Фаворский Никита Владимирович: различия между версиями

Строка 37: Строка 37:
Резать гравюру Никита Фаворский  начал очень рано. Сохранились оттиски и печатные доски, датируемые 1923-м годом. Никита резал на обрезках отцовских досок. В его работах можно увидеть свободу владения техникой, знание законов графического языка, понимание материала – деревянной доски. Помимо гравюры, Никита увлекался вырезанием из дерева фигурок-скульптур. фигурок-скульптур. И рисовал беспрерывно…
Резать гравюру Никита Фаворский  начал очень рано. Сохранились оттиски и печатные доски, датируемые 1923-м годом. Никита резал на обрезках отцовских досок. В его работах можно увидеть свободу владения техникой, знание законов графического языка, понимание материала – деревянной доски. Помимо гравюры, Никита увлекался вырезанием из дерева фигурок-скульптур. фигурок-скульптур. И рисовал беспрерывно…


Мама Никиты, Мария Андреевна Фаворская, в девичестве фон Дервиз, (дочь художника Владимира фон Дервиза, близкого друга В.А.Серова) сама одаренная художница, оставила дневниковые записи о сыне. Вот строки, написанные, когда Никите не было и двух лет:
Мама Никиты, Мария Владимировна Фаворская, в девичестве фон Дервиз, (дочь художника Владимира фон Дервиза, близкого друга В.А.Серова) сама одаренная художница, оставила дневниковые записи о сыне. Вот строки, написанные, когда Никите не было и двух лет:


{{цитата|автор=|Страсть к карандашам – целый день не выпускает карандаша. И спать ложится с карандашом! <...> Недавно Никита горько плакал, потому что нарисованный мальчик держит хлеб в руке, а ему не дает!}}
{{цитата|автор=|Страсть к карандашам – целый день не выпускает карандаша. И спать ложится с карандашом! <...> Недавно Никита горько плакал, потому что нарисованный мальчик держит хлеб в руке, а ему не дает!}}
Строка 46: Строка 46:




Особым обаянием обладают его детские карандашные рисунки, порой подцвеченные акварелью или цветными карандашами. Герои этих работ – коты, котята, зайцы и мыши. Каждый лист – целая история, имеющая протяженность во времени. На одном из них – мама-кошка с котенком. Мама, нарядно одетая, в туфельках на каблуке, держит в руке-лапе корзинку с яйцами. Котенок, нарисованный динамично в повороте, держится за кошкину вторую лапу и помахивает морковкой. Вверху листа надпись детской рукой: «Мама, а когда мы будем красить яйца.»  и другой, взрослой рукой: «8 лет». То есть Никита Фаворский придумал и нарисовал эту картинку, когда ему было восемь лет. Всего два персонажа, одна коротенькая фраза, а получилась целая история, протяженная во времени, соединяющая все три времени – прошлое, настоящее и будущее.  
Особым обаянием обладают его детские карандашные и перовые рисунки, порой подцвеченные акварелью или цветными карандашами. Герои этих работ – коты, котята, зайцы и мыши. Каждый лист – целая история, имеющая протяженность во времени. На одном из них – мама-кошка с котенком. Мама, нарядно одетая, в туфельках на каблуке, держит в руке-лапе корзинку с яйцами. Котенок, нарисованный динамично в повороте, держится за кошкину вторую лапу и помахивает морковкой. Вверху листа надпись детской рукой: «Мама, а когда мы будем красить яйца.»  и другой, взрослой рукой: «8 лет». То есть Никита Фаворский придумал и нарисовал эту картинку, когда ему было восемь лет. Всего два персонажа, одна коротенькая фраза, а получилась целая история, протяженная во времени, соединяющая все три времени – прошлое, настоящее и будущее.  




Целая серия детских рисунков – батальные сцены. На одном из них — зайцы, играющие в войну.  Композиция рисунка, на первый взгляд простая и симметричная, при разглядывании оказывается полной движения. Ее центр – письменный стол, изображенный совершенно фронтально, о двух ногах. На нем – две оловянных армии. В центр, навстречу друг другу, выдвинуты вражеские конницы, за ними – пехота. Левой армией командует крупный заяц в темном сюртучке. А правой руководит заяц помельче. Он не достает до стола, поэтому придвинул себе сундук и вспрыгнул на него. Только что он оттолкнулся задней ножкой и метнул мячик в армию противника. Как раз за полетом мяча и наблюдает матерый заяц в сюртучке. Самое поразительное в рисунке то, что живые, характерные зайцы, играют в войну настоящими оловянными солдатиками-людьми. Это не заячья война. Они играют именно в человеческую войну!..  Остроумный, с философским подтекстом, рисунок создал художник Никита Фаворский, когда ему было 8 лет. И, возможно, он так же подставлял деревянный сундучок, чтобы дотянуться до середины стола, где скачет во весь опор оловянный конный командир с саблей наголо…  
Целая серия детских рисунков – батальные сцены. На одном из них — зайцы, играющие в войну.  Композиция рисунка, на первый взгляд простая и симметричная, при разглядывании оказывается полной движения. Ее центр – письменный стол. На нем – две оловянных армии. В центр, навстречу друг другу, выдвинуты вражеские конницы, за ними – пехота. Левой армией командует крупный заяц в темном сюртучке. А правой руководит заяц помельче. Он не достает до стола, поэтому придвинул себе сундук и вспрыгнул на него. Только что он оттолкнулся задней ножкой и метнул мячик в армию противника. Как раз за полетом мяча и наблюдает матерый заяц в сюртучке. Самое поразительное в рисунке то, что живые, характерные зайцы, играют в войну настоящими оловянными солдатиками-людьми. Это не заячья война. Они играют именно в человеческую войну!..  Остроумный, с философским подтекстом, рисунок создал художник Никита Фаворский, когда ему было 8 лет. И, возможно, он так же подставлял деревянный сундучок, чтобы дотянуться до середины стола, где скачет во весь опор оловянный конный командир с саблей наголо…  


В автобиографии с собственными иллюстрациями (1927 год) Никита писал: «Я с детства очень любил рисовать (…)  Рисовал я больше всего войну, а если рисовал не войну, то непременно на картине изображал солдат.»
В автобиографии с собственными иллюстрациями (1927 год) Никита писал: «Я с детства очень любил рисовать (…)  Рисовал я больше всего войну, а если рисовал не войну, то непременно на картине изображал солдат.»
Строка 55: Строка 55:
   
   


В 1931 году вышла книжка «Сами писали». На титульном листе надпись: «Маленькие интересные рассказы и приключения. Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят». Иллюстрации – гравюры на дереве Никиты Фаворского, 15 лет.» Эта книга – сборник коротких рассказов-зарисовок. Тексты, разномастные по языку, размеру и качеству связались в единое издание благодаря работе художника-иллюстратора. Никита создал серию разноформатных иллюстраций, размер которых, видимо, был задан предоставленными отцом гравюрными досками. Это разнообразие придало особую динамику и ритм книге. Композиции большей части иллюстраций свободно лежат в белом листа, не ограничены рамками или большим количеством темных плоскостей. Это придает изобразительному ряду воздушность. Пространство словно раздвигается вширь, до бесконечности: за каждым поворотом – все новое, и все возможно! При универсальности изобразительного пространства, художник отображает и четкие приметы времени: слившийся с травой, ставший частью пейзажа, спящий крепким сном праведника пьяница; мальчик, смотрящий в бинокль; стоящий на полусогнутых испуганный конвойный. Босоногие старуха и мальчишка-пионер, копошащиеся у их ног куры, а над ними – легкий деревянный самолетик, птичкой взмывший над скворечником и печной трубой простой избы. Уличная сценка: ребятишки от мала до велика обступили шарманку – волшебный ящик с восседающей на нем нахохлившейся и настоящей птицей-совой. Шарманку заводит суровый дядька в картузе и высоких сапогах. Его фигура самая темная, тяжелая во всей гравюре. И совсем не вяжется хмурый вид шарманщика с делом развлечения «почтенной публики». В военное время носил он шинель и винтовку, стрелял без заминки, а теперь привыкает к мирной жизни – крутит ручку музыкального инструмента.  
В 1931 году вышла книжка «Сами писали». На титульном листе надпись: «Маленькие интересные рассказы и приключения. Их писали сами читатели и деткоры «Дружных ребят». Иллюстрации – гравюры на дереве Никиты Фаворского, 15 лет.» Эта книга – сборник коротких рассказов-зарисовок. Тексты, разномастные по языку, размеру и качеству связались в единое издание благодаря работе художника-иллюстратора. Никита создал серию разноформатных иллюстраций, размер которых, видимо, был задан предоставленными отцом гравюрными досками. Это разнообразие придало особую динамику и ритм книге. Композиции большей части иллюстраций свободно лежат в белом листа, не ограничены рамками или большим количеством темных плоскостей. Это придает изобразительному ряду воздушность. Пространство словно раздвигается вширь, до бесконечности: за каждым поворотом – все новое, и все возможно! При универсальности изобразительного пространства, художник отображает и четкие приметы времени: слившийся с травой, ставший частью пейзажа, спящий крепким сном праведника пьяница; мальчик, смотрящий в бинокль; стоящий на полусогнутых испуганный квартальный. Босоногие старуха и мальчишка-пионер, копошащиеся у их ног куры, а над ними – легкий деревянный самолетик, птичкой взмывший над скворечником и печной трубой простой избы. Уличная сценка: ребятишки от мала до велика обступили шарманку – волшебный ящик с восседающей на нем нахохлившейся и настоящей птицей-совой. Шарманку заводит суровый дядька в картузе и высоких сапогах. Его фигура самая темная, тяжелая во всей гравюре. И совсем не вяжется хмурый вид шарманщика с делом развлечения «почтенной публики». В военное время носил он шинель и винтовку, стрелял без заминки, а теперь привыкает к мирной жизни – крутит ручку музыкального инструмента.  


С 1932 года Никита Фаворский учился в Московском полиграфическом институте (с 1934 – МИИИ) у В.А. Фаворского и П.Я. Павлинова. По воспоминаниям однокурсников, он и в институте был особенным, ни на кого не похожим. Приходил последним на занятия, ждал, когда все рассядутся, выберут себе лучшее место, чтобы рисовать с натуры. Устраивался на подоконнике и быстро вырезал из всегда припасенного в кармане куска дерева фигуру позирующей модели. А потом вставал на свободное, самое невыигрышное место, и рисовал так, что все в перерыве ходили смотреть работу Никиты. И дивились, как с невыразительной точки мог отличный рисунок получиться. И уж тут подтверждались слова преподавателей, что важно «как нарисуешь», а не «что нарисуешь».  
С 1932 года Никита Фаворский учился в Московском полиграфическом институте (с 1934 – МИИИ) у В.А. Фаворского и П.Я. Павлинова. По воспоминаниям однокурсников, он и в институте был особенным, ни на кого не похожим. Приходил последним на занятия, ждал, когда все рассядутся, выберут себе лучшее место, чтобы рисовать с натуры. Устраивался на подоконнике и быстро вырезал из всегда припасенного в кармане куска дерева фигуру позирующей модели. А потом вставал на свободное, самое невыигрышное место, и рисовал так, что все в перерыве ходили смотреть работу Никиты. И дивились, как с невыразительной точки мог отличный рисунок получиться. И уж тут подтверждались слова преподавателей, что важно «как нарисуешь», а не «что нарисуешь».  

Навигация