44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Л. П. Капица в 1914 году вышел в отставку и вместе с семьей переехал в Петроград. После Октябрьской революции Ольга Иеронимовна начала работать в недавно организованном Институте дошкольного воспитания, читать лекции по курсам, ею же и разработанным — «История детской литературы» и «Детский фольклор». Позже она стала преподавать на дошкольном отделении Педагогического института им. А. И. Герцена. | Л. П. Капица в 1914 году вышел в отставку и вместе с семьей переехал в Петроград. После Октябрьской революции Ольга Иеронимовна начала работать в недавно организованном Институте дошкольного воспитания, читать лекции по курсам, ею же и разработанным — «История детской литературы» и «Детский фольклор». Позже она стала преподавать на дошкольном отделении Педагогического института им. А. И. Герцена. | ||
Делом всей своей жизни | Делом всей своей жизни Ольга Капица считала составление свода русского детского фольклора, во многом ей помогали студенты, привозя из разных мест России собранные ими записи текстов. | ||
В 1922 году при участии Ольги Иеронимовны был создан кружок детских писателей, куда в разные годы входили С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. С. Житков, В. В. Бианки, Т. А. Габбе, Е. Я. Данько, Д. И. Хармс, Е. Л. Шварц и др. Кружок в 30-е годы переименовали в Студию детских писателей при ленинградском отделении Госиздата. | В 1922 году при участии Ольги Иеронимовны был создан кружок детских писателей, куда в разные годы входили [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршак]], [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковский]], [[Житков Борис Степанович|Б. С. Житков]], [[Бианки Виталий Валентинович|В. В. Бианки]], Т. А. Габбе, [[Данько Елена Яковлевна|Е. Я. Данько]], [[Хармс Даниил Иванович|Д. И. Хармс]], [[Шварц Евгений Львович|Е. Л. Шварц]] и др. Кружок в 30-е годы переименовали в Студию детских писателей при ленинградском отделении Госиздата. | ||
О. И. Капица явилась инициатором создания кафедры детской литературы в Педагогическом институте им. А. И. Герцена. Она организовала при институте специальную библиотеку, ставшую первым в России центром изучения и популяризации детской литературы. В настоящее время та считается показательной библиотекой детской литературы, обладающей уникальным книжным фондом изданий для детей XIX–XX веков. | О. И. Капица явилась инициатором создания кафедры детской литературы в Педагогическом институте им. А. И. Герцена. Она организовала при институте специальную библиотеку, ставшую первым в России центром изучения и популяризации детской литературы. В настоящее время та считается показательной библиотекой детской литературы, обладающей уникальным книжным фондом изданий для детей XIX–XX веков. | ||
Строка 46: | Строка 46: | ||
Файл:Kapica-Olga (5).jpg|Тараторка / Ольга Капица ; рисунки Татьяны Глебовой, 1928 | Файл:Kapica-Olga (5).jpg|Тараторка / Ольга Капица ; рисунки Татьяны Глебовой, 1928 | ||
Файл:Kapica-Olga (3).jpg|Про зверей / собрала Ольга Капица; рисунки В. А. Ватагина, 1934 | Файл:Kapica-Olga (3).jpg|Про зверей / собрала Ольга Капица; рисунки В. А. Ватагина, 1934 | ||
Файл:Kapica-Olga (2).jpg|Русские сказки про зверей / собрала Ольга Капица ; рисовал Е. Чарушин, 1947 | Файл:Kapica-Olga (2).jpg|Русские сказки про зверей / собрала Ольга Капица ; рисовал [[Чарушин Евгений Иванович|Е. Чарушин]], 1947 | ||
Файл:Kapica-Olga (4).jpg|Про кота / собрала Ольга Капица, 1938 | Файл:Kapica-Olga (4).jpg|Про кота / собрала Ольга Капица, 1938 | ||
Строка 52: | Строка 52: | ||
Ольга | Ольга Капица разработала оригинальную систему преподавания детской литературы и фольклора, не имеющую аналогов не только в русской, но и в мировой педагогике. Ее спецкурсы подробно разбирали вопросы видов и жанров, систематизации и собирания детского фольклора. | ||
Кроме основной деятельности в Педагогическом институте О. И. Капице приходилось работать в Сказочной комиссии при Русском географическом обществе. Туда входили известные фольклористы, в том числе В. Я. Пропп. Комиссия не только собирала, изучала и систематизировала фольклор для детей, но и разрабатывала программы, памятки, рекомендации для собирателей. Ею были выпущены сборники «Детский быт и фольклор», проведены различные мероприятия, как научные, так и просветительские: лекции, выставки, концерты. | Кроме основной деятельности в Педагогическом институте О. И. Капице приходилось работать в Сказочной комиссии при Русском географическом обществе. Туда входили известные фольклористы, в том числе В. Я. Пропп. Комиссия не только собирала, изучала и систематизировала фольклор для детей, но и разрабатывала программы, памятки, рекомендации для собирателей. Ею были выпущены сборники «Детский быт и фольклор», проведены различные мероприятия, как научные, так и просветительские: лекции, выставки, концерты. | ||
Строка 62: | Строка 62: | ||
О. И. Капицей был собран обширный свод детского фольклора, на материалах которого С. Я. Маршак и К. И. Чуковский создавали свои произведения — песенки, сказки, пьесы. | О. И. Капицей был собран обширный свод детского фольклора, на материалах которого С. Я. Маршак и К. И. Чуковский создавали свои произведения — песенки, сказки, пьесы. | ||
Ольга | Ольга Капица доказывала воспитательную роль фольклора и выступала против педагогов и педологов, которые считали сказку чуждой идеологией, вредящей ребенку. | ||
По воспоминаниям С. П. Капицы, старшего внука Ольги Иеронимовны, она заботилась об их чтении, присылала из России детские книжки. «Бабушка, несомненно, оказала большое влияние на поросль молодых и талантливых детских писателей, которая тогда сформировалась в Ленинграде; туда входили Маршак, Бианки, Житков. Они создали то, что теперь называется советской детской литературой. Это было, по-моему, очень заметным делом в то сложное и тревожное время. Недаром Маяковский говорил, что для детей надо писать как для взрослых, только лучше». | По воспоминаниям С. П. Капицы, старшего внука Ольги Иеронимовны, она заботилась об их чтении, присылала из России детские книжки. «Бабушка, несомненно, оказала большое влияние на поросль молодых и талантливых детских писателей, которая тогда сформировалась в Ленинграде; туда входили Маршак, Бианки, Житков. Они создали то, что теперь называется советской детской литературой. Это было, по-моему, очень заметным делом в то сложное и тревожное время. Недаром Маяковский говорил, что для детей надо писать как для взрослых, только лучше». |