44 609
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Журнал «Родник»''' — ежемесячный иллюстрированный литературный, художественный и научно-популярный журнал для детей школьного возраста. По некоторым сведениям в самом начале он выходил под названием «Детский сад» (1866–1877), затем — «Воспитание и обучение» (1878–1881). Под названием «Родник» стал издаваться с 1882 по 1917 годы. | '''Журнал «Родник»''' — ежемесячный иллюстрированный литературный, художественный и научно-популярный журнал для детей школьного возраста. По некоторым сведениям в самом начале он выходил под названием «Детский сад» (1866–1877), затем — «Воспитание и обучение» (1878–1881). Под названием «Родник» стал издаваться с 1882 по 1917 годы. | ||
[[Файл:ZHurnal-Rodnik.jpg|3100px|thumb|Журнал «Родник»]] | |||
==Журнал «Родник» / История== | ==Журнал «Родник» / История== | ||
История создания журнала «Родник» прочно связана с семьей Альмедингенов. Представители нескольких поколений принимали самое активное участие в работе над журналом. Основатель «Родника» — известная детская писательница и переводчица Екатерина Алексеевна Сысоева (Альмединген) (1829–1893). Она мечтала создать журнал нового типа, во многом опираясь на педагогический опыт издателей «Детского чтения». Единомышленники Е. А. Сысоевой были глубоко убеждены в том, что хороша только та детская литература, которая интересна и взрослому читателю. Содержание должно было носить энциклопедический характер, но с упором на жизнь в России, её историю и современность. | История создания журнала «Родник» прочно связана с семьей Альмедингенов. Представители нескольких поколений принимали самое активное участие в работе над журналом. Основатель «Родника» — известная детская писательница и переводчица Екатерина Алексеевна Сысоева (Альмединген) (1829–1893). Она мечтала создать журнал нового типа, во многом опираясь на педагогический опыт издателей «Детского чтения». Единомышленники Е. А. Сысоевой были глубоко убеждены в том, что хороша только та детская литература, которая интересна и взрослому читателю. Содержание должно было носить энциклопедический характер, но с упором на жизнь в России, её историю и современность. | ||
Строка 7: | Строка 8: | ||
«Родник» был рассчитан на детей старшего возраста; название для него придумал поэт Я. П. Полонский, обложку оформил известный художник-иллюстратор Н. Н. Каразин, использовавший при этом один из своих пейзажей. | «Родник» был рассчитан на детей старшего возраста; название для него придумал поэт Я. П. Полонский, обложку оформил известный художник-иллюстратор Н. Н. Каразин, использовавший при этом один из своих пейзажей. | ||
В первые годы своего существования «Родник» не публиковал никаких значительных переводов. Создатели привлекли для участия в издании отечественных авторов: В. П. Авенариуса, Н. А. Белозерскую, М. Н. Богданова, Н. Н. Каразина, П. В. Засодимского, А. Н. Плещеева, С. Д. Дрожжина, Я. П. Полонского, Т. Л. Щепкину-Куперник. | В первые годы своего существования «Родник» не публиковал никаких значительных переводов. Создатели привлекли для участия в издании отечественных авторов: [[Авенариус Василий Петрович|В. П. Авенариуса]], Н. А. Белозерскую, М. Н. Богданова, Н. Н. Каразина, П. В. Засодимского, А. Н. Плещеева, С. Д. Дрожжина, Я. П. Полонского, Т. Л. Щепкину-Куперник. | ||
В журнале печатались произведения классических и современных отечественных писателей: В. М. Гаршина, Д. В. Григоровича, В. Г. Короленко, А. И. Куприна, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. И. Немировича-Данченко, М. М. Пришвина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. С. Шмелёва и др. В журнале начинала свою творческую деятельность О. Д. Форш. Печатали также произведения зарубежных писателей: А. Додэ, Ж. Верна, Т. Готье, С. Лагерлёф, Жорж Санд, Марка Твена и др. | В журнале печатались произведения классических и современных отечественных писателей: [[Гаршин Всеволод Михайлович|В. М. Гаршина]], Д. В. Григоровича, В. Г. Короленко, [[Куприн Александр Иванович|А. И. Куприна]], [[Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович|Д. Н. Мамина-Сибиряка]], В. И. Немировича-Данченко, М. М. Пришвина, [[Толстой Лев Николаевич|Л. Н. Толстого]], А. П. Чехова, [[Шмелёв Иван Сергеевич|И. С. Шмелёва]] и др. В журнале начинала свою творческую деятельность О. Д. Форш. Печатали также произведения зарубежных писателей: А. Додэ, Ж. Верна, Т. Готье, [[Лагерлёф Сельма|С. Лагерлёф]], Жорж Санд, [[Твен Марк|Марка Твена]] и др. | ||
Журнал старался отбирать лучшие произведения современной литературы. Некоторые из них («Вокруг света на “Коршуне”» К. М. Станюковича и «Сашок» М. М. Пришвина) впервые были опубликованы именно в «Роднике». В 1888 году Е. А. Сысоева пригласила в «Родник» А. П. Чехова. Он серьёзно отнесся к её предложению, хотя никогда раньше не писал для юного читателя. Его брат Михаил (под псевдонимом) в 1889 году напечатал в журнале путевой очерк. | Журнал старался отбирать лучшие произведения современной литературы. Некоторые из них («Вокруг света на “Коршуне”» К. М. Станюковича и «Сашок» М. М. Пришвина) впервые были опубликованы именно в «Роднике». В 1888 году Е. А. Сысоева пригласила в «Родник» А. П. Чехова. Он серьёзно отнесся к её предложению, хотя никогда раньше не писал для юного читателя. Его брат Михаил (под псевдонимом) в 1889 году напечатал в журнале путевой очерк. | ||
Строка 17: | Строка 18: | ||
К сожалению, немного места в журнале уделялось фольклору, к примеру, за 1880-е — 1890-е гг. русских сказок опубликовано менее десяти, а сказок народов России и разных стран — и того меньше. Чаще печатались литературные сказки В. П. Авенариуса, К. С. Баранцевича, Н. П. Вагнера, В. М. Гаршина, Д. Н. Мамина-Сибиряка. | К сожалению, немного места в журнале уделялось фольклору, к примеру, за 1880-е — 1890-е гг. русских сказок опубликовано менее десяти, а сказок народов России и разных стран — и того меньше. Чаще печатались литературные сказки В. П. Авенариуса, К. С. Баранцевича, Н. П. Вагнера, В. М. Гаршина, Д. Н. Мамина-Сибиряка. | ||
Постоянно публиковались работы по истории искусства и его жанрам, написанные простым языком, доступным детям. Журнал много внимания уделял пропаганде науки, широко раздвигая границы школьных учебников. «Родник» прививал читателю любовь и уважение к труду, и в этом была его воспитательная сила. Много места уделялось биографическим статьям, где изображались сильные, мужественные люди, беззаветно служащие Родине. Очерки о писателях (И. А. Гончарове, А. Н. Островском, Ч. Диккенсе и др.) пробуждали интерес к их творчеству и знакомили с особенностями мастерства. | Постоянно публиковались работы по истории искусства и его жанрам, написанные простым языком, доступным детям. Журнал много внимания уделял пропаганде науки, широко раздвигая границы школьных учебников. «Родник» прививал читателю любовь и уважение к труду, и в этом была его воспитательная сила. Много места уделялось биографическим статьям, где изображались сильные, мужественные люди, беззаветно служащие Родине. Очерки о писателях (И. А. Гончарове, А. Н. Островском, [[Диккенс Чарльз|Ч. Диккенсе]] и др.) пробуждали интерес к их творчеству и знакомили с особенностями мастерства. | ||
Издание отличалось разнообразием насыщенных материалом разделов. Существовала и система обратной связи с читателями. | Издание отличалось разнообразием насыщенных материалом разделов. Существовала и система обратной связи с читателями. | ||
Строка 25: | Строка 26: | ||
В каждом номере были представлены рисунки этнографического и географического характера, а также репродукции картин известных художников: Джотто, Микеланджело, Боттичелли, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, М. В. Нестерова, В. А. Серова и др., из которых постепенно складывалась «Картинная галерея „Родника“». С 1906 года несколько раз в год печатались и цветные репродукции отличного качества. В «Содержании» и тексте обязательно указывалось не только имя автора, но и имя художника. | В каждом номере были представлены рисунки этнографического и географического характера, а также репродукции картин известных художников: Джотто, Микеланджело, Боттичелли, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, М. В. Нестерова, В. А. Серова и др., из которых постепенно складывалась «Картинная галерея „Родника“». С 1906 года несколько раз в год печатались и цветные репродукции отличного качества. В «Содержании» и тексте обязательно указывалось не только имя автора, но и имя художника. | ||
Для каждого номера была разработана система заставок, виньеток, концовок, художественных фотографий, что одновременно сказывалось на популярности журнала и воспитывало вкус читателя. Журнал оформляли профессионалы книжной графики — Е. М. Бём, Е. С. Зарудная-Кавос, Е. П. Самокиш-Судковская, Н. Н. Каразин и др. Принимал в этом большое участие и сын редактора, Б. А. Альмединген, художник-профессионал, в советское время ставший одним из лучших театральных художников. | Для каждого номера была разработана система заставок, виньеток, концовок, художественных фотографий, что одновременно сказывалось на популярности журнала и воспитывало вкус читателя. Журнал оформляли профессионалы книжной графики — [[Бём Елизавета Меркурьевна|Е. М. Бём]], Е. С. Зарудная-Кавос, Е. П. Самокиш-Судковская, Н. Н. Каразин и др. Принимал в этом большое участие и сын редактора, Б. А. Альмединген, художник-профессионал, в советское время ставший одним из лучших театральных художников. | ||
Популярность «Родника» стремительно росла, он по-прежнему занимал прочные позиции на издательском рынке. И если в первый год издания у него числилось 418 подписчиков, то в 1886 году их было уже около 3000 (при цене журнала 5 рублей). Тогда же Сысоева и Альмединген приняли решение о совместном владении делами журнала, а после смерти Екатерины Алексеевны в 1893 году издателем стал Алексей Николаевич. Ему помогала дочь Наталья, которая работала в его журналах «Воспитание и обучение» и «Родник». С 1905 года А. Н. Альмединген начал издавать приложение к «Роднику» — дешёвый журнал для детей младшего возраста «Солнышко». | Популярность «Родника» стремительно росла, он по-прежнему занимал прочные позиции на издательском рынке. И если в первый год издания у него числилось 418 подписчиков, то в 1886 году их было уже около 3000 (при цене журнала 5 рублей). Тогда же Сысоева и Альмединген приняли решение о совместном владении делами журнала, а после смерти Екатерины Алексеевны в 1893 году издателем стал Алексей Николаевич. Ему помогала дочь Наталья, которая работала в его журналах «Воспитание и обучение» и «Родник». С 1905 года А. Н. Альмединген начал издавать приложение к «Роднику» — дешёвый журнал для детей младшего возраста «Солнышко». |