Радлов Николай Эрнестович: различия между версиями

Строка 51: Строка 51:
Преподавательскую, искусствоведческую и редакторскую деятельность Николай Радлов совмещал с работой художника и активной общественной деятельностью. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, участвовал в выставках. В 1922–1927 годах входил в состав выставочной группы «Шестнадцать», в 1928–1930 годах возглавлял созданное на её основе «Общество живописцев». Вплоть до перезда в Москву работал в Ленинградском Союзе советских художников, был заместителем председателя и председателем правления.
Преподавательскую, искусствоведческую и редакторскую деятельность Николай Радлов совмещал с работой художника и активной общественной деятельностью. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, участвовал в выставках. В 1922–1927 годах входил в состав выставочной группы «Шестнадцать», в 1928–1930 годах возглавлял созданное на её основе «Общество живописцев». Вплоть до перезда в Москву работал в Ленинградском Союзе советских художников, был заместителем председателя и председателем правления.
В 1920–1930-е годы Н.Э. Радлов неоднократно выступал в качестве театрального художника. Он оформил несколько постановок в ленинградских театрах. Наиболее известна его работа над инсценировкой «Похождений бравого солдата Швейка» в 1936 году. Сохранилась нарисованная  Радловым афиша к этому спектаклю.
В 1920–1930-е годы Н.Э. Радлов неоднократно выступал в качестве театрального художника. Он оформил несколько постановок в ленинградских театрах. Наиболее известна его работа над инсценировкой «Похождений бравого солдата Швейка» в 1936 году. Сохранилась нарисованная  Радловым афиша к этому спектаклю.
Работа карикатуриста стала основной деятельностью Н.Э. Радлова в 1920-е годы. В это время в стране происходили масштабные социальные, экономические и политические изменения, прежде всего НЭП, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. Связанные с ними процессы и явления затрагивали все стороны жизни общества, касались каждого человека и при этом далеко не всегда были позитивными. Жизнь давала обильный материал для сатиры. Появилось множество юмористических журналов и газет, карикатуры регулярно печатались на страницах практически всех периодических изданий. Талант Радлова-карикатуриста оказался очень востребованным. Рисунки Радлова печатали журналы «Мухомор» (с 1922 года), «Красный ворон» и «Дрезина» (1923), «Бегемот» и «Смехач» (с 1924). Затем были «Пушка», «Ревизор» и др. Радлов много рисовал на темы внешней политики. Среди самых удачных его работ — рисунки «Великодержавные процессы» (Красный ворон. 1923. № 21), «Красная опасность» (Смехач. 1924. № 23). Но большинство рисунков и в эти годы, и в последующие Николай Радлов посвятил высмеиванию «гримас быта», разных глупостей и нелепостей, в том числе чиновничьих, мешавших нормальной жизни людей.  
Работа карикатуриста стала основной деятельностью Н.Э. Радлова в 1920-е годы. В это время в стране происходили масштабные социальные, экономические и политические изменения, прежде всего НЭП, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. Связанные с ними процессы и явления затрагивали все стороны жизни общества, касались каждого человека и при этом далеко не всегда были позитивными. Жизнь давала обильный материал для сатиры. Появилось множество юмористических журналов и газет, карикатуры регулярно печатались на страницах практически всех периодических изданий. Талант Радлова-карикатуриста оказался очень востребованным. Рисунки Радлова печатали журналы «Мухомор» (с 1922 года), «Красный ворон» и «Дрезина» (1923), «Бегемот» и «Смехач» (с 1924). Затем были «Пушка», «Ревизор» и др. Радлов много рисовал на темы внешней политики. Среди самых удачных его работ — рисунки «Великодержавные процессы» (Красный ворон. 1923. № 21), «Красная опасность» (Смехач. 1924. № 23). Но большинство рисунков и в эти годы, и в последующие Николай Радлов посвятил высмеиванию «гримас быта», разных глупостей и нелепостей, в том числе чиновничьих, мешавших нормальной жизни людей.  


Строка 83: Строка 84:
В 1937 году увидели свет «Рассказы в картинках», сборник увлекательных и смешных рисованных историй, адресованных детям. Цветные рисунки Н. Э. Радлова в этой книге — воплощение лёгкости, ясности, непринуждённости. Часть сюжетов (на стр. 4, 7, 9, 13, 15, 27, 30, 31, 40 первого издания) Радлов позаимствовал из книги Б. Рабье «Звери развлекаются», изменив и дополнив. Рисунки сопровождались короткими стихотворными строчками, авторами которых были Д.И. Хармс, Н.В. Гернет и Н.Л. Дилакторская. В 1938 году издание «Рассказов в картинках» на английском языке («The cautious carp and other fables in pictures» / «Осторожный карп и другие басни в картинках») получило вторую премию на Международном конкурсе детской книги в США. Детский журнал «The Horn Book Magazine» включил «The cautious carp and other fables in pictures» в список лучших книг года.   
В 1937 году увидели свет «Рассказы в картинках», сборник увлекательных и смешных рисованных историй, адресованных детям. Цветные рисунки Н. Э. Радлова в этой книге — воплощение лёгкости, ясности, непринуждённости. Часть сюжетов (на стр. 4, 7, 9, 13, 15, 27, 30, 31, 40 первого издания) Радлов позаимствовал из книги Б. Рабье «Звери развлекаются», изменив и дополнив. Рисунки сопровождались короткими стихотворными строчками, авторами которых были Д.И. Хармс, Н.В. Гернет и Н.Л. Дилакторская. В 1938 году издание «Рассказов в картинках» на английском языке («The cautious carp and other fables in pictures» / «Осторожный карп и другие басни в картинках») получило вторую премию на Международном конкурсе детской книги в США. Детский журнал «The Horn Book Magazine» включил «The cautious carp and other fables in pictures» в список лучших книг года.   


Вскоре после выхода в свет «Рассказов...» Н.Э. Радлов по приглашению Союза советских художников переехал в Москву. В столице он продолжал ту же деятельность, что и в Ленинграде: преподавал (был профессором Московского художественного института), занимался организационной работой (рководил графической секцией Московского Союза художников), рисовал карикатуры на политические и бытовые темы для «Крокодила» и других «взрослых» периодических изданий, активно сотрудничал с журналами для детей. О его большом внимании к детской периодике свидетельствует статья «Рисунок в детском журнале» (Детская литература. 1940. № 4).
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Рассказы в картинках / Николай Радлов, 1937 год">
Файл:Radlov-Nikolaj (2).jpg|Рассказы в картинках / Н. Радлов ; [сост. Н. Гернет и Р. Жуковская ; текст Д. Хармс, Н. Гернет, Н. Дилакторская]
Файл:Radlov-Nikolaj (3).jpg|Рассказы в картинках / Николай Радлов, 1937 год
Файл:Radlov-Nikolaj (4).jpg|Рассказы в картинках / Николай Радлов, 1937 год
Файл:Radlov-Nikolaj (5).jpg|Рассказы в картинках / Николай Радлов
Файл:Radlov-Nikolaj (6).jpg|Рассказы в картинках / Николай Радлов
Файл:Radlov-Nikolaj (7).jpg|Рассказы в картинках / Николай Радлов
Файл:Radlov-Nikolaj (1).jpg|Рассказы в картинках / Николай Радлов
</gallery></center>
 
 
 
Вскоре после выхода в свет «Рассказов...» Н.Э. Радлов по приглашению Союза советских художников переехал в Москву. В столице он продолжал ту же деятельность, что и в Ленинграде: преподавал (был профессором Московского художественного института), занимался организационной работой (руководил графической секцией Московского Союза художников), рисовал карикатуры на политические и бытовые темы для «Крокодила» и других «взрослых» периодических изданий, активно сотрудничал с журналами для детей. О его большом внимании к детской периодике свидетельствует статья «Рисунок в детском журнале» (Детская литература. 1940. № 4).


В 1939 году увидела свет сказочная повесть А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (по мотивам «Удивительного волшебника из страны Оз» Ф. Баума). Для этого — первого — издания Н.Э. Радлов выполнил чёрно-белые штриховые иллюстрации. О творческом методе Радлова — иллюстратора-сказочника известный советский писатель К.А. Федин сказал следующее: «Сюжет всегда представляется текстом, но Радлов никогда не останавливался на сюжете — он владел фабулой. <…> Он брал основную тематику и прекрасно всё <…> рассказывал». Важно и то, что Радлов, наполняя рисунки остроумно и изобретательно обыгранными деталями, делал страшное смешным. Книгу с иллюстрациями Радлова дети читали вплоть до 1959 года, когда «Советская Россия» выпустила несколько переработанную Волковым сказку с цветными рисунками Л.В. Владимирского.
В 1939 году увидела свет сказочная повесть А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (по мотивам «Удивительного волшебника из страны Оз» Ф. Баума). Для этого — первого — издания Н.Э. Радлов выполнил чёрно-белые штриховые иллюстрации. О творческом методе Радлова — иллюстратора-сказочника известный советский писатель К.А. Федин сказал следующее: «Сюжет всегда представляется текстом, но Радлов никогда не останавливался на сюжете — он владел фабулой. <…> Он брал основную тематику и прекрасно всё <…> рассказывал». Важно и то, что Радлов, наполняя рисунки остроумно и изобретательно обыгранными деталями, делал страшное смешным. Книгу с иллюстрациями Радлова дети читали вплоть до 1959 года, когда «Советская Россия» выпустила несколько переработанную Волковым сказку с цветными рисунками Л.В. Владимирского.

Навигация