44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 12 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 24: | Строка 24: | ||
==Луиза Мэй Олкотт / Биография== | ==Луиза Мэй Олкотт / Биография== | ||
Луиза Мэй Олкотт родилась 29 ноября 1832 года в городе Германтаун, штат Пенсильвания, США. Отец Луизы, Эймос Бронсон Олкотт, — писатель, педагог, приверженец трансцендентализма, философско-литературного движения, сформированного в XIX веке в США представителями радикальной бостонской интеллигенции. Мать, Эбигейл Мэй, — американская активистка, суфражистка и убеждённая противница рабства. В 1848 году, устроившись на постоянную работу в социальную службу Бостона, она стала одним из первых оплачиваемых социальных работников в штате Массачусетс. Луиза была второй из четырёх сестер. Следуя своим убеждениям, мистер Олкотт не посылал дочерей — Анну, Луизу, Элизабет и Мэй — в школу. Девочки получили домашнее образование под руководством отца и при содействии его друга Генри Дэвида Торо, писателя, философа, натуралиста. Торо оказал большое влияние на Луизу. Кроме того, она общалась с известными интеллектуалами того времени — Ральфом Уолдо Эмерсоном, Натаниэлем Хоторном и Генри Уодсвортом Лонгфелло, с которыми мистер Олкотт также был дружен. | Луиза Мэй Олкотт родилась 29 ноября 1832 года в городе Германтаун, штат Пенсильвания, США. Отец Луизы, Эймос Бронсон Олкотт, — писатель, педагог, приверженец трансцендентализма, философско-литературного движения, сформированного в XIX веке в США представителями радикальной бостонской интеллигенции. Мать, Эбигейл Мэй, — американская активистка, суфражистка и убеждённая противница рабства. | ||
В 1848 году, устроившись на постоянную работу в социальную службу Бостона, она стала одним из первых оплачиваемых социальных работников в штате Массачусетс. Луиза была второй из четырёх сестер. Следуя своим убеждениям, мистер Олкотт не посылал дочерей — Анну, Луизу, Элизабет и Мэй — в школу. Девочки получили домашнее образование под руководством отца и при содействии его друга Генри Дэвида Торо, писателя, философа, натуралиста. Торо оказал большое влияние на Луизу. Кроме того, она общалась с известными интеллектуалами того времени — Ральфом Уолдо Эмерсоном, Натаниэлем Хоторном и Генри Уодсвортом Лонгфелло, с которыми мистер Олкотт также был дружен. | |||
Финансовое положение семьи было крайне неустойчивым, из-за чего Олкотты часто переезжали. В итоге семья обосновалась в городе Конкорд, поселившись в небольшом доме «Orchard House». На прилегающем к дому участке земли Олкотты выращивали фрукты и овощи. Все члены семьи были вегетарианцами. Анна, Луиза, Элизабет и Мэй участвовали в ведении домашнего хозяйства: помогали собирать урожай, делать заготовки, стирать и готовить. Мистер Олкотт был не только учителем и философом, но и изобретателем. Благодаря ему на кухне появился резервуар для горячей воды и сушилка для белья. Родители Луизы по-прежнему уделяли большое внимание общественно-политическим вопросам. Во время застольных бесед Олкотты и их гости обсуждали такие темы, как социальная справедливость, отмена смертной казни, избирательное право для женщин, детский труд и т. д. Кроме того, в столовой сёстры часто ставили спектакли для соседей по написанным Луизой пьесам. | Финансовое положение семьи было крайне неустойчивым, из-за чего Олкотты часто переезжали. В итоге семья обосновалась в городе Конкорд, поселившись в небольшом доме «Orchard House». На прилегающем к дому участке земли Олкотты выращивали фрукты и овощи. Все члены семьи были вегетарианцами. Анна, Луиза, Элизабет и Мэй участвовали в ведении домашнего хозяйства: помогали собирать урожай, делать заготовки, стирать и готовить. Мистер Олкотт был не только учителем и философом, но и изобретателем. Благодаря ему на кухне появился резервуар для горячей воды и сушилка для белья. Родители Луизы по-прежнему уделяли большое внимание общественно-политическим вопросам. Во время застольных бесед Олкотты и их гости обсуждали такие темы, как социальная справедливость, отмена смертной казни, избирательное право для женщин, детский труд и т. д. Кроме того, в столовой сёстры часто ставили спектакли для соседей по написанным Луизой пьесам. | ||
Из-за финансовых трудностей девочки Олкотт начали работать в юном возрасте. Луиза была гувернанткой, учительницей, домашней прислугой и швеей. Кроме того, она начала писать — и ради гонорара, и чтобы уйти от угнетающей действительности. Одно из стихотворений Луизы было напечатано в женском журнале под псевдоним Флора Фэрчайлд (Flora Fairchild); тогда автору было 19 лет. | Из-за финансовых трудностей девочки Олкотт начали работать в юном возрасте. Луиза была гувернанткой, учительницей, домашней прислугой и швеей. Кроме того, она начала писать — и ради гонорара, и чтобы уйти от угнетающей действительности. Одно из стихотворений Луизы было напечатано в женском журнале под псевдоним Флора Фэрчайлд (Flora Fairchild); тогда автору было 19 лет. | ||
Первая книга Луизы Мэй Олкотт «Flower Fables» («Цветочные басни») вышла в 1854 году под собственным именем 22-летнего автора. Но написаны эти сказки о феях и эльфах были гораздо раньше: их сочинила 16-летняя Луиза для дочери Ральфа Уолдо Эмерсона, видного американского мыслителя и писателя, одного из создателей «Транцендентального клуба» и друга мистера Олкотта. | Первая книга Луизы Мэй Олкотт «Flower Fables» («Цветочные басни») вышла в 1854 году под собственным именем 22-летнего автора. Но написаны эти сказки о феях и эльфах были гораздо раньше: их сочинила 16-летняя Луиза для дочери Ральфа Уолдо Эмерсона, видного американского мыслителя и писателя, одного из создателей «Транцендентального клуба» и друга мистера Олкотта. | ||
Во время Гражданской войны Луиза служила медсестрой в военном госпитале в Джорджтауне. Там она заразилась брюшным тифом. Лечили Луизу каломелью — хлоридом ртути; по тогдашним медицинским представлениям, это средство хорошо очищало организм от токсинов. Результатом такого лечения стало тяжёлое отравление, с последствиями которого Олкотт боролась долгие годы. Работая в госпитале, Луиза писала домой письма, которые позже были собраны и опубликованы. «Hospital Sketches («Больничные очерки», 1863) стали первой книгой Луизы Олкотт, получившей признание критики. | Во время Гражданской войны Луиза служила медсестрой в военном госпитале в Джорджтауне. Там она заразилась брюшным тифом. Лечили Луизу каломелью — хлоридом ртути; по тогдашним медицинским представлениям, это средство хорошо очищало организм от токсинов. Результатом такого лечения стало тяжёлое отравление, с последствиями которого Олкотт боролась долгие годы. Работая в госпитале, Луиза писала домой письма, которые позже были собраны и опубликованы. «Hospital Sketches («Больничные очерки», 1863) стали первой книгой Луизы Олкотт, получившей признание критики. | ||
23 мая 1860 года, в тридцатую годовщину свадьбы Мистера и миссис Олкотт, их старшая дочь Анна вышла замуж за Джона Бриджа Пратта. Несколько лет спустя Луиза вспомнила это семейное торжество и описала его в романе «Маленькие женщины» как свадьбу Мэг Марч и Джона Брука. | 23 мая 1860 года, в тридцатую годовщину свадьбы Мистера и миссис Олкотт, их старшая дочь Анна вышла замуж за Джона Бриджа Пратта. Несколько лет спустя Луиза вспомнила это семейное торжество и описала его в романе «Маленькие женщины» как свадьбу Мэг Марч и Джона Брука. | ||
Этот роман, в основе которого лежит история её семьи, Луиза написала по просьбе Томаса Найлса, работавшего редактором в бостонском издательстве «Roberts Brothers». К этому времени ей уже исполнилось 35 лет, она была опытным автором, а её гонорары, пусть и небольшие, были главным источником дохода семьи. Однако мало кто знал, что Луиза Олкотт сочиняла остросюжетные рассказы и готические триллеры (тогда говорили «рассказы о крови и громе») и публиковала их под псевдонимами А. М. Барнард (А. М. Barnard) и др. | Этот роман, в основе которого лежит история её семьи, Луиза написала по просьбе Томаса Найлса, работавшего редактором в бостонском издательстве «Roberts Brothers». К этому времени ей уже исполнилось 35 лет, она была опытным автором, а её гонорары, пусть и небольшие, были главным источником дохода семьи. Однако мало кто знал, что Луиза Олкотт сочиняла остросюжетные рассказы и готические триллеры (тогда говорили «рассказы о крови и громе») и публиковала их под псевдонимами А. М. Барнард (А. М. Barnard) и др. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Луиза Мэй Олкотт"> | |||
Файл:Olkott-Luiza-Mehj (1).jpg|Маленькие женщины или детство четырех сестер / Л. Олкотт, 1875 | |||
Файл:Olkott-Luiza-Mehj (2).jpg|Луиза Мэй Олкотт | |||
Файл:Olkott-Luiza-Mehj (3).jpg|Маленькие женщины / Луиза Олкотт | |||
</gallery></center> | |||
Роман «Маленькие женщины» был написан очень быстро: в 1867 году издатель попросил Олкотт сочинить историю для девочек, к работе писательница приступила через несколько месяцев, а в сентябре 1868-го книга «Little Women» вышла из печати. | Роман «Маленькие женщины» был написан очень быстро: в 1867 году издатель попросил Олкотт сочинить историю для девочек, к работе писательница приступила через несколько месяцев, а в сентябре 1868-го книга «Little Women» вышла из печати. | ||
«Маленькие женщины» — это одновременно роман воспитания, семейные мемуары, социальная хроника и один из первых образцов литературы young-adult. До «Маленьких женщин» круг чтения юных составляли главным образом сказки и аллегорические истории, в конце которых обязательно была мораль, а добро торжествовало над злом. Олкотт же написала реалистичный роман, в котором достаточно откровенно говорила с читателем о том, как трудна жизнь женщины. | «Маленькие женщины» — это одновременно роман воспитания, семейные мемуары, социальная хроника и один из первых образцов литературы young-adult. До «Маленьких женщин» круг чтения юных составляли главным образом сказки и аллегорические истории, в конце которых обязательно была мораль, а добро торжествовало над злом. Олкотт же написала реалистичный роман, в котором достаточно откровенно говорила с читателем о том, как трудна жизнь женщины. | ||
Успех «Маленьких женщин», в том числе коммерческий, побудил Олкотт написать продолжение. Вторая часть романа «Хорошие жёны» («Good Wives») была опубликована в 1869 году. Затем к написанному Олкотт добавила книги «Маленькие мужчины» («Little Men», 1871) и «Ребята Джо» («Jo's Boys», 1886). В «Маленьких мужчинах» Олкотт, помимо прочего, изложила образовательные идеи своего отца, которые он так и не смог сформулировать в письменной форме, а в «Ребятах Джо» Олкотт выразила свои феминистские убеждения. | Успех «Маленьких женщин», в том числе коммерческий, побудил Олкотт написать продолжение. Вторая часть романа «Хорошие жёны» («Good Wives») была опубликована в 1869 году. Затем к написанному Олкотт добавила книги «Маленькие мужчины» («Little Men», 1871) и «Ребята Джо» («Jo's Boys», 1886). В «Маленьких мужчинах» Олкотт, помимо прочего, изложила образовательные идеи своего отца, которые он так и не смог сформулировать в письменной форме, а в «Ребятах Джо» Олкотт выразила свои феминистские убеждения. | ||
«Семейная сага Марчей» позволила Луизе Мэй Олкотт занять прочные позиции в американской литературе и культуре. В 1986 году журнал «Ladies Home Journal» объявил Олкотт одной из 25 важнейших женщин в истории США. | «Семейная сага Марчей» позволила Луизе Мэй Олкотт занять прочные позиции в американской литературе и культуре. В 1986 году журнал «Ladies Home Journal» объявил Олкотт одной из 25 важнейших женщин в истории США. | ||
Литературный успех Луизы финансово поддержал семью, отныне писательница уделяла творчеству гораздо больше времени. | Литературный успех Луизы финансово поддержал семью, отныне писательница уделяла творчеству гораздо больше времени. | ||
Луиза Мэй Олкотт, как и её мать, активно боролась за права женщин и стала первой женщиной, зарегистрировавшейся для участия в выборах в городские органы управления в Конкорде, штат Массачусетс. В 1877 году Луиза стала одной из основательниц Женского образовательного и промышленного союза в Бостоне. | Луиза Мэй Олкотт, как и её мать, активно боролась за права женщин и стала первой женщиной, зарегистрировавшейся для участия в выборах в городские органы управления в Конкорде, штат Массачусетс. В 1877 году Луиза стала одной из основательниц Женского образовательного и промышленного союза в Бостоне. | ||
В отличие от одной из героинь «Маленьких женщин» Джо Марч, в которой читатели и критики не без оснований видели альтер эго автора, Луиза Олкотт никогда не была замужем, но взяла на воспитание двухлетнюю племянницу Луизу после смерти сестры Мэй в 1879 году. Незадолго до смерти она усыновила одного из мальчиков старшей сестры Анны, чтобы оставить ему в наследство свои рукописи. | В отличие от одной из героинь «Маленьких женщин» Джо Марч, в которой читатели и критики не без оснований видели альтер эго автора, Луиза Олкотт никогда не была замужем, но взяла на воспитание двухлетнюю племянницу Луизу после смерти сестры Мэй в 1879 году. Незадолго до смерти она усыновила одного из мальчиков старшей сестры Анны, чтобы оставить ему в наследство свои рукописи. | ||
Луиза Олкотт так и не смогла оправиться от последствий тяжёлой болезни и неправильного лечения, которому она подверглась во время работы медсестрой. Она скончалась через два дня после смерти своего отца, 6 марта 1888 года в Бостоне. Их похоронили в один день, рядом, на кладбище Конкорда, по соседству находятся могилы Г. Д. Торо, Р. У. Эмерсона и Н. Хоторна. На могиле Луизы Олкот установлен знак, говорящий о том, что была участницей Гражданской войны в США (1861–1865). | Луиза Олкотт так и не смогла оправиться от последствий тяжёлой болезни и неправильного лечения, которому она подверглась во время работы медсестрой. Она скончалась через два дня после смерти своего отца, 6 марта 1888 года в Бостоне. Их похоронили в один день, рядом, на кладбище Конкорда, по соседству находятся могилы Г. Д. Торо, Р. У. Эмерсона и Н. Хоторна. На могиле Луизы Олкот установлен знак, говорящий о том, что была участницей Гражданской войны в США (1861–1865). | ||
Интерес к творчеству Луизы Мэй Олкотт не угас и после смерти автора. В середине 1940-х годов исследователи литературы начали открывать её рассказы и новеллы, написанные жанре, который она сама называла бульварным. В 1975 году обнаружили тридцать три неизвестных до тех пор готических триллера, опубликованных в 1863–1872 годах в бойких периодических изданиях, таких как «The Flag of Our Union». В 1980 году в библиотеке Гарвардского университета была найдена рукопись её неопубликованного первого романа. | Интерес к творчеству Луизы Мэй Олкотт не угас и после смерти автора. В середине 1940-х годов исследователи литературы начали открывать её рассказы и новеллы, написанные жанре, который она сама называла бульварным. В 1975 году обнаружили тридцать три неизвестных до тех пор готических триллера, опубликованных в 1863–1872 годах в бойких периодических изданиях, таких как «The Flag of Our Union». В 1980 году в библиотеке Гарвардского университета была найдена рукопись её неопубликованного первого романа. | ||
«Orchard House», где много лет прожила семья Олкотт и где были написаны «Маленькие женщины», в 1912 году стал домом-музеем. | «Orchard House», где много лет прожила семья Олкотт и где были написаны «Маленькие женщины», в 1912 году стал домом-музеем. | ||
В 1991 году в честь Луизы Мэй Олкотт назвали кратер на Венере, диаметр которого составляет 66 км. В 1996 году имя Луизы Мэй Олкотт было внесено Национальный зал славы женщин США; так отмечен её значительный вклад в культуру страны. | В 1991 году в честь Луизы Мэй Олкотт назвали кратер на Венере, диаметр которого составляет 66 км. В 1996 году имя Луизы Мэй Олкотт было внесено Национальный зал славы женщин США; так отмечен её значительный вклад в культуру страны. | ||
Сочинения Луизы Олкотт (и в первую очередь роман «Маленькие женщины»), до сих пор издаются и в США, и в других странах. В России роман впервые был издан в 1875 году в Санкт-Петербурге. | Сочинения Луизы Олкотт (и в первую очередь роман «Маленькие женщины»), до сих пор издаются и в США, и в других странах. В России роман впервые был издан в 1875 году в Санкт-Петербурге. | ||
Произведения Луизы Мэй Олкотт экранизируют с 1917 года, чаще всего — «Маленьких женщин». Фильмы, созданные в разные годы и в разных странах, позволяют зрителям взглянуть на любимых героинь и их историю под несколько иным углом зрения. В полнометражной американской ленте 2019 года (реж. Грета Гервиг) сёстры Марч борются с гендерными стереотипами и стараются реализовать себя в творчестве. | Произведения Луизы Мэй Олкотт экранизируют с 1917 года, чаще всего — «Маленьких женщин». Фильмы, созданные в разные годы и в разных странах, позволяют зрителям взглянуть на любимых героинь и их историю под несколько иным углом зрения. В полнометражной американской ленте 2019 года (реж. Грета Гервиг) сёстры Марч борются с гендерными стереотипами и стараются реализовать себя в творчестве. | ||
==Луиза Мэй Олкотт / Книги== | ==Луиза Мэй Олкотт / Книги== | ||
*Олькот, Л. М. Маленькие женщины, или Детство четырех сестер : повесть для детей : перевод с английского / Луиза Олькот. — Санкт-Петербург : Стасова и Трубникова, 1875. — [4], IV, 400 с. — [Хранится в РГБ]. | *Олькот, Л. М. Маленькие женщины, или Детство четырех сестер : повесть для детей : перевод с английского / Луиза Олькот. — Санкт-Петербург : Стасова и Трубникова, 1875. — [4], IV, 400 с. — [Хранится в [[Российская государственная библиотека|РГБ]]]. | ||
*Олькот, Л. М. Юность Розы = Rose in bloom : продолжение «Семи братьев и сестры» / соч. Луизы Олькот ; пер. с англ. О. Н. Бутеневой. — Санкт-Петербург : тип. Р. Голике, 1878. — [8], 415 с. — [Хранится в РГБ]. | *Олькот, Л. М. Юность Розы = Rose in bloom : продолжение «Семи братьев и сестры» / соч. Луизы Олькот ; пер. с англ. О. Н. Бутеневой. — Санкт-Петербург : тип. Р. Голике, 1878. — [8], 415 с. — [Хранится в РГБ]. | ||
Строка 123: | Строка 148: | ||
*Олкотт, Л. М. Все о маленьких женщинах и маленьких мужчинах / Луиза Мэй Олкотт ; пер. с англ. М. Батищевой. — Москва : : ЭКСМО, 2020. — 1070 с. — [Хранится в РГБ]. | *Олкотт, Л. М. Все о маленьких женщинах и маленьких мужчинах / Луиза Мэй Олкотт ; пер. с англ. М. Батищевой. — Москва : : ЭКСМО, 2020. — 1070 с. — [Хранится в РГБ]. | ||
*Олкотт, Л. М. Маленькие женщины / Луиза Мэй Олкотт ; пер. с англ. и адаптация М. Ю. Батищевой ; худож. Е. Булай. — Москва : АСТ, 2020. — 239 с. — (Самые лучшие девочки). | *Олкотт, Л. М. Маленькие женщины / Луиза Мэй Олкотт ; пер. с англ. и адаптация М. Ю. Батищевой ; худож. [[Булай Елена Васильевна|Е. Булай]]. — Москва : АСТ, 2020. — 239 с. — (Самые лучшие девочки). | ||
*Олкотт, Л. М. Маленькие женщины : перевод с английского / Луиза Мэй Олкотт ; иллюстрации Фрэнка Т. Меррилла и Либико Марайя. — Москва : #эксмодетство, 2020. — 158 с., [8] л. цв. ил. : ил. | *Олкотт, Л. М. Маленькие женщины : перевод с английского / Луиза Мэй Олкотт ; иллюстрации Фрэнка Т. Меррилла и Либико Марайя. — Москва : #эксмодетство, 2020. — 158 с., [8] л. цв. ил. : ил. | ||
Строка 129: | Строка 154: | ||
*Олкотт, Л. М. Маленькие женщины : тетралогия / Луиза Мэй Олкотт ; перевод с английского и примечания Ирины Бессмертновой, Александры Глебовской. — Москва : Иностранка, 2020. — 1117 с. — (Иностранная литература. Большие книги). | *Олкотт, Л. М. Маленькие женщины : тетралогия / Луиза Мэй Олкотт ; перевод с английского и примечания Ирины Бессмертновой, Александры Глебовской. — Москва : Иностранка, 2020. — 1117 с. — (Иностранная литература. Большие книги). | ||
*Олкотт, Л. М. Маленькие мужчины : роман : / Луиза Мэй Олкотт ; пер. с англ. А. Глебовской. — Москва : Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. — 383 с. — (Азбука-классика). | *Олкотт, Л. М. Маленькие мужчины : роман : / Луиза Мэй Олкотт ; пер. с англ. А. Глебовской. — Москва : Азбука, [[Азбука-Аттикус|Азбука-Аттикус]], 2020. — 383 с. — (Азбука-классика). | ||
*Олкотт, Л. М. Хорошие жены / Луиза Мэй Олкотт ; пер. с англ. М. Батищевой. — Москва : ЭКСМО, 2020. — 445 с. — (Нескучный сад). | *Олкотт, Л. М. Хорошие жены / Луиза Мэй Олкотт ; пер. с англ. М. Батищевой. — Москва : ЭКСМО, 2020. — 445 с. — (Нескучный сад). | ||
Строка 207: | Строка 232: | ||
*Alcott, L. M. Behind a mask : a short story collection / Louisa May Alcott ; editor of this volume, Janet B. Kopito. — Mineola, New York : Dover Publications, Inc., 2020. — [Хранится в Библиотеке Конгресса]. | *Alcott, L. M. Behind a mask : a short story collection / Louisa May Alcott ; editor of this volume, Janet B. Kopito. — Mineola, New York : Dover Publications, Inc., 2020. — [Хранится в Библиотеке Конгресса]. | ||
==Луиза Мэй Олкотт / Книги в | ==Луиза Мэй Олкотт / Книги в НЭБ.Дети== | ||
*[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/31893#page/0/mode/2up , Л. М. Маленькие женщины, или Детство четырех сестер : повесть для детей : перевод с английского] / Луиза Олькот. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Издание Стасовой и Трубниковой, 1875. — 400 с. — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке. | *[http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/31893#page/0/mode/2up Олкотт, Л. М. Маленькие женщины, или Детство четырех сестер : повесть для детей : перевод с английского] / Луиза Олькот. — Текст : электронный. — Санкт-Петербург : Издание Стасовой и Трубниковой, 1875. — 400 с. — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке. | ||
==О жизни и творчестве== | ==О жизни и творчестве== | ||
Строка 260: | Строка 285: | ||
*Worthington, M. M. Miss Alcott of Concord : a biography / Marjorie Muir Worthington. — Garden City, N.Y., Doubleday, 1958. — 330 p. — [Хранится в Библиотеке Конгресса]. | *Worthington, M. M. Miss Alcott of Concord : a biography / Marjorie Muir Worthington. — Garden City, N.Y., Doubleday, 1958. — 330 p. — [Хранится в Библиотеке Конгресса]. | ||
==Награды и премии== | ==Награды и премии== | ||
Строка 327: | Строка 346: | ||
==Памятники, музеи== | ==Памятники, музеи== | ||
Louisa May Alcott’s Orchard House : cайт дома-музея [на английском языке]. | *[https://louisamayalcott.org/home Louisa May Alcott’s Orchard House :] cайт дома-музея [на английском языке]. | ||
==См. также== | |||
*[[Монтгомери Люси Мод]] | |||
[[Category:Писатели]] |