44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: ««Галчонок» (в дореволюционной орфографии «Галченокъ») — детский иллюстрированный журн…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 8: | Строка 8: | ||
Представляя журнал читателям, Радаков в непринуждённой манере поведал о том, как создавалось издание, и что задумано оно еженедельным: «На столе сидел маленький-маленький галчонок, и вид у него был такой жалкий, точно судьба предназначала ему вечно видеть над собой вместо голубого неба потолок карцера, а его балльник решила сделать кладовой для единиц и двоек всей гимназии. Несчастное существо увидели писатель, художник и метранпаж… И вскоре целые стаи птенцов, привыкших всюду совать свои любопытные клювы, полетели в сумки газетчиков. А оттуда — в комнатных читателей: за год соберётся большая стая — в пятьдесят два галчонка, выстроят они себе на книжной полке дом из хорошего переплёта и будут себе жить, да поживать, пока их не истреплют». | Представляя журнал читателям, Радаков в непринуждённой манере поведал о том, как создавалось издание, и что задумано оно еженедельным: «На столе сидел маленький-маленький галчонок, и вид у него был такой жалкий, точно судьба предназначала ему вечно видеть над собой вместо голубого неба потолок карцера, а его балльник решила сделать кладовой для единиц и двоек всей гимназии. Несчастное существо увидели писатель, художник и метранпаж… И вскоре целые стаи птенцов, привыкших всюду совать свои любопытные клювы, полетели в сумки газетчиков. А оттуда — в комнатных читателей: за год соберётся большая стая — в пятьдесят два галчонка, выстроят они себе на книжной полке дом из хорошего переплёта и будут себе жить, да поживать, пока их не истреплют». | ||
===«Галчонок» / Структура== | |||
В журнале было несколько разделов, основные — литературный, естественнонаучный, исторический. Все материалы преподносились читателю с юмором. Очень популярны были тематические карты, которые предоставляли информацию в забавной и наглядной форме («Карта древнего мира», «Где какие животные живут в России»). Выходили и специальные тематические номера, посвященные конкретной теме («О зверях», «1812 год», «Экзамены», «Игрушки»). Присутствовала и важная для «Сатирикона» социальная тематика: особая «Газета Галчонка» рассказывала об актуальных событиях современности. | В журнале было несколько разделов, основные — литературный, естественнонаучный, исторический. Все материалы преподносились читателю с юмором. Очень популярны были тематические карты, которые предоставляли информацию в забавной и наглядной форме («Карта древнего мира», «Где какие животные живут в России»). Выходили и специальные тематические номера, посвященные конкретной теме («О зверях», «1812 год», «Экзамены», «Игрушки»). Присутствовала и важная для «Сатирикона» социальная тематика: особая «Газета Галчонка» рассказывала об актуальных событиях современности. | ||
Строка 17: | Строка 18: | ||
«Галчонок» резко отличался от большинства современных ему изданий не только содержанием и манерой общения с читателями. Журнал был другим визуально. Во-первых, в нём было много рисованных историй с продолжением и забавных картинок, нередко парадоксальных, на грани абсурда: рыбой-пилой спиливают пальму, удава превращают в шланг для воды, ловят рыбу в клюве пеликана. Во-вторых, «Галчонок» был цветным. Оформляли издание лучшие художники-«сатириконцы», включая самого Радакова, и члены художественного объединения «Мир искусства». Последние публиковались редко, но их работы задали высокую планку этетических требований. А Радаков сформулировал дополнительные требования к художникам, учитывая, что «Галчонок» — издание для детей. Редактор считал необходимым смягчать в рисунках ядовитый сарказм, столь привычный для «Сатирикона», но абсолютно неуместный в «Галчонке». Этому журналу требовался художник особого склада, осознающий важность органической связи иллюстрации и текста, понимающий конкретность и эмоциональность детского мышления, наделённый фантазией и чувством юмора. Радаков гордился, что именно он первым разглядел эти качества в приглашённых им в журнал Николае Радлове и Владимире Лебедеве, будущих великих иллюстраторах. | «Галчонок» резко отличался от большинства современных ему изданий не только содержанием и манерой общения с читателями. Журнал был другим визуально. Во-первых, в нём было много рисованных историй с продолжением и забавных картинок, нередко парадоксальных, на грани абсурда: рыбой-пилой спиливают пальму, удава превращают в шланг для воды, ловят рыбу в клюве пеликана. Во-вторых, «Галчонок» был цветным. Оформляли издание лучшие художники-«сатириконцы», включая самого Радакова, и члены художественного объединения «Мир искусства». Последние публиковались редко, но их работы задали высокую планку этетических требований. А Радаков сформулировал дополнительные требования к художникам, учитывая, что «Галчонок» — издание для детей. Редактор считал необходимым смягчать в рисунках ядовитый сарказм, столь привычный для «Сатирикона», но абсолютно неуместный в «Галчонке». Этому журналу требовался художник особого склада, осознающий важность органической связи иллюстрации и текста, понимающий конкретность и эмоциональность детского мышления, наделённый фантазией и чувством юмора. Радаков гордился, что именно он первым разглядел эти качества в приглашённых им в журнал Николае Радлове и Владимире Лебедеве, будущих великих иллюстраторах. | ||
==«Галчонок» / Критика== | |||
«Галчонок» имел оглушительный успех — у детей, но не у взрослых. Большинство родителей и педагогов считали, что в журнале слишком много веселья и вольностей. Особое раздражение вызывали шутки по поводу гимназии и преподавателей. В одном из номеров, например, «Галчонок» поменял местами учеников и учителей, осуществив любимую фантазию всех детей: на рисунке едва поместившиеся за партой тучные гимназические преподаватели испуганно поглядывают на мальчишку с указкой, символом учительской власти, в руке и тайком передают друг другу шпаргалки. | «Галчонок» имел оглушительный успех — у детей, но не у взрослых. Большинство родителей и педагогов считали, что в журнале слишком много веселья и вольностей. Особое раздражение вызывали шутки по поводу гимназии и преподавателей. В одном из номеров, например, «Галчонок» поменял местами учеников и учителей, осуществив любимую фантазию всех детей: на рисунке едва поместившиеся за партой тучные гимназические преподаватели испуганно поглядывают на мальчишку с указкой, символом учительской власти, в руке и тайком передают друг другу шпаргалки. | ||
Очень скоро «Галчонок» стал подвергаться критике. Задорные стихи и карикатуры, юмористические анкеты и озорные рассказы сторонники существовавшей системы воспитания и образования считали вредным дурновкусием. «Осатириконивание детей должно встречать самый решительный отпор, потому что с чистым служением родному народу, искусству, литературе оно ничего общего не имеет», — писал известный педагог В. А. Зеленко. Кроме того, высказывалось мнение, что публикация детских стихов и рисунков порождает тщеславие в неокрепших душах юных авторов, а общественно-политические темы в журнале для детей вообще недопустимы. Сказала своё слово и официальная цензура, запретив печатать некоторые материалы (например, о сборе пожертвований голодающим детям) и рисунки (изображение Божьей Матери рядом с «безобразными рисунками «Галчонка» было названо кощунством). Коллеги по цеху тоже отзывались о «Галчонке» неодобрительно, в частности, поэт Серебряного века Поликсена Соловьёва, издатель одного из самых популярных детских журналов «Тропинка». | Очень скоро «Галчонок» стал подвергаться критике. Задорные стихи и карикатуры, юмористические анкеты и озорные рассказы сторонники существовавшей системы воспитания и образования считали вредным дурновкусием. «Осатириконивание детей должно встречать самый решительный отпор, потому что с чистым служением родному народу, искусству, литературе оно ничего общего не имеет», — писал известный педагог В. А. Зеленко. Кроме того, высказывалось мнение, что публикация детских стихов и рисунков порождает тщеславие в неокрепших душах юных авторов, а общественно-политические темы в журнале для детей вообще недопустимы. Сказала своё слово и официальная цензура, запретив печатать некоторые материалы (например, о сборе пожертвований голодающим детям) и рисунки (изображение Божьей Матери рядом с «безобразными рисунками «Галчонка» было названо кощунством). Коллеги по цеху тоже отзывались о «Галчонке» неодобрительно, в частности, поэт Серебряного века Поликсена Соловьёва, издатель одного из самых популярных детских журналов «Тропинка». | ||
Радаков возражал, говорил, что «ребёнок должен учиться, играя», но этим вызывал ещё больший гнев ревнителей нравственности. Они требовали закрыть опасный рассадник вольнодумства. Не выдержав давления, владелец журнала М. Г. Корнфельд пошёл на уступки. В журнале появились «благонравные» материалы, раздел для девочек «Как я вышиваю». А когда объявили, что скоро начнут печатать повесть Л. Чарской «Дочь генерала», Радаков ушёл из «Галчонка». «Обновлённый» журнал стал быстро терять читателей и, с трудом дотянув до конца 1913 года, перестал выходить. | Радаков возражал, говорил, что «ребёнок должен учиться, играя», но этим вызывал ещё больший гнев ревнителей нравственности. Они требовали закрыть опасный рассадник вольнодумства. Не выдержав давления, владелец журнала М. Г. Корнфельд пошёл на уступки. В журнале появились «благонравные» материалы, раздел для девочек «Как я вышиваю». А когда объявили, что скоро начнут печатать повесть [[Чарская Лидия Алексеевна|Л. Чарской]] «Дочь генерала», Радаков ушёл из «Галчонка». «Обновлённый» журнал стал быстро терять читателей и, с трудом дотянув до конца 1913 года, перестал выходить. | ||
«Галчонок» был не идеален. Стараясь быть ближе к своей аудитории, говорить на понятном и интересном ребёнку языке, авторы журнала нередко излагали серьёзные проблемы в анекдотическом ключе, поощряли слишком дерзкие шалости персонажей и читателей и почти всегда нелицеприятно изображали педагогов. Однако просчёты не умаляют важной роли, которую сыграл «Галчонок» в развитии отечественной детской журналистики. Радаков и его соратники были первыми, кто попытался показать юному читателю большой мир, познакомить с явлениями, которые до той поры считались недоступными для детского восприятия. Кроме того, «Галчонок» создавал новую эстетику детской периодики. Он предвосхитил многие открытия 1920-х — начала 1930-х годов, благодаря которым отечественная детская книга и детская журналистика снискали широкое международное признание. | «Галчонок» был не идеален. Стараясь быть ближе к своей аудитории, говорить на понятном и интересном ребёнку языке, авторы журнала нередко излагали серьёзные проблемы в анекдотическом ключе, поощряли слишком дерзкие шалости персонажей и читателей и почти всегда нелицеприятно изображали педагогов. Однако просчёты не умаляют важной роли, которую сыграл «Галчонок» в развитии отечественной детской журналистики. Радаков и его соратники были первыми, кто попытался показать юному читателю большой мир, познакомить с явлениями, которые до той поры считались недоступными для детского восприятия. Кроме того, «Галчонок» создавал новую эстетику детской периодики. Он предвосхитил многие открытия 1920-х — начала 1930-х годов, благодаря которым отечественная детская книга и детская журналистика снискали широкое международное признание. |