Фаворский Никита Владимирович: различия между версиями

Строка 32: Строка 32:
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Никита Фаворский">
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Никита Фаворский">
Файл:Favorskij.jpg|Семья Фаворских. Мария, Владимир Андреевич, Мария Владимировна, Ольга Владимировна (мать Владимира Андреевича), Никита и Иван (слева направо), 1937
Файл:Favorskij.jpg|Семья Фаворских. Мария, Владимир Андреевич, Мария Владимировна, Ольга Владимировна (мать Владимира Андреевича), Никита и Иван (слева направо), 1937
Файл:Favorskij-Vladimir.jpg|Владимир Фаворский. Фото Ивана Бруни. Из семейного архива Натальи Бруни.
Файл:Favorskij-Vladimir.jpg|Владимир Фаворский. Фото Ивана Бруни. 1962 год. Из семейного архива Натальи Бруни.
</gallery></center>
</gallery></center>


Резать гравюру Никита Фаворский  начал очень рано. Сохранились оттиски и печатные доски, датируемые 1925-м годом. Никита резал на обрезках отцовских досок. В его работах можно увидеть свободу владения техникой, знание законов графического языка, понимание материала – деревянной доски. Помимо гравюры, Никита увлекался вырезанием из дерева фигурок-скульптур.
Резать гравюру Никита Фаворский  начал очень рано. Сохранились оттиски и печатные доски, датируемые 1923-м годом. Никита резал на обрезках отцовских досок. В его работах можно увидеть свободу владения техникой, знание законов графического языка, понимание материала – деревянной доски. Помимо гравюры, Никита увлекался вырезанием из дерева фигурок-скульптур. фигурок-скульптур. И рисовал беспрерывно…


Мама Никиты, Мария Андреевна Фаворская, в девичестве фон Дервиз, (дочь художника Владимира фон Дервиза, близкого друга В.А.Серова) сама одаренная художница, оставила дневниковые записи о сыне. Вот строки, написанные, когда Никите не было и двух лет:
Мама Никиты, Мария Андреевна Фаворская, в девичестве фон Дервиз, (дочь художника Владимира фон Дервиза, близкого друга В.А.Серова) сама одаренная художница, оставила дневниковые записи о сыне. Вот строки, написанные, когда Никите не было и двух лет:
Строка 46: Строка 46:




Особым обаянием обладают его детские карандашные рисунки, порой подцвеченные акварелью или цветными карандашами. Герои этих работ – коты, котята и мыши. Каждый лист – целая история, имеющая протяженность во времени. На одном из них – мама-кошка с котенком. Мама, нарядно одетая, в туфельках на каблуке, держит в руке-лапе лапе корзинку с яйцами. Котенок, нарисованный динамично в повороте, держится за кошкину вторую лапу и помахивает морковкой. Вверху листа надпись детской рукой: «Мама, а когда мы будем красить яйца.»  и другой, взрослой рукой: «8 лет». То есть Никита Фаворский придумал и нарисовал эту картинку, когда ему было восемь лет. Всего два персонажа, одна коротенькая фраза, а получилась целая история, протяженная во времени, соединяющая все три времени – прошлое, настоящее и будущее.  
Особым обаянием обладают его детские карандашные рисунки, порой подцвеченные акварелью или цветными карандашами. Герои этих работ – коты, котята, зайцы и мыши. Каждый лист – целая история, имеющая протяженность во времени. На одном из них – мама-кошка с котенком. Мама, нарядно одетая, в туфельках на каблуке, держит в руке-лапе корзинку с яйцами. Котенок, нарисованный динамично в повороте, держится за кошкину вторую лапу и помахивает морковкой. Вверху листа надпись детской рукой: «Мама, а когда мы будем красить яйца.»  и другой, взрослой рукой: «8 лет». То есть Никита Фаворский придумал и нарисовал эту картинку, когда ему было восемь лет. Всего два персонажа, одна коротенькая фраза, а получилась целая история, протяженная во времени, соединяющая все три времени – прошлое, настоящее и будущее.  




Строка 55: Строка 55:
   
   


В 1929 году вышла книжка «Сами писали». На титульном листе надпись: «Маленькие интересные рассказы и приключения. Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят». Иллюстрации – гравюры на дереве Никиты Фаворского, 15 лет.» Эта книга – сборник коротких рассказов-зарисовок. Тексты, разномастные по языку, размеру и качеству связались в единое издание благодаря работе художника-иллюстратора. Никита создал серию разноформатных иллюстраций, размер которых, видимо, был задан предоставленными отцом гравюрными досками. Это разнообразие придало особую динамику и ритм книге. Композиции большей части иллюстраций свободно лежат в белом листа, не ограничены рамками или большим количеством темных плоскостей. Это придает изобразительному ряду воздушность. Пространство словно раздвигается вширь, до бесконечности: за каждым поворотом – все новое, и все возможно! При универсальности изобразительного пространства, художник отображает и четкие приметы времени: слившийся с травой, ставший частью пейзажа, спящий крепким сном праведника пьяница; мальчик, смотрящий в бинокль; стоящий на полусогнутых испуганный конвойный. Босоногие старуха и мальчишка-пионер, копошащиеся у их ног куры, а над ними – легкий деревянный самолетик, птичкой взмывший над скворечником и печной трубой простой избы. Уличная сценка: ребятишки от мала до велика обступили шарманку – волшебный ящик с восседающей на нем нахохлившейся и настоящей птицей-совой. Шарманку заводит суровый дядька в картузе и высоких сапогах. Его фигура самая темная, тяжелая во всей гравюре. И совсем не вяжется хмурый вид шарманщика с делом развлечения «почтенной публики». В военное время носил он шинель и винтовку, стрелял без заминки, а теперь привыкает к мирной жизни – крутит ручку музыкального инструмента.  
В 1931 году вышла книжка «Сами писали». На титульном листе надпись: «Маленькие интересные рассказы и приключения. Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят». Иллюстрации – гравюры на дереве Никиты Фаворского, 15 лет.» Эта книга – сборник коротких рассказов-зарисовок. Тексты, разномастные по языку, размеру и качеству связались в единое издание благодаря работе художника-иллюстратора. Никита создал серию разноформатных иллюстраций, размер которых, видимо, был задан предоставленными отцом гравюрными досками. Это разнообразие придало особую динамику и ритм книге. Композиции большей части иллюстраций свободно лежат в белом листа, не ограничены рамками или большим количеством темных плоскостей. Это придает изобразительному ряду воздушность. Пространство словно раздвигается вширь, до бесконечности: за каждым поворотом – все новое, и все возможно! При универсальности изобразительного пространства, художник отображает и четкие приметы времени: слившийся с травой, ставший частью пейзажа, спящий крепким сном праведника пьяница; мальчик, смотрящий в бинокль; стоящий на полусогнутых испуганный конвойный. Босоногие старуха и мальчишка-пионер, копошащиеся у их ног куры, а над ними – легкий деревянный самолетик, птичкой взмывший над скворечником и печной трубой простой избы. Уличная сценка: ребятишки от мала до велика обступили шарманку – волшебный ящик с восседающей на нем нахохлившейся и настоящей птицей-совой. Шарманку заводит суровый дядька в картузе и высоких сапогах. Его фигура самая темная, тяжелая во всей гравюре. И совсем не вяжется хмурый вид шарманщика с делом развлечения «почтенной публики». В военное время носил он шинель и винтовку, стрелял без заминки, а теперь привыкает к мирной жизни – крутит ручку музыкального инструмента.  


С 1932 по 1938 год Никита Фаворский учился в Московском художественно-полиграфическом институте у В.А. Фаворского и П.Я. Павлинова. По воспоминаниям однокурсников, он и в институте был особенным, ни на кого не похожим. Приходил последним на занятия, ждал, когда все рассядутся, выберут себе лучшее место, чтобы рисовать с натуры. Устраивался на подоконнике и вырезал из припасенного в кармане куска дерева какую-нибудь скульптуру. А потом садился на свободное, самое невыигрышное место, и рисовал так, что все в перерыве ходили смотреть работу Никиты. И дивились, как с невыразительной точки мог отличный рисунок получиться. И уж тут подтверждались слова преподавателей, что важно «как нарисуешь», а не «что нарисуешь».  
С 1932 года Никита Фаворский учился в Московском полиграфическом институте (с 1934 – МИИИ) у В.А. Фаворского и П.Я. Павлинова. По воспоминаниям однокурсников, он и в институте был особенным, ни на кого не похожим. Приходил последним на занятия, ждал, когда все рассядутся, выберут себе лучшее место, чтобы рисовать с натуры. Устраивался на подоконнике и быстро вырезал из всегда припасенного в кармане куска дерева фигуру позирующей модели. А потом вставал на свободное, самое невыигрышное место, и рисовал так, что все в перерыве ходили смотреть работу Никиты. И дивились, как с невыразительной точки мог отличный рисунок получиться. И уж тут подтверждались слова преподавателей, что важно «как нарисуешь», а не «что нарисуешь».  


Дипломная работа Никиты Фаворского – иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это гравюрная серия – одна из лучших графических интерпретаций пушкинской повести. В иллюстрациях проявлены основные идеи произведения: роль личности в истории, жизнь частного человека в век бунташный. Высвечены и замечательно прорисованы характеры героев. Вот гравюра, изображающая приход Марьи Гавриловны к больному Петруше Гриневу. Из повести мы помним, что Петруша был так слаб, что не мог подняться, шевельнуть рукой. Марья Гавриловна, жалея, в порыве любви, наклонилась и поцеловала его. Никита Фаворский компонует этот эпизод так, что краткое действие – девичий поцелуй, рассказывает нам о характерах Марьи Гавриловны и Петра Гринева больше, чем их подробный портрет. Это и чистота, и мужество и способность сострадать. И глубокая преданность. Еще раз приглядитесь к этой гравюре. Видите, время в ней словно остановилось или его там нет, а есть то, что называется Бытие, вечное присутствие в моменте. В серии награвированы и великолепные батальные сцены. «Штурм». Разворотная иллюстрация. По свободно раскинувшейся степи бегут люди войска Пугачева. Они бегут прямо на нас – зрителей. И это придает композиции психологическую остроту и монументальность. А еще – снова утверждает смелость и редкий талант художника-иллюстратора. Насколько проще и малозатратнее было изобразить штурм в профиль, выстроив вдоль плоскости листа всю сцену. Здесь же, при изображении в фас, каждая фигура приобретает вес, значимость, ее масштаб должен быть очень четко осознан и проявлен в сочетании с масштабом и ростом других фигур и удаленностью их от переднего плана. И ведь это бегут пешие, скачут конные…   
Дипломная работа Никиты Фаворского (1938) макет книги и иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это гравюрная серия – одна из лучших графических интерпретаций пушкинской повести. В иллюстрациях проявлены основные идеи произведения: роль личности в истории, жизнь частного человека в век бунташный. Высвечены и замечательно прорисованы характеры героев. Вот гравюра, изображающая приход Марьи Гавриловны к больному Петруше Гриневу. Из повести мы помним, что Петруша был так слаб, что не мог подняться, шевельнуть рукой. Марья Гавриловна, жалея, в порыве любви, наклонилась и поцеловала его. Никита Фаворский компонует этот эпизод так, что краткое действие – девичий поцелуй, рассказывает нам о характерах Марьи Гавриловны и Петра Гринева больше, чем их подробный портрет. Это и чистота, и мужество и способность сострадать. И глубокая преданность. Еще раз приглядитесь к этой гравюре. Видите, время в ней словно остановилось или его там нет, а есть то, что называется Бытие, вечное присутствие в моменте. В серии награвированы и великолепные батальные сцены. «Штурм». Разворотная иллюстрация. По свободно раскинувшейся степи бегут люди войска Пугачева. Они бегут прямо на нас – зрителей. И это придает композиции психологическую остроту и монументальность. А еще – снова утверждает смелость и редкий талант художника-иллюстратора. Насколько проще и малозатратнее было изобразить штурм в профиль, выстроив вдоль плоскости листа всю сцену. Здесь же, при изображении в фас, каждая фигура приобретает вес, значимость, ее масштаб должен быть очень четко осознан и проявлен в сочетании с масштабом и ростом других фигур и удаленностью их от переднего плана. И ведь это бегут пешие, скачут конные…   


Неизданной осталась серия гравюр к «Сказкам» Бориса Шергина, датируемая 1939-м годом. Иллюстрации приведены к единому модулю – горизонтальному формату. Ограничены рамкой. Основа композиций – взаимоотношение нескольких персонажей-фигур. Они крупно, монументально награвированы почти враспор: ноги словно вырастают из нижней горизонтали рамы. А головы чуть-чуть не достают до верхней границы. Жесты, движения, мимика героев доведены до знака, гротескны, как пластика персонажей народного театра. Пространство, в котором действуют герои неглубокое, лаконичное, в нем – минимум говорящих деталей. Этакая театральная коробка-сцена. Фабула считывается сразу, а после – интересно рассматривать детали и насыщать историю остроумно высвеченными подробностями. Штрих в этой серии гравюр короткий, четкий, немного напоминает штрих в лубочных картинках, которые Никита, несомненно, хорошо знал и любил.
Неизданной осталась серия гравюр к «Сказкам» Бориса Шергина, датируемая 1939-м годом. Иллюстрации приведены к единому модулю – горизонтальному формату. Ограничены рамкой. Основа композиций – взаимоотношение нескольких персонажей-фигур. Они крупно, монументально награвированы почти враспор: ноги словно вырастают из нижней горизонтали рамы. А головы чуть-чуть не достают до верхней границы. Жесты, движения, мимика героев доведены до знака, гротескны, как пластика персонажей народного театра. Пространство, в котором действуют герои неглубокое, лаконичное, в нем – минимум говорящих деталей. Этакая театральная коробка-сцена. Фабула считывается сразу, а после – интересно рассматривать детали и насыщать историю остроумно высвеченными подробностями. Штрих в этой серии гравюр короткий, четкий, немного напоминает штрих в лубочных картинках, которые Никита, несомненно, хорошо знал и любил.


В 1939-м году вместе с отцом, Владимиром Андреевичем Фаворским, и еще несколькими художниками книги Никита работал над иллюстрациями к калмыцкому эпосу «Джангар» (М., Гослитиздат, 1940). В 1939-1940 году совместно с А.Д. Гончаровым и М.И.Пиковым иллюстрировал армянский эпос «Давид Сасунский» (М., 1958). Для сбора материала Никита ездил в Армению. Привез оттуда множество зарисовок. Страсть Никиты Фаворского к животным и, особенно, к лошадям, проявилась в гравюрах к «Джангару». В гравюрах к «Давиду Сасунскому» прослеживается блестящее знание народного искусства, а также законов построения сложного пространства со множеством фигур в иранской миниатюре.
В 1939-м году вместе с отцом, Владимиром Андреевичем Фаворским, и еще несколькими его учениками, художниками книги, Никита работал над иллюстрациями к калмыцкому эпосу «Джангар» (М., Гослитиздат, 1940). В 1939-1940 году совместно с А.Д. Гончаровым и М.И.Пиковым иллюстрировал армянский эпос «Давид Сасунский» (М., 1958). Для сбора материала Никита ездил в Армению. Привез оттуда множество зарисовок. Страсть Никиты Фаворского к животным и, особенно, к лошадям, проявилась в гравюрах к «Джангару». В гравюрах к «Давиду Сасунскому» прослеживается блестящее знание народного искусства, а также законов построения сложного пространства со множеством фигур в иранской миниатюре.


Одно время работал в мастерской Льва Бруни и Владимира Фаворского.
Одно время работал в монументальной мастерской Льва Бруни и Владимира Фаворского.


Никита Фаворский был не только высокоодаренным художником книги, он много и плодотворно работал в монументальной живописи – роспись санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске, роспись занавеса для Театра Красной Армии (совместно с В.А. Фаворским). Как и его отец, В.А.Фаворский, Никита Фаворский был из породы художников, которым подвластны все области изобразительного искусства.  
Никита Фаворский был не только высокоодаренным художником книги, он успел поработать в монументальной живописи – исполнил серию панно в технике сграффито в санатории Наркомтяжпрома в Кисловодске, под руководством отца участвовал в росписи «жесткого занавеса» для Театра Красной Армии и плафонов в павильоне «Поволжье» на ВСХВ. Как и его отец Владимир Фаворский, Никита Фаворский был из породы художников, которым подвластны все области изобразительного искусства.  


Он не подлежал военному призыву. С детства у Никиты был порок сердца, но однако летом 1941 года он ушел добровольцем в ополчение (служил сапером). Погиб осенью 1941 года. Могила неизвестна. Сохранилось свидетельство однополчан о том, что большой человек в косматой шапке, которого все называли художником из Загорска, высунулся из окопа и зачерпнул на пробу свежевыпавший снежок в рукавицу. А потом упал навзничь, сраженный пулей.
Он не подлежал военному призыву. С детства у Никиты был порок сердца, но однако летом 1941 года он ушел добровольцем в ополчение (служил сапером). Пропал без вести в октябре 1941 года. Могила неизвестна. Сохранилось полулегендарное свидетельство кого-то из уцелевших под Волоколамском ополченцев о том, как большой человек в косматой шапке, которого все называли художником из Загорска, высунулся из окопа и зачерпнул на пробу свежевыпавший снежок в рукавицу. А потом упал навзничь, сраженный пулей.


Вот строки одного из последних писем Никиты Фаворского осенью 1941-го года с фронта к отцу:  
Вот строки одного из последних писем Никиты Фаворского осенью 1941-го года с фронта к отцу: