44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 28 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
|Портрет = Olesha-YUrij.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg --> | |Портрет = Olesha-YUrij.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg --> | ||
|Описание портрета = Юрий Олеша | |Описание портрета = Юрий Олеша | ||
|Имя при рождении = | |Имя при рождении = Юрий Олеша | ||
|Псевдоним(ы) = | |Псевдоним(ы) = | ||
|Дата рождения = 19 февраля (3 марта) 1899 | |Дата рождения = 19 февраля (3 марта) 1899 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | ||
|Место рождения = Елисаветград, Херсонская губерния, Российская империя | |Место рождения = Елисаветград, Херсонская губерния, Российская империя | ||
|Дата смерти = 10.05.1960 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 --> | |Дата смерти = 10.05.1960 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 --> | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
|Сайт = <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org --> | |Сайт = <!-- введите адрес ссылки начиная с http:// или https:// например - |Сайт =http://aksakoff.org --> | ||
|Срок авторских прав = <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 --> | |Срок авторских прав = <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Срок авторских прав =06.11.1978 --> | ||
|Автограф = | |Автограф = Olesha-avtograf.jpg <!-- впишите название файла например - |Автограф =Sergej Aksakov Aftograf.jpg --> | ||
}} | }} | ||
__FORCETOC__ | __FORCETOC__ | ||
Юрий Карлович Олеша — русский советский писатель, прозаик и драматург. | Юрий Карлович Олеша — русский советский писатель, прозаик и драматург. | ||
== Биография == | ==Юрий Олеша / Биография == | ||
Юрий Олеша родился в Елисаветграде (ныне Кропивницкий) в обедневшей дворянской семье польского происхождения с западнорусскими корнями. Отец писателя, Карл Антонович, был акцизным чиновником. В 1902 году семья переехала в Одессу. Юрий Олеша окончил Ришельевскую гимназию, учился на юридическом факультете Новороссийского (Одесского) университета. Печатался с 1915 года (стихи в газете «Одесский вестник»). | Юрий Олеша родился в Елисаветграде (ныне Кропивницкий) в обедневшей дворянской семье польского происхождения с западнорусскими корнями. Отец писателя, Карл Антонович, был акцизным чиновником. В 1902 году семья переехала в Одессу. Юрий Олеша окончил Ришельевскую гимназию, учился на юридическом факультете Новороссийского (Одесского) университета. Печатался с 1915 года (стихи в газете «Одесский вестник»). | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
В Харькове и Москве Олеша занимался журналистикой (в частности, писал пропагандистские стихи и фельетоны под псевдонимом Зубило). В 1924 г. он написал сказку «Три толстяка», опубликованную лишь четыре года спустя. Славу писателю принес, однако, роман «Зависть» (1927 г.), в главных героях-антагонистах которого (Николае Кавалерове и Андрее Бабичеве) угадываются черты самого Олеши и Нарбута. Основная коллизия романа — конфликт человека «старого мира», носителя обречённой культуры, и торжествующей социалистической утопии. В романе Олеша в полной мере демонстрирует своё стилистическое мастерство, зрительное богатство своей прозы — так же, как в «Трёх толстяках». По существу, этими произведениями (к которым можно прибавить книгу рассказов «Вишнёвая косточка», 1931 г.) исчерпывается его основной корпус произведений. В последующие годы Олеша создаёт инсценировки этих двух своих книг, работает над романом «Нищий», пишет пьесы «Список благодеяний»(1930 г.) и «Нищий, или Смерть Занда» (1930 г., неоконч.), в которых отразилось его внутреннее смятение и противоречивое восприятие советской реальности. | В Харькове и Москве Олеша занимался журналистикой (в частности, писал пропагандистские стихи и фельетоны под псевдонимом Зубило). В 1924 г. он написал сказку «Три толстяка», опубликованную лишь четыре года спустя. Славу писателю принес, однако, роман «Зависть» (1927 г.), в главных героях-антагонистах которого (Николае Кавалерове и Андрее Бабичеве) угадываются черты самого Олеши и Нарбута. Основная коллизия романа — конфликт человека «старого мира», носителя обречённой культуры, и торжествующей социалистической утопии. В романе Олеша в полной мере демонстрирует своё стилистическое мастерство, зрительное богатство своей прозы — так же, как в «Трёх толстяках». По существу, этими произведениями (к которым можно прибавить книгу рассказов «Вишнёвая косточка», 1931 г.) исчерпывается его основной корпус произведений. В последующие годы Олеша создаёт инсценировки этих двух своих книг, работает над романом «Нищий», пишет пьесы «Список благодеяний»(1930 г.) и «Нищий, или Смерть Занда» (1930 г., неоконч.), в которых отразилось его внутреннее смятение и противоречивое восприятие советской реальности. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Юрий Олеша"> | |||
Файл:YUrij-Olesha (5).jpg|Зависть / Юрий Олеша | |||
Файл:YUrij-Olesha (4).jpg|Михаил Файнзильберг, Валентин Катаев, Михаил Булгаков, Юрий Олеша и Иосиф Уткин на похоронах Владимира Маяковского,1930 | |||
Файл:YUrij-Olesha (3).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша | |||
Файл:YUrij-Olesha (2).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша | |||
Файл:YUrij-Olesha (1).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша | |||
</gallery></center> | |||
На I съезде советских писателей (1934 г.) Олеша выступил с речью, в которой отразились как его мучительные метания, так и субъективное желание поставить свой дар на службу коммунистическому будущему, отречься от своей «особости». Однако в случае Олеши «сдача и гибель советского интеллигента» (по выражению биографа Олеши, Аркадия Белинкова) выразились скорее не в творческой деградации, а в многолетнем молчании. В течение 1930-х гг. создано лишь несколько киносценариев («Строгий юноша», 1934 г.; «Болотные солдаты», 1938 г.; «Ошибка инженера Кочина», 1939 г.) из которых лишь первый в небольшой степени касается близкой Олеше эстетической и социальной проблематики. Затем писатель полностью посвящает себя работе над инсценировками классики и иной литературной поденщине. | На I съезде советских писателей (1934 г.) Олеша выступил с речью, в которой отразились как его мучительные метания, так и субъективное желание поставить свой дар на службу коммунистическому будущему, отречься от своей «особости». Однако в случае Олеши «сдача и гибель советского интеллигента» (по выражению биографа Олеши, Аркадия Белинкова) выразились скорее не в творческой деградации, а в многолетнем молчании. В течение 1930-х гг. создано лишь несколько киносценариев («Строгий юноша», 1934 г.; «Болотные солдаты», 1938 г.; «Ошибка инженера Кочина», 1939 г.) из которых лишь первый в небольшой степени касается близкой Олеше эстетической и социальной проблематики. Затем писатель полностью посвящает себя работе над инсценировками классики и иной литературной поденщине. | ||
Лишь в конце жизни Олеша вернулся к серьёзному творчеству. С 1953 года он работал над автобиографическими записками, частично напечатанными в 1956 году под названием «Ни дня без строчки». После смерти писателя, в 1965 г., эти записки были изданы отдельной книгой под таким же названием. Полное издание — «Книга прощания» (1999 г.). | Лишь в конце жизни Олеша вернулся к серьёзному творчеству. С 1953 года он работал над автобиографическими записками, частично напечатанными в 1956 году под названием «Ни дня без строчки». После смерти писателя, в 1965 г., эти записки были изданы отдельной книгой под таким же названием. Полное издание — «Книга прощания» (1999 г.). | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Юрий Олеша"> | |||
Файл:Tri-tolstyaka (2).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. [[Категория:Владимирский Леонид|Леонид Владимирский]] | |||
Файл:Tri-tolstyaka (5).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. [[Владимирский Леонид Викторович|Леонид Владимирский]] | |||
Файл:Tri-tolstyaka (4).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Леонид Владимирский | |||
Файл:Tri-tolstyaka (3).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Леонид Владимирский | |||
Файл:Tri-tolstyaka (1).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Леонид Владимирский | |||
</gallery></center> | |||
В 1929 году Олеша женился на Ольге Суок, сестре своей первой возлюбленной. В семье жил Игорь, сын Ольги от первого брака, покончивший с собой в 1937 году. | В 1929 году Олеша женился на Ольге Суок, сестре своей первой возлюбленной. В семье жил Игорь, сын Ольги от первого брака, покончивший с собой в 1937 году. | ||
Строка 38: | Строка 56: | ||
Умер Юрий Олеша в Москве. | Умер Юрий Олеша в Москве. | ||
Основной вклад Юрия Олеши в детскую литературу связан со сказкой «Три толстяка». Сказка посвящена 14-летней Валентине Грюнзайн, в 1928 году вышедшей замуж за писателя Евгения Петрова. О. Э. Мандельштам охарактеризовал её так: «хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции». Сюжет сказки на первый взгляд наивно-идеологичен — речь идёт о борьбе жителей некого города против захвативших в нём власть трёх толстяков — богатеев-монополистов. Вся «буржуазия» (вплоть до трактирщиков) выступает единым фронтом на стороне «толстяков» против объединённых «трудящихся». Однако это лишь внешняя рамка для иного, подлинного действия. Главные герои книги — «наследник Тутти», символ будущего, предмет иррациональной привязанности и культа правителей-толстяков, его сестра Суок (Олеша воспользовался именем своей неверной возлюбленной!) и неотличимая от неё кукла. Взаимные превращения живого и неживого, подлинного и искусственного миров — таков глубинный мотив действия. Освобождение города из-под власти толстяков революционерами во главе с оружейником Просперо и канатоходцем Тибулом кажется разрушением злых чар, снятием заклятья. Мир превращается в волшебный цирк, в котором и обретают своё место мальчик и девочка. | Основной вклад Юрия Олеши в детскую литературу связан со сказкой «Три толстяка». Сказка посвящена 14-летней Валентине Грюнзайн, в 1928 году вышедшей замуж за писателя Евгения Петрова. [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Э. Мандельштам]] охарактеризовал её так: «хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции». Сюжет сказки на первый взгляд наивно-идеологичен — речь идёт о борьбе жителей некого города против захвативших в нём власть трёх толстяков — богатеев-монополистов. Вся «буржуазия» (вплоть до трактирщиков) выступает единым фронтом на стороне «толстяков» против объединённых «трудящихся». Однако это лишь внешняя рамка для иного, подлинного действия. Главные герои книги — «наследник Тутти», символ будущего, предмет иррациональной привязанности и культа правителей-толстяков, его сестра Суок (Олеша воспользовался именем своей неверной возлюбленной!) и неотличимая от неё кукла. Взаимные превращения живого и неживого, подлинного и искусственного миров — таков глубинный мотив действия. Освобождение города из-под власти толстяков революционерами во главе с оружейником Просперо и канатоходцем Тибулом кажется разрушением злых чар, снятием заклятья. Мир превращается в волшебный цирк, в котором и обретают своё место мальчик и девочка. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Юрий Олеша"> | |||
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (2).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин | |||
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (3).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин | |||
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (4).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин | |||
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (5).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин | |||
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (6).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин | |||
</gallery></center> | |||
Другие произведения Олеши для детей — стихотворение «О лисе» (1948 г.), сценарии мультфильмов «Девочка в цирке» (1949 г.) и «Огонь» («Мышь и время», 1950 г., фильм поставлен в 1971 г.) — представляют главным образом исторический и биографический интерес. | Другие произведения Олеши для детей — стихотворение «О лисе» (1948 г.), сценарии мультфильмов «Девочка в цирке» (1949 г.) и «Огонь» («Мышь и время», 1950 г., фильм поставлен в 1971 г.) — представляют главным образом исторический и биографический интерес. | ||
==Книги== | ==Юрий Олеша / Книги== | ||
*Олеша, Ю. К. Зависть : Роман / Юрий Олеша ; с рис. Натана Альтман ; обложка: Натан Альтман. — Ленинград ; Москва : Земля и фабрика, [MCMXXVIII][1928] (Москва: тип. Госиздата «Красный пролетарий». — 141 с., [3] с. объявл., [2] вклад. л. красочн. ил. — [Хранится в РГБ]. | *Олеша, Ю. К. Зависть : Роман / Юрий Олеша ; с рис. Натана Альтман ; обложка: Натан Альтман. — Ленинград ; Москва : Земля и фабрика, [MCMXXVIII][1928] (Москва: тип. Госиздата «Красный пролетарий». — 141 с., [3] с. объявл., [2] вклад. л. красочн. ил. — [Хранится в РГБ]. | ||
Строка 60: | Строка 87: | ||
*Олеша, Ю. К. Малое собрание сочинений / Юрий Олеша. — Санкт-Петербург : Азбука, 2020. — 637 с. | *Олеша, Ю. К. Малое собрание сочинений / Юрий Олеша. — Санкт-Петербург : Азбука, 2020. — 637 с. | ||
==Юрий Олеша в | ==Юрий Олеша / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*Олеша, Ю. К. Три толстяка / Юрий Олеша. — Электронный ресурс. — Москва : Издательство "Э", 2016. — 197860 зн. | *Олеша, Ю. К. Три толстяка / Юрий Олеша. — Электронный ресурс. — Москва : Издательство "Э", 2016. — 197860 зн. | ||
Олеша, Ю. К. Три толстяка (Ч.1) [Диафильм : Электронный ресурс] / Ю. Олеша; худож. К. Сапегин. — Электрон.ресурс. — Москва : Диафильм, 1966 (Москва : РГДБ). — 2 дф. (50 кд.; 60 кд.). | *[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/37041#page/0/mode/2up Олеша, Ю. К.] Три толстяка (Ч.1) [Диафильм : Электронный ресурс] / Ю. Олеша; худож. К. Сапегин. — Электрон.ресурс. — Москва : Диафильм, 1966 (Москва : РГДБ). — 2 дф. (50 кд.; 60 кд.). | ||
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/37042#page/0/mode/2up Олеша, Ю. К.] Три толстяка (Ч.2) [Диафильм : Электронный ресурс] / Ю. Олеша; худож. К. Сапегин. — Электрон.ресурс. — Москва : Диафильм, 1966 (Москва : РГДБ). — 2 дф. (50 кд.; 60 кд.). — Оригинал хранится в [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]. | |||
==О жизни и творчестве== | ==О жизни и творчестве== | ||
Строка 70: | Строка 97: | ||
*Алигер, М. И. Встречи и разлуки [воспоминания о Светлове, Чуковском, Твардовском, Олеше, Ахматовой и др.] / Маргарита Алигер. — Москва : Известия, 1989. — 573 с., ил. — (Библиотека «Дружбы народов»). | *Алигер, М. И. Встречи и разлуки [воспоминания о Светлове, Чуковском, Твардовском, Олеше, Ахматовой и др.] / Маргарита Алигер. — Москва : Известия, 1989. — 573 с., ил. — (Библиотека «Дружбы народов»). | ||
*Ануфриев, А. Е. Характер конфликта в романе Ю. Олеши «Зависть» / А. Е. Ануфриев // Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе : сборник статей. — Киров: Вятский гос. гуманитарный ун-т , 2007.— C. 37–40. | *Ануфриев, А. Е. Характер конфликта в романе Ю. Олеши «Зависть» / А. Е. Ануфриев // Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе : сборник статей. — Киров: Вятский гос. гуманитарный ун-т , 2007.— C. 37–40. | ||
*Арзамасцева, И. Н. Античные мотивы в рассказе Юрия Олеши «Цепь» / Ирина Арзамасцева // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина. Сер.: Гуманит. науки. — Ч. 1. — Москва : МПГУ, 1994. — С. 7–10. | *Арзамасцева, И. Н. Античные мотивы в рассказе Юрия Олеши «Цепь» / [[Арзамасцева Ирина Николаевна|Ирина Арзамасцева]] // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина. Сер.: Гуманит. науки. — Ч. 1. — Москва : МПГУ, 1994. — С. 7–10. | ||
*Арзамасцева, И. Н. От зрелища к слову: Сказка Ю. Олеши "Три Tолстяка" как памятник | *Арзамасцева, И. Н. От зрелища к слову: Сказка Ю. Олеши "Три Tолстяка" как памятник русского авангарда 20-х гг. / Ирина Арзамасцева // Детская литература. — 1994. — № 3. — С. 13–16. | ||
*Арнаутова, Д. П. Приемы трансформации нарратива в драматургический дискурс: «Зависть» и «Заговор чувств» Ю. Олеши / Д. П. Арнаутова // Первые научные штудии : сборник научных трудов / под ред. Е. Г. Николаевой. — Вып. 7. — Новосибирск : НГПУ, 2017. — С. 106–110. | *Арнаутова, Д. П. Приемы трансформации нарратива в драматургический дискурс: «Зависть» и «Заговор чувств» Ю. Олеши / Д. П. Арнаутова // Первые научные штудии : сборник научных трудов / под ред. Е. Г. Николаевой. — Вып. 7. — Новосибирск : НГПУ, 2017. — С. 106–110. | ||
*Афанасьева, А. С. Система мотивов в произведениях Ю. Олеши 20-х годов / А. С. Афанасьева // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: История. Филология. — Томск : ТГПУ, 1997. — Вып. 1. — С. 40–44. | *Афанасьева, А. С. Система мотивов в произведениях Ю. Олеши 20-х годов / А. С. Афанасьева // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: История. Филология. — Томск : ТГПУ, 1997. — Вып. 1. — С. 40–44. | ||
*Белинков, А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша / Аркадий Белинков; [Вступ. ст. М. Чудаковой, с. 5-22]. — Москва : РИК «Культура», 1997. — 537,[2] с., [8] л. ил. | *Белинков, А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша / Аркадий Белинков; [Вступ. ст. М. Чудаковой, с. 5-22]. — Москва : РИК «Культура», 1997. — 537,[2] с., [8] л. ил. | ||
*Беляков, С. С. Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша // Урал. — 2004. — № 10. — С. 242–247. | *Беляков, С. С. Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша // Урал. — 2004. — № 10. — С. 242–247. | ||
*Беляков, С. С. Хороший плохой писатель Олеша // Урал. — 2001. — № 9. — С. 236–248. | *Беляков, С. С. Хороший плохой писатель Олеша // Урал. — 2001. — № 9. — С. 236–248. | ||
*Блюмбаум, А. Оживающая статуя и воплощенная музыка: Контексты «Строгого юноши» / Аркадий Блюмбаум // Новое литературное обозрение. — 2008. — № 89. — C. 138–189. | *Блюмбаум, А. Оживающая статуя и воплощенная музыка: Контексты «Строгого юноши» / Аркадий Блюмбаум // Новое литературное обозрение. — 2008. — № 89. — C. 138–189. | ||
*Вайскопф, М. Я. Андрей Бабичев и его прообраз в «Зависти» Юрия Олеши / Михаил Вайскопф // Изв. АН. Сер. лит. и яз.— Т. 53, № 5. — Москва : Наука, 1994. — С. 69–76. | *Вайскопф, М. Я. Андрей Бабичев и его прообраз в «Зависти» Юрия Олеши / Михаил Вайскопф // Изв. АН. Сер. лит. и яз.— Т. 53, № 5. — Москва : Наука, 1994. — С. 69–76. | ||
*Варна, В. Миф Юрия Олеши / В. Варна. — Одесса : Айс Принт, 2013. — 373 с., портр. | *Варна, В. Миф Юрия Олеши / В. Варна. — Одесса : Айс Принт, 2013. — 373 с., портр. | ||
*Виницкий, И. Хозяйка кровати: Заключительная сцена романа Ю.Олеши «Зависть» / Илья Виницкий // Новый журнал. — Нью-Йорк, 2003. — Кн. 231. — С. 248–254. | *Виницкий, И. Хозяйка кровати: Заключительная сцена романа Ю.Олеши «Зависть» / Илья Виницкий // Новый журнал. — Нью-Йорк, 2003. — Кн. 231. — С. 248–254. | ||
*Гудкова, В. В. Как официоз "работал" с писателем: Эволюция самоописаний Юрия Олеши / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 2004. — № 68. — С. 128–147. | *Гудкова, В. В. Как официоз "работал" с писателем: Эволюция самоописаний Юрия Олеши / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 2004. — № 68. — С. 128–147. | ||
*Гудкова, В. В. Мечта о голосе [о пьесе «Список благодеяний»] / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 1999. — № 38. — С. 143–165 | *Гудкова, В. В. Мечта о голосе [о пьесе «Список благодеяний»] / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 1999. — № 38. — С. 143–165 | ||
*Гудкова, В. В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний» : Опыт театральной археологии / Виолетта Гудкова. — Москва : Новое литературное обозрение, 2002. — 604 с. : ил., портр., факс. — (Научная библиотека). | *Гудкова, В. В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний» : Опыт театральной археологии / Виолетта Гудкова. — Москва : Новое литературное обозрение, 2002. — 604 с. : ил., портр., факс. — (Научная библиотека). | ||
Строка 100: | Строка 127: | ||
*Куляпин, А. И. «Русский фатализм»: Стратегии жизнетворчества Ю. Олеши и М. Зощенко / Александр Куляпин // Культура и текст. — 2001. — № 6. — C. 112–116. | *Куляпин, А. И. «Русский фатализм»: Стратегии жизнетворчества Ю. Олеши и М. Зощенко / Александр Куляпин // Культура и текст. — 2001. — № 6. — C. 112–116. | ||
*Куляпин, А. И. Творчество Ю. Олеши и психоанализ / Александр Куляпин // Проблемы межтекстовых связей. — Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997. — С. 102–108. | *Куляпин, А. И. Творчество Ю. Олеши и психоанализ / Александр Куляпин // Проблемы межтекстовых связей. — Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997. — С. 102–108. | ||
*Лейдерман, Н. Л. Драма самоотречения: Юрий Олеша и его роман «Зависть» / Наум Лейдерман // Урал. — 2008. — № 12. — С. 237–252 | *Лейдерман, Н. Л. Драма самоотречения: Юрий Олеша и его роман «Зависть» / Наум Лейдерман // Урал. — 2008. — № 12. — С. 237–252. | ||
*Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки: (На материале рус. лит. 1920-1980-х гг.) / Марк Липовецкий. — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1992. — 184 с. | *Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки: (На материале рус. лит. 1920-1980-х гг.) / Марк Липовецкий. — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1992. — 184 с. | ||
*Липовецкий, М. Н. «Три толстяка» Ю. Олеши как романтическая сказка / Марк Липовецкий // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1990. — С. 60–69. | *Липовецкий, М. Н. «Три толстяка» Ю. Олеши как романтическая сказка / Марк Липовецкий // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1990. — С. 60–69. | ||
Строка 124: | Строка 150: | ||
*Озерная, И. «Штучки» Ивана Бабичева в первых вариантах повести Юрия Олеши «Зависть» / Ирина Озерная // Литературная учеба. — 1989. — № 2. — С. 158–159. | *Озерная, И. «Штучки» Ивана Бабичева в первых вариантах повести Юрия Олеши «Зависть» / Ирина Озерная // Литературная учеба. — 1989. — № 2. — С. 158–159. | ||
*Озерная, И. Король и сказочник : Очерк [о жизни и творчестве Ю.К.Олеши] / Ирина Озерная // Юность. — 2010. — № 4. — С. 9–16. | *Озерная, И. Король и сказочник : Очерк [о жизни и творчестве Ю.К.Олеши] / Ирина Озерная // Юность. — 2010. — № 4. — С. 9–16. | ||
*Озерная, И. Пан круль Ежи Перший: Посвящается памяти Андрея Андреевича Цывиса [польские корни родословной Ю. К. Олеши] / Ирина Озерная // Октябрь. — 2013. — № 6. — С. 142–155. | *Озерная, И. Пан круль Ежи Перший: Посвящается памяти Андрея Андреевича Цывиса [польские корни родословной Ю. К. Олеши] / Ирина Озерная // Октябрь. — 2013. — № 6. — С. 142–155. | ||
*Озеров, Л. Человек–спектакль / Л. Озеров // Литературная Россия. — 1988. — 16 сент. — № 37. — С. 18–19. | *Озеров, Л. Человек–спектакль / Л. Озеров // Литературная Россия. — 1988. — 16 сент. — № 37. — С. 18–19. | ||
*Панченко, И. Черновики Юрия Олеши: (К 100-летию со дня рождения Ю.К. Олеши) / И. Панченко // Новый журнал. — Нью-Йорк, 1999. — Кн. 216. — С. 155–176. | *Панченко, И. Черновики Юрия Олеши: (К 100-летию со дня рождения Ю.К. Олеши) / И. Панченко // Новый журнал. — Нью-Йорк, 1999. — Кн. 216. — С. 155–176. | ||
Строка 136: | Строка 162: | ||
*Саморукова, И. В. О праздничности романа Ю. Олеши «Зависть» / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1989. — С. 126–139. | *Саморукова, И. В. О праздничности романа Ю. Олеши «Зависть» / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1989. — С. 126–139. | ||
*Саморукова, И. В. Тема художника в творчестве Юрия Олеши (тридцатые годы) / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1990. — С. 117–133. | *Саморукова, И. В. Тема художника в творчестве Юрия Олеши (тридцатые годы) / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1990. — С. 117–133. | ||
*Сарнов, Б. М. Бремя таланта: Портреты и памфлеты [об автобиографической прозе Ю. К. Олеши и др.]/ Бенедикт Сарнов. — Москва : Советский писатель, 1987. — 384 с., портр. | *Сарнов, Б. М. Бремя таланта: Портреты и памфлеты [об автобиографической прозе Ю. К. Олеши и др.]/ [[Сарнов Бенедикт Михайлович|Бенедикт Сарнов]]. — Москва : Советский писатель, 1987. — 384 с., портр. | ||
*Семенихина, М. В. Прецедентные имена античной культуры в романе-сказке Ю. К. Олеши «Три Толстяка» // Романский коллегиум. — Вып. 1. — Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2007. — C. 100–107. | *Семенихина, М. В. Прецедентные имена античной культуры в романе-сказке Ю. К. Олеши «Три Толстяка» // Романский коллегиум. — Вып. 1. — Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2007. — C. 100–107. | ||
*Скалон, Н. Р. Философские возможности "предметного" стиля: (Проза Ю.Олеши) / Н. Р. Скалон // Художественное творчество и взаимодействие литератур. — Алма-Ата : КазГУ, 1985. — С. 3–11. | *Скалон, Н. Р. Философские возможности "предметного" стиля: (Проза Ю.Олеши) / Н. Р. Скалон // Художественное творчество и взаимодействие литератур. — Алма-Ата : КазГУ, 1985. — С. 3–11. | ||
*Смирнов, И. Роман и смена эпох: «Зависть» Юрия Олеши / Игорь Смирнов // Звезда. — 2012. — № 8. — С. 211–222. | *Смирнов, И. Роман и смена эпох: «Зависть» Юрия Олеши / Игорь Смирнов // Звезда. — 2012. — № 8. — С. 211–222. | ||
*Соколов, Р. Герои и мученики [о поэтике романа «Три толстяка»] / Р. Соколов // Северная Аврора. — 2013. — № 19. — С. 113–120. | *Соколов, Р. Герои и мученики [о поэтике романа «Три толстяка»] / Р. Соколов // Северная Аврора. — 2013. — № 19. — С. 113–120. | ||
*Старшинов, Н. К. В Голицино, в былые годы [воспоминания о Ю. К. Олеше и Н. А. Заболоцком (50-60-е годы)] / Николай Старшинов // Юность. — 1988. — № 12. — С. 88–90. | *Старшинов, Н. К. В Голицино, в былые годы [воспоминания о Ю. К. Олеше и Н. А. Заболоцком (50-60-е годы)] / Николай Старшинов // Юность. — 1988. — № 12. — С. 88–90. | ||
*Сухих, И. Остается только метафора: 1927. «Зависть» Ю. Олеши / Игорь Сухих // Звезда. — 2002. — № 10. — С. 222–231. | *Сухих, И. Остается только метафора: 1927. «Зависть» Ю. Олеши / Игорь Сухих // Звезда. — 2002. — № 10. — С. 222–231. | ||
*Сычев, А. Видеть прекрасное [о раннем периоде творчества Ю. К. Олеши] / А. Сычев // Современная драматургия. — 1989. — № 4. — С. 236–239. | *Сычев, А. Видеть прекрасное [о раннем периоде творчества Ю. К. Олеши] / А. Сычев // Современная драматургия. — 1989. — № 4. — С. 236–239. | ||
*Терехова, М. Н. Художественные особенности романа-сказки Ю. К. Олеши «Три Толстяка» / М. Н. Терехова // Русская сказка. История и теория жанра. сборник научных статей / [отв. ред. С. Н. Травников, Е. К. Петривняя]. — Москва : Гос. ин-т русcк. яз. им. А. С. Пушкина, 2009. — C. 123–129. | *Терехова, М. Н. Художественные особенности романа-сказки Ю. К. Олеши «Три Толстяка» / М. Н. Терехова // Русская сказка. История и теория жанра. сборник научных статей / [отв. ред. С. Н. Травников, Е. К. Петривняя]. — Москва : Гос. ин-т русcк. яз. им. А. С. Пушкина, 2009. — C. 123–129. | ||
Строка 179: | Строка 205: | ||
*Разлучённые. Мультипликационный фильм. Режиссёр Николай Серебряков. 1980. | *Разлучённые. Мультипликационный фильм. Режиссёр Николай Серебряков. 1980. | ||
*Трое смелых. Художественный фильм. Режиссёр Миклош Чаньи. 1983. | *Трое смелых. Художественный фильм. Режиссёр Миклош Чаньи. 1983. | ||
==См. также== | |||
*[[Богомолов Владимир Осипович]] | |||
*[[Булычев Кир]] | |||
*[[Драгунский Виктор Юзефович]] | |||
*[[Житков Борис Степанович]] | |||
*[[Ильф Илья Арнольдович]] | |||
*[[Каверин Вениамин Александрович]] | |||
*[[Кассиль Лев Абрамович]] | |||
*[[Носов Николай Николаевич]] | |||
*[[Яковлев Юрий Яковлевич]] | |||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] |