Фаворский Никита Владимирович: различия между версиями

 
(не показано 16 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{#seo:
|title=Фаворский Никита Владимирович — ПроДетЛит
|title_mode=replace
|keywords=Фаворский, Никита Владимирович, ПроДетЛит, prodetlit
|description=Никита Владимирович Фаворский — советский художник-график. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии.
|image=Nikita-Favorskij.jpg
|image_alt=Никита Фаворский
}}
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Никита Фаворский
|ФИО                          = Никита Фаворский
Строка 22: Строка 30:
__FORCETOC__
__FORCETOC__
'''Никита Владимирович Фаворский''' — советский художник-график. Старший сын графика Владимира Фаворского.
'''Никита Владимирович Фаворский''' — советский художник-график. Старший сын графика Владимира Фаворского.
== Биография ==
==Никита Фаворский / Биография ==


Никита Владимирович Фаворский родился 23 мая (10 мая по ст. стилю) 1915 года в Москве в семье художника-графика и теоретика искусства Владимира Андреевича Фаворского (на тот момент – вольноопределяющегося в артиллерийском
Никита Владимирович Фаворский родился 23 мая (10 мая по ст. стилю) 1915 года в Москве в семье художника-графика и теоретика искусства Владимира Андреевича Фаворского (на тот момент – вольноопределяющегося в артиллерийском
училище, перед отправкой на фронт) и Марии Владимировны Фаворской
училище, перед отправкой на фронт) и Марии Владимировны Фаворской.


Семья Фаворских жила в 20-е годы в Сергиевом Посаде ( с 1929 г. Загорск) прямо на территории Троице-Сергиевой Лавры, в одном из монастырских корпусов на первом этаже. Сергиев Посад в те поры был одним из центров кустарного производства деревянной народной игрушки. Богатство народного творчества Никита Фаворский мог наблюдать, выйдя за стены Лавры и пройдя по торговым лавочкам и базару, раскинувшимся на площади и вдоль Лаврских стен.
Семья Фаворских жила в 20-е годы в Сергиевом Посаде ( с 1929 г. Загорск) прямо на территории Троице-Сергиевой Лавры, в одном из монастырских корпусов на первом этаже. Сергиев Посад в те поры был одним из центров кустарного производства деревянной народной игрушки. Богатство народного творчества Никита Фаворский мог наблюдать, выйдя за стены Лавры и пройдя по торговым лавочкам и базару, раскинувшимся на площади и вдоль Лаврских стен.
Строка 31: Строка 39:


<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Никита Фаворский">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Никита Фаворский">
Файл:Favorskij (1).jpg|Владимир Фаворский
Файл:Favorskij (2).jpg|Владимир Фаворский с сыном Никитой, сер. 1920-х годов
Файл:Favorskij (3).jpg|Семья Фаворских
Файл:Favorskij.jpg|Семья Фаворских. Мария, Владимир Андреевич, Мария Владимировна, Ольга Владимировна (мать Владимира Андреевича), Никита и Иван (слева направо), 1937
Файл:Favorskij.jpg|Семья Фаворских. Мария, Владимир Андреевич, Мария Владимировна, Ольга Владимировна (мать Владимира Андреевича), Никита и Иван (слева направо), 1937
Файл:Favorskij-Vladimir.jpg|Владимир Фаворский. Фото Ивана Бруни. Из семейного архива Натальи Бруни.
 
</gallery></center>
</gallery></center>


Резать гравюру Никита Фаворский  начал очень рано. Сохранились оттиски и печатные доски, датируемые 1925-м годом. Никита резал на обрезках отцовских досок. В его работах можно увидеть свободу владения техникой, знание законов графического языка, понимание материала – деревянной доски. Помимо гравюры, Никита увлекался вырезанием из дерева фигурок-скульптур.
Резать гравюру Никита Фаворский  начал очень рано. Сохранились оттиски и печатные доски, датируемые 1923-м годом. Никита резал на обрезках отцовских досок. В его работах можно увидеть свободу владения техникой, знание законов графического языка, понимание материала – деревянной доски. Помимо гравюры, Никита увлекался вырезанием из дерева фигурок-скульптур. фигурок-скульптур. И рисовал беспрерывно…


Мама Никиты, Мария Андреевна Фаворская, в девичестве фон Дервиз, (дочь художника Владимира фон Дервиза, близкого друга В.А.Серова) сама одаренная художница, оставила дневниковые записи о сыне. Вот строки, написанные, когда Никите не было и двух лет:
Мама Никиты, Мария Владимировна Фаворская, в девичестве фон Дервиз, (дочь художника Владимира фон Дервиза, близкого друга В.А.Серова) сама одаренная художница, оставила дневниковые записи о сыне. Вот строки, написанные, когда Никите не было и двух лет:


{{цитата|автор=|Страсть к карандашам – целый день не выпускает карандаша. И спать ложится с карандашом! <...> Недавно Никита горько плакал, потому что нарисованный мальчик держит хлеб в руке, а ему не дает!}}
{{цитата|автор=|Страсть к карандашам – целый день не выпускает карандаша. И спать ложится с карандашом! <...> Недавно Никита горько плакал, потому что нарисованный мальчик держит хлеб в руке, а ему не дает!}}
Строка 46: Строка 57:




Особым обаянием обладают его детские карандашные рисунки, порой подцвеченные акварелью или цветными карандашами. Герои этих работ – коты, котята и мыши. Каждый лист – целая история, имеющая протяженность во времени. На одном из них – мама-кошка с котенком. Мама, нарядно одетая, в туфельках на каблуке, держит в руке-лапе лапе корзинку с яйцами. Котенок, нарисованный динамично в повороте, держится за кошкину вторую лапу и помахивает морковкой. Вверху листа надпись детской рукой: «Мама, а когда мы будем красить яйца.»  и другой, взрослой рукой: «8 лет». То есть Никита Фаворский придумал и нарисовал эту картинку, когда ему было восемь лет. Всего два персонажа, одна коротенькая фраза, а получилась целая история, протяженная во времени, соединяющая все три времени – прошлое, настоящее и будущее.  
Особым обаянием обладают его детские карандашные и перовые рисунки, порой подцвеченные акварелью или цветными карандашами. Герои этих работ – коты, котята, зайцы и мыши. Каждый лист – целая история, имеющая протяженность во времени. На одном из них – мама-кошка с котенком. Мама, нарядно одетая, в туфельках на каблуке, держит в руке-лапе корзинку с яйцами. Котенок, нарисованный динамично в повороте, держится за кошкину вторую лапу и помахивает морковкой. Вверху листа надпись детской рукой: «Мама, а когда мы будем красить яйца.»  и другой, взрослой рукой: «8 лет». То есть Никита Фаворский придумал и нарисовал эту картинку, когда ему было восемь лет. Всего два персонажа, одна коротенькая фраза, а получилась целая история, протяженная во времени, соединяющая все три времени – прошлое, настоящее и будущее.  
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Никита Фаворский / Детские рисунки">
Файл:Favorskij-Nikita (2).jpg|Никита Фаворский. Детские рисунки, сер. 1920-х годов
Файл:Favorskij-Nikita (3).jpg|Никита Фаворский. Детские рисунки, сер. 1920-х годов
Файл:Favorskij-Nikita (4).jpg|Никита Фаворский. Детские рисунки, сер. 1920-х годов
Файл:Favorskij-Nikita (5).jpg|Никита Фаворский. Детские рисунки, сер. 1920-х годов
Файл:Favorskij-Nikita (1).jpg|Никита Фаворский. Детские рисунки, сер. 1920-х годов
 
</gallery></center>
 




Целая серия детских рисунков – батальные сцены. На одном из них — зайцы, играющие в войну.  Композиция рисунка, на первый взгляд простая и симметричная, при разглядывании оказывается полной движения. Ее центр – письменный стол, изображенный совершенно фронтально, о двух ногах. На нем – две оловянных армии. В центр, навстречу друг другу, выдвинуты вражеские конницы, за ними – пехота. Левой армией командует крупный заяц в темном сюртучке. А правой руководит заяц помельче. Он не достает до стола, поэтому придвинул себе сундук и вспрыгнул на него. Только что он оттолкнулся задней ножкой и метнул мячик в армию противника. Как раз за полетом мяча и наблюдает матерый заяц в сюртучке. Самое поразительное в рисунке то, что живые, характерные зайцы, играют в войну настоящими оловянными солдатиками-людьми. Это не заячья война. Они играют именно в человеческую войну!..  Остроумный, с философским подтекстом, рисунок создал художник Никита Фаворский, когда ему было 8 лет. И, возможно, он так же подставлял деревянный сундучок, чтобы дотянуться до середины стола, где скачет во весь опор оловянный конный командир с саблей наголо…  
Целая серия детских рисунков – батальные сцены. На одном из них — зайцы, играющие в войну.  Композиция рисунка, на первый взгляд простая и симметричная, при разглядывании оказывается полной движения. Ее центр – письменный стол. На нем – две оловянных армии. В центр, навстречу друг другу, выдвинуты вражеские конницы, за ними – пехота. Левой армией командует крупный заяц в темном сюртучке. А правой руководит заяц помельче. Он не достает до стола, поэтому придвинул себе сундук и вспрыгнул на него. Только что он оттолкнулся задней ножкой и метнул мячик в армию противника. Как раз за полетом мяча и наблюдает матерый заяц в сюртучке. Самое поразительное в рисунке то, что живые, характерные зайцы, играют в войну настоящими оловянными солдатиками-людьми. Это не заячья война. Они играют именно в человеческую войну!..  Остроумный, с философским подтекстом, рисунок создал художник Никита Фаворский, когда ему было 8 лет. И, возможно, он так же подставлял деревянный сундучок, чтобы дотянуться до середины стола, где скачет во весь опор оловянный конный командир с саблей наголо…  


В автобиографии с собственными иллюстрациями (1927 год) Никита писал: «Я с детства очень любил рисовать (…)  Рисовал я больше всего войну, а если рисовал не войну, то непременно на картине изображал солдат.»
В автобиографии с собственными иллюстрациями (1927 год) Никита писал: «Я с детства очень любил рисовать (…)  Рисовал я больше всего войну, а если рисовал не войну, то непременно на картине изображал солдат.»
Строка 55: Строка 77:
   
   


В 1929 году вышла книжка «Сами писали». На титульном листе надпись: «Маленькие интересные рассказы и приключения. Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят». Иллюстрации – гравюры на дереве Никиты Фаворского, 15 лет.» Эта книга – сборник коротких рассказов-зарисовок. Тексты, разномастные по языку, размеру и качеству связались в единое издание благодаря работе художника-иллюстратора. Никита создал серию разноформатных иллюстраций, размер которых, видимо, был задан предоставленными отцом гравюрными досками. Это разнообразие придало особую динамику и ритм книге. Композиции большей части иллюстраций свободно лежат в белом листа, не ограничены рамками или большим количеством темных плоскостей. Это придает изобразительному ряду воздушность. Пространство словно раздвигается вширь, до бесконечности: за каждым поворотом – все новое, и все возможно! При универсальности изобразительного пространства, художник отображает и четкие приметы времени: слившийся с травой, ставший частью пейзажа, спящий крепким сном праведника пьяница; мальчик, смотрящий в бинокль; стоящий на полусогнутых испуганный конвойный. Босоногие старуха и мальчишка-пионер, копошащиеся у их ног куры, а над ними – легкий деревянный самолетик, птичкой взмывший над скворечником и печной трубой простой избы. Уличная сценка: ребятишки от мала до велика обступили шарманку – волшебный ящик с восседающей на нем нахохлившейся и настоящей птицей-совой. Шарманку заводит суровый дядька в картузе и высоких сапогах. Его фигура самая темная, тяжелая во всей гравюре. И совсем не вяжется хмурый вид шарманщика с делом развлечения «почтенной публики». В военное время носил он шинель и винтовку, стрелял без заминки, а теперь привыкает к мирной жизни – крутит ручку музыкального инструмента.  
В 1931 году вышла книжка «Сами писали». На титульном листе надпись: «Маленькие интересные рассказы и приключения. Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят». Иллюстрации – гравюры на дереве Никиты Фаворского, 15 лет.» Эта книга – сборник коротких рассказов-зарисовок. Тексты, разномастные по языку, размеру и качеству связались в единое издание благодаря работе художника-иллюстратора. Никита создал серию разноформатных иллюстраций, размер которых, видимо, был задан предоставленными отцом гравюрными досками. Это разнообразие придало особую динамику и ритм книге. Композиции большей части иллюстраций свободно лежат в белом листа, не ограничены рамками или большим количеством темных плоскостей. Это придает изобразительному ряду воздушность. Пространство словно раздвигается вширь, до бесконечности: за каждым поворотом – все новое, и все возможно! При универсальности изобразительного пространства, художник отображает и четкие приметы времени: слившийся с травой, ставший частью пейзажа, спящий крепким сном праведника пьяница; мальчик, смотрящий в бинокль; стоящий на полусогнутых испуганный квартальный. Босоногие старуха и мальчишка-пионер, копошащиеся у их ног куры, а над ними – легкий деревянный самолетик, птичкой взмывший над скворечником и печной трубой простой избы. Уличная сценка: ребятишки от мала до велика обступили шарманку – волшебный ящик с восседающей на нем нахохлившейся и настоящей птицей-совой. Шарманку заводит суровый дядька в картузе и высоких сапогах. Его фигура самая темная, тяжелая во всей гравюре. И совсем не вяжется хмурый вид шарманщика с делом развлечения «почтенной публики». В военное время носил он шинель и винтовку, стрелял без заминки, а теперь привыкает к мирной жизни – крутит ручку музыкального инструмента.  
 
С 1932 года Никита Фаворский учился в Московском полиграфическом институте (с 1934 – МИИИ) у В.А. Фаворского и П.Я. Павлинова. По воспоминаниям однокурсников, он и в институте был особенным, ни на кого не похожим. Приходил последним на занятия, ждал, когда все рассядутся, выберут себе лучшее место, чтобы рисовать с натуры. Устраивался на подоконнике и быстро вырезал из всегда припасенного в кармане куска дерева фигуру позирующей модели. А потом вставал на свободное, самое невыигрышное место, и рисовал так, что все в перерыве ходили смотреть работу Никиты. И дивились, как с невыразительной точки мог отличный рисунок получиться. И уж тут подтверждались слова преподавателей, что важно «как нарисуешь», а не «что нарисуешь».
 
Дипломная работа Никиты Фаворского (1938) – макет книги и иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это гравюрная серия – одна из лучших графических интерпретаций пушкинской повести. В иллюстрациях проявлены основные идеи произведения: роль личности в истории, жизнь частного человека в век бунташный. Высвечены и замечательно прорисованы характеры героев. Вот гравюра, изображающая приход Марьи Гавриловны к больному Петруше Гриневу. Из повести мы помним, что Петруша был так слаб, что не мог подняться, шевельнуть рукой. Марья Гавриловна, жалея, в порыве любви, наклонилась и поцеловала его. Никита Фаворский компонует этот эпизод так, что краткое действие – девичий поцелуй, рассказывает нам о характерах Марьи Гавриловны и Петра Гринева больше, чем их подробный портрет. Это и чистота, и мужество и способность сострадать. И глубокая преданность. Еще раз приглядитесь к этой гравюре. Видите, время в ней словно остановилось или его там нет, а есть то, что называется Бытие, вечное присутствие в моменте. В серии награвированы и великолепные батальные сцены. «Штурм». Разворотная иллюстрация. По свободно раскинувшейся степи бегут люди войска Пугачева. Они бегут прямо на нас – зрителей. И это придает композиции психологическую остроту и монументальность. А еще – снова утверждает смелость и редкий талант художника-иллюстратора. Насколько проще и малозатратнее было изобразить штурм в профиль, выстроив вдоль плоскости листа всю сцену. Здесь же, при изображении в фас, каждая фигура приобретает вес, значимость, ее масштаб должен быть очень четко осознан и проявлен в сочетании с масштабом и ростом других фигур и удаленностью их от переднего плана. И ведь это бегут пешие, скачут конные… 
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Капитанская дочка / грав. Никита Фаворский, 1938">
Файл:Favorskij-Kapitanskaya-dochka (5).jpg|Капитанская дочка / грав. Никита Фаворский, 1938
Файл:Favorskij-Kapitanskaya-dochka (4).jpg|Капитанская дочка / грав. Никита Фаворский, 1938
Файл:Favorskij-Kapitanskaya-dochka (3).jpg|Капитанская дочка / грав. Никита Фаворский, 1938
Файл:Favorskij-Kapitanskaya-dochka (2).jpg|Капитанская дочка / грав. Никита Фаворский, 1938
Файл:Favorskij-Kapitanskaya-dochka (1).jpg|Капитанская дочка / грав. Никита Фаворский, 1938
 
</gallery></center>
 
 
 
Неизданной осталась серия гравюр к «Сказкам» [[Шергин Борис Викторович|Бориса Шергина]], датируемая 1939-м годом. Иллюстрации приведены к единому модулю – горизонтальному формату. Ограничены рамкой. Основа композиций – взаимоотношение нескольких персонажей-фигур. Они крупно, монументально награвированы почти враспор: ноги словно вырастают из нижней горизонтали рамы. А головы чуть-чуть не достают до верхней границы. Жесты, движения, мимика героев доведены до знака, гротескны, как пластика персонажей народного театра. Пространство, в котором действуют герои неглубокое, лаконичное, в нем – минимум говорящих деталей. Этакая театральная коробка-сцена. Фабула считывается сразу, а после – интересно рассматривать детали и насыщать историю остроумно высвеченными подробностями. Штрих в этой серии гравюр короткий, четкий, немного напоминает штрих в лубочных картинках, которые Никита, несомненно, хорошо знал и любил.
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939">
Файл:Favorskij-SHergin (5).jpg|Сказки / [[Шергин Борис Викторович|Б. Шергин]]; грав. Никита Фаворский, 1939
Файл:Favorskij-SHergin (4).jpg|Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939
Файл:Favorskij-SHergin (3).jpg|Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939
Файл:Favorskij-SHergin (2).jpg|Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939
Файл:Favorskij-SHergin (1).jpg|Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939
 
</gallery></center>
 


С 1932 по 1938 год Никита Фаворский учился в Московском художественно-полиграфическом институте у В.А. Фаворского и П.Я. Павлинова. По воспоминаниям однокурсников, он и в институте был особенным, ни на кого не похожим. Приходил последним на занятия, ждал, когда все рассядутся, выберут себе лучшее место, чтобы рисовать с натуры. Устраивался на подоконнике и вырезал из припасенного в кармане куска дерева какую-нибудь скульптуру. А потом садился на свободное, самое невыигрышное место, и рисовал так, что все в перерыве ходили смотреть работу Никиты. И дивились, как с невыразительной точки мог отличный рисунок получиться. И уж тут подтверждались слова преподавателей, что важно «как нарисуешь», а не «что нарисуешь».


Дипломная работа Никиты Фаворского – иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это гравюрная серия – одна из лучших графических интерпретаций пушкинской повести. В иллюстрациях проявлены основные идеи произведения: роль личности в истории, жизнь частного человека в век бунташный. Высвечены и замечательно прорисованы характеры героев. Вот гравюра, изображающая приход Марьи Гавриловны к больному Петруше Гриневу. Из повести мы помним, что Петруша был так слаб, что не мог подняться, шевельнуть рукой. Марья Гавриловна, жалея, в порыве любви, наклонилась и поцеловала его. Никита Фаворский компонует этот эпизод так, что краткое действие – девичий поцелуй, рассказывает нам о характерах Марьи Гавриловны и Петра Гринева больше, чем их подробный портрет. Это и чистота, и мужество и способность сострадать. И глубокая преданность. Еще раз приглядитесь к этой гравюре. Видите, время в ней словно остановилось или его там нет, а есть то, что называется Бытие, вечное присутствие в моменте. В серии награвированы и великолепные батальные сцены. «Штурм». Разворотная иллюстрация. По свободно раскинувшейся степи бегут люди войска Пугачева. Они бегут прямо на нас – зрителей. И это придает композиции психологическую остроту и монументальность. А еще – снова утверждает смелость и редкий талант художника-иллюстратора. Насколько проще и малозатратнее было изобразить штурм в профиль, выстроив вдоль плоскости листа всю сцену. Здесь же, при изображении в фас, каждая фигура приобретает вес, значимость, ее масштаб должен быть очень четко осознан и проявлен в сочетании с масштабом и ростом других фигур и удаленностью их от переднего плана. И ведь это бегут пешие, скачут конные… 
В 1939-м году вместе с отцом, Владимиром Андреевичем Фаворским, и еще несколькими его учениками, художниками книги, Никита работал над иллюстрациями к калмыцкому эпосу «Джангар» (М., Гослитиздат, 1940). В 1939-1940 году совместно с А.Д. Гончаровым и М.И. Пиковым иллюстрировал армянский эпос «Давид Сасунский» (М., 1958). Для сбора материала Никита ездил в Армению. Привез оттуда множество зарисовок. Страсть Никиты Фаворского к животным и, особенно, к лошадям, проявилась в гравюрах к «Джангару». В гравюрах к «Давиду Сасунскому» прослеживается блестящее знание народного искусства, а также законов построения сложного пространства со множеством фигур в иранской миниатюре.


Неизданной осталась серия гравюр к «Сказкам» Бориса Шергина, датируемая 1939-м годом. Иллюстрации приведены к единому модулю – горизонтальному формату. Ограничены рамкой. Основа композиций – взаимоотношение нескольких персонажей-фигур. Они крупно, монументально награвированы почти враспор: ноги словно вырастают из нижней горизонтали рамы. А головы чуть-чуть не достают до верхней границы. Жесты, движения, мимика героев доведены до знака, гротескны, как пластика персонажей народного театра. Пространство, в котором действуют герои неглубокое, лаконичное, в нем – минимум говорящих деталей. Этакая театральная коробка-сцена. Фабула считывается сразу, а после – интересно рассматривать детали и насыщать историю остроумно высвеченными подробностями. Штрих в этой серии гравюр короткий, четкий, немного напоминает штрих в лубочных картинках, которые Никита, несомненно, хорошо знал и любил.


В 1939-м году вместе с отцом, Владимиром Андреевичем Фаворским, и еще несколькими художниками книги Никита работал над иллюстрациями к калмыцкому эпосу «Джангар» (М., Гослитиздат, 1940). В 1939-1940 году совместно с А.Д. Гончаровым и М.И.Пиковым иллюстрировал армянский эпос «Давид Сасунский» (М., 1958). Для сбора материала Никита ездил в Армению. Привез оттуда множество зарисовок. Страсть Никиты Фаворского к животным и, особенно, к лошадям, проявилась в гравюрах к «Джангару». В гравюрах к «Давиду Сасунскому» прослеживается блестящее знание народного искусства, а также законов построения сложного пространства со множеством фигур в иранской миниатюре.


Одно время работал в мастерской Льва Бруни и Владимира Фаворского.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Никита Фаворский">
Файл:Favorskij-N (5).jpg|Джангар / грав. Никита Фаворский, 1939
Файл:Favorskij-N (1).jpg|Джангар / грав. Никита Фаворский, 1939
Файл:Favorskij-N (2).jpg|Давид Сасунский / грав. Никита Фаворский, 1939
Файл:Favorskij-N (3).jpg|Давид Сасунский / грав. Никита Фаворский, 1939
Файл:Favorskij-N (4).jpg|Давид Сасунский / грав. Никита Фаворский, 1939


Никита Фаворский был не только высокоодаренным художником книги, он много и плодотворно работал в монументальной живописи – роспись санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске, роспись занавеса для Театра Красной Армии (совместно с В.А. Фаворским). Как и его отец, В.А.Фаворский, Никита Фаворский был из породы художников, которым подвластны все области изобразительного искусства.
</gallery></center>


Он не подлежал военному призыву. С детства у Никиты был порок сердца, но однако летом 1941 года он ушел добровольцем в ополчение (служил сапером). Погиб осенью 1941 года. Могила неизвестна. Сохранилось свидетельство однополчан о том, что большой человек в косматой шапке, которого все называли художником из Загорска, высунулся из окопа и зачерпнул на пробу свежевыпавший снежок в рукавицу. А потом упал навзничь, сраженный пулей.
 
 
Одно время работал в монументальной мастерской Льва Бруни и Владимира Фаворского.
 
Никита Фаворский был не только высокоодаренным художником книги, он успел поработать в монументальной живописи – исполнил серию панно в технике сграффито в санатории Наркомтяжпрома в Кисловодске, под руководством отца участвовал в росписи «жесткого занавеса» для Театра Красной Армии и плафонов в павильоне «Поволжье» на ВСХВ. Как и его отец Владимир Фаворский, Никита Фаворский был из породы художников, которым подвластны все области изобразительного искусства.
 
Он не подлежал военному призыву. С детства у Никиты был порок сердца, но однако летом 1941 года он ушел добровольцем в ополчение (служил сапером). Пропал без вести в октябре 1941 года. Могила неизвестна. Сохранилось полулегендарное свидетельство кого-то из уцелевших под Волоколамском ополченцев о том, как большой человек в косматой шапке, которого все называли художником из Загорска, высунулся из окопа и зачерпнул на пробу свежевыпавший снежок в рукавицу. А потом упал навзничь, сраженный пулей.


Вот строки одного из последних писем Никиты Фаворского осенью 1941-го года с фронта к отцу:  
Вот строки одного из последних писем Никиты Фаворского осенью 1941-го года с фронта к отцу:  




{{цитата|автор=Никита Фаворский|Ты спрашиваешь, удовлетворен ли я? Пожалуй, что да. Я не знаю, что бы я делал сейчас в Москве. Мне кажется, что время сейчас слишком суровое, чтобы делать такое приятное и тонкое дело, как наше искусство… Я, конечно, чувствую себя убежавшим от искусства, но я вижу новые для себя вещи, получаю новые впечатления, много работаю. Думаю, что мне это будет на пользу и как художнику}}
{{цитата|автор=Никита Фаворский|Ты спрашиваешь, удовлетворен ли я? Пожалуй, что да. Я не знаю, что бы я делал сейчас в Москве. Мне кажется, что время сейчас слишком суровое, чтобы делать такое приятное и тонкое дело, как наше искусство… Я, конечно, чувствую себя убежавшим от искусства, но я вижу новые для себя вещи, получаю новые впечатления, много работаю. Думаю, что мне это будет на пользу и как художнику.}}


==Книги==
Работы Никиты Фаворского и фотографии из семейного архива любезно предоставлены внуком В.А. Фаворского художником Иваном Шаховским.
 
==Никита Фаворский / Книги==
*Сами писали : Маленькие интересные рассказы и приключения : Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят» / Обложка: Н. Фаворский ; илл.-гравюры на дереве Никиты Фаворского 15 лет. — 2-е изд. — Москва : Крестьянская газета, 1931 : тип. изд-ва «Крестьянская газета». — 30, [2] с. : ил. — (Библиотечка журнала «Дружные ребята»).
*Джангар : Калмыцкий народный эпос / пер. Семена Липкина ; худож. В. А. Фаворский. — Москва : Гослитиздат, 1940. — 356 с., 13 вкл. л. ил. : ил.
*Давид Сасунский : Армянский народный эпос / перевод В. В. Державина и др. ; предисл. акад. И. Орбели ; гравюры А. Д. Гончарова и др. — Москва : Гослитиздат, 1958. —  395 с., 5 л. : ил.
*Пушкин, А. С. Капитанская дочка  / Александр Пушкин ; перевел Б. Ч. Парида; худож. Н. В. Фаворский, Е. А. Поликашин. — Москва : Куттак : Радуга : Набаджуга Грандхалая, 1989. — 154,[1] с. : ил.
*Пушкин, А. С. Капитанская дочка / Александр Пушкин ; ил. — гравюры на дереве Н. В. Фаворского. — Москва : [б. и.], 2015. — 140, [3] с., [1] л. ил. : ил.


==О жизни и творчестве==
==О жизни и творчестве==
*[https://arzamas.academy/mag/719-favorsky История Никиты Фаворского] Сайт Arzamas
*Безменова, К. Феномен Никиты Фаворского // Детская литература. — Москва : Советская Россия, 1991. — № 9–10. — С. 148.
*Никита Фаворский (1915–1941). К 100-летию художника. — Текст: электронный // Cultobzor.ru.
*Пелипейко, Т. Никита Фаворский — выставка в «Ковчеге» / Татьяна Пелипейко. — Текст: электронный // Echo.msk.ru.
*Розанова, Н. Н. Московская книжная ксилография 1920/30-х годов / Наталия Розанова. — Москва : Книга, 1982. — 287 с. : ил.
*Художник Н. Фаворский делает книгу «Колобок» : русская народная сказка / вступ. ст. и коммент. Г. В. Ельшевской ; худож. Н. Фаворский. — Москва : Советский художник, 1989. — 38 с. : цв. ил.
*Церенов, В. В. А. Фаворский в работе над «Джангаром» / В. Церенов // Альманах библиофила. — Вып. 24. Книга Монголии. — Москва : Книга, 1988. — С. 284–292.
*Васильева, Ж. В «Ковчеге» показали работы Никиты Фаворского / Жанна Васильева. — Текст: электронный // Российская газета.
*История Никиты Фаворского Сайт Arzamas
 
 
[[Category:Иллюстраторы]]

Навигация