44 880
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
Когда Заболоцкому исполнилось шесть лет, его семья была вынуждена переехать в связи с неприятностями на службе у отца. В 1910 году Алексей Агафонович получил место агронома в небольшом селе Сернур родного Уржумского уезда Вятской губернии. Сейчас Сернур — это поселок городского типа, административный центр Сернурского района Республики Марий Эл. В автобиографическом очерке «Ранние годы» (1955) Николай Алексеевич писал: «Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях». При этом мальчик замечал и другое — бедность, голод, болезни: «А человеческая жизнь вокруг была такая скудная!» В семь лет Заболоцкий написал свое первое стихотворение. У его отца был шкаф с собранием русской классики, и мальчик перечитал все эти книги. Тогда же, по свидетельству поэта, он выбрал себе профессию. В Сернуре Николай окончил двухклассную начальную школу, «издавал» собственную газету, где помещал свои стихи. | Когда Заболоцкому исполнилось шесть лет, его семья была вынуждена переехать в связи с неприятностями на службе у отца. В 1910 году Алексей Агафонович получил место агронома в небольшом селе Сернур родного Уржумского уезда Вятской губернии. Сейчас Сернур — это поселок городского типа, административный центр Сернурского района Республики Марий Эл. В автобиографическом очерке «Ранние годы» (1955) Николай Алексеевич писал: «Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях». При этом мальчик замечал и другое — бедность, голод, болезни: «А человеческая жизнь вокруг была такая скудная!» В семь лет Заболоцкий написал свое первое стихотворение. У его отца был шкаф с собранием русской классики, и мальчик перечитал все эти книги. Тогда же, по свидетельству поэта, он выбрал себе профессию. В Сернуре Николай окончил двухклассную начальную школу, «издавал» собственную газету, где помещал свои стихи. | ||
Строка 40: | Строка 38: | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
В десять лет, в 1913 году, будущий поэт стал «реалистом» — поступил в Уржумское реальное училище, где пребывал до 1920 года. Поначалу Николай был смущен и ошеломлен обстановкой небольшого уездного Уржума, который показался ему огромным городом с множеством невиданных вещей — кинематографом «Фурор», театром «Аудитория» в виде длинного деревянного барака, катками. Позже Заболоцкий втянулся в суетную городскую жизнь, и годы, проведенные в реальном училище, запомнились ему как счастливое время. Свое учебное заведение поэт считал передовым: например, в первый год пребывания там Николая силами учителей и местной интеллигенции была поставлена полная версия оперы «Аида». Училище отличалось и хорошим материальным обеспечением. Николая интересовали как гуманитарные, так и естественные дисциплины: он уделял много внимания изучению истории и химии, а также увлекался рисованием. Всё это повлияло на творческий путь Заболоцкого: в его произведениях присутствуют исторический и естественнонаучный подходы к познанию мира, при этом многие его стихи являются зарисовками с натуры, стихотворениями-картинами. Уже будучи известным поэтом, Заболоцкий хорошо знал изобразительное искусство, увлекался живописью Павла Филонова, Марка Шагала, Питера Брейгеля и сам смотрел на мир глазами художника. | |||
В училище Николай продолжал писать стихи, сочинил полушутливую поэму «Уржумиада» (большая часть ее текста не сохранилась). В этих юношеских работах отражались воспоминания о детстве в деревне и школьные впечатления. На стиль его стихотворений повлияли поэты-символисты — новаторы рубежа 19–20 веков, стремившиеся с помощью недосказанности, полунамеков, тайн и загадок, неожиданных и ярких символов и сравнений показать неповторимый, сложный мир человеческой души, ее внутреннюю работу. Вместе с тем заметное влияние на юного Заболоцкого оказали и противники символистов, акмеисты — представители «земной», «вещественной» поэзии, провозгласившие основой своего творчества ясность и конкретность образов, реалистичный взгляд на вещи. Название этого движения происходит от греческого слова «акме», что означает «зрелость», «расцвет», «вершина», вместе с тем оно созвучно псевдониму одной из его основательниц — Анны Горенко (Ахматовой). Стихи как акмеистов, так и многих символистов отличались аполитичностью, отсутствием в них отклика на злободневные общественные проблемы. Интерес к «вечным темам» характерен для поэзии Заболоцкого на протяжении всей его жизни. Среди поэтов Серебряного века Николай особенно выделял символистов Константина Бальмонта и Александра Блока. | В училище Николай продолжал писать стихи, сочинил полушутливую поэму «Уржумиада» (большая часть ее текста не сохранилась). В этих юношеских работах отражались воспоминания о детстве в деревне и школьные впечатления. На стиль его стихотворений повлияли поэты-символисты — новаторы рубежа 19–20 веков, стремившиеся с помощью недосказанности, полунамеков, тайн и загадок, неожиданных и ярких символов и сравнений показать неповторимый, сложный мир человеческой души, ее внутреннюю работу. Вместе с тем заметное влияние на юного Заболоцкого оказали и противники символистов, акмеисты — представители «земной», «вещественной» поэзии, провозгласившие основой своего творчества ясность и конкретность образов, реалистичный взгляд на вещи. Название этого движения происходит от греческого слова «акме», что означает «зрелость», «расцвет», «вершина», вместе с тем оно созвучно псевдониму одной из его основательниц — Анны Горенко (Ахматовой). Стихи как акмеистов, так и многих символистов отличались аполитичностью, отсутствием в них отклика на злободневные общественные проблемы. Интерес к «вечным темам» характерен для поэзии Заболоцкого на протяжении всей его жизни. Среди поэтов Серебряного века Николай особенно выделял символистов Константина Бальмонта и Александра Блока. |