Нодье Шарль: различия между версиями

нет описания правки
(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Шарль Нодье |Портрет = Файл:SHarl-Node.jpg <!-- вп…»)
 
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          = Шарль Нодье
|ФИО                          = Шарль Нодье
|Портрет                      = Файл:SHarl-Node.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Портрет                      = SHarl-Node.jpg <!-- впишите название файла например - |Портрет =Sergej Aksakov.jpg -->
|Описание портрета            = Шарль Нодье
|Описание портрета            = Шарль Нодье
|Имя при рождении            = Шарль Нодье
|Имя при рождении            = Шарль Нодье
Строка 28: Строка 28:
Шарль получил домашнее образование. Отец сам обучал сына латыни и классическим наукам, читал ему труды древних мыслителей. Детство будущего писателя прошло в атмосфере политических дебатов. В юности Шарль проявлял интерес к революционным обществам. В двенадцатилетнем возрасте вступил в Общество друзей Конституции, идеологически близкое якобинцам.
Шарль получил домашнее образование. Отец сам обучал сына латыни и классическим наукам, читал ему труды древних мыслителей. Детство будущего писателя прошло в атмосфере политических дебатов. В юности Шарль проявлял интерес к революционным обществам. В двенадцатилетнем возрасте вступил в Общество друзей Конституции, идеологически близкое якобинцам.


В годы Террора был отправлен отцом на учебу к известному натуралисту Жюстену Жиро-Шантрану и вскоре увлекся энтомологией. Впоследствии Нодье займется наукой о насекомых профессионально, напишет «Рассуждения о назначении усиков у насекомых и об их органе слуха» (Dissertation sur l'usage des antennes dans les insectes, et sur l'organe de l'ouïe dans les mêmes animaux; 1798; в соавторстве с Франсуа Люкзо) и составит «Энтомологическую библиографию» (Bibliographie entomologique; 1801), среди прочего одобренную ученым-естествоиспытателем Жаном-Батистом Ламарком. Тема насекомых неоднократно будет возникать и в литературных произведениях Нодье.
В годы Террора был отправлен отцом на учебу к известному натуралисту Жюстену Жиро-Шантрану и вскоре увлекся энтомологией. Впоследствии Шарль Нодье займется наукой о насекомых профессионально, напишет «Рассуждения о назначении усиков у насекомых и об их органе слуха» (Dissertation sur l'usage des antennes dans les insectes, et sur l'organe de l'ouïe dans les mêmes animaux; 1798; в соавторстве с Франсуа Люкзо) и составит «Энтомологическую библиографию» (Bibliographie entomologique; 1801), среди прочего одобренную ученым-естествоиспытателем Жаном-Батистом Ламарком. Тема насекомых неоднократно будет возникать и в литературных произведениях Нодье.


В 1794 году отец отправил Шарля изучать греческий язык под руководством Евлогия Шнейдера, известного переводчика, специалиста по античности и католического проповедника. Тогда же Нодье начал изучать право, поскольку отец хотел, чтобы он стал адвокатом.
В 1794 году отец отправил Шарля изучать греческий язык под руководством Евлогия Шнейдера, известного переводчика, специалиста по античности и католического проповедника. Тогда же Нодье начал изучать право, поскольку отец хотел, чтобы он стал адвокатом.


В 1798 году Нодье был назначен помощником библиотекаря Центральной школы бургундского города Ду. В это же время вступил в тайное армейское общество «Филадельфы» (существуют версии, что будущий писатель был одним из основателей). В 1799 году Нодье был привлечен к ответственности за участие в заговоре, связанном с деятельностью «Филадельфов». В 1800 году публиковал стихотворения в издании общества «Литературные опыты молодежного общества» (Essais littéraires par une société de jeunes gens).
В 1798 году Нодье был назначен помощником библиотекаря Центральной школы бургундского города Ду. В это же время вступил в тайное армейское общество «Филадельфы» (существуют версии, что будущий писатель был одним из основателей). В 1799 году Нодье был привлечен к ответственности за участие в заговоре, связанном с деятельностью «Филадельфов». В 1800 году публиковал стихотворения в издании общества «Литературные опыты молодежного общества» (Essais littéraires par une société de jeunes gens).
В 1802 году Нодье приехал в Париж и вступил в общество «Медиаторов», которое стремилось отгородиться от современной цивилизации, создав братство «античных мудрецов». Сам писатель описывал свое участие в этом тайном обществе так: «Мы садились в кружок и курили восточный табак из бамбуковых трубок: потом ели апельсины и винные ягоды и читали Экклезиаста и Апокалипсис» (Цит. по: Нодье Ш. Жан Сбогар / пер. с фр. В. Н. Карякина ; предисл. И. М. Нусинова. — Москва — Ленинград : Academia (Серия «Французская литература»), 1934. С. 22).
 
В 1802 году Шарль Нодье приехал в Париж и вступил в общество «Медиаторов», которое стремилось отгородиться от современной цивилизации, создав братство «античных мудрецов». Сам писатель описывал свое участие в этом тайном обществе так: «Мы садились в кружок и курили восточный табак из бамбуковых трубок: потом ели апельсины и винные ягоды и читали Экклезиаста и Апокалипсис» (Цит. по: Нодье Ш. Жан Сбогар / пер. с фр. В. Н. Карякина ; предисл. И. М. Нусинова. — Москва — Ленинград : Academia (Серия «Французская литература»), 1934. С. 22).


В 1803 году начинающий писатель сочинил и анонимно опубликовал сатирический памфлет «Наполеон» (La Napoléone), потом сам признался в авторстве. В итоге на полгода был заключен в тюрьму Сен-Пелажи, а после выслан полицией в родной Безансон. В том же году от туберкулеза умирает Люсили Франк, возлюбленная Нодье.
В 1803 году начинающий писатель сочинил и анонимно опубликовал сатирический памфлет «Наполеон» (La Napoléone), потом сам признался в авторстве. В итоге на полгода был заключен в тюрьму Сен-Пелажи, а после выслан полицией в родной Безансон. В том же году от туберкулеза умирает Люсили Франк, возлюбленная Нодье.
Строка 58: Строка 59:


Темы и образы Нодье присутствуют и в других произведениях А. С. Пушкина. В повести «Барышня-крестьянка» собаку Алексея Берестова зовут Сбогар. Неоконченный пушкинский «Роман в письмах» затрагивает сюжет новеллы «Адель».
Темы и образы Нодье присутствуют и в других произведениях А. С. Пушкина. В повести «Барышня-крестьянка» собаку Алексея Берестова зовут Сбогар. Неоконченный пушкинский «Роман в письмах» затрагивает сюжет новеллы «Адель».
3 января 1824 года Шарль Нодье заступает на пост библиотекаря в Библиотеке Арсенала в Париже. Двадцатилетний период работы в библиотеке станет самым плодотворным в жизни писателя. Нодье получает доступ к редким изданиям.
3 января 1824 года Шарль Нодье заступает на пост библиотекаря в Библиотеке Арсенала в Париже. Двадцатилетний период работы в библиотеке станет самым плодотворным в жизни писателя. Нодье получает доступ к редким изданиям.
С 1826-го на служебной квартире Нодье при библиотеке работает один самых известных литературных салонов того времени «Сенакль», бросивший вызов школе классицизма. Печатным органом «Сенакля» стал журнал «Французская муза» (La muse française). Активное участие в работе салона принимали известные писатели-романтики Альфонс де Ламартин, Жерар де Нерваль, Альфред де Виньи.
С 1826-го на служебной квартире Нодье при библиотеке работает один самых известных литературных салонов того времени «Сенакль», бросивший вызов школе классицизма. Печатным органом «Сенакля» стал журнал «Французская муза» (La muse française). Активное участие в работе салона принимали известные писатели-романтики Альфонс де Ламартин, Жерар де Нерваль, Альфред де Виньи.
В 1824 году Нодье знакомится с классиком французской литературы Виктором Гюго. В 1825 году Нодье назначен официальным историографом коронации Карла X, незадолго до этого Гюго был награжден орденом Почетного Легиона (по инициативе Карла X). В дальнейшем Гюго неоднократно выступает в библиотеке Арсенала, писателей свяжет дружба. Но в 1829 году Нодье выступил с критической статьей в адрес пьесы «Эрнани» в журнале «Ежедневник» (La Quotidienne). Учитывая тогдашний статус Нодье, разгромная статья могла угрожать постановке, — Гюго запомнил обиду на всю жизнь.
 
В 1824 году Шарль Нодье знакомится с классиком французской литературы Виктором Гюго. В 1825 году Нодье назначен официальным историографом коронации Карла X, незадолго до этого Гюго был награжден орденом Почетного Легиона (по инициативе Карла X). В дальнейшем Гюго неоднократно выступает в библиотеке Арсенала, писателей свяжет дружба. Но в 1829 году Нодье выступил с критической статьей в адрес пьесы «Эрнани» в журнале «Ежедневник» (La Quotidienne). Учитывая тогдашний статус Нодье, разгромная статья могла угрожать постановке, — Гюго запомнил обиду на всю жизнь.
 
В 1828 году Нодье случайно (во время театрального представления) знакомится с Александром Дюма. Позднее Нодье станет для Дюма наставником, тот позаимствует у Нодье многие премудрости и даже манеру вести себя в обществе.
В 1828 году Нодье случайно (во время театрального представления) знакомится с Александром Дюма. Позднее Нодье станет для Дюма наставником, тот позаимствует у Нодье многие премудрости и даже манеру вести себя в обществе.
В 1830 году у Нодье выходит роман «История Богемского короля и его семи замков» (Histoire du roi de Bohême et de ses sept châteaux), где есть вставная новелла «История собаки Бриске» (Histoire du chien de Brisquet) — о верной собаке, пожертвовавшей жизнью ради хозяйских детей. Начиная с 1843 года новелла неоднократно издавалась как отдельное произведение. В 1944 году «История…» выходила отдельным изданием вместе с новеллой «Золотой сон» (Le Songe d’or). В 1854 году, уже после смерти автора, «История…» была опубликована в сборнике вместе с новеллами «Бобовый дар и Душистая горошинка» (Trésors des fèves et fleurs des pois) и «Смышленый паренек» (Le génie Bonhomme). Новелла о собаке Бриске пользовалась большой популярностью и вошла в число литературных образцов. В частности, Жорж Санд предваряет свой роман «Франсуа-найденыш» высокой оценкой «Истории собаки Бриске». В 1942 году вышло детское издание новеллы с иллюстрациями Федора Рожанковского, позднее по новелле был снят рисованный мультфильм.
В 1830 году у Нодье выходит роман «История Богемского короля и его семи замков» (Histoire du roi de Bohême et de ses sept châteaux), где есть вставная новелла «История собаки Бриске» (Histoire du chien de Brisquet) — о верной собаке, пожертвовавшей жизнью ради хозяйских детей. Начиная с 1843 года новелла неоднократно издавалась как отдельное произведение. В 1944 году «История…» выходила отдельным изданием вместе с новеллой «Золотой сон» (Le Songe d’or). В 1854 году, уже после смерти автора, «История…» была опубликована в сборнике вместе с новеллами «Бобовый дар и Душистая горошинка» (Trésors des fèves et fleurs des pois) и «Смышленый паренек» (Le génie Bonhomme). Новелла о собаке Бриске пользовалась большой популярностью и вошла в число литературных образцов. В частности, Жорж Санд предваряет свой роман «Франсуа-найденыш» высокой оценкой «Истории собаки Бриске». В 1942 году вышло детское издание новеллы с иллюстрациями Федора Рожанковского, позднее по новелле был снят рисованный мультфильм.
В 1832 году Нодье выбирают членом Энтомологического общества Франции, в 1833 году — членом Французской академии.
В 1832 году Нодье выбирают членом Энтомологического общества Франции, в 1833 году — членом Французской академии.
В своем творчестве Нодье работает с жанрами готической новеллы и волшебной сказки. Наиболее известные примеры готических новелл — «Лорд Рётвин, или Вампиры» (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820), «Смарра, или демоны ночи» (Smarra, ou les Démons de la Nuit, 1821), «Инферналиана» (Infernaliana, 1822). Знаменитые волшебные сказки Нодье — «Трильби, или Фея Аргайла» (Trilby, ou le Lutin d'Argail, 1822), «Фея хлебных крошек» (La Fée aux miettes, 1832), «Бобовый дар и Душистая горошинка» (Trésors des fèves et fleurs des pois, 1933), «Инес де Лас Сьеррас» (Inès de las Sierras, 1837).
В своем творчестве Нодье работает с жанрами готической новеллы и волшебной сказки. Наиболее известные примеры готических новелл — «Лорд Рётвин, или Вампиры» (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820), «Смарра, или демоны ночи» (Smarra, ou les Démons de la Nuit, 1821), «Инферналиана» (Infernaliana, 1822). Знаменитые волшебные сказки Нодье — «Трильби, или Фея Аргайла» (Trilby, ou le Lutin d'Argail, 1822), «Фея хлебных крошек» (La Fée aux miettes, 1832), «Бобовый дар и Душистая горошинка» (Trésors des fèves et fleurs des pois, 1933), «Инес де Лас Сьеррас» (Inès de las Sierras, 1837).
Многие фантастические новеллы Нодье и, прежде всего, волшебные сказки, стали классикой мировой детской литературы. При жизни автора именно сказки прославили его больше прочих сочинений. Их многократно переиздавали, постепенно вводили в круг детского чтения.  
Многие фантастические новеллы Нодье и, прежде всего, волшебные сказки, стали классикой мировой детской литературы. При жизни автора именно сказки прославили его больше прочих сочинений. Их многократно переиздавали, постепенно вводили в круг детского чтения.  
Особой популярностью пользовалась новелла «Трильби, или Фея Аргайла». На ее основе в 1832 году французский композитор Жан Шнейцхоффер написал балет «Сильфида». В 1870-м по мотивам новеллы Мариус Иванович Петипа создаст свой балет «Трильби».
Особой популярностью пользовалась новелла «Трильби, или Фея Аргайла». На ее основе в 1832 году французский композитор Жан Шнейцхоффер написал балет «Сильфида». В 1870-м по мотивам новеллы Мариус Иванович Петипа создаст свой балет «Трильби».
Другая важная часть творчества Нодье — театр. В 1820 году он пишет пьесу «Вампир» по мотивам одноименного произведения английского писателя и врача Джона Уильяма Полидори. За этим опытом последовали пьесы по мотивам других зарубежных произведений — «Бертрам, или Пират» (Bertram ou le Pirate, 1822, на основе пьесы «Бертрам, или Замок св. Альдобранда» ирландского писателя французского происхождения Чарльза Роберта Метьюрина) и «Монстр и волшебник» (Le Monstre et le Magicien, 1826, по мотивам романа Мэри Шелли «Франкенштейн»).
Другая важная часть творчества Нодье — театр. В 1820 году он пишет пьесу «Вампир» по мотивам одноименного произведения английского писателя и врача Джона Уильяма Полидори. За этим опытом последовали пьесы по мотивам других зарубежных произведений — «Бертрам, или Пират» (Bertram ou le Pirate, 1822, на основе пьесы «Бертрам, или Замок св. Альдобранда» ирландского писателя французского происхождения Чарльза Роберта Метьюрина) и «Монстр и волшебник» (Le Monstre et le Magicien, 1826, по мотивам романа Мэри Шелли «Франкенштейн»).
Еще одна сфера интересов Нодье — сновидения. Подобно немецким романтикам и, прежде всего, Новалису, французский писатель на протяжении всей своей жизни записывал свои сны и старался их анализировать. В 1814 году на основе собственных сновидений Нодье пишет поэтическое размышление «Песни Морлахов» (Le Chant des Morlaques), позднее выходит ряд других произведений о снах: «О некоторых феноменах сна» (De Quelques Phénomènes du Sommeil, 1831), «Рисунок Пиранези» (Le Dessin de Piranèse, 1833), «О галлюцинациях и сновидениях в уголовных делах» (Des Hallucinations et des Songes en Matière Criminal, 1835). Новелла «Смарра, или демоны ночи» (1821) также была основана на сновидении писателя.
Еще одна сфера интересов Нодье — сновидения. Подобно немецким романтикам и, прежде всего, Новалису, французский писатель на протяжении всей своей жизни записывал свои сны и старался их анализировать. В 1814 году на основе собственных сновидений Нодье пишет поэтическое размышление «Песни Морлахов» (Le Chant des Morlaques), позднее выходит ряд других произведений о снах: «О некоторых феноменах сна» (De Quelques Phénomènes du Sommeil, 1831), «Рисунок Пиранези» (Le Dessin de Piranèse, 1833), «О галлюцинациях и сновидениях в уголовных делах» (Des Hallucinations et des Songes en Matière Criminal, 1835). Новелла «Смарра, или демоны ночи» (1821) также была основана на сновидении писателя.
В 1834 году Нодье выпустил труд «Начала лингвистики» (Notions élémentaires de linguistique) и «Библиографию безумцев» (Bibliographie des fous), где рассказал о выдающихся безумцах французской литературы.
В 1834 году Нодье выпустил труд «Начала лингвистики» (Notions élémentaires de linguistique) и «Библиографию безумцев» (Bibliographie des fous), где рассказал о выдающихся безумцах французской литературы.
Нодье имел непосредственное отношение к формированию канона детского чтения во Франции. В 1834 году он написал предисловие под названием «Юным читательницам» к сборнику «Книга для юных, избранная проза и стихи лучших французских писателей, древних и новых».
 
Шарль Нодье имел непосредственное отношение к формированию канона детского чтения во Франции. В 1834 году он написал предисловие под названием «Юным читательницам» к сборнику «Книга для юных, избранная проза и стихи лучших французских писателей, древних и новых».
 
В 1837–1840-х годах Нодье работал над трехтомным сочинением «Париж исторический» (с литографиями Жан-Жака Шампена).
В 1837–1840-х годах Нодье работал над трехтомным сочинением «Париж исторический» (с литографиями Жан-Жака Шампена).
В 1842 году написал предисловие к серии изданий «Новая голубая библиотека, или Популярные легенды Франции» (Nouvelle bibliothèque bleue ou Légendes populaires de la France), продолжающей традиции книжной серии «Голубая библиотека», в которой выходили книги, адресованные детям.
В 1842 году написал предисловие к серии изданий «Новая голубая библиотека, или Популярные легенды Франции» (Nouvelle bibliothèque bleue ou Légendes populaires de la France), продолжающей традиции книжной серии «Голубая библиотека», в которой выходили книги, адресованные детям.
На русский язык переведен почти весь основной корпус художественных произведений Нодье. Над переводами его книг работали М. А. Салье, В. А. Мильчина, Е. И. Маурин, А. Л. Андрес и др.
На русский язык переведен почти весь основной корпус художественных произведений Нодье. Над переводами его книг работали М. А. Салье, В. А. Мильчина, Е. И. Маурин, А. Л. Андрес и др.
Шарль Нодье умер в Париже в 1844 году в возрасте 63 лет.
Шарль Нодье умер в Париже в 1844 году в возрасте 63 лет.