Паустовский Константин Георгиевич: различия между версиями

Строка 50: Строка 50:
1930-е гг. были особенно плодотворными для Паустовского. Писатель работает корреспондентом, много ездит по стране, причем почти каждое путешествие дает ему  материал для новой книги. Так, после поездки в Карелию появляется «Судьба Шарля Лонсевиля» (1932–1933) – повесть о том, как пленный французский инженер остался жить и работать в России, проникся уважением к простому народу и жестоко поплатился за сострадание к восставшим рабочим. Для написания повести «Кара-Бугаз» (1932) автор специально отправляется в странствия по берегам Каспийского моря, а поездка в Мингрелию стала толчком к созданию повести «Колхида» (1934). Паустовский работает в жанре художественной биографии: «Исаак Левитан» (1937), «Орест Кипренский» (1937), «Тарас Шевченко» (1939).
1930-е гг. были особенно плодотворными для Паустовского. Писатель работает корреспондентом, много ездит по стране, причем почти каждое путешествие дает ему  материал для новой книги. Так, после поездки в Карелию появляется «Судьба Шарля Лонсевиля» (1932–1933) – повесть о том, как пленный французский инженер остался жить и работать в России, проникся уважением к простому народу и жестоко поплатился за сострадание к восставшим рабочим. Для написания повести «Кара-Бугаз» (1932) автор специально отправляется в странствия по берегам Каспийского моря, а поездка в Мингрелию стала толчком к созданию повести «Колхида» (1934). Паустовский работает в жанре художественной биографии: «Исаак Левитан» (1937), «Орест Кипренский» (1937), «Тарас Шевченко» (1939).


В 30-х годах произведения Паустовского появляются и в детских издательствах.  В 1933 году в «Молодой гвардии» вышло детское издание «Кара-Бугаза» с иллюстрациями В. А. Милашевского, перо которого (по словам художника) «резвится по бумаге», «острит, улыбается, иронизирует». В 1934 году Госдетлитиздат публикует повесть «Озерный фронт» о событиях Гражданской войны, иллюстрирует эту книгу Т. А. Маврина.
В 30-х годах произведения Паустовского появляются и в детских издательствах.  В 1933 году в «Молодой гвардии» вышло детское издание «Кара-Бугаза» с иллюстрациями В. А. Милашевского, перо которого (по словам художника) «резвится по бумаге», «острит, улыбается, иронизирует». В 1934 году Госдетлитиздат публикует повесть «Озерный фронт» о событиях Гражданской войны, иллюстрирует эту книгу [[Маврина Татьяна Алексеевна|Т. А. Маврина]].
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Озёрный фронт / Константин Паустовский; худ. [[Маврина Татьяна Алексеевна|Татьяна Маврина]]">
Файл:Konstantin-Paustovskij (7).jpg|Озёрный фронт / Константин Паустовский; рис. Т. Мавриной
Файл:Konstantin-Paustovskij-1.jpg|Озёрный фронт / Константин Паустовский; худ. Татьяна Маврина
Файл:Konstantin-Paustovskij-2.jpg|Озёрный фронт / Константин Паустовский; худ. Татьяна Маврина
Файл:Konstantin-Paustovskij-3.jpg|Озёрный фронт / Константин Паустовский; худ. Татьяна Маврина
Файл:Konstantin-Paustovskij-4.jpg|Озёрный фронт / Константин Паустовский; худ. [[Маврина Татьяна Алексеевна|Татьяна Маврина]]
</gallery></center>
 


В 30-е годы Паустовский делает заметный вклад в признание А. С. Грина классиком литературы для детей и подростков. Побывав в 1934 году в домике писателя в Старом Крыму и познакомившись с его вдовой, Паустовский был поражен тем, как «замкнутый и избитый невзгодами человек» сохранил «великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку». Несколько лет автор борется за возвращение имени Грина из неизвестности – посвящает писателю главу «Сказочник» в повести «Черное море» (1935), участвует в создании дома-музея, работает над изданием сборников рассказов и повестей Грина (вышли в «Детгизе» и «Советском писателе» в 1940 году), пишет биографию «Александр Грин» (1940). 25 августа 1937 г. в «Литературной газете» появилось «Письмо писателю Паустовскому» Юрия Олеши («Мне приятно, что у нас общая любовь к Грину…).
В 30-е годы Паустовский делает заметный вклад в признание А. С. Грина классиком литературы для детей и подростков. Побывав в 1934 году в домике писателя в Старом Крыму и познакомившись с его вдовой, Паустовский был поражен тем, как «замкнутый и избитый невзгодами человек» сохранил «великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку». Несколько лет автор борется за возвращение имени Грина из неизвестности – посвящает писателю главу «Сказочник» в повести «Черное море» (1935), участвует в создании дома-музея, работает над изданием сборников рассказов и повестей Грина (вышли в «Детгизе» и «Советском писателе» в 1940 году), пишет биографию «Александр Грин» (1940). 25 августа 1937 г. в «Литературной газете» появилось «Письмо писателю Паустовскому» Юрия Олеши («Мне приятно, что у нас общая любовь к Грину…).
Строка 70: Строка 80:
В конце 40-х – начале 50-х годов писатель вновь пишет рассказы для детей, обращается к жанру сказки. В 1945 году выходят «Похождения жука-носорога» и «Теплый хлеб», в 1946 – «Стальное колечко», в 1948 – «Растрепанный воробей» и «Дремучий медведь», в 1949 – «Артельные мужички», в 1951 – «Квакша». По сказке «Стальное колечко», которая в 1946 году вызвала критику за мотивы волшебства, автор пишет в 1947 году сценарий под названием «Перстенек». Паустовский вытачивает свою жанровую форму – рассказа, сквозь который проступает сказка, возвращает старинную сказку и волшебный вымысел в детскую литературу послевоенного периода.
В конце 40-х – начале 50-х годов писатель вновь пишет рассказы для детей, обращается к жанру сказки. В 1945 году выходят «Похождения жука-носорога» и «Теплый хлеб», в 1946 – «Стальное колечко», в 1948 – «Растрепанный воробей» и «Дремучий медведь», в 1949 – «Артельные мужички», в 1951 – «Квакша». По сказке «Стальное колечко», которая в 1946 году вызвала критику за мотивы волшебства, автор пишет в 1947 году сценарий под названием «Перстенек». Паустовский вытачивает свою жанровую форму – рассказа, сквозь который проступает сказка, возвращает старинную сказку и волшебный вымысел в детскую литературу послевоенного периода.


В 1955 году Паустовский покупает деревянный дом в Тарусе. Городок на Оке понравился писателю своими живописными окрестностями, в XIX веке привлекавшими художников. «Тарусский» период, продолжавшийся до смерти Паустовского, стал временем подведения итогов, осмысления пережитого. Помимо рассказов и очерков («Городок на реке», «Наедине с осенью», «Избушка в лесу»), здесь созданы автобиографические произведения. Именно тогда были написаны повесть «Золотая роза» и большая часть «Повести о жизни» («Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний»). Многое было сделано писателем для Тарусы. В 1956 году Константин Георгиевич публикует в газете «Правда» очерк «Письмо из Тарусы», где выражает свое возмущение халатностью и равнодушием местных чиновников, допускающих варварское разрушение природы и архитектуры. «Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей», – пишет автор. В маленький город благодаря прозаику начинают приезжать литераторы и художники, выходит составленный им «оттепельный» альманах «Тарусские страницы» (1961), в котором печатаются Н. А. Заболоцкий, Б. Ш. Окуджава, Б. И. Балтер, Н. М. Коржавин, В. Н. Корнилов, В. В. Голявкин, Д. С. Самойлов, Ф. А. Вигдорова и др.), а также большая подборка стихов М. И. Цветаевой. Сам же Паустовский в альманах отдал главы из книги о тайнах писательского творчества «Золотая роза».  
В 1955 году Паустовский покупает деревянный дом в Тарусе. Городок на Оке понравился писателю своими живописными окрестностями, в XIX веке привлекавшими художников. «Тарусский» период, продолжавшийся до смерти Паустовского, стал временем подведения итогов, осмысления пережитого. Помимо рассказов и очерков («Городок на реке», «Наедине с осенью», «Избушка в лесу»), здесь созданы автобиографические произведения. Именно тогда были написаны повесть «Золотая роза» и большая часть «Повести о жизни» («Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний»). Многое было сделано писателем для Тарусы. В 1956 году Константин Георгиевич публикует в газете «Правда» очерк «Письмо из Тарусы», где выражает свое возмущение халатностью и равнодушием местных чиновников, допускающих варварское разрушение природы и архитектуры. «Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей», – пишет автор. В маленький город благодаря прозаику начинают приезжать литераторы и художники, выходит составленный им «оттепельный» альманах «Тарусские страницы» (1961), в котором печатаются Н. А. Заболоцкий, Б. Ш. Окуджава, Б. И. Балтер, Н. М. Коржавин, В. Н. Корнилов, В. В. Голявкин, Д. С. Самойлов, [[Вигдорова Фрида Абрамовна|Ф. А. Вигдорова]] и др.), а также большая подборка стихов М. И. Цветаевой. Сам же Паустовский в альманах отдал главы из книги о тайнах писательского творчества «Золотая роза».  


В середине 50-х – 60-е годы к Константину Паустовскому приходит мировая известность. Его книги издаются на десятках иностранных языков, выходят большими тиражами в Европе и США. Писатель одним из первых в СССР получил возможность отправиться в европейский круиз теплохода «Победа» в 1956 году. В 1964 году перед автором «Телеграммы» встает на колени приехавшая в Москву на гастроли Марлен Дитрих. Несколько раз (в 1965, 1967, 1968) имя писателя было в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе. В 1957–1958 годах выходит прижизненное собрание сочинений Паустовского в шести томах, его произведения включают в школьные хрестоматии. К.И. Чуковский, В.Б. Шкловский, М. Шагинян, Э. Казакевич.  
В середине 50-х – 60-е годы к Константину Паустовскому приходит мировая известность. Его книги издаются на десятках иностранных языков, выходят большими тиражами в Европе и США. Писатель одним из первых в СССР получил возможность отправиться в европейский круиз теплохода «Победа» в 1956 году. В 1964 году перед автором «Телеграммы» встает на колени приехавшая в Москву на гастроли Марлен Дитрих. Несколько раз (в 1965, 1967, 1968) имя писателя было в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе. В 1957–1958 годах выходит прижизненное собрание сочинений Паустовского в шести томах, его произведения включают в школьные хрестоматии. К.И. Чуковский, В.Б. Шкловский, М. Шагинян, Э. Казакевич.  

Навигация