привлечения к чтению подростков, для которых важно знать мнение сверстников о новой книге. В 2019 году «Книжный эксперт XXI века» отметил четвертый сезон. | ||
В 2014 году Марина Аромштам стала главным редактором сайта «Папмамбук». | В 2014 году Марина Аромштам стала главным редактором сайта «Папмамбук». | ||
Строка 105: | Строка 105: | ||
Книги зарубежных авторов, переведенные Мариной Аромштам, выходили и в Санкт-Петербурге. Так, издательство «Вектор» выпустило познавательные книжки-картинки «Я люблю зверей» (2014) и «Чудесное яйцо» (2015), придуманные известной американской художницей Далов Ипкар; яркие сказки знаменитого английского художника Брайана Уайлдсмита «Праздник в джунглях» и «Как дятел сову спас» (2016); книжки молодого корейского художника Иль Сунг На «Ш-ш-ш-ш…: малышовая книжка» и «Тс-тс-тс…: сонная книжка» (2017). В 2017 году петербургское издательство «Качели» был опубликована роман для девочек ирландской писательницы Элизабет Мид-Смит (1844–1914) «Дворец надежды» в переводе Аромштам. Переводчик постаралась сделать роман понятным для современных подростков. | Книги зарубежных авторов, переведенные Мариной Аромштам, выходили и в Санкт-Петербурге. Так, издательство «Вектор» выпустило познавательные книжки-картинки «Я люблю зверей» (2014) и «Чудесное яйцо» (2015), придуманные известной американской художницей Далов Ипкар; яркие сказки знаменитого английского художника Брайана Уайлдсмита «Праздник в джунглях» и «Как дятел сову спас» (2016); книжки молодого корейского художника Иль Сунг На «Ш-ш-ш-ш…: малышовая книжка» и «Тс-тс-тс…: сонная книжка» (2017). В 2017 году петербургское издательство «Качели» был опубликована роман для девочек ирландской писательницы Элизабет Мид-Смит (1844–1914) «Дворец надежды» в переводе Аромштам. Переводчик постаралась сделать роман понятным для современных подростков. | ||
Занимаясь переводами, Аромштам продолжала сочинять для детей. Московское издательство «Время» опубликовало несколько ее детских книг. Коротенькая сказочная повесть «Другая дорога» (2016) рассказывает о том, как возникла письменность. Герой сказки, странствующий певец Аяэль, хотел сделать звуки зримыми и пытался сотворить буквы из того, что его окружало. Сказка «Ворон Клара и яблочный год» (2016) — история, происходящая в течение одного года в одном саду. Это повесть о родительской любви и трогательной заботе о малышах. На страницах книжки герои размышляют о дружбе и о том, как правильно выбрать свою дорогу в жизни. В сказочной повести «Первое путешествие маленького чемоданчика» (2019) от имени всего большого семейства чемоданов автор рассказывает детям обо всех тонкостях путешествий. | Занимаясь переводами, Марина Аромштам продолжала сочинять для детей. Московское издательство «Время» опубликовало несколько ее детских книг. Коротенькая сказочная повесть «Другая дорога» (2016) рассказывает о том, как возникла письменность. Герой сказки, странствующий певец Аяэль, хотел сделать звуки зримыми и пытался сотворить буквы из того, что его окружало. Сказка «Ворон Клара и яблочный год» (2016) — история, происходящая в течение одного года в одном саду. Это повесть о родительской любви и трогательной заботе о малышах. На страницах книжки герои размышляют о дружбе и о том, как правильно выбрать свою дорогу в жизни. В сказочной повести «Первое путешествие маленького чемоданчика» (2019) от имени всего большого семейства чемоданов автор рассказывает детям обо всех тонкостях путешествий. | ||
Повесть Аромштам — «Земные приключения марсоходика» — в 2017 году выпустило тогда молодое московское издательство «Абрикобус». Эта вполне семейная история перенесена в мир машин. В повести доверие родителей и забота о других помогли маленькому Марсоходику стать ответственным. | Повесть Аромштам — «Земные приключения марсоходика» — в 2017 году выпустило тогда молодое московское издательство «Абрикобус». Эта вполне семейная история перенесена в мир машин. В повести доверие родителей и забота о других помогли маленькому Марсоходику стать ответственным. | ||
От детских книг Аромштам без труда переходит к произведениям для взрослых. В 2018 году «Новое литературное обозрение» напечатало её повесть «Белый верх — темный низ». Автобиографическое произведение написано как бы от лица повзрослевшего ребенка, который отстраненно вспоминает свое советское детство: коллективистские воспитательные идеи, государственный антисемитизм, рассказы представителей старшего поколения о репрессиях и гибели близких. | От детских книг М. С. Аромштам без труда переходит к произведениям для взрослых. В 2018 году «Новое литературное обозрение» напечатало её повесть «Белый верх — темный низ». Автобиографическое произведение написано как бы от лица повзрослевшего ребенка, который отстраненно вспоминает свое советское детство: коллективистские воспитательные идеи, государственный антисемитизм, рассказы представителей старшего поколения о репрессиях и гибели близких. | ||
В 2018 году в Москве в издательстве «Дискурс» была опубликована книга Аромштам «Читать!». В ней педагог, журналист и писатель Марина Аромштам рассуждает о детском чтении и подсказывает, как сделать книгу для ребенка другом на всю жизнь. | В 2018 году в Москве в издательстве «Дискурс» была опубликована книга Аромштам «Читать!». В ней педагог, журналист и писатель Марина Аромштам рассуждает о детском чтении и подсказывает, как сделать книгу для ребенка другом на всю жизнь. | ||
Строка 122: | Строка 122: | ||
* Аромштам, М. С. Мохнатый ребенок : истории о людях и животных / Марина Аромштам ; ил. М. Журавлевой. — Москва : КомпасГид, 2010. — 206, [1] с. : ил. | * Аромштам, М. С. Мохнатый ребенок : истории о людях и животных / Марина Аромштам ; ил. М. Журавлевой. — Москва : КомпасГид, 2010. — 206, [1] с. : ил. | ||
* Аромштам, М. С. Весенние сказки / Марина Аромштам ; рисунки Марии Овчинниковой. — Москва : КомпасГид, 2014. — 20 с. : цв. ил. | * Аромштам, М. С. Весенние сказки / Марина Аромштам ; рисунки Марии Овчинниковой. — Москва : [[КомпасГид]], 2014. — 20 с. : цв. ил. | ||
* Аромштам, М. Ворон Клара и яблочный год / Марина Аромштам ; [ил. В. Коротаевой]. — Москва : Время, 2016. — 76 с. : цв. ил. — (Время — детство!). | * Аромштам, М. Ворон Клара и яблочный год / Марина Аромштам ; [ил. В. Коротаевой]. — Москва : Время, 2016. — 76 с. : цв. ил. — (Время — детство!). | ||
* Аромштам, М. С. Земные приключения марсоходика / Марина Аромштам ; рисунки Сергея Гаврилова. — Москва : Абрикобукс, 2019. — 87 с. : цв. ил. — (Детский почерк). | * Аромштам, М. С. Земные приключения марсоходика / Марина Аромштам ; рисунки Сергея Гаврилова. — Москва : Абрикобукс, 2019. — 87 с. : цв. ил. — (Детский почерк). | ||
Строка 267: | Строка 267: | ||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] | ||
[[Категория:Переводчики]] |