44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 44: | Строка 44: | ||
С 1854 года Топелиус занимал должность профессора Императорского Александровского университета, с 1875 года — должность ректора. | С 1854 года Топелиус занимал должность профессора Императорского Александровского университета, с 1875 года — должность ректора. | ||
Сакариас Топелиус был решительным защитником слабых — как среди людей, так и в природе. Это отношение нашло отражение в его публицистической деятельности, научно-популярных трудах и учебниках, а также в его художественных произведениях. | |||
Представление о человеческом достоинстве, которое он транслировал, предельно ясно: оно не зависит от внешних обстоятельств, таких как богатство, статус или эрудиция, а принадлежит каждому. Хотя Топелиус с большим уважением относился к школьному образованию, на первое место он ставил то, что диктует сердце. Он считал, что школьное образование — лишь часть учения в Школе жизни, включающей и обретение, и применение знаний, и воспитание в себе благородства и мудрости. Топелиус ожидал смирения и уважения к другим даже от высокоученых людей — а возможно, от них в первую очередь. | |||
Топелиус был мягким человеком, любящим детей, что проявляется в его портретах и в выборе тем в его рассказах. Жизнь детей контролируется дома, в школе, в различных социальных ситуациях. В значительной степени Топелиус был предтечей и активистом, чья работа повлияла на жизнь детей на многие поколения вперед. Благодаря своей широкой душе он смог найти подход к самым разным слоям общества и способствовать передаче опыта от зажиточных фермеров к аристократам и от дворянства к крестьянам. | |||
{{цитата|автор=Сакариас Топелиус|Нет более плодородной почвы для закладывания основ хорошего и плохого, чем сердце ребенка. Слово прорастает, полученный эффект укореняется, любовь приносит плоды.}} | |||
Во времена Топелиуса — и долгое время после этого — для бедных семей книги были редкостью. По мере развития школьной системы и расширения обязательного образования все больше детей получали школьное образование. Большую роль в этом сыграли труды Топелиуса. В своих научных, географических и исторических текстах он делился знаниями о современном мире и об ушедших эпохах. Плодовитый писатель ловко компоновал факты и вымысел, и детям было интересно читать его истории и на уроках, и в свободное время. | |||
В 1878 году он обратился с прошением об отставке и ему было разрешено оставить обе должности с сохранением звания «заслуженного профессора» и права продолжать исследовательскую работу. Это было оптимальное решение, и Топелиус стал уделять больше времени литературному труду. | В 1878 году он обратился с прошением об отставке и ему было разрешено оставить обе должности с сохранением звания «заслуженного профессора» и права продолжать исследовательскую работу. Это было оптимальное решение, и Топелиус стал уделять больше времени литературному труду. |