44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
Мать Коваля, Ольга Дмитриевна Колыбина, родом из Мордовии, до 1941 года была главным врачом психиатрической больницы в подмосковном поселке Поливаново, там прошли ранние годы писателя. С началом войны семью отправили в эвакуацию в Мордовию. Сначала жили в Леплейке, «русской деревне среди полынных степей», затем в Саранске, где мать была главным врачом одного из госпиталей. В Москву, где служил отец, мать с двумя сыновьями, Борисом и Юрием, вернулись в конце 1943 года. В 1945 году Юрий поступил в школу № 657 на улице Чаплыгина (ныне школа № 613), где впервые проявилась его «страсть к слову». Он и ближайшие друзья писали шуточные и лирические стихи. Литературой Коваль увлекся благодаря учителю словесности, Владимиру Николаевичу Протопопову, отношения с которым описаны в повести «От Красных Ворот» (1984). | Мать Коваля, Ольга Дмитриевна Колыбина, родом из Мордовии, до 1941 года была главным врачом психиатрической больницы в подмосковном поселке Поливаново, там прошли ранние годы писателя. С началом войны семью отправили в эвакуацию в Мордовию. Сначала жили в Леплейке, «русской деревне среди полынных степей», затем в Саранске, где мать была главным врачом одного из госпиталей. В Москву, где служил отец, мать с двумя сыновьями, Борисом и Юрием, вернулись в конце 1943 года. В 1945 году Юрий поступил в школу № 657 на улице Чаплыгина (ныне школа № 613), где впервые проявилась его «страсть к слову». Он и ближайшие друзья писали шуточные и лирические стихи. Литературой Коваль увлекся благодаря учителю словесности, Владимиру Николаевичу Протопопову, отношения с которым описаны в повести «От Красных Ворот» (1984). | ||
В 1955 году Юрий Коваль поступил на факультет русского языка и литературы (впоследствии был объединен с историко-филологическим факультетом) Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, где оказался в кругу таких же незаурядных личностей, как он сам. Многие из его поколения стали впоследствии известными поэтами, писателями, режиссерами, общественными деятелями: Юлий Ким, Леонид Мезинов, Сергей Яковенко, Борис Вахнюк, Роза Харитонова, Леонид Зиман, Георгий Бабушкин, Валерий Агриколянский, Михаил Ландор, Илья Габай. Сильное влияние на формирование личности Коваля оказали старшие товарищи-выпускники: Юрий Ряшенцев, Петр Фоменко, Владимир Красновский, Юрий Визбор, Ада Якушева | В 1955 году Юрий Коваль поступил на факультет русского языка и литературы (впоследствии был объединен с историко-филологическим факультетом) Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, где оказался в кругу таких же незаурядных личностей, как он сам. Многие из его поколения стали впоследствии известными поэтами, писателями, режиссерами, общественными деятелями: Юлий Ким, Леонид Мезинов, Сергей Яковенко, Борис Вахнюк, Роза Харитонова, Леонид Зиман, Георгий Бабушкин, Валерий Агриколянский, Михаил Ландор, Илья Габай. Сильное влияние на формирование личности Коваля оказали старшие товарищи-выпускники: Юрий Ряшенцев, Петр Фоменко, Владимир Красновский, Юрий Визбор, Ада Якушева. | ||
Учителями будущего писателя были А.В. Терновский и Б.И. Пуришев, он слушал лекции по психологии К.Н. Корнилова, по языкознанию Р.М. Введенского, по литературе А.Г. Гукасовой, по латыни А.Ф. Лосева. В число любимых авторов Коваля входили Н.В. Гоголь, М. Зощенко, Ю. Олеша, Б. Шергин, А. Платонов, М. Пришвин и Б. Житков, М. Булгаков, У. Фолкнер. В институтские годы начал заниматься живописью в мастерской Михаила Максимовича Кукунова (1918-1998), находившейся под стеклянным куполом в главном корпусе МПГИ и получившей название «Парнас», затем в мастерской художника-монументалиста Бориса Петровича Чернышёва (1906-1969). | Уже в студенческие годы проявился талант Коваля быстро осваивать, глубоко и профессионально проникать в каждое дело, которое вызывало его интерес. Он рисовал в изостудии, пел и играл на гитаре, пианино и банджо, ходил в походы, был заядлым охотником и рыболовом. К этому времени относятся первые публикации Коваля в институтской газете «Ленинец» за 8 апреля 1956 года: рассказы «Зайцы» и «Дождь», за которые ему выплатили серьезную (по тем временам) премию в размере 50 рублей. | ||
Учителями будущего писателя были А.В. Терновский и Б.И. Пуришев, он слушал лекции по психологии К.Н. Корнилова, по языкознанию Р.М. Введенского, по литературе А.Г. Гукасовой, по латыни А.Ф. Лосева. В число любимых авторов Коваля входили Н.В. Гоголь, [[Зощенко Михаил Михайлович|М. Зощенко]], [[Олеша Юрий Карлович|Ю. Олеша]], Б. Шергин, А. Платонов, М. Пришвин и [[Житков Борис Степанович|Б. Житков]], М. Булгаков, У. Фолкнер. В институтские годы начал заниматься живописью в мастерской Михаила Максимовича Кукунова (1918-1998), находившейся под стеклянным куполом в главном корпусе МПГИ и получившей название «Парнас», затем в мастерской художника-монументалиста Бориса Петровича Чернышёва (1906-1969). | |||
Уроки зодчества Коваль брал у скульпторов Владимира Лемпорта (1922-2001), Вадима Сидура (1924-1986) и Николая Силиса (1928-2018), известных как объединение «ЛеСС». Он познакомился с ними в 1956 году, еще в бытность студентом. Молодые люди подружились, впоследствии Коваль работал в их знаменитой мастерской, находившейся в полуподвальном помещении на бывшей Чудовке (ул. Олеко Дундича). Начиная с 60-х годов, там бывали молодые и уже маститые поэты, писатели, архитекторы, режиссеры, ученые, художники. Юрий Иосифович впоследствии называл Лемпорта, Сидура и Силиса своими учителями и не прерывал отношения с ними до последних дней своей жизни. | Уроки зодчества Коваль брал у скульпторов Владимира Лемпорта (1922-2001), Вадима Сидура (1924-1986) и Николая Силиса (1928-2018), известных как объединение «ЛеСС». Он познакомился с ними в 1956 году, еще в бытность студентом. Молодые люди подружились, впоследствии Коваль работал в их знаменитой мастерской, находившейся в полуподвальном помещении на бывшей Чудовке (ул. Олеко Дундича). Начиная с 60-х годов, там бывали молодые и уже маститые поэты, писатели, архитекторы, режиссеры, ученые, художники. Юрий Иосифович впоследствии называл Лемпорта, Сидура и Силиса своими учителями и не прерывал отношения с ними до последних дней своей жизни. |