Ржига Богумил: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Богумил Ржига |Портрет = Rzhiga-Bogumil.jpg <!-- вп…»)
 
Строка 25: Строка 25:
==Богумил Ржига / Биография==
==Богумил Ржига / Биография==


Богумил родился 22 февраля 1907 года в селе Вышетице (Vyšetice) Южночешского края (Богемия, Австро-Венгерская империя). Его отец был сельским кузнецом и механиком, работал по разовым договорам, и Ржиги часто переезжали с места на место.
Богумил Ржига родился 22 февраля 1907 года в селе Вышетице (Vyšetice) Южночешского края (Богемия, Австро-Венгерская империя). Его отец был сельским кузнецом и механиком, работал по разовым договорам, и Ржиги часто переезжали с места на место.
Когда Богумилу было пять лет, семья, в которой он был старшим из четырёх детей, обосновалась в деревне Олтын (Oltyně) в окрестностях города Табор (Tábor). Здесь прошли его детские и отроческие годы Богумила, и здесь же истоки его сильного социального чувства, его отношения к деревне, природе и человеку.
Когда Богумилу было пять лет, семья, в которой он был старшим из четырёх детей, обосновалась в деревне Олтын (Oltyně) в окрестностях города Табор (Tábor). Здесь прошли его детские и отроческие годы Богумила, и здесь же истоки его сильного социального чувства, его отношения к деревне, природе и человеку.
Родные оказали самое большое влияние на формирование личности Богумила. Много позже он вспоминал: «Наша семья состояла из порядочных и великодушных людей. Взрослые умели работать, умели есть, пить, веселиться. Честь они ценили больше денег и никогда не примирялись с несправедливостью. Я был свидетелем замечательных сцен, когда мой отец с молотом в руке гонялся за владельцем поместья по всему двору».
Родные оказали самое большое влияние на формирование личности Богумила. Много позже он вспоминал: «Наша семья состояла из порядочных и великодушных людей. Взрослые умели работать, умели есть, пить, веселиться. Честь они ценили больше денег и никогда не примирялись с несправедливостью. Я был свидетелем замечательных сцен, когда мой отец с молотом в руке гонялся за владельцем поместья по всему двору».
В 1919 году семья перебралась в Среднешеский край, село Клуки (Kluky), расположенное недалеко от города Часлав (Čáslav). Окончив школу, Богумил поступил в педагогическое училище в Чаславе, диплом которого получил в 1925 году. Недолго поработав после училища с отцом на ферме в Клуках, Богумил нашёл место помощника учителя в одной из народных школ Чаславского края.
В 1919 году семья перебралась в Среднешеский край, село Клуки (Kluky), расположенное недалеко от города Часлав (Čáslav). Окончив школу, Богумил поступил в педагогическое училище в Чаславе, диплом которого получил в 1925 году. Недолго поработав после училища с отцом на ферме в Клуках, Богумил нашёл место помощника учителя в одной из народных школ Чаславского края.
В 1929–1931 годах Ржига служил по призыву в австрийской армии. Демобилизовавшись, он работал учителем-специалистом в городских школах края, в частности, в муниципальных школах городов Габри-на-Высочине (Habří na Vysočině) и Подебрады (Poděbrady). В 1945 году Богумил Ржига был школьным инспектором в городе Высокий Мыт (Vysoké Mýto), а в 1949–1952 годах — в Подебрадах.
В 1929–1931 годах Ржига служил по призыву в австрийской армии. Демобилизовавшись, он работал учителем-специалистом в городских школах края, в частности, в муниципальных школах городов Габри-на-Высочине (Habří na Vysočině) и Подебрады (Poděbrady). В 1945 году Богумил Ржига был школьным инспектором в городе Высокий Мыт (Vysoké Mýto), а в 1949–1952 годах — в Подебрадах.
В 1952 году Ржига уехал в столицу и занял должность секретаря Союза писателей Чехословакии (Svaz československých spisovatelů / SČS), которую занимал с 1952 по 1956 год. Через год, 1953-м, Ржига стал членом редколлегии Государственного издательства детской книги (Státní nakladatelství dětské knihy; с 1963 года «Альбатрос» / «Albatros»), а в 1956–1967 годах был его директором. Ржига сумел привлечь к работе над детской книгой лучших чешских писателей и иллюстраторов. Его издательская программа была составлена с уважением к традициям, но вместе с тем предоставляла достаточно широкие возможности для популяризации новых литераторов и художников, как в стране, так и за её пределами. Кроме того, Ржига стоял у истоков журнала о детской литературе «Zlaty maj», первый номер которого вышел в 1957 году.
В 1952 году Ржига уехал в столицу и занял должность секретаря Союза писателей Чехословакии (Svaz československých spisovatelů / SČS), которую занимал с 1952 по 1956 год. Через год, 1953-м, Ржига стал членом редколлегии Государственного издательства детской книги (Státní nakladatelství dětské knihy; с 1963 года «Альбатрос» / «Albatros»), а в 1956–1967 годах был его директором. Ржига сумел привлечь к работе над детской книгой лучших чешских писателей и иллюстраторов. Его издательская программа была составлена с уважением к традициям, но вместе с тем предоставляла достаточно широкие возможности для популяризации новых литераторов и художников, как в стране, так и за её пределами. Кроме того, Ржига стоял у истоков журнала о детской литературе «Zlaty maj», первый номер которого вышел в 1957 году.
1963 году Ржига был избран председателем Чешского Общества друзей детской книги (České Společnosti přátel knihy pro mládež). В 1964 году Общество приняли в Международный совет по детской книге при ЮНЕСКО (IBBY), и Ржига стал председателем чехословацкой секции и постоянным участником международных конгрессов и конференций. Во второй половине 1960-х годов Ржига много путешествовал. Объездил почти всю Европу и Советский Союз, побывал также в Китае, Юго-Восточной Азии и Мексике.
1963 году Ржига был избран председателем Чешского Общества друзей детской книги (České Společnosti přátel knihy pro mládež). В 1964 году Общество приняли в Международный совет по детской книге при ЮНЕСКО (IBBY), и Ржига стал председателем чехословацкой секции и постоянным участником международных конгрессов и конференций. Во второй половине 1960-х годов Ржига много путешествовал. Объездил почти всю Европу и Советский Союз, побывал также в Китае, Юго-Восточной Азии и Мексике.
В 1967 году Богумил Ржига вышел на пенсию, но не перестал заниматься общественной деятельностью (в частности, во многом благодаря ему в 1971 году был воссоздан Союз писателей Чехословакии). А писательский труд он не оставлял никогда.
В 1967 году Богумил Ржига вышел на пенсию, но не перестал заниматься общественной деятельностью (в частности, во многом благодаря ему в 1971 году был воссоздан Союз писателей Чехословакии). А писательский труд он не оставлял никогда.
Публиковаться Ржига начал в середине 1930-х годов. В ежедневной пражской газете «Lidové noviny» регулярно появлялись его фельетоны и рассказы. Очень много он печатался в периодике после освобождения Чехословакии от немецких оккупантов, в 1945 году и позже. Публикации на страницах периодических изданий, таких как журналы «Nový život», «Květy», «Plamen», «Kulturní tvorba», «Literární měsíčník», газеты «Rudé právo», «Mladá fronta», способствовали успеху Ржиги-литератора.
Публиковаться Ржига начал в середине 1930-х годов. В ежедневной пражской газете «Lidové noviny» регулярно появлялись его фельетоны и рассказы. Очень много он печатался в периодике после освобождения Чехословакии от немецких оккупантов, в 1945 году и позже. Публикации на страницах периодических изданий, таких как журналы «Nový život», «Květy», «Plamen», «Kulturní tvorba», «Literární měsíčník», газеты «Rudé právo», «Mladá fronta», способствовали успеху Ржиги-литератора.
Художественные книги Ржиги начали выходить в 1941 году: были изданы адресованные детям «O lékaři Pingovi» и «O třech penízích». В этих сказках, а также в «Kmotříček Blažej» (1946.), действие которой происходит в полулендарной-полуреальной Чехии XIX века, увлекательный и динамичный сюжет помогает автору донести до юных читателей главную мысль: счастливым человека делают справедливость и бескорыстное, искреннее стремление помогать людям. В повестях «Na útěku» (1947), «Povstání na horách a iné poviedky» (1949) Ржига обратился к военной теме. Он рассказывал о повседневной суровой жизни, которая должна послужить примером для ребёнка — будущего строителя нового, cоциалистического, общества.
 
Художественные книги Ржиги начали выходить в 1941 году: были изданы адресованные детям «O lékaři Pingovi» и «O třech penízích». В этих сказках, а также в «Kmotříček Blažej» (1946.), действие которой происходит в полулегендарной-полуреальной Чехии XIX века, увлекательный и динамичный сюжет помогает автору донести до юных читателей главную мысль: счастливым человека делают справедливость и бескорыстное, искреннее стремление помогать людям. В повестях «Na útěku» (1947), «Povstání na horách a iné poviedky» (1949) Ржига обратился к военной теме. Он рассказывал о повседневной суровой жизни, которая должна послужить примером для ребёнка — будущего строителя нового, cоциалистического, общества.
 
Хорошо знакомая Ржиге школьная жизнь тоже нашла отражение в его произведениях. Так, в повести «Na znamení zvonku» (1953) он нарисовал картину примерной, достойной подражания жизни одного школьного класса.
Хорошо знакомая Ржиге школьная жизнь тоже нашла отражение в его произведениях. Так, в повести «Na znamení zvonku» (1953) он нарисовал картину примерной, достойной подражания жизни одного школьного класса.
С середины 1950-х годов в своих произведениях для детей младшего возраста Ржига очень много внимания стал уделять познавательной стороне. Так, в самой известной повести Ржиги «Поездка Гонзика в деревню» («Honzíkova cesta», 1954) пятилетний герой знакомится с деревенской жизнью и сельским трудом, узнаёт, что такое общественная — кооперативная — собственность. Различия между городом и деревней постигают и герои прочих произведений Ржиги с мотивом путешествия: «Наш Витек» («Náš Vítek», 1961), «Адам и Отка» («Adam a Otka», 1970) и др.
С середины 1950-х годов в своих произведениях для детей младшего возраста Ржига очень много внимания стал уделять познавательной стороне. Так, в самой известной повести Ржиги «Поездка Гонзика в деревню» («Honzíkova cesta», 1954) пятилетний герой знакомится с деревенской жизнью и сельским трудом, узнаёт, что такое общественная — кооперативная — собственность. Различия между городом и деревней постигают и герои прочих произведений Ржиги с мотивом путешествия: «Наш Витек» («Náš Vítek», 1961), «Адам и Отка» («Adam a Otka», 1970) и др.
Из художественных произведений Ржиги для детей и подростков, кроме вышеперечисленных, отмечают ещё несколько: «О самолётике “Стриже”» («O letadélku Káněti», 1957); «Смена капитанов» («Střídá se kapitán», 1963); «Дикий конёк Рин» («Divoký koník Ryn, 1966), в котором автор следует традициям романа воспитания XVIII века; повесть «O rezavém rváči a huňatém pánovi» (1971), представляющую собой метафору событий Пражской весны; фантастический «Новый Гулливер» («Nový Gulliver», 1973) с его проблематикой чрезмерного развития техники в современной цивилизации; «Indiánská romance» (1986), где Ржига говорит о необходимости искать пути взаимодействия между разными людьми, народами, государствами.
Из художественных произведений Ржиги для детей и подростков, кроме вышеперечисленных, отмечают ещё несколько: «О самолётике “Стриже”» («O letadélku Káněti», 1957); «Смена капитанов» («Střídá se kapitán», 1963); «Дикий конёк Рин» («Divoký koník Ryn, 1966), в котором автор следует традициям романа воспитания XVIII века; повесть «O rezavém rváči a huňatém pánovi» (1971), представляющую собой метафору событий Пражской весны; фантастический «Новый Гулливер» («Nový Gulliver», 1973) с его проблематикой чрезмерного развития техники в современной цивилизации; «Indiánská romance» (1986), где Ржига говорит о необходимости искать пути взаимодействия между разными людьми, народами, государствами.
В 1959 году Ржига выпустил энциклопедию для детей, которая так и называлась «Dětská encyklopedie». В последующие годы она неоднократно переиздавалась, в том числе с изменениями, которые вносились в 70–90-е годы ХХ века. Пользовались популярностью у читателей книги энциклопедического характера: «Velká obrázková knížka pro malé děti», 1976), «Velká obrázková knížka o zvířatech» (1981). Обе книги написаны Ржигой в соавторстве с Миленой Лукешовой (Milena Lukešová), которая привнесла отчётливую поэтическую нотку в рациональное и несколько морализаторское изложение материала, присущее Ржиге.
В 1959 году Ржига выпустил энциклопедию для детей, которая так и называлась «Dětská encyklopedie». В последующие годы она неоднократно переиздавалась, в том числе с изменениями, которые вносились в 70–90-е годы ХХ века. Пользовались популярностью у читателей книги энциклопедического характера: «Velká obrázková knížka pro malé děti», 1976), «Velká obrázková knížka o zvířatech» (1981). Обе книги написаны Ржигой в соавторстве с Миленой Лукешовой (Milena Lukešová), которая привнесла отчётливую поэтическую нотку в рациональное и несколько морализаторское изложение материала, присущее Ржиге.
Богумил Ржига много писал и для взрослых читателей. Основные темы этих его произведений — чешская деревня и чешская история.
Богумил Ржига много писал и для взрослых читателей. Основные темы этих его произведений — чешская деревня и чешская история.
В романе «Země dokořán» (1950) Ржига рассматривал заселение пограничных с Германией земель после 1945 года с точки зрения так называемой «строительной прозы». Коллективизации в чешской деревне он посвятил роман «Dvе jara» (1952). Сложный путь человека, который приспосабливается к новым условиям, Ржига описал в двухтомном романе «Мужик» («Venkovan»; 1955 — первая часть, 1958 — вторая часть). Этот роман, переработанный автором в начале 1970-х годов, начал серию произведений Ржиги о людях, которые нашли своё место в деревне, охваченной социалистическими преобразованиями. Среди таких произведений Ржиги — романы «Divný člověk» (1964), переработанный в «Poštmistr Znamínko» (1988); «Doktor Meluzin» (1973); «Učitel Viktor Pelc» (1984).
В романе «Země dokořán» (1950) Ржига рассматривал заселение пограничных с Германией земель после 1945 года с точки зрения так называемой «строительной прозы». Коллективизации в чешской деревне он посвятил роман «Dvе jara» (1952). Сложный путь человека, который приспосабливается к новым условиям, Ржига описал в двухтомном романе «Мужик» («Venkovan»; 1955 — первая часть, 1958 — вторая часть). Этот роман, переработанный автором в начале 1970-х годов, начал серию произведений Ржиги о людях, которые нашли своё место в деревне, охваченной социалистическими преобразованиями. Среди таких произведений Ржиги — романы «Divný člověk» (1964), переработанный в «Poštmistr Znamínko» (1988); «Doktor Meluzin» (1973); «Učitel Viktor Pelc» (1984).
О чешском короле Йиржи из Подебрад (1420–1471) рассказывают романы «Преклони предо мною колена» («Přede mnou poklekni», 1971), «Čekání na krále» (1977) и «A zbyl jen meč» (1978). Эта трилогия считается одной из лучших в чешской исторической литературе.
О чешском короле Йиржи из Подебрад (1420–1471) рассказывают романы «Преклони предо мною колена» («Přede mnou poklekni», 1971), «Čekání na krále» (1977) и «A zbyl jen meč» (1978). Эта трилогия считается одной из лучших в чешской исторической литературе.
Кроме художественных произведений Богумил Ржига писал учебные пособия и учебники для начальной и средней школы (например, B. Říha, B. Zinke «Mluvíme německy», 1940); составлял хрестоматии и книги для чтения; публиковал путевые заметки и репортажи («Cesta do Maďarska», 1953; «Vedla mě náhoda», 1969; «Ve slunci i v dešti», 1983) и путеводители («Naše Praha», 1976, 1982). Его перу также принадлежат статьи о литературе («Zatvrzelę sen», 1973; «Chvála spisovatelství», 1976, 1988) и книги воспоминаний («Moje domovy», 1972; «Jak jsme šli do světa s dětskou knihou», 1987).
Кроме художественных произведений Богумил Ржига писал учебные пособия и учебники для начальной и средней школы (например, B. Říha, B. Zinke «Mluvíme německy», 1940); составлял хрестоматии и книги для чтения; публиковал путевые заметки и репортажи («Cesta do Maďarska», 1953; «Vedla mě náhoda», 1969; «Ve slunci i v dešti», 1983) и путеводители («Naše Praha», 1976, 1982). Его перу также принадлежат статьи о литературе («Zatvrzelę sen», 1973; «Chvála spisovatelství», 1976, 1988) и книги воспоминаний («Moje domovy», 1972; «Jak jsme šli do světa s dětskou knihou», 1987).
Литературная критика с самого начала положительно отзывалась о книгах Ржиги. В его художественных произведениях сюжет, композиция, персонажи, характеры, ситуации и описания природы создают многослойное художественное единство. Кроме того, Ржига считал, что книга должна быть увлекательной. Он умел работать на границе жанров, стилей и возрастных категорий, в его книгах много юмора и веселья, несмотря на то, что он никогда не выбирал лёгкие темы. Он прекрасно писал, когда, по словам литературоведа Веры Брожовой (Věra Brožová), «отказывался от идеологической концепции».
Литературная критика с самого начала положительно отзывалась о книгах Ржиги. В его художественных произведениях сюжет, композиция, персонажи, характеры, ситуации и описания природы создают многослойное художественное единство. Кроме того, Ржига считал, что книга должна быть увлекательной. Он умел работать на границе жанров, стилей и возрастных категорий, в его книгах много юмора и веселья, несмотря на то, что он никогда не выбирал лёгкие темы. Он прекрасно писал, когда, по словам литературоведа Веры Брожовой (Věra Brožová), «отказывался от идеологической концепции».
Познавательные книги Ржиги всегда отличались глубокой проработкой темы, чёткостью и логичностью изложения, достоверностью фактов.
Познавательные книги Ржиги всегда отличались глубокой проработкой темы, чёткостью и логичностью изложения, достоверностью фактов.
Поэтому книги Богумила Ржиги так любили чешские читатели, поэтому его произведения были переведены на многие иностранные языки, среди которых русский, английский, немецкий, испанский, японский.
Поэтому книги Богумила Ржиги так любили чешские читатели, поэтому его произведения были переведены на многие иностранные языки, среди которых русский, английский, немецкий, испанский, японский.
В общей сложности Ржига написал около шестидесяти книг. Иллюстрировали их и молодые чешские художники, и признанные мастера, среди которых Владимир Фукс, Иржи Трнка и др.
В общей сложности Ржига написал около шестидесяти книг. Иллюстрировали их и молодые чешские художники, и признанные мастера, среди которых Владимир Фукс, Иржи Трнка и др.
По многим произведениям Ржиги были поставлены спектакли, сняты художественные фильмы. В написании нескольких сценариев Ржига участвовал лично. Первой была экранизирована «Поездка Гонзика в деревню», и лента «Honzíkova cesta» вышла на экраны Чехословакии в 1956 году.
По многим произведениям Ржиги были поставлены спектакли, сняты художественные фильмы. В написании нескольких сценариев Ржига участвовал лично. Первой была экранизирована «Поездка Гонзика в деревню», и лента «Honzíkova cesta» вышла на экраны Чехословакии в 1956 году.
Творческая и общественная деятельность Богумила Ржиги была отмечена государственными и литературными наградами. В частности, в 1977 году он стал кавалером Ордена Труда (Řád práce), в 1980-м — лауреатом Государственной премии имени Клемента Готтвальда (Státní cena Klementa Gottwalda). Также в 1980 году Ржига получил высшую награду в области детской литературы — премию имени Ханса Кристиана Андерсена (Hans Christian Andersen Award). Золотая медаль была присуждена Ржиге за долгую и плодотворную деятельность в IBBY и её чехословацком отделении, а также в знак признания его заслуг перед детской литературой Чехословакии.
Творческая и общественная деятельность Богумила Ржиги была отмечена государственными и литературными наградами. В частности, в 1977 году он стал кавалером Ордена Труда (Řád práce), в 1980-м — лауреатом Государственной премии имени Клемента Готтвальда (Státní cena Klementa Gottwalda). Также в 1980 году Ржига получил высшую награду в области детской литературы — премию имени Ханса Кристиана Андерсена (Hans Christian Andersen Award). Золотая медаль была присуждена Ржиге за долгую и плодотворную деятельность в IBBY и её чехословацком отделении, а также в знак признания его заслуг перед детской литературой Чехословакии.
Богумил Ржига умер 15 декабря 1987 года в небольшом городе Добршиж, во время встречи в местном клубе писателей. Похоронен на городском кладбище в Подебрадах.
Богумил Ржига умер 15 декабря 1987 года в небольшом городе Добршиж, во время встречи в местном клубе писателей. Похоронен на городском кладбище в Подебрадах.
В 1989 году чехословацкая секция IBBY решила за выдающиеся достижения в области литературы для детей и молодежи ежегодно присуждать Медаль Богумила Ржиги (Bohumila Říhy Medaile). Награда была вручена единственный раз в год учреждения.
В 1989 году чехословацкая секция IBBY решила за выдающиеся достижения в области литературы для детей и молодежи ежегодно присуждать Медаль Богумила Ржиги (Bohumila Říhy Medaile). Награда была вручена единственный раз в год учреждения.
В конце 1989 года в Чехословакии в результате массовых протестов была отстранена от власти коммунистическая партия и начался организованный демонтаж социалистического строя. Видные деятели ЧССР подверглись критике, не всегда справедливой. Коснулось это и Богумила Ржиги, вступившего в компартию в 1945 году и до конца дней искренне верившего в коммунистические идеалы. Несколько лет спустя властные и общественные структуры признали, что на волне революционного энтузиазма было сделано много лишнего, но в начале 1990-х годов имя Ржиги практически исчезло из общественного дискурса. Многие его произведения вообще перестали издаваться, из «Поездки Гонзика в деревню» изъяты все упоминания о сельском кооперативе, а «Dětské encyklopedie» лишилась трети статей.
В конце 1989 года в Чехословакии в результате массовых протестов была отстранена от власти коммунистическая партия и начался организованный демонтаж социалистического строя. Видные деятели ЧССР подверглись критике, не всегда справедливой. Коснулось это и Богумила Ржиги, вступившего в компартию в 1945 году и до конца дней искренне верившего в коммунистические идеалы. Несколько лет спустя властные и общественные структуры признали, что на волне революционного энтузиазма было сделано много лишнего, но в начале 1990-х годов имя Ржиги практически исчезло из общественного дискурса. Многие его произведения вообще перестали издаваться, из «Поездки Гонзика в деревню» изъяты все упоминания о сельском кооперативе, а «Dětské encyklopedie» лишилась трети статей.
Впрочем, Ржига всегда объективно оценивал свои произведения и понимал, когда его книги начинали нуждаться в обновлении. Он и сам перерабатывал свои произведения, и разрешал это делать издателям. Главное, чтобы книга была интересна читателю, считал он.
Впрочем, Ржига всегда объективно оценивал свои произведения и понимал, когда его книги начинали нуждаться в обновлении. Он и сам перерабатывал свои произведения, и разрешал это делать издателям. Главное, чтобы книга была интересна читателю, считал он.
В сегодняшней Чехии издаются отдельные исторические романы Богумила Ржиги для взрослых читателей, а для детей — сказки, повести («Поездка Гонзика в деревню», «О самолетике “Стриже”», «Адам и Отка», «Дикий конёк Рин», цикл про Витека и др.), а также энциклопедии и книги энциклопедического характера, отредактированные с учётом современных требований: «Dětská encyklopedie», «Velká obrázková knížka pro malé děti», «Velká obrázková knížka o zvířatech».
В сегодняшней Чехии издаются отдельные исторические романы Богумила Ржиги для взрослых читателей, а для детей — сказки, повести («Поездка Гонзика в деревню», «О самолетике “Стриже”», «Адам и Отка», «Дикий конёк Рин», цикл про Витека и др.), а также энциклопедии и книги энциклопедического характера, отредактированные с учётом современных требований: «Dětská encyklopedie», «Velká obrázková knížka pro malé děti», «Velká obrázková knížka o zvířatech».