Маяк (журнал): различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
'''Журнал «Маяк»''' – детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Москве с 1909 по 1918 год. Выпускался издательством «Посредник» под редакцией Ивана Ивановича Горбунова-Посадова (1864–1940), писателя, просветителя, педагога, ближайшего сподвижника Льва Николаевича Толстого, руководителя (с 1897 года) издательства «Посредник».
'''Журнал «Маяк»''' – детский иллюстрированный журнал, издававшийся в Москве с 1909 по 1918 год. Выпускался издательством «Посредник» под редакцией Ивана Ивановича Горбунова-Посадова (1864–1940), писателя, просветителя, педагога, ближайшего сподвижника [[Толстой Лев Николаевич|Льва Николаевича Толстого]], руководителя (с 1897 года) издательства «Посредник».
[[Файл:ZHurnal-Mayak.jpg|290px|thumb|Журнал «Маяк». 1909. № 01]]
[[Файл:ZHurnal-Mayak.jpg|290px|thumb|Журнал «Маяк». 1909. № 01]]
==Журнал «Маяк» / История==
==Журнал «Маяк» / История==
Строка 21: Строка 21:
В программе журнала изначально были заявлены следующие тематические разделы: «Рассказы, повести и стихотворения», «Географические очерки и путешествия», «Исторические очерки и жизнеописания», «Мысли мудрых людей и статьи по нравственным вопросам», «Очерки и беседы по естествознанию», «Беседы о различных занятиях в комнатах и на открытом воздухе», «Очерки разных производств, изобретений, открытий», «Очерки из жизни детей и юношества», «Из мира иностранных языков», «Беседы о книгах», «Почтовый ящик» и «Смесь» (игры, шарады и др.).
В программе журнала изначально были заявлены следующие тематические разделы: «Рассказы, повести и стихотворения», «Географические очерки и путешествия», «Исторические очерки и жизнеописания», «Мысли мудрых людей и статьи по нравственным вопросам», «Очерки и беседы по естествознанию», «Беседы о различных занятиях в комнатах и на открытом воздухе», «Очерки разных производств, изобретений, открытий», «Очерки из жизни детей и юношества», «Из мира иностранных языков», «Беседы о книгах», «Почтовый ящик» и «Смесь» (игры, шарады и др.).


В «Маяке» печатались Лев Николаевич Толстой и его соратники — Иван Наживин, Павел Буланже, Анна Черткова. Из эмиграции в Швейцарии свои тексты в журнал посылала Надежда Крупская. Будущий советский поэт Демьян Бедный публиковал в «Маяке» басни. На страницах журнала появлялись стихи Ольги Беляевской и Льва Зилова. В «Маяке» часто печатался ивановский поэт-рабочий Александр Благов. Основу журнальной прозы составляла переводная литература. Публиковались переводы произведений таких авторов, как Януш Корчак, Сельма Лагерлёф, Люси Фич-Перкинс. Почти в каждом номере можно было найти рассказы, повести и стихотворения, в которых особое внимание уделялось бережному отношению к природе, гуманному обращению с животными — часто публиковали переводы произведений писателей-натуралистов Эрнеста Сетон-Томпсона и Чарльза Робертса. В «Маяке» выходили биографические очерки о писателях — Ч. Диккенсе, В. Лонге, Л. Н. Толстом, Т. Г. Шевченко и др.
В «Маяке» печатались Лев Николаевич Толстой и его соратники — Иван Наживин, Павел Буланже, Анна Черткова. Из эмиграции в Швейцарии свои тексты в журнал посылала Надежда Крупская. Будущий советский поэт Демьян Бедный публиковал в «Маяке» басни. На страницах журнала появлялись стихи [[Беляевская Ольга Александровна|Ольги Беляевской]] и Льва Зилова. В «Маяке» часто печатался ивановский поэт-рабочий Александр Благов. Основу журнальной прозы составляла переводная литература. Публиковались переводы произведений таких авторов, как [[Корчак Януш|Януш Корчак]], [[Лагерлёф Сельма|Сельма Лагерлёф]], Люси Фич-Перкинс. Почти в каждом номере можно было найти рассказы, повести и стихотворения, в которых особое внимание уделялось бережному отношению к природе, гуманному обращению с животными — часто публиковали переводы произведений писателей-натуралистов Эрнеста Сетон-Томпсона и Чарльза Робертса. В «Маяке» выходили биографические очерки о писателях — [[Диккенс Чарльз|Ч. Диккенсе]], В. Лонге, Л. Н. Толстом, Т. Г. Шевченко и др.


Видное место в журнале занимал научно-популярный контент. Публиковались материалы о животных и растениях — «Как строят свои гнёзда птицы» (№ 4, 1910), «Как животные согреваются» (№ 3, 1912), «Растения и свет» (№№ 4, 5, 6, 1913). На страницах «Маяка» появлялись географические очерки, статьи о путешествиях, природных и астрономических явлениях — «Под землю» (поездка на шахты; № 4, 1909), «Открытие Южного полюса» (№ 4, 1912), «Извержение и землетрясение в Японии» (№ 2, 1914), «Великие морские каналы: Суэцкий и Панамский» (№№ 5, 6, 1914), «Как узнали из чего состоят Солнце и звёзды» (№ 1, 1917). Журнал знакомил с культурным многообразием мира, публиковались статьи о жизни детей и юношества в разных странах — «Японский мальчик Кага» (№№ 3, 4, 1909), «Детский музей в Бруклине» (№ 9, 1912). Рассказывалось о различных событиях, например, о гибели «Титаника».
Видное место в журнале занимал научно-популярный контент. Публиковались материалы о животных и растениях — «Как строят свои гнёзда птицы» (№ 4, 1910), «Как животные согреваются» (№ 3, 1912), «Растения и свет» (№№ 4, 5, 6, 1913). На страницах «Маяка» появлялись географические очерки, статьи о путешествиях, природных и астрономических явлениях — «Под землю» (поездка на шахты; № 4, 1909), «Открытие Южного полюса» (№ 4, 1912), «Извержение и землетрясение в Японии» (№ 2, 1914), «Великие морские каналы: Суэцкий и Панамский» (№№ 5, 6, 1914), «Как узнали из чего состоят Солнце и звёзды» (№ 1, 1917). Журнал знакомил с культурным многообразием мира, публиковались статьи о жизни детей и юношества в разных странах — «Японский мальчик Кага» (№№ 3, 4, 1909), «Детский музей в Бруклине» (№ 9, 1912). Рассказывалось о различных событиях, например, о гибели «Титаника».
Строка 43: Строка 43:




В конце журнала нередко помещались объявления о поступивших в продажу книгах и календарях, которые выпускало издательство «Посредник», о подписке на сам «Маяк» и другие периодические издания, такие как «Всходы», «Задушевное слово», «Игрушечка», «Наша школа», «Родник», «Свободное воспитание» (педагогический журнал под редакцией И. И. Горбунова-Посадова), «Семья и школа», «Тропинка» и др.
В конце журнала нередко помещались объявления о поступивших в продажу книгах и календарях, которые выпускало издательство «Посредник», о подписке на сам «Маяк» и другие периодические издания, такие как «Всходы», «Задушевное слово», «Игрушечка», «Наша школа», [[Родник (журнал)|«Родник»]], «Свободное воспитание» (педагогический журнал под редакцией И. И. Горбунова-Посадова), «Семья и школа», «Тропинка» и др.


Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции не нашли отражения в «Маяке». Журнал пытался уберечь юных читателей от политики и отвлечь их от происходящих в стране событий, однако перемены не могли не повлиять на положение «Маяка». Дороговизна издательского дела, нехватка бумаги, трудности с распространением журнала — всё это привело к закрытию «Маяка». В последнем номере (№ 10–11–12, 1918) было опубликовано обращение к друзьям-читателям и сотрудникам, в котором редакция отмечала, что надеется на возобновление журнала «тогда, когда издание станет сколько-нибудь возможным». Но этого так и не произошло.
Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции не нашли отражения в «Маяке». Журнал пытался уберечь юных читателей от политики и отвлечь их от происходящих в стране событий, однако перемены не могли не повлиять на положение «Маяка». Дороговизна издательского дела, нехватка бумаги, трудности с распространением журнала — всё это привело к закрытию «Маяка». В последнем номере (№ 10–11–12, 1918) было опубликовано обращение к друзьям-читателям и сотрудникам, в котором редакция отмечала, что надеется на возобновление журнала «тогда, когда издание станет сколько-нибудь возможным». Но этого так и не произошло.
Строка 50: Строка 50:
В газете «Правда» от 25 декабря 1912 года напечатали статью С. Груздева «Что читать детям рабочих?». Там в числе некоторых других изданий был представлен и «Маяк». С. Груздев написал о журнале следующее: «Для старшего возраста "Маяк" представляет собою чтение здоровое и разнообразное».
В газете «Правда» от 25 декабря 1912 года напечатали статью С. Груздева «Что читать детям рабочих?». Там в числе некоторых других изданий был представлен и «Маяк». С. Груздев написал о журнале следующее: «Для старшего возраста "Маяк" представляет собою чтение здоровое и разнообразное».


Корней Чуковский, резкий и требовательный критик, по большей части положительно отзывался о журнале. Он хвалил его за то, что у читателей воспитывают любовь к природе, учат их самобытности, творчеству, инициативе. Главным недостатком «Маяка» Чуковский называл скуку. Корней Иванович писал:  
[[Чуковский Корней Иванович|Корней Чуковский]], резкий и требовательный критик, по большей части положительно отзывался о журнале. Он хвалил его за то, что у читателей воспитывают любовь к природе, учат их самобытности, творчеству, инициативе. Главным недостатком «Маяка» Чуковский называл скуку. Корней Иванович писал:  




{{цитата|автор=Корней Чуковский|Увы, этот детский журнал не умеет смешить и смеяться. Есть в нём что-то слишком благонамеренное, постное, аскетическое в этом "Маяке". Хоть бы сказку, легенду, выдумку; эффектную, волнующую ложь, Жюль-Верна какого-нибудь или Уэльса, но нет, для "Маяка" это "грех". "Маяк" наставляет, что "лгать даже в шутку (!) нельзя!" — и всей душою льнёт к обыденщине, к фактам и фактам… <…> Конечно, "Маяк" благороден. Он, как мы видели, — против войны. Он также — против охоты. Он также и против пьянства… И против телесных наказаний... И против рабства женщин… Он любит всё хорошее, но чуть он коснётся к хорошему, хорошее — не всегда, но часто — скисает, как молоко, и становится совсем не аппетитно. В этом опасность "слишком хороших журналов", и мне, признаюсь, досадно, что добро, благородство, чистота не сумели явиться пред детьми в таком же обольстительном виде, в таком же ореоле, как является перед ними зло: "осады", "облавы", "взятия", "штурмы", "погони", "выстрелы".}}
{{цитата|автор=Корней Чуковский|Увы, этот детский журнал не умеет смешить и смеяться. Есть в нём что-то слишком благонамеренное, постное, аскетическое в этом "Маяке". Хоть бы сказку, легенду, выдумку; эффектную, волнующую ложь, Жюль-Верна какого-нибудь или [[Уэллс Герберт Джордж|Уэльса]], но нет, для "Маяка" это "грех". "Маяк" наставляет, что "лгать даже в шутку (!) нельзя!" — и всей душою льнёт к обыденщине, к фактам и фактам… <…> Конечно, "Маяк" благороден. Он, как мы видели, — против войны. Он также — против охоты. Он также и против пьянства… И против телесных наказаний... И против рабства женщин… Он любит всё хорошее, но чуть он коснётся к хорошему, хорошее — не всегда, но часто — скисает, как молоко, и становится совсем не аппетитно. В этом опасность "слишком хороших журналов", и мне, признаюсь, досадно, что добро, благородство, чистота не сумели явиться пред детьми в таком же обольстительном виде, в таком же ореоле, как является перед ними зло: "осады", "облавы", "взятия", "штурмы", "погони", "выстрелы".}}




Навигация