Попов Николай Евгеньевич: различия между версиями

(не показано 27 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{#seo:
|title=Попов Николай Евгеньевич — ПроДетЛит
|title_mode=replace
|keywords=Попов, Николай Евгеньевич, ПроДетЛит, prodetlit
|description=Николай Евгеньевич Попов — художник станковой, книжной и журнальной графики, художник-постановщик мультипликационных фильмов. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии.
|image=Popov-Nikolaj.jpg
|image_alt=Николай Попов
}}
{{Шаблон:Писатель2
{{Шаблон:Писатель2
|ФИО                          =  Николай Попов
|ФИО                          =  Николай Попов
Строка 7: Строка 15:
|Дата рождения                = 3.05.1938  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
|Дата рождения                = 3.05.1938  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 -->
|Место рождения              = Саратов
|Место рождения              = Саратов
|Дата смерти                  =   <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
|Дата смерти                  = 14.12.2021  <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 -->
|Место смерти                =
|Место смерти                = Москва
|Период творчества            =
|Период творчества            =
|Гражданство                  = СССР, Российская Федерация
|Гражданство                  = СССР, Российская Федерация
|Род деятельности            = художик
|Род деятельности            = художник
|Жанр                        =  
|Жанр                        =  
|Язык произведений            = русский
|Язык произведений            = русский
Строка 30: Строка 38:
Окончив институт, молодой график не стал связывать себя постоянной работой в издательствах. Необычно много для книжного художника Попов рисовал на натуре, объездив Север и Дальний Восток. Увлёкшись мультипликацией, выступил художником-постановщиком трёх лент. Вышедший на экраны в 1966 году рисованный фильм с элементами перекладки «Жил-был Козявин» считается одной из самых острых социальных лент советской анимации (наряду с «Человеком в рамке» Ф. Хитрука); выдающийся советский режиссёр С. А. Герасимов определил его как «социалистический сюрреализм — соцсюрреализм». В 1968 году появился короткометражный рисованный мультфильм для взрослых «Бегемот» (в составе альманаха «Калейдоскоп-68»), а в 1973-м — мультфильм «В мире басен».
Окончив институт, молодой график не стал связывать себя постоянной работой в издательствах. Необычно много для книжного художника Попов рисовал на натуре, объездив Север и Дальний Восток. Увлёкшись мультипликацией, выступил художником-постановщиком трёх лент. Вышедший на экраны в 1966 году рисованный фильм с элементами перекладки «Жил-был Козявин» считается одной из самых острых социальных лент советской анимации (наряду с «Человеком в рамке» Ф. Хитрука); выдающийся советский режиссёр С. А. Герасимов определил его как «социалистический сюрреализм — соцсюрреализм». В 1968 году появился короткометражный рисованный мультфильм для взрослых «Бегемот» (в составе альманаха «Калейдоскоп-68»), а в 1973-м — мультфильм «В мире басен».


Совсем иллюстрирование печатных изданий Николай Попов всё же не оставил: он сотрудничал с журналами «Знание – сила», «Мурзилка», «Юность» и др. Опыт журнального художника помог Попову выработать характерный почерк: точный и образный, выражающий нечто «неуловимое», который стал особенностью его художественной индивидуальности. В этот же период в издательствах «Мир», «Детская литература», «Художественная литература» время от времени выходили книги с его рисунками. Эти ранние работы не получили широкого резонанса.
Совсем иллюстрирование печатных изданий Николай Попов всё же не оставил: он сотрудничал с журналами «Знание – сила», [[Мурзилка|«Мурзилка»]], «Юность» и др. Опыт журнального художника помог Попову выработать характерный почерк: точный и образный, выражающий нечто «неуловимое», который стал особенностью его художественной индивидуальности. В этот же период в издательствах «Мир», «Детская литература», «Художественная литература» время от времени выходили книги с его рисунками. Эти ранние работы не получили широкого резонанса.


Николай Попов много занимался литографией. Он создал станковую серию по мотивам «Реки Потудань» А. Платонова (1968). Сложная, фантасмагорическая композиция на тему «Неточки Незвановой» Ф. М. Достоевского, решённая в антипортретном, подчёркнуто психологическом ключе, в 1971 году получила Золотую медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге.
Николай Попов много занимался литографией. Он создал станковую серию по мотивам «Реки Потудань» А. Платонова (1968). Сложная, фантасмагорическая композиция на тему «Неточки Незвановой» Ф. М. Достоевского, решённая в антипортретном, подчёркнуто психологическом ключе, в 1971 году получила Золотую медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге.


Известность к Николаю Попову пришла с появлением книги «Робинзон Крузо» Д. Дефо, которая увидела свет в 1974 году в издательстве «Художественная литература» (серия «Библиотека всемирной литературы»). Иллюстрации к роману — первая полновесная книжная работа Попова. В этих рисунках появилось то, что присуще большинству последующих работ Попова, — туманно-цветовая среда, в которой витают фигуры и предметы.
Известность к Николаю Попову пришла с появлением книги «Робинзон Крузо» [[Дефо Даниэль|Д. Дефо]], которая увидела свет в 1974 году в издательстве «Художественная литература» (серия «Библиотека всемирной литературы»). Иллюстрации к роману — первая полновесная книжная работа Попова. В этих рисунках появилось то, что присуще большинству последующих работ Попова, — туманно-цветовая среда, в которой витают фигуры и предметы.


Иллюстрации к «Робинзону Крузо» представляли собой подкрашенные вручную литографии. Не стилизуя их под рисунки в первых изданиях романа, Попов, однако, сумел создать полное впечатление «рассказа» от первого лица. Его иллюстрации — словно пожелтевшие листы старого дневника, сохранившие собственноручные зарисовки и записи героя. Экономя бумагу, как это делал бы Робинзон, Николай Попов на одном листе изображает всё, что окружало героя романа и что его волновало. При этом художник уделяет большое внимание деталям (вплоть до бытовых мелочей) и, как и Дефо, сохраняет беспристрастность: он исследует судьбу и образ мыслей героев романа через подчёркнутую наглядность предметного мира Робинзона. Свое личное отношение к этой работе Попов сформулировал так: «Сидящая в каждом из нас с детства потребность жить творчески не удовлетворяется жизнью в мире готовых вещей и привычных спасительных условностей, а хочет проявиться и проверить себя: “а каков я сам, что я могу своими руками в условиях первозданной природы” <…> В этом смысле мы все немножко Робинзоны». В 1975 году за иллюстрации к «Робинзону Крузо» Николай Попов получил Гран-при на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.
Иллюстрации к «Робинзону Крузо» представляли собой подкрашенные вручную литографии. Не стилизуя их под рисунки в первых изданиях романа, Попов, однако, сумел создать полное впечатление «рассказа» от первого лица. Его иллюстрации — словно пожелтевшие листы старого дневника, сохранившие собственноручные зарисовки и записи героя. Экономя бумагу, как это делал бы Робинзон, Николай Попов на одном листе изображает всё, что окружало героя романа и что его волновало. При этом художник уделяет большое внимание деталям (вплоть до бытовых мелочей) и, как и Дефо, сохраняет беспристрастность: он исследует судьбу и образ мыслей героев романа через подчёркнутую наглядность предметного мира Робинзона. Свое личное отношение к этой работе Попов сформулировал так: «Сидящая в каждом из нас с детства потребность жить творчески не удовлетворяется жизнью в мире готовых вещей и привычных спасительных условностей, а хочет проявиться и проверить себя: “а каков я сам, что я могу своими руками в условиях первозданной природы” <…> В этом смысле мы все немножко Робинзоны». В 1975 году за иллюстрации к «Робинзону Крузо» Николай Попов получил Гран-при на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Попов">
Файл:Nikolaj-Popov-1 (3).jpg|Робинзон Крузо / Даниэль Дефо; худ. Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov-1 (2).jpg|Русские сказки / Художник Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov-1 (5).jpg|А. Блок / Художник Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov-1 (4).jpg|А. Блок / Художник Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov-1 (1).jpg|А. Блок / Художник Николай Попов
Файл:Popov-Tokmakov-Ustinov.jpg|Художники Николай Попов, [[Токмаков Лев Алексеевич|Лев Токмаков]], [[Устинов Николай Александрович|Николай Устинов]] в [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]
</gallery></center>


Вторая значимая работа Николая Попова — иллюстрации к сборнику избранных сказок «Тысячи и одной ночи», который был издан в 1975 году также в серии «Библиотека всемирной литературы». На сей раз художник словно посмотрел на мир сказки глазами насмешливого современника, намеренно смешивающего вымысел и правду. Иллюстрации выполнены в технике офорта, акватинты, с использованием акварели; в 1977 году они принесли художнику Золотую медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге.
Вторая значимая работа Николая Попова — иллюстрации к сборнику избранных сказок «Тысячи и одной ночи», который был издан в 1975 году также в серии «Библиотека всемирной литературы». На сей раз художник словно посмотрел на мир сказки глазами насмешливого современника, намеренно смешивающего вымысел и правду. Иллюстрации выполнены в технике офорта, акватинты, с использованием акварели; в 1977 году они принесли художнику Золотую медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге.
Строка 44: Строка 63:
Художественную концепцию единого пространства, проходящего через всю книгу, Николай Попов использовал во многих работах. Этот приём, в частности, помогал художнику устанавливать связи между отдельными иллюстрациями, преодолевая таким образом определенную статичность, замкнутость, к которым неизбежно тяготеет станковое изображение. Так решены иллюстрации в изданиях, укрепивших известность Попова: «Сказки и легенды Португалии» (1980), «Дверь на лугу» (1980), «Трынцы-брынцы, бубенцы» (1984), «Мифы, легенды и сказки Бразилии» (1987). Сказки привлекли художника фольклорно-мифологической глубиной и фантастической атмосферой.
Художественную концепцию единого пространства, проходящего через всю книгу, Николай Попов использовал во многих работах. Этот приём, в частности, помогал художнику устанавливать связи между отдельными иллюстрациями, преодолевая таким образом определенную статичность, замкнутость, к которым неизбежно тяготеет станковое изображение. Так решены иллюстрации в изданиях, укрепивших известность Попова: «Сказки и легенды Португалии» (1980), «Дверь на лугу» (1980), «Трынцы-брынцы, бубенцы» (1984), «Мифы, легенды и сказки Бразилии» (1987). Сказки привлекли художника фольклорно-мифологической глубиной и фантастической атмосферой.


Очень интересной работой стал цикл иллюстраций к басням И. А. Крылова. Основная идея: создание политипажей-памятников: памятников Ослам, Львам, Волкам, Лисицам... «Сто басен И. А. Крылова» были изданы в 1990 году, а в 1991-м за иллюстрации к ним Попову была присуждена Серебряная медаль Академии художеств СССР.
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Николай Попов">
Файл:Popov-Nikolaj (1).jpg|Трынцы-брынцы, бубенцы... / художник Николай Попов
Файл:Popov-Nikolaj (2).jpg|Трынцы-брынцы, бубенцы... / художник Николай Попов
Файл:Popov-Nikolaj (3).jpg|Трынцы-брынцы, бубенцы... / художник Николай Попов
Файл:Popov-Nikolaj (4).jpg|Трынцы-брынцы, бубенцы... / художник Николай Попов
Файл:Popov-Nikolaj-1 (2).jpg|Мифы, сказки, легенды Бразилии / худож. Николай Попов
Файл:Popov-Nikolaj-1 (1).jpg|Мифы, сказки, легенды Бразилии / худож. Николай Попов
</gallery></center>
 
 
Очень интересной работой стал цикл иллюстраций к басням [[Крылов Иван Андреевич|И. А. Крылова]]. Основная идея: создание политипажей-памятников: памятников Ослам, Львам, Волкам, Лисицам... «Сто басен И. А. Крылова» были изданы в 1990 году, а в 1991-м за иллюстрации к ним Попову была присуждена Серебряная медаль Академии художеств СССР.


В 1995 году в Швейцарии одновременно на немецком и французском языке вышла одна из самых известных книг Николая Попова — полностью им нарисованная «бессловесная» книга «Зачем?» («Warum?», «Pourquoi?»). В основе книги — одноимённая сказка Дж. Элшнер о том, как мышонок решил отобрать цветок у лягушонка, и что из этого вышло. А вышла — самая настоящая война, в которой проиграли все, потому что цветущий луг превратился в выжженное поле. К созданию этой книги художника побудили воспоминания о собственном детстве, пришедшемся на военные годы, и надежда: «Я нарисовал эту книгу потому, что мне кажется: если дети поймут бессмысленность войны, увидят, насколько легко поддаться насилию, возможно, они будут бороться с ним в будущем». «Зачем?» Николая Попова — сильное антивоенное послание и блистательная работа художника — вскоре после выхода в свет была признана лучшей книгой для детей в Швейцарии, Германии, Австрии. В 2000 году имя художника внесли в Почётный список Международного совета по детской книге (СССР – Россия); на конгресс IBBY было представлено швейцарское франкоязычное издание. В России книга вышла спустя много лет, в 2015 году, в издательстве «РИПОЛ классик».
В 1995 году в Швейцарии одновременно на немецком и французском языке вышла одна из самых известных книг Николая Попова — полностью им нарисованная «бессловесная» книга «Зачем?» («Warum?», «Pourquoi?»). В основе книги — одноимённая сказка Дж. Элшнер о том, как мышонок решил отобрать цветок у лягушонка, и что из этого вышло. А вышла — самая настоящая война, в которой проиграли все, потому что цветущий луг превратился в выжженное поле. К созданию этой книги художника побудили воспоминания о собственном детстве, пришедшемся на военные годы, и надежда: «Я нарисовал эту книгу потому, что мне кажется: если дети поймут бессмысленность войны, увидят, насколько легко поддаться насилию, возможно, они будут бороться с ним в будущем». «Зачем?» Николая Попова — сильное антивоенное послание и блистательная работа художника — вскоре после выхода в свет была признана лучшей книгой для детей в Швейцарии, Германии, Австрии. В 2000 году имя художника внесли в Почётный список Международного совета по детской книге (СССР – Россия); на конгресс IBBY было представлено швейцарское франкоязычное издание. В России книга вышла спустя много лет, в 2015 году, в издательстве «РИПОЛ классик».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Иллюстрации к басням И. А. Крылова / Художник Николай Попов">
Файл:Nikolaj-Popov (5).jpg|Иллюстрации к басням И. А. Крылова / Художник Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov (1).jpg|Иллюстрации к басням И. А. Крылова / Художник Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov (2).jpg|Иллюстрации к басням И. А. Крылова / Художник Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov (3).jpg|Иллюстрации к басням И. А. Крылова / Художник Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov (4).jpg|Иллюстрации к басням И. А. Крылова / Художник Николай Попов
</gallery></center>


Оригинальную концепцию оформления сборника драматургии А. Платонова Николай Попов предложил издательству «Вагриус». По словам художника, Платонов «изобрёл свой язык для характеристики эпохи “Великого Абсурда”, язык непереводимый, язык чудовищный, как неповоротливая архаика филоновской графики». Ближайшим изобразительным аналогом этого языка Попов выбрал «гулаговскую» эстетику и оформил «Ноев ковчег» (2006) фотокомпозициями артобъектов, сделанных из ржавого железа.
Оригинальную концепцию оформления сборника драматургии А. Платонова Николай Попов предложил издательству «Вагриус». По словам художника, Платонов «изобрёл свой язык для характеристики эпохи “Великого Абсурда”, язык непереводимый, язык чудовищный, как неповоротливая архаика филоновской графики». Ближайшим изобразительным аналогом этого языка Попов выбрал «гулаговскую» эстетику и оформил «Ноев ковчег» (2006) фотокомпозициями артобъектов, сделанных из ржавого железа.
Николай Попов — один из тех художников, кто поднял отечественную книжную графику на новый уровень. Отодвинув на второй план внешнюю занимательность и сюжетные подробности произведения, он сосредотачивается на духовной, философской стороне литературы. Книжная иллюстрация в исполнении Попова — это не дополнение или разъяснение текста, а его равноправный эквивалент, графическими средствами раскрывающий внутренний мир героев. Творческой манере Попова присущи изящество профессионального исполнения, откровенная эмоциональность, утончённая нервность, нескрываемая ирония и то, что называют фантастическим реализмом. Его основные книжные работы были выполнены в 1970–1980-х годах, но они по-прежнему воспринимаются как новаторские. Более того: их высокая художественная ценность становиться всё очевиднее.
Николай Попов — один из тех художников, кто поднял отечественную книжную графику на новый уровень. Отодвинув на второй план внешнюю занимательность и сюжетные подробности произведения, он сосредотачивается на духовной, философской стороне литературы. Книжная иллюстрация в исполнении Попова — это не дополнение или разъяснение текста, а его равноправный эквивалент, графическими средствами раскрывающий внутренний мир героев. Творческой манере Попова присущи изящество профессионального исполнения, откровенная эмоциональность, утончённая нервность, нескрываемая ирония и то, что называют фантастическим реализмом. Его основные книжные работы были выполнены в 1970–1980-х годах, но они по-прежнему воспринимаются как новаторские. Более того: их высокая художественная ценность становиться всё очевиднее.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Зачем? / Николай Попов">
Файл:Nikolaj-Popov-Zachem (3).jpg|Зачем? / Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov-Zachem (4).jpg|Зачем? / Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov-Zachem (5).jpg|Зачем? / Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov-Zachem (1).jpg|Зачем? / Николай Попов
Файл:Nikolaj-Popov-Zachem (2).jpg|Зачем? / Николай Попов
</gallery></center>


Станковые листы и иллюстрации Николая Попова экспонируются с 1961 года. В частности, Попов был постоянным участником Международной биеннале графического искусства (IBA) в Лейпциге.
Станковые листы и иллюстрации Николая Попова экспонируются с 1961 года. В частности, Попов был постоянным участником Международной биеннале графического искусства (IBA) в Лейпциге.
В 1967 году Николай Попов вступил в Союз художников России (МОСХ), в 1995-м стал членом Российской Академии графического дизайна.
В 1967 году Николай Попов вступил в Союз художников России (МОСХ), в 1995-м стал членом Российской Академии графического дизайна.


Николай Попов много преподавал, читал курс лекций «Композиция» в Высшей академической школе графического дизайна, Московском Государственном педагогическом университете; проводил мастер-классы в Италии.
Николай Попов много преподавал, читал курс лекций «Композиция» в Высшей академической школе графического дизайна, Московском Государственном педагогическом университете; проводил мастер-классы в Италии.
Николай Попов — обладатель многих дипломов, премий и наград. В 2010 году художник был номинирован на Медаль Ханса Кристиана Андерсена (Hans Christian Andersen Award).
 
Николай Попов — обладатель многих дипломов, премий и наград. В 2010 году художник был номинирован на [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Медаль Ханса Кристиана Андерсена]] (Hans Christian Andersen Award).


Работы Николая Евгеньевича Попова находятся в Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Пермской государственной художественной галерее, Словацкой национальной галерее (Братислава), Государственном муниципальном музее г. Бари (Италия), музее П. Людвига (Кёльн), Chihiro Iwacati art museum of the picture books (Токио), а также в частных собраниях в нашей стране и за рубежом. В Гoсударственной Третьяковской галерее произведения Николая Попова представлены в постоянной экспозиции «Искусство ХХ века».
Работы Николая Евгеньевича Попова находятся в Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Пермской государственной художественной галерее, Словацкой национальной галерее (Братислава), Государственном муниципальном музее г. Бари (Италия), музее П. Людвига (Кёльн), Chihiro Iwacati art museum of the picture books (Токио), а также в частных собраниях в нашей стране и за рубежом. В Гoсударственной Третьяковской галерее произведения Николая Попова представлены в постоянной экспозиции «Искусство ХХ века».
Строка 73: Строка 126:
*Волшебный жезл : сказки народов Индонезии : пер. с индонезийского, малайского, английского, немецкого и голландского языков / оформл. Н. Попова. — Москва : Художественная литература, 1972. — 216 с. — [Хранится в РГБ].
*Волшебный жезл : сказки народов Индонезии : пер. с индонезийского, малайского, английского, немецкого и голландского языков / оформл. Н. Попова. — Москва : Художественная литература, 1972. — 216 с. — [Хранится в РГБ].


*Дефо, Д. Робинзон Крузо ; История полковника Джека : пер. с англ. / Даниель Дефо ; вступ. ст. и коммент. Д. Урнова, М. Урнова ; примеч. А. Алексеева, Л. Орел ; худож. Н. Попов. — Москва : Художественная литература, 1974. — 527 с. : ил. — (Б-ка всемирной литературы. Серия первая. Литература древнего Востока, античного мира, средних веков, Возрождения, XVII и XVIII вв.; Т. 52). — [Хранится в РГБ].
*Дефо, Д. Робинзон Крузо ; История полковника Джека : пер. с англ. / [[Дефо Даниэль|Даниель Дефо]] ; вступ. ст. и коммент. Д. Урнова, М. Урнова ; примеч. А. Алексеева, Л. Орел ; худож. Н. Попов. — Москва : Художественная литература, 1974. — 527 с. : ил. — (Б-ка всемирной литературы. Серия первая. Литература древнего Востока, античного мира, средних веков, Возрождения, XVII и XVIII вв.; Т. 52). — [Хранится в РГБ].


*Любимова, В. Пьесы для детей / В. Любимова ; послесл. И. Штока ; худож. Н. Попов. — Москва : Искусство, 1975. — 384 с. : ил., 1 л. портр.
*Любимова, В. Пьесы для детей / В. Любимова ; послесл. И. Штока ; худож. Н. Попов. — Москва : Искусство, 1975. — 384 с. : ил., 1 л. портр.
Строка 108: Строка 161:


*Блок, А. Двенадцать : на русском и других европейских языках / Александр Блок ; иллюстрации к поэме: Николай Попов ; [сост. Н. Л. Глазкова и др.]. — Москва : Центр книги Рудомино, 2017. — 271 с. : ил.
*Блок, А. Двенадцать : на русском и других европейских языках / Александр Блок ; иллюстрации к поэме: Николай Попов ; [сост. Н. Л. Глазкова и др.]. — Москва : Центр книги Рудомино, 2017. — 271 с. : ил.


*Gallaz, C. Stravinski / Christophe Gallaz ; ill: Nikolai Popov. — Genève : La joie de lire, 1992. — 32 pp. : ill.
*Gallaz, C. Stravinski / Christophe Gallaz ; ill: Nikolai Popov. — Genève : La joie de lire, 1992. — 32 pp. : ill.
Строка 116: Строка 168:
==Публикации в журналах==
==Публикации в журналах==


«Аврора»
*«Аврора» Гусев, М. «Так было. Однажды на крыши домов…» : [стихотворение] / Михаил Гусев ; иллюстрации Н. Попова. — Аврора. — 1971. — № 11. — С. 79.
Гусев, М. «Так было. Однажды на крыши домов…» : [стихотворение] / Михаил Гусев ; иллюстрации Н. Попова. — Аврора. — 1971. — № 11. — С. 79.


«Знание – сила»
*«Знание – сила» Харьковский, А. Нефть из глубин океана / А. Харьковский ; рис. [на четвертой стр. обл.] Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 2. — С. 1–3.
Харьковский, А. Нефть из глубин океана / А. Харьковский ; рис. [на четвертой стр. обл.] Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 2. — С. 1–3.


Усачёв, Л. Реактор сжигает скалы / Л. Усачёв ; рис. Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 6. — С. 8–10.
*Усачёв, Л. Реактор сжигает скалы / Л. Усачёв ; рис. Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 6. — С. 8–10.


Сафонов, В. Стеклянных дел мастера / В. Ковалевский ; рис. [на четвертой стр. обл.] Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 8. — С. 8–13.
*Сафонов, В. Стеклянных дел мастера / В. Ковалевский ; рис. [на четвертой стр. обл.] Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 8. — С. 8–13.


Сафонов, В. Зелёная пустыня / Владимир Сафонов ; рис. Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 8. — С. 28–29.
*Сафонов, В. Зелёная пустыня / Владимир Сафонов ; рис. Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 8. — С. 28–29.


Аркадьев, П. С кинокамерой на Марс : [рец. на фильм «Планета загадок»] / П. Аркадьев ; рис. [на четвертой стр. обл.] Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 9. — С. 18–19.
*Аркадьев, П. С кинокамерой на Марс : [рец. на фильм «Планета загадок»] / П. Аркадьев ; рис. [на четвертой стр. обл.] Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 9. — С. 18–19.


Демидов, В. Время, хранимое как драгоценность / В. Демидов ; рисунки Ю. Соболева, Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 9. — С. 22–25.
*Демидов, В. Время, хранимое как драгоценность / В. Демидов ; рисунки Ю. Соболева, Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 9. — С. 22–25.


Адабашев, И. Земля и человек / И. Адабашев ; иллюстрации Н. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 9. — С. 48–50.
*Адабашев, И. Земля и человек / И. Адабашев ; иллюстрации Н. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 9. — С. 48–50.


Рожен, А. Сто профессий жемчужного камня / А. Рожен ; рис. [на второй стр. обл.] Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 10. — С. 4–5.
*Рожен, А. Сто профессий жемчужного камня / А. Рожен ; рис. [на второй стр. обл.] Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 10. — С. 4–5.


Владимиров, Л. Магия печатных страниц / Л. Владимиров ; рис. [на четвертой стр. обл.] Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 12. — С. 1–3.
*Владимиров, Л. Магия печатных страниц / Л. Владимиров ; рис. [на четвертой стр. обл.] Ник. Попова. — Знание – сила. — 1964. — № 12. — С. 1–3.


Теплов, Л. В поисках «Золотой бабы» / Лев Теплов ; иллюстрации Н. Попова. — Знание – сила. — 1965. — № 7. — С. 50–53.
*Теплов, Л. В поисках «Золотой бабы» / Лев Теплов ; иллюстрации Н. Попова. — Знание – сила. — 1965. — № 7. — С. 50–53.


«Мурзилка»
*«[[Мурзилка]]» Поюровский, Б. Дворец кукол / Борис Поюровский ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1971. — № 4. — С. 14–15.
Поюровский, Б. Дворец кукол / Борис Поюровский ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1971. — № 4. — С. 14–15.


Маркова, В. Сказание о невидимом граде Китеже : русская легенда / Вера Маркова ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1971. — № 7. — С. 16–20.
*Маркова, В. Сказание о невидимом граде Китеже : русская легенда / Вера Маркова ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1971. — № 7. — С. 16–20.


Лельевр, А. Камни-самоцветы / Анатолий Лельевр ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1971. — № 28. — С. 18–19.
*Лельевр, А. Камни-самоцветы / Анатолий Лельевр ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1971. — № 28. — С. 18–19.


Лельевр, А. Доброе море / Анатолий Лельевр ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1971. — № 8. — С. 20–22.
*Лельевр, А. Доброе море / Анатолий Лельевр ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1971. — № 8. — С. 20–22.


Гримм, В. Сапожник и его волшебные помощники : [сказка] / Вильгельм Гримм, Якоб Гримм ; пересказал с немецкого Ю. Коринец ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1971. — № 12. — С. 18–21.
*Гримм, В. Сапожник и его волшебные помощники : [сказка] / [[Братья Гримм|Вильгельм Гримм, Якоб Гримм]] ; пересказал с немецкого [[Коринец Юрий Иосифович|Ю. Коринец]] ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1971. — № 12. — С. 18–21.


Пройслер, О. Маленькая Баба Яга / Отфрид Пройслер ; пересказал с немецкого Ю. Коринец ; рисовал Ник. Попов // Мурзилка. — 1972. — №№ 7–11.
*Пройслер, О. Маленькая Баба Яга / [[Пройслер Отфрид|Отфрид Пройслер]] ; пересказал с немецкого Ю. Коринец ; рисовал Ник. Попов // Мурзилка. — 1972. — №№ 7–11.


Пройслер, О. Маленькая Баба Яга / Отфрид Пройслер ; пересказал с немецкого Ю. Коринец ; рисовал Ник. Попов // Мурзилка. — 1973. — №№ 1–2.
*Пройслер, О. Маленькая Баба Яга / Отфрид Пройслер ; пересказал с немецкого Ю. Коринец ; рисовал Ник. Попов // Мурзилка. — 1973. — №№ 1–2.


Токмакова, И. На родной земле : предание / Ирина Токмакова ; худ. Ник. Попов // Мурзилка. — 1973. — № 10. — С. 14–21.
*Токмакова, И. На родной земле : предание / Ирина Токмакова ; худ. Ник. Попов // Мурзилка. — 1973. — № 10. — С. 14–21.


Коваль, Ю. Белозубка / Юрий Коваль ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1978. — № 3. — С. 14–19.
*Коваль, Ю. Белозубка / [[Коваль Юрий Иосифович|Юрий Коваль]] ; рис. Ник. Попова // Мурзилка. — 1978. — № 3. — С. 14–19.


«Юность»
*«Юность» Петров, Р. Биологические химеры / Рэм Петров; иллюстрации Н. Попова // Юность. — 1966. — № 7. — С. 99–105.
Петров, Р. Биологические химеры / Рэм Петров; иллюстрации Н. Попова // Юность. — 1966. — № 7. — С. 99–105.


==Изоматериалы==
==Изоматериалы==
Строка 202: Строка 250:
*Nikolay Popov / editors: Sylvia Vardell, Catherine Kurkjian // Bookbird. A journal of international children’s literature. Special Issue: Hans Christian Andersen Awards 2010 Nominees. — 2010. — Vol. 48. — № 2. — Р. 39.
*Nikolay Popov / editors: Sylvia Vardell, Catherine Kurkjian // Bookbird. A journal of international children’s literature. Special Issue: Hans Christian Andersen Awards 2010 Nominees. — 2010. — Vol. 48. — № 2. — Р. 39.
   
   
*Виноградова, О. Трынцы-брынцы, бубенцы... // Библиогрид : сайт. — URL: https://bibliogid.ru/knigi/podrobno-o-knige/2256-tryntsy-bryntsy-bubentsy (дата обращения: 12.12.2020).
*[https://bibliogid.ru/knigi/podrobno-o-knige/2256-tryntsy-bryntsy-bubentsy Виноградова, О. Трынцы-брынцы, бубенцы...] // Библиогрид : сайт.
*Монина, О. Е. Попов Н. Зачем? : [фрагмент интервью]. — Текст : электронный // Плим : сайт. — URL: http://booksplim.ru/statya/popov-nzachem.html (дата обращения: 12.12.2020).
*Мяэотс, О. Николай Попов. — Текст : электронный // Центр детской книги Библиотеки иностранной литературы : сайт. — URL: http://deti.libfl.ru/illustrator/popov (дата обращения: 12.12.2020).
*Николай Попов, Н. Об иллюстрации. — Текст : электронный // Картинки и разговоры : сайт. — URL: http://www.fairyroom.ru/?p=17820 (дата обращения: 12.12.2020).
*Попов Николай Евгеньевич. — Текст : электронный // Муниципальная картинная галерея г. Красноармейска : сайт. — URL: http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Popov.htm (дата обращения: 12.12.2020).


==Награды, премии==
==Награды, премии==
Строка 242: Строка 282:
*1996 — международная премии критики «Лучшая книга года», Брюссель.
*1996 — международная премии критики «Лучшая книга года», Брюссель.


*2000 — Почётный диплом Международного совета по детской книге (IBBY Honour List – 2000) (за книгу «Pourquoi?»).
*2000 — Почётный диплом [[Международный совет по детской книге (IBBY)|Международного совета по детской книге]] (IBBY Honour List – 2000) (за книгу «Pourquoi?»).


==Мультфильмы==
==Мультфильмы==
Строка 254: Строка 294:
==Выставки==
==Выставки==


1961 — персональная выставка в Москве.
*1961 — персональная выставка в Москве.
   
   
1990 — персональная выставка в Москве.
*1990 — персональная выставка в Москве.
   
   
1977 — персональная выставка в Праге (Чехословакая).  
*1977 — персональная выставка в Праге (Чехословакая).  
   
   
1977 — персональная выставка в Братиславе (Чехословакия).
*1977 — персональная выставка в Братиславе (Чехословакия).
   
   
1979 — персональная выставка в Загорске (Московская область).
*1979 — персональная выставка в Загорске (Московская область).
   
   
1990 — персональная выставка в Красноярске.
*1990 — персональная выставка в Красноярске.
   
   
1997 — персональная выставка в Токио (Япония).
*1997 — персональная выставка в Токио (Япония).
   
   
2000 — персональная выставка в Бордано (Италия).
*2000 — персональная выставка в Бордано (Италия).
   
   
2000 — персональная выставка в Риме (Италия).
*2000 — персональная выставка в Риме (Италия).
   
   
2000 — персональная выставка в Венеции (Италия).
*2000 — персональная выставка в Венеции (Италия).
   
   
2001 — персональная выставка в Бари (Италия).
*2001 — персональная выставка в Бари (Италия).
 
==См. также==
*[[Архипова Анастасия Ивановна]]
*[[Алимов Сергей Александрович]]
*[[Владимирский Леонид Викторович]]
*[[Диодоров Борис Аркадьевич]]
*[[Калиновский Геннадий Владимирович]]
*[[Монин Евгений Григорьевич]]
*[[Токмаков Лев Алексеевич]]
*[[Устинов Николай Александрович]]
*[[Чижиков Виктор Александрович]]


[[Category:Иллюстраторы]]
[[Category:Иллюстраторы]]