Аромштам Марина Семёновна: различия между версиями

нет описания правки
(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Аромштам Марина Семёновна |Портрет = <!--…»)
 
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Аромштам Марина Семёновна
|ФИО                          = Аромштам Марина Семёновна
|Портрет                      =   <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Портрет                      = Marina Aromshtam.jpg  <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Описание портрета            =  
|Описание портрета            = Марина Аромштам
|Имя при рождении            =  
|Имя при рождении            =  
|Псевдоним(ы)                =  
|Псевдоним(ы)                =  
Строка 9: Строка 9:
|Дата смерти                  =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
|Дата смерти                  =  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
|Место смерти                =  
|Место смерти                =  
|Период творчества            = вторая половина XX века — первая половина XXI века.
|Период творчества            =  
|Гражданство                  = СССР, Россия
|Гражданство                  = СССР, Россия
|Род деятельности            =  
|Род деятельности            = писатель, педагог
|Жанр                        =
|Жанр                        =
|Язык произведений            =  
|Язык произведений            = русский, английский
|Премии                      =  
|Премии                      =  
|Награды                      =
|Награды                      =
Строка 27: Строка 27:
В студенческие годы будущий учитель принимала активное участие в работе неформальных педагогических объединений, где пестовались идеи о создании новой школы и новых подходов к обучению и воспитанию детей Проходя практику, Аромштам поняла, что методы воспитания в массовой общеобразовательной школе противоречат ее представлениям о развитии личности ребенка.
В студенческие годы будущий учитель принимала активное участие в работе неформальных педагогических объединений, где пестовались идеи о создании новой школы и новых подходов к обучению и воспитанию детей Проходя практику, Аромштам поняла, что методы воспитания в массовой общеобразовательной школе противоречат ее представлениям о развитии личности ребенка.


В 1981 году Аромштам окончила отделение начальных классов педагогического факультета МГПИ с красным дипломом. Придя в школу, она выбрала для преподавания предмет «Труд в начальных классах», — наименее идеологизированный в советской школе. Молодая энергичная учительница творчески подошла к предмету. На ее уроках дети получали возможность отдохнуть от школьного прессинга. Результатом их общего труда стала выставка замечательных детских работ.
В 1981 году Марина Аромштам окончила отделение начальных классов педагогического факультета МГПИ с красным дипломом. Придя в школу, она выбрала для преподавания предмет «Труд в начальных классах», — наименее идеологизированный в советской школе. Молодая энергичная учительница творчески подошла к предмету. На ее уроках дети получали возможность отдохнуть от школьного прессинга. Результатом их общего труда стала выставка замечательных детских работ.


Чтобы разнообразить деятельность своих учеников и дать детям новые возможности для самовыражения, Аромштам занялась с детьми рисованием. Она окончила курсы повышения квалификации по программе Бориса Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1983).
Чтобы разнообразить деятельность своих учеников и дать детям новые возможности для самовыражения, Марина Аромштам занялась с детьми рисованием. Она окончила курсы повышения квалификации по программе Бориса Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1983).


В конце 80-х, в годы перестройки, стали появляться книги, освещающие новые для нашей страны педагогические идеи; приезжали зарубежные специалисты и рассказывали о важнейших достижениях европейской педагогики XX века.
В конце 80-х, в годы перестройки, стали появляться книги, освещающие новые для нашей страны педагогические идеи; приезжали зарубежные специалисты и рассказывали о важнейших достижениях европейской педагогики XX века.
Строка 35: Строка 35:
В 1989 году Марину Аромштам приняла участие в образовательном эксперименте по непрерывному воспитанию и обучению детей с 4 до 10 лет, который проводил Евгений Александрович Ямбург, директор московской школы № 109. Аромштам взяла класс рисования и занималась с группой обычных четырехлеток. Работу в детском саду молодой педагог совмещала с воспитанием двоих сыновей.
В 1989 году Марину Аромштам приняла участие в образовательном эксперименте по непрерывному воспитанию и обучению детей с 4 до 10 лет, который проводил Евгений Александрович Ямбург, директор московской школы № 109. Аромштам взяла класс рисования и занималась с группой обычных четырехлеток. Работу в детском саду молодой педагог совмещала с воспитанием двоих сыновей.


В 1990 году Аромштам поступила на курсы вальдорфской педагогики, чтобы успешно развивать творческие способности своих подопечных. Курсами руководил Анатолий Аркадьевич Пинский, российский педагог-новатор, разработчик реформы образования 2000 года. Помимо теории на вальдорфских курсах (1990–1992) педагогов обучали игре на флейте, вязанию крючком, рисованию пастелью и акварелью, актерскому мастерству.
В 1990 году Марина Аромштам поступила на курсы вальдорфской педагогики, чтобы успешно развивать творческие способности своих подопечных. Курсами руководил Анатолий Аркадьевич Пинский, российский педагог-новатор, разработчик реформы образования 2000 года. Помимо теории на вальдорфских курсах (1990–1992) педагогов обучали игре на флейте, вязанию крючком, рисованию пастелью и акварелью, актерскому мастерству.


В 1991 году Аромштам отправили на стажировку в Англию в частную школу, где обучались дети с умственной отсталостью и различными невротическими расстройствами. Там Аромштам получила уникальный опыт обучения и социальной адаптации «особенных детей». Позже с группой учителей Аромштам ездила практиковаться в Швецию, где изучала опыт педагогов одной из вальдорфских школ. Эта поездка перевернула все привычные понятия о детской свободе и саморазвитии.
В 1991 году Аромштам отправили на стажировку в Англию в частную школу, где обучались дети с умственной отсталостью и различными невротическими расстройствами. Там Аромштам получила уникальный опыт обучения и социальной адаптации «особенных детей». Позже с группой учителей Аромштам ездила практиковаться в Швецию, где изучала опыт педагогов одной из вальдорфских школ. Эта поездка перевернула все привычные понятия о детской свободе и саморазвитии.
Строка 41: Строка 41:
Аромштам восприняла уроки свободного воспитания детей и подростков и начала вводить их в свою практику. Ее класс стал одним из первых в Москве, где вальдорфские технологии гуманитарного обучения были адаптированы к российским условиям. Аромштам старалась развивать творческие способности каждого ребенка, решать эмоционально-личностные проблемы, возникавшие у детей. Чтобы ученикам было интересно, Аромштам с командой педагогов устраивала детям необыкновенные праздники, сочиняла для них сказки, придумывала обучающие игры, вместе с родителями ставила спектакли.
Аромштам восприняла уроки свободного воспитания детей и подростков и начала вводить их в свою практику. Ее класс стал одним из первых в Москве, где вальдорфские технологии гуманитарного обучения были адаптированы к российским условиям. Аромштам старалась развивать творческие способности каждого ребенка, решать эмоционально-личностные проблемы, возникавшие у детей. Чтобы ученикам было интересно, Аромштам с командой педагогов устраивала детям необыкновенные праздники, сочиняла для них сказки, придумывала обучающие игры, вместе с родителями ставила спектакли.


Вальдорфский период в профессиональной деятельности Аромштам продлился семь лет. За это время она приобрела большой опыт и учительское мастерство и разработала свои педагогические технологии. Творческий подход к работе, желание разнообразить жизнь детей побуждали Аромштам получать новые знания.
Вальдорфский период в профессиональной деятельности Марины Аромштам продлился семь лет. За это время она приобрела большой опыт и учительское мастерство и разработала свои педагогические технологии. Творческий подход к работе, желание разнообразить жизнь детей побуждали Аромштам получать новые знания.


1995–1996 годы были посвящены магистратуре в Университете культуры. Одновременно Аромштам училась на курсах для учителей русского языка и литературы пятых-шестых классов в Московском институте повышения квалификации работников образования (МИПКРО).
1995–1996 годы были посвящены магистратуре в Университете культуры. Одновременно Аромштам училась на курсах для учителей русского языка и литературы пятых-шестых классов в Московском институте повышения квалификации работников образования (МИПКРО).


Аромштам продолжала работать в школе и экспериментировать. Она включала в педагогический процесс пальчиковый театр, экологические прогулки, игры по мотивам исторических событий, театрализованные сказки и многое другое. Аромштам открыла в классе библиотеку, ввела традицию чтения вслух, старалась вовлечь родителей в процесс воспитания детей, возродила практику семейного чтения.
Марина Аромштам продолжала работать в школе и экспериментировать. Она включала в педагогический процесс пальчиковый театр, экологические прогулки, игры по мотивам исторических событий, театрализованные сказки и многое другое. Аромштам открыла в классе библиотеку, ввела традицию чтения вслух, старалась вовлечь родителей в процесс воспитания детей, возродила практику семейного чтения.


Марина Аромштам проработала в школе почти 20 лет, занимаясь не только обучением, но и воспитанием учеников. Она записывала свои впечатления и переживания, связанные с детьми. Многие записи стали основой будущих статей и педагогических книг.
Марина Аромштам проработала в школе почти 20 лет, занимаясь не только обучением, но и воспитанием учеников. Она записывала свои впечатления и переживания, связанные с детьми. Многие записи стали основой будущих статей и педагогических книг.
Строка 55: Строка 55:
Статьи Аромштам о проблемах воспитания детей, школьного образования, детского чтения; обзоры книг, методические материалы и сценарии праздников стали регулярно появлялись в различных периодических изданиях. Аромштам публиковалась в таких газетах, как «Вести образования», «Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование», «Известия», «Новая газета», «Первое сентября», «Управление школой», «Учительская газета», «Школьный психолог»; в журналах «Город женщин», «Искусство в школе», «Мой маленький», «Обруч», «Огонёк», «Педология XXI век», «Перемены», «Психология XXI век», «Русский журнал», «Улица Сезам», «Церковный вестник», «Pshychologies», «Библиотека в школе : журнал Издательского дома “Первое сентября”».
Статьи Аромштам о проблемах воспитания детей, школьного образования, детского чтения; обзоры книг, методические материалы и сценарии праздников стали регулярно появлялись в различных периодических изданиях. Аромштам публиковалась в таких газетах, как «Вести образования», «Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование», «Известия», «Новая газета», «Первое сентября», «Управление школой», «Учительская газета», «Школьный психолог»; в журналах «Город женщин», «Искусство в школе», «Мой маленький», «Обруч», «Огонёк», «Педология XXI век», «Перемены», «Психология XXI век», «Русский журнал», «Улица Сезам», «Церковный вестник», «Pshychologies», «Библиотека в школе : журнал Издательского дома “Первое сентября”».


С конца 1990-х годов начали появляться книги Аромштам по воспитанию детей. В 1998 году в Москве в издательстве «Линка-Пресс» в приложении к журналу «Обруч» была опубликована книга «Ребёнок и взрослый в “педагогике переживаний”». В 2001 году в Ярославле в издательстве «Академия развития» была напечатана книга «Дом, в котором живет малыш, или Искусство превращений: советы родителям». В Москве вышли книги: «Детский сад — открытое развивающее пространство» (издательство «Эврика», 2003), составителем которой была Аромштам, и «Маленькие детки — маленькие бедки» («ЛомоносовЪ», 2009) — книга о том, как построить общение с дошкольниками и младшими школьниками с учетом особенностей их психологии. В 2015 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Вектор» вышла книга Аромштам «Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания».
С конца 1990-х годов начали появляться книги Марины Аромштам по воспитанию детей. В 1998 году в Москве в издательстве «Линка-Пресс» в приложении к журналу «Обруч» была опубликована книга «Ребёнок и взрослый в “педагогике переживаний”». В 2001 году в Ярославле в издательстве «Академия развития» была напечатана книга «Дом, в котором живет малыш, или Искусство превращений: советы родителям». В Москве вышли книги: «Детский сад — открытое развивающее пространство» (издательство «Эврика», 2003), составителем которой была Аромштам, и «Маленькие детки — маленькие бедки» («ЛомоносовЪ», 2009) — книга о том, как построить общение с дошкольниками и младшими школьниками с учетом особенностей их психологии. В 2015 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Вектор» вышла книга Аромштам «Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания».


В 1997–1998 годы Аромштам редактировала журнал «Обруч», в 2000–2011 годах работала главным редактором газеты «Дошкольное образование» Издательского дома «Первое сентября».
В 1997–1998 годы Марина Аромштам редактировала журнал «Обруч», в 2000–2011 годах работала главным редактором газеты «Дошкольное образование» Издательского дома «Первое сентября».


В 2000 году Марина Семёновна Аромштам была отмечена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования». В 2002 году стала лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук. В 2004 году Аромштам защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
В 2000 году Марина Семёновна Аромштам была отмечена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования». В 2002 году стала лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук. В 2004 году Аромштам защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Строка 75: Строка 75:
В 2010 году обе книги были опубликованы в московском издательстве «КомпасГид». С этого момента началось долговременное сотрудничество Аромштам с издательством.
В 2010 году обе книги были опубликованы в московском издательстве «КомпасГид». С этого момента началось долговременное сотрудничество Аромштам с издательством.


В 2011 году повесть «Когда отдыхают ангелы» была включена в список выдающихся детских книг «Белые вороны», ежегодно составляемый Международной мюнхенской юношеской библиотекой. Теперь о ней знают во всем мире.
В 2011 году повесть «Когда отдыхают ангелы» была включена в список выдающихся детских книг «Белые вороны», ежегодно составляемый Международной мюнхенской юношеской библиотекой.


В 2011 году Аромштам оставила работу главного редактора в «Дошкольном образовании» и создала сетевой журнал «Папмамбук» — новое пространства для независимой журналистики в Интернете. Проект «Папмамбук» — это интернет-журнал для тех, кто любит читать, и одновременно — площадка для альтернативной педагогики. Помимо журналистских публикаций, на сайте в рубрике «Я читаю детям» размещались статьи родителей, делившихся опытом чтения книжек детям. Позже их место заняли молодые мамы-писательницы, пропагандирующее чтение вслух. В 2012 году команда интернет-портала «Папмамбук» учредила для читающих подростков конкурс «Книжный эксперт XXI века», создав тем самым серьезную школу детской журналистики. Одновременно решалась проблема привлечения к чтению подростков, для которых важно знать мнение сверстников о новой книге. В 2019 году «Книжный эксперт XXI века» отметил четвертый сезон.
В 2011 году Марина Аромштам оставила работу главного редактора в «Дошкольном образовании» и создала сетевой журнал «Папмамбук» — новое пространства для независимой журналистики в Интернете. Проект «Папмамбук» — это интернет-журнал для тех, кто любит читать, и одновременно — площадка для альтернативной педагогики. Помимо журналистских публикаций, на сайте в рубрике «Я читаю детям» размещались статьи родителей, делившихся опытом чтения книжек детям. Позже их место заняли молодые мамы-писательницы, пропагандирующее чтение вслух. В 2012 году команда интернет-портала «Папмамбук» учредила для читающих подростков конкурс «Книжный эксперт XXI века», создав тем самым серьезную школу детской журналистики. Одновременно решалась проблема привлечения к чтению подростков, для которых важно знать мнение сверстников о новой книге. В 2019 году «Книжный эксперт XXI века» отметил четвертый сезон.


В 2014 году Марина Аромштам стала главным редактором сайта «Папмамбук».
В 2014 году Марина Аромштам стала главным редактором сайта «Папмамбук».
Строка 105: Строка 105:
Книги зарубежных авторов, переведенные Мариной Аромштам, выходили и в Санкт-Петербурге. Так, издательство «Вектор» выпустило познавательные книжки-картинки «Я люблю зверей» (2014) и «Чудесное яйцо» (2015), придуманные известной американской художницей Далов Ипкар; яркие сказки знаменитого английского художника Брайана Уайлдсмита «Праздник в джунглях» и «Как дятел сову спас» (2016); книжки молодого корейского художника Иль Сунг На «Ш-ш-ш-ш…: малышовая книжка» и «Тс-тс-тс…: сонная книжка» (2017). В 2017 году петербургское издательство «Качели» был опубликована роман для девочек ирландской писательницы Элизабет Мид-Смит (1844–1914) «Дворец надежды» в переводе Аромштам. Переводчик постаралась сделать роман понятным для современных подростков.
Книги зарубежных авторов, переведенные Мариной Аромштам, выходили и в Санкт-Петербурге. Так, издательство «Вектор» выпустило познавательные книжки-картинки «Я люблю зверей» (2014) и «Чудесное яйцо» (2015), придуманные известной американской художницей Далов Ипкар; яркие сказки знаменитого английского художника Брайана Уайлдсмита «Праздник в джунглях» и «Как дятел сову спас» (2016); книжки молодого корейского художника Иль Сунг На «Ш-ш-ш-ш…: малышовая книжка» и «Тс-тс-тс…: сонная книжка» (2017). В 2017 году петербургское издательство «Качели» был опубликована роман для девочек ирландской писательницы Элизабет Мид-Смит (1844–1914) «Дворец надежды» в переводе Аромштам. Переводчик постаралась сделать роман понятным для современных подростков.


Занимаясь переводами, Аромштам продолжала сочинять для детей. Московское издательство «Время» опубликовало несколько ее детских книг. Коротенькая сказочная повесть «Другая дорога» (2016) рассказывает о том, как возникла письменность. Герой сказки, странствующий певец Аяэль, хотел сделать звуки зримыми и пытался сотворить буквы из того, что его окружало. Сказка «Ворон Клара и яблочный год» (2016) — история, происходящая в течение одного года в одном саду. Это повесть о родительской любви и трогательной заботе о малышах. На страницах книжки герои размышляют о дружбе и о том, как правильно выбрать свою дорогу в жизни. В сказочной повести «Первое путешествие маленького чемоданчика» (2019) от имени всего большого семейства чемоданов автор рассказывает детям обо всех тонкостях путешествий.
Занимаясь переводами, Марина Аромштам продолжала сочинять для детей. Московское издательство «Время» опубликовало несколько ее детских книг. Коротенькая сказочная повесть «Другая дорога» (2016) рассказывает о том, как возникла письменность. Герой сказки, странствующий певец Аяэль, хотел сделать звуки зримыми и пытался сотворить буквы из того, что его окружало. Сказка «Ворон Клара и яблочный год» (2016) — история, происходящая в течение одного года в одном саду. Это повесть о родительской любви и трогательной заботе о малышах. На страницах книжки герои размышляют о дружбе и о том, как правильно выбрать свою дорогу в жизни. В сказочной повести «Первое путешествие маленького чемоданчика» (2019) от имени всего большого семейства чемоданов автор рассказывает детям обо всех тонкостях путешествий.


Повесть Аромштам — «Земные приключения марсоходика» — в 2017 году выпустило тогда молодое московское издательство «Абрикобус». Эта вполне семейная история перенесена в мир машин. В повести доверие родителей и забота о других помогли маленькому Марсоходику стать ответственным.
Повесть Аромштам — «Земные приключения марсоходика» — в 2017 году выпустило тогда молодое московское издательство «Абрикобус». Эта вполне семейная история перенесена в мир машин. В повести доверие родителей и забота о других помогли маленькому Марсоходику стать ответственным.


От детских книг Аромштам без труда переходит к произведениям для взрослых. В 2018 году «Новое литературное обозрение» напечатало её повесть «Белый верх — темный низ». Автобиографическое произведение написано как бы от лица повзрослевшего ребенка, который отстраненно вспоминает свое советское детство: коллективистские воспитательные идеи, государственный антисемитизм, рассказы представителей старшего поколения о репрессиях и гибели близких.
От детских книг М. С. Аромштам без труда переходит к произведениям для взрослых. В 2018 году «Новое литературное обозрение» напечатало её повесть «Белый верх — темный низ». Автобиографическое произведение написано как бы от лица повзрослевшего ребенка, который отстраненно вспоминает свое советское детство: коллективистские воспитательные идеи, государственный антисемитизм, рассказы представителей старшего поколения о репрессиях и гибели близких.


В 2018 году в Москве в издательстве «Дискурс» была опубликована книга Аромштам «Читать!». В ней педагог, журналист и писатель Марина Аромштам рассуждает о детском чтении и подсказывает, как сделать книгу для ребенка другом на всю жизнь.
В 2018 году в Москве в издательстве «Дискурс» была опубликована книга Аромштам «Читать!». В ней педагог, журналист и писатель Марина Аромштам рассуждает о детском чтении и подсказывает, как сделать книгу для ребенка другом на всю жизнь.
Строка 122: Строка 122:


* Аромштам, М. С. Мохнатый ребенок : истории о людях и животных / Марина Аромштам ; ил. М. Журавлевой. — Москва : КомпасГид, 2010. — 206, [1] с. : ил.
* Аромштам, М. С. Мохнатый ребенок : истории о людях и животных / Марина Аромштам ; ил. М. Журавлевой. — Москва : КомпасГид, 2010. — 206, [1] с. : ил.
* Аромштам, М. С. Весенние сказки / Марина Аромштам ; рисунки Марии Овчинниковой. — Москва : КомпасГид, 2014. — 20 с. : цв. ил.
* Аромштам, М. С. Весенние сказки / Марина Аромштам ; рисунки Марии Овчинниковой. — Москва : [[КомпасГид]], 2014. — 20 с. : цв. ил.
* Аромштам, М. Ворон Клара и яблочный год / Марина Аромштам ; [ил. В. Коротаевой]. — Москва : Время, 2016. — 76 с. : цв. ил. — (Время — детство!).
* Аромштам, М. Ворон Клара и яблочный год / Марина Аромштам ; [ил. В. Коротаевой]. — Москва : Время, 2016. — 76 с. : цв. ил. — (Время — детство!).
* Аромштам, М. С. Земные приключения марсоходика / Марина Аромштам ; рисунки Сергея Гаврилова. — Москва : Абрикобукс, 2019. — 87 с. : цв. ил. — (Детский почерк).
* Аромштам, М. С. Земные приключения марсоходика / Марина Аромштам ; рисунки Сергея Гаврилова. — Москва : Абрикобукс, 2019. — 87 с. : цв. ил. — (Детский почерк).
Строка 267: Строка 267:


[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]
[[Категория:Переводчики]]

Навигация