Родник (журнал)

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску

Журнал «Родник» — ежемесячный иллюстрированный литературный, художественный и научно-популярный журнал для детей школьного возраста. По некоторым сведениям в самом начале он выходил под названием «Детский сад» (1866–1877), затем — «Воспитание и обучение» (1878–1881). Под названием «Родник» стал издаваться с 1882 по 1917 годы.

Журнал «Родник»

Журнал «Родник» / История

История создания журнала «Родник» прочно связана с семьей Альмедингенов. Представители нескольких поколений принимали самое активное участие в работе над журналом. Основатель «Родника» — известная детская писательница и переводчица Екатерина Алексеевна Сысоева (Альмединген) (1829–1893). Она мечтала создать журнал нового типа, во многом опираясь на педагогический опыт издателей «Детского чтения». Единомышленники Е. А. Сысоевой были глубоко убеждены в том, что хороша только та детская литература, которая интересна и взрослому читателю. Содержание должно было носить энциклопедический характер, но с упором на жизнь в России, её историю и современность.

Журнал задумывался как истинный «родник» — источник знаний об окружающем мире. «Редакция … поставила себе целью доставлять детям занимательное и полезное чтение, развивать в них, главным образом, чувство любви к правде и прекрасному», — писали создатели журнала.

«Родник» был рассчитан на детей старшего возраста; название для него придумал поэт Я. П. Полонский, обложку оформил известный художник-иллюстратор Н. Н. Каразин, использовавший при этом один из своих пейзажей.

В первые годы своего существования «Родник» не публиковал никаких значительных переводов. Создатели привлекли для участия в издании отечественных авторов: В. П. Авенариуса, Н. А. Белозерскую, М. Н. Богданова, Н. Н. Каразина, П. В. Засодимского, А. Н. Плещеева, С. Д. Дрожжина, Я. П. Полонского, Т. Л. Щепкину-Куперник.

В журнале печатались произведения классических и современных отечественных писателей: В. М. Гаршина, Д. В. Григоровича, В. Г. Короленко, А. И. Куприна, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. И. Немировича-Данченко, М. М. Пришвина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. С. Шмелёва и др. В журнале начинала свою творческую деятельность О. Д. Форш. Печатали также произведения зарубежных писателей: А. Додэ, Ж. Верна, Т. Готье, С. Лагерлёф, Жорж Санд, Марка Твена и др.

Журнал старался отбирать лучшие произведения современной литературы. Некоторые из них («Вокруг света на “Коршуне”» К. М. Станюковича и «Сашок» М. М. Пришвина) впервые были опубликованы именно в «Роднике». В 1888 году Е. А. Сысоева пригласила в «Родник» А. П. Чехова. Он серьёзно отнесся к её предложению, хотя никогда раньше не писал для юного читателя. Его брат Михаил (под псевдонимом) в 1889 году напечатал в журнале путевой очерк.

Главная заслуга журнала заключалась в умении последовательно проводить принцип высокой требовательности к художественной литературе. Редакции удалось привлечь к сотрудничеству многих популярных писателей реалистического направления. Тот же принцип отбора художественных произведений в духе реализма проводился редакцией и по отношению к иностранной литературе. Сентиментальные, назидательные повести и рассказы, как правило, исключались.

К сожалению, немного места в журнале уделялось фольклору, к примеру, за 1880-е — 1890-е гг. русских сказок опубликовано менее десяти, а сказок народов России и разных стран — и того меньше. Чаще печатались литературные сказки В. П. Авенариуса, К. С. Баранцевича, Н. П. Вагнера, В. М. Гаршина, Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Постоянно публиковались работы по истории искусства и его жанрам, написанные простым языком, доступным детям. Журнал много внимания уделял пропаганде науки, широко раздвигая границы школьных учебников. «Родник» прививал читателю любовь и уважение к труду, и в этом была его воспитательная сила. Много места уделялось биографическим статьям, где изображались сильные, мужественные люди, беззаветно служащие Родине. Очерки о писателях (И. А. Гончарове, А. Н. Островском, Ч. Диккенсе и др.) пробуждали интерес к их творчеству и знакомили с особенностями мастерства.



Издание отличалось разнообразием насыщенных материалом разделов. Существовала и система обратной связи с читателями.

«Родник» отличался высокой полиграфической культурой. Ни один из детских журналов не мог сравниться с ним и по интересу к изобразительному искусству.

В каждом номере были представлены рисунки этнографического и географического характера, а также репродукции картин известных художников: Джотто, Микеланджело, Боттичелли, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, М. В. Нестерова, В. А. Серова и др., из которых постепенно складывалась «Картинная галерея „Родника“». С 1906 года несколько раз в год печатались и цветные репродукции отличного качества. В «Содержании» и тексте обязательно указывалось не только имя автора, но и имя художника.

Для каждого номера была разработана система заставок, виньеток, концовок, художественных фотографий, что одновременно сказывалось на популярности журнала и воспитывало вкус читателя. Журнал оформляли профессионалы книжной графики — Е. М. Бём, Е. С. Зарудная-Кавос, Е. П. Самокиш-Судковская, Н. Н. Каразин и др. Принимал в этом большое участие и сын редактора, Б. А. Альмединген, художник-профессионал, в советское время ставший одним из лучших театральных художников.

Популярность «Родника» стремительно росла, он по-прежнему занимал прочные позиции на издательском рынке. И если в первый год издания у него числилось 418 подписчиков, то в 1886 году их было уже около 3000 (при цене журнала 5 рублей). Тогда же Сысоева и Альмединген приняли решение о совместном владении делами журнала, а после смерти Екатерины Алексеевны в 1893 году издателем стал Алексей Николаевич. Ему помогала дочь Наталья, которая работала в его журналах «Воспитание и обучение» и «Родник». С 1905 года А. Н. Альмединген начал издавать приложение к «Роднику» — дешёвый журнал для детей младшего возраста «Солнышко».

А. Н. Альмедингену удалось не только подтвердить высокий художественный и образовательный уровень издания, но сохранить коллектив авторов и подписчиков. После смерти отца издателем и редактором стала Наталья Алексеевна Альмединген (совместно с сестрой Татьяной).

«Родник» постоянно испытывал финансовые трудности. Подписка никогда не покрывала расходов журнала. Авторам платили мало. В письме к редактору журнала Д. Н. Мамин-Сибиряк жаловался, что предлагаемые условия гонорара понижают стоимость его труда до 40 процентов, а это не совсем удобно, «тем более, что писать для детей не лёгкое дело».

Особенно трудным был предшествующий закрытию журнала 1917 год. В своём обращении к читателям редактор объясняла, с чем связан выпуск сдвоенных номеров: «…недостаток рабочих рук и материалов, рост цен, расстройство почтового дела во всё время войны сильно затрудняли своевременный выход журналов, заставляли сокращать их объём и несколько поднимать подписную плату».

На вопрос Ивана Халтурина, одного из первых советских детских журналистов, о причинах закрытия журнала Н. А. Альмединген ответила, что журнал никто не запрещал. Закрыть его пришлось по экономическим причинам. Многие детские писатели, печатавшиеся в нём, оказались забыты на долгие годы, как и те, кто стоял у истоков создания этого журнала. Тем не менее за всё время его существования выросло несколько поколений детей, для которых он стал поистине настоящим источником знаний.

Журнал «Родник» / Структура

«Родник» в своём содержании придерживался следующей структуры:

  • Художественные произведения: повести, рассказы, сказки, стихи.
  • Научно-познавательные статьи по истории, естествознанию, географии, истории литературы.
  • Репродукция картины известного художника.
  • Смесь.
  • Загадки.

В последние годы издания «Родник» ввёл новые разделы — «По белу свету», «Дома и заграницей», «Наука и жизнь», «Картинная галерея „Родника“», «Обо всем понемногу», «Из современной жизни», в которых публиковали материалы по искусству, истории, географии, этнографии, естествознанию, сообщали о последних новостях научного и общественного характера.

В 1910 году в журнале появился раздел «Клуб “Родника”», посвящённый переписке с детьми о чтении книг, об авиамоделизме и достижениях в авиации, о полярных экспедициях, о деятельности детских клубов за границей. и др. Он начинался с обращения редактора Н. А. Альмединген: «У нас в России пока ещё мало детских и юношеских объединений и союзов... в редакции Родника возникла мысль об устройстве собственного небольшого общества... кто имеет какие-нибудь вопросы, которые он желал бы обсудить вместе с товарищами... может войти в него и стать его полноправным членом...» (Родник. 1910. № 1. С. 154–156). Здесь же редакция руководила юными шахматистами, что было ново для детского журнала. Впоследствии был введён особый раздел «Шахматы», иногда он назывался «Шахматы. Шашки».

В качестве приложений «Родник» издавал пьесы для домашних и школьных спектаклей и руководства к их постановке.

В журнале практически не было рекламы. На последней странице каждого номера размещались объявления редакции и анонсировались номера других журналов и приложений, издаваемых Альмедингенами — «Воспитание и обучение» и «Солнышко».

Журнал «Родник» / Критика

Лев Николаевич Толстой признавался, что «Родник» был любимым журналом его собственных детей. Он и сам высоко ценил это издание, считая, что оно гораздо приятнее, чем его конкуренты, такие как «Детский отдых».

Резко критиковал «Родник» К. И. Чуковский. Он писал: «Вот «Золотое Детство», «Светлячок» и «Маяк» — чего только за год они не дадут детям для склеивания, раскраски, рукоделия. И работы из проволоки, и картонный театрик, и выкройки куклиных платьев, и даже кинематограф — зададут детским рукам и глазам работу, и до чего это превосходно. А «Всходы» и «Родник» и т. д. гордо пишут на своем знамени: «Волга впадает в Каспийское море», — и знать ничего не хотят. Они благонамеренны, они честны и старательны, но видали ли они когда-нибудь хоть одного живого ребенка?»

По его мнению, журнал не показывал юному читателю ничего по-настоящему детского, лишь цитировал взрослые издания и добавлял очень много подстрочных примечаний. Порой журнал напоминал учебник, в котором есть слишком много различных сведений, замечаний и уточнений, что чтение его превращалось для ребёнка в наказание: «Сиди смирно, не дрыгай ногами, читай «Родник»!»

Проблема журнала заключалась, по мнению К. И. Чуковского, в его общем тоне. Ему свойственны «…рационализм, утилитаризм, фребелизм, побольше «полезных» сведений, поменьше «мечтаний», стишки почестнее и покривее». За этим крылась «самая нелепая российская интеллигентская «философия», будто дитя — это уменьшенный взрослый, и будто нужно все темы, интересующие взрослых, сунуть под микроскоп, и тогда получатся темы для детей!»

Чуковский был глубоко убеждён в том, что с детьми нужно говорить понятным им языком, перенять их образы и их своеобразную логику. Этот язык, эту манеру повествования хорошо уловили Р. Киплинг, Л. Кэрролл и Л. Андреев. Он считал неправильным идти от взрослого к ребенку, предлагал педагогам «обратиться» и самим «стать, как дети». Чуковский писал, что «если мы, как Гулливеры, хотим войти к лиллипутам, мы должны не нагибаться к ним, а сами сделаться ими. «Родник», говоря с детьми, чувствует себя Гулливером, и в этом его — да и его ли одного — основной, главный грех, и за это мы должны отнестись к нему с осуждением».

Несмотря на жёсткие критические высказывания К. И. Чуковского у журнала было много сторонников. Известный библиограф Н. В. Чехов писал: «Журнал этот очень скоро завоевал всеобщие симпатии и стал одним из лучших детских журналов... До самого последнего времени, как при первом редакторе Е. А. Сысоевой, так и при её преемнике А. Альмедингене, он сохранял и свой характер, и своё определенное положение в детской литературе. В нём участвовали лучшие детские писатели и популяризаторы, он всегда давал ценный и разнообразный материал для чтения. Только в самые последние годы, когда требования, предъявляемые к детскому журналу и детской книге, значительно повысились, журнал этот как бы отошел на второй план и потерял часть своей популярности. Он не стал хуже, но перестал удовлетворять в той же мере, как прежде, повысившиеся требования читателей».

В начале XX века соперничать с «Родником» могла только «Тропинка» — самый необычный детский журнал в истории царской России.

Журнал «Родник» / Источники

См. также