46 164
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| (не показано 9 промежуточных версий 2 участников) | |||
| Строка 21: | Строка 21: | ||
}} | }} | ||
__FORCETOC__ | __FORCETOC__ | ||
'''Кейт Гринуэй''' (англ. ''Kate Greenaway'') — один из самых известных английских художников-иллюстраторов и автор книг для детей. Её рисунки, а также работы её современников Уолтера Крейна (Walter Crane) и Рэндольфа Калдекотта (Randolph Caldecott) определили образ и стиль детской книги второй половины XIX века. | '''Кейт Гринуэй''' (англ. ''Kate Greenaway'') — один из самых известных английских художников-иллюстраторов и автор книг для детей. Её рисунки, а также работы её современников Уолтера Крейна (англ. ''Walter Crane'') и Рэндольфа Калдекотта (англ. ''Randolph Caldecott'') определили образ и стиль детской книги второй половины XIX века. | ||
==Кейт Гринуэй / Биография== | ==Кейт Гринуэй / Биография== | ||
| Строка 28: | Строка 28: | ||
Когда Кейт была маленькой, отец уволился из гравировальной фирмы и попытался работать на себя. Он взял заказ на создание гравюр для нового издания «Посмертных записок Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club) Ч. Диккенса, а семью, чтобы не мешала, отправил к родственникам жены в деревню Роллстон (графство Ноттингемшир). Жизнь в деревне оказала большое влияние на детей, особенно на Кейт: для неё это был логично устроенный красивый мир, полный солнца и цветов. В Лондоне, с его тесными и грязными улицами, Кейт постоянно вспоминала деревню и радовалась всякий раз, когда она, брат и две сeстры снова ехали в Роллстон. Много позже эти впечатления детства нашли отражение в рисунках Кейт Гринуэй. | Когда Кейт была маленькой, отец уволился из гравировальной фирмы и попытался работать на себя. Он взял заказ на создание гравюр для нового издания «Посмертных записок Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club) Ч. Диккенса, а семью, чтобы не мешала, отправил к родственникам жены в деревню Роллстон (графство Ноттингемшир). Жизнь в деревне оказала большое влияние на детей, особенно на Кейт: для неё это был логично устроенный красивый мир, полный солнца и цветов. В Лондоне, с его тесными и грязными улицами, Кейт постоянно вспоминала деревню и радовалась всякий раз, когда она, брат и две сeстры снова ехали в Роллстон. Много позже эти впечатления детства нашли отражение в рисунках Кейт Гринуэй. | ||
Работа над гравюрами заняла у Джона Гринуэя два года, но издатель обанкротился и не оплатил заказ. Семья осталась без средств к существованию. Гринуэи несколько раз переезжали, экономя на плате за жильё. Финансовые проблемы закончились, когда в 1850 году Элизабет Гринуэй, рискнув, открыла модный салон в Ислингтоне, фешенебельном районе Лондона. Салон, который сначала специализировался на одежде для детей, быстро стал популярным среди состоятельных клиентов. Семья Гринуэй поселилась в квартире над магазином, и юная Кейт, часто предоставленная самой себе, наблюдала за красиво одетыми людьми, посещавшими салон, а также проводила долгие часы в саду во внутреннем дворике, наблюдая за цветами, птицами, насекомыми. Позже она написала об этом времени в своей незаконченной автобиографии. Исследователи творчества Кейт Гринуэй часто приводят её высказывание: | Работа над гравюрами заняла у Джона Гринуэя два года, но издатель обанкротился и не оплатил заказ. Семья осталась без средств к существованию. Гринуэи несколько раз переезжали, экономя на плате за жильё. Финансовые проблемы закончились, когда в 1850 году Элизабет Гринуэй, рискнув, открыла модный салон в Ислингтоне, фешенебельном районе Лондона. Салон, который сначала специализировался на одежде для детей, быстро стал популярным среди состоятельных клиентов. Семья Гринуэй поселилась в квартире над магазином, и юная Кейт, часто предоставленная самой себе, наблюдала за красиво одетыми людьми, посещавшими салон, а также проводила долгие часы в саду во внутреннем дворике, наблюдая за цветами, птицами, насекомыми. Позже она написала об этом времени в своей незаконченной автобиографии. | ||
Исследователи творчества Кейт Гринуэй часто приводят её высказывание: | |||
{{цитата|автор=Кейт Гринуэй|Ребёнком я была очень счастлива, и, что любопытно, я была намного счастливее, чем мои брат и сестра, в таком же окружении. Полагаю, что моё воображение подарило мне долгую непрерывную радость — наполнило все странным чудом и красотой.}} | |||
Богатое воображение мешало Кейт учиться в школе: ей было трудно сосредоточиться на уроках, она рисовала, пока её сёстры выполняли задания. Вскоре мама забрала Кейт из школы. Домашнее образование, которое получила девочка, уступало школьному, но она много читала, особенно любила стихи английских поэтов, волшебные сказки, иллюстрированные издания пьес У. Шекспира. И по-прежнему увлечённо рисовала. | Богатое воображение мешало Кейт учиться в школе: ей было трудно сосредоточиться на уроках, она рисовала, пока её сёстры выполняли задания. Вскоре мама забрала Кейт из школы. Домашнее образование, которое получила девочка, уступало школьному, но она много читала, особенно любила стихи английских поэтов, волшебные сказки, иллюстрированные издания пьес У. Шекспира. И по-прежнему увлечённо рисовала. | ||
| Строка 48: | Строка 54: | ||
Книга имела феноменальный успех. Первый тираж «Under the window» в 20 000 экземпляров был распродан очень быстро, и издатель срочно напечатал ещё 70 000. Сборник издавался также в США, Франции и Германии. | Книга имела феноменальный успех. Первый тираж «Under the window» в 20 000 экземпляров был распродан очень быстро, и издатель срочно напечатал ещё 70 000. Сборник издавался также в США, Франции и Германии. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Кейт Гринуэй"> | |||
Файл:Under the window Kate Greenaway (4) (1).jpg|Under the window / Kate Greenaway | |||
Файл:Under the window Kate Greenaway (1).jpg|Under the window / Kate Greenaway | |||
Файл:Under the window Kate Greenaway (2).jpg|Under the window / Kate Greenaway | |||
Файл:Under the window Kate Greenaway (3).jpg|Under the window / Kate Greenaway | |||
</gallery></center> | |||
Благодаря мастерству Эванса книгу отличало небывало высокое качество воспроизведения нежных цветных акварелей Кейт Гринуэй. «Under the window» стала примером новой детской книги. До сих пор текст перемежался листовыми иллюстрациями, чёрно-белыми или раскрашенными гравюрами. А в книге Гринуэй цвет был повсюду: на полях, среди текста, на странице с оглавлением, в тонких рамках, обрамлявших страницы. При этом Гринуэй свободно располагала рисунки на странице, а фон мог быть белым или залит цветом. | Благодаря мастерству Эванса книгу отличало небывало высокое качество воспроизведения нежных цветных акварелей Кейт Гринуэй. «Under the window» стала примером новой детской книги. До сих пор текст перемежался листовыми иллюстрациями, чёрно-белыми или раскрашенными гравюрами. А в книге Гринуэй цвет был повсюду: на полях, среди текста, на странице с оглавлением, в тонких рамках, обрамлявших страницы. При этом Гринуэй свободно располагала рисунки на странице, а фон мог быть белым или залит цветом. | ||
| Строка 63: | Строка 77: | ||
Рисунки Кейт пользовались огромной популярностью. Они печатались не только на страницах книг, но и в нескольких популярных тогда журналах: «Illustrated London News», «Little Folks», «Routledge's Every Girls Annual», «St. Nicholas Magazine». Из современников с ней могли соперничать только Р. Калдекотт и У. Крейн. Калдекотт неоднократно говорил, что успех Кейт вредит продажам его книг, тем не менее эти два художника дружили вплоть до смерти Калдекотта в 1886 году. Крейн же настойчиво критиковал работы Гринуэй. | Рисунки Кейт пользовались огромной популярностью. Они печатались не только на страницах книг, но и в нескольких популярных тогда журналах: «Illustrated London News», «Little Folks», «Routledge's Every Girls Annual», «St. Nicholas Magazine». Из современников с ней могли соперничать только Р. Калдекотт и У. Крейн. Калдекотт неоднократно говорил, что успех Кейт вредит продажам его книг, тем не менее эти два художника дружили вплоть до смерти Калдекотта в 1886 году. Крейн же настойчиво критиковал работы Гринуэй. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Кейт Гринуэй"> | |||
Файл:Marigold-Garden-Kate-Greenaway (3).jpg|Marigold Garden / Pictures and Rhymes by Kate Greenaway | |||
Файл:Marigold-Garden-Kate-Greenaway (1).jpg|Marigold Garden / Pictures and Rhymes by Kate Greenaway | |||
Файл:Marigold-Garden-Kate-Greenaway (2).jpg|Marigold Garden / Pictures and Rhymes by Kate Greenaway | |||
Файл:Marigold-Garden-Kate-Greenaway (4).jpg|Marigold Garden / Pictures and Rhymes by Kate Greenaway | |||
</gallery></center> | |||
Кроме книжной иллюстрации Кейт создавала много экслибрисов и в 1880-е годы считалась одним из ведущих мастеров книжного знака наряду с У. Крейном и Обри Бердслеем (Aubrey Vincent Beardsley). | Кроме книжной иллюстрации Кейт создавала много экслибрисов и в 1880-е годы считалась одним из ведущих мастеров книжного знака наряду с У. Крейном и Обри Бердслеем (Aubrey Vincent Beardsley). | ||
| Строка 77: | Строка 101: | ||
Кейт Гринуэй, ставшая первой женщиной-иллюстратором, добившейся мировой известности при жизни, выполнила рисунки для более чем 20 книг. Многие из них издаются до сих пор, а книга «Mother Goose or the Old Nursery Rhymes» с рисунками Гринуэй признана классикой английской детской литературы. | Кейт Гринуэй, ставшая первой женщиной-иллюстратором, добившейся мировой известности при жизни, выполнила рисунки для более чем 20 книг. Многие из них издаются до сих пор, а книга «Mother Goose or the Old Nursery Rhymes» с рисунками Гринуэй признана классикой английской детской литературы. | ||
В 1955 году Королевский институт библиотечных и информационных работников (CILIP) учредил Mедаль Кейт Гринуэй (Kate Greenaway Medal). Это высшая британская награда в области детской книжной иллюстрации. | В 1955 году Королевский институт библиотечных и информационных работников (CILIP) учредил [[Медаль Кейт Гринуэй|Mедаль Кейт Гринуэй]] (Kate Greenaway Medal). Это высшая британская награда в области детской книжной иллюстрации. | ||
Первая Mедаль Кейт Гринуэй была присуждена в 1956 году Эдварду Ардиззону за книгу «Тим остался один» («Tim All Alone»). В последующие годы эту награду получали такие выдающиеся мастера, как Брайан Уйлдсмит (1962), Крис Ридделл (2004), Джон Классен (2014), Шон Тан (2020). | Первая Mедаль Кейт Гринуэй была присуждена в 1956 году [[Ардиззон Эдвард|Эдварду Ардиззону]] за книгу «Тим остался один» («Tim All Alone»). В последующие годы эту награду получали такие выдающиеся мастера, как [[Уайлдсмит Брайан Лоуренс|Брайан Уйлдсмит]] (1962), Крис Ридделл (2004), [[Классен Джон|Джон Классен]] (2014), [[Тан Шон|Шон Тан]] (2020). | ||
==Кейт Гринуэй / Книги с иллюстрациями== | ==Кейт Гринуэй / Книги с иллюстрациями== | ||
| Строка 167: | Строка 191: | ||
*Holme, В. The Kate Greenaway book / Bryan Holme. — New York : Viking Press, c1976. — 141, [3] p. : ill. — [Хранится в Библиотеке Конгресса США]. | *Holme, В. The Kate Greenaway book / Bryan Holme. — New York : Viking Press, c1976. — 141, [3] p. : ill. — [Хранится в Библиотеке Конгресса США]. | ||
* | *Пономаренко, М. Kate Greenaway. Кейт Гринуэй / Мария Пономаренко. — Текст : электронный // Библиотека иностранной литературы. Центр детской книги и детских программ : сайт. | ||
*KATE GREENAWAY PAPERS. — Текст : электронный // De Grummond Children's Literature Collection : сайт. | |||
* | *Greenaway, Kate, 1846–1901. — Текст : электронный // Internet Archive : cайт. | ||
* | *Kate Greenaway. — Текст : электронный // Norman Rockwell Museum. : cайт. | ||
[[Category:Писатели]] | |||
[[Category:Иллюстраторы]] | |||