Капица Ольга Иеронимовна: различия между версиями

Строка 35: Строка 35:
Л. П. Капица в 1914 году вышел в отставку и вместе с семьей переехал в Петроград. После Октябрьской революции Ольга Иеронимовна начала работать в недавно организованном Институте дошкольного воспитания, читать лекции по курсам, ею же и разработанным — «История детской литературы» и «Детский фольклор». Позже она стала преподавать на дошкольном отделении Педагогического института им. А. И. Герцена.
Л. П. Капица в 1914 году вышел в отставку и вместе с семьей переехал в Петроград. После Октябрьской революции Ольга Иеронимовна начала работать в недавно организованном Институте дошкольного воспитания, читать лекции по курсам, ею же и разработанным — «История детской литературы» и «Детский фольклор». Позже она стала преподавать на дошкольном отделении Педагогического института им. А. И. Герцена.


Делом всей своей жизни О. И. Капица считала составление свода русского детского фольклора, во многом ей помогали студенты, привозя из разных мест России собранные ими записи текстов.
Делом всей своей жизни Ольга Капица считала составление свода русского детского фольклора, во многом ей помогали студенты, привозя из разных мест России собранные ими записи текстов.


В 1922 году при участии Ольги Иеронимовны был создан кружок детских писателей, куда в разные годы входили С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. С. Житков, В. В. Бианки, Т. А. Габбе, Е. Я. Данько, Д. И. Хармс, Е. Л. Шварц и др. Кружок в 30-е годы переименовали в Студию детских писателей при ленинградском отделении Госиздата.
В 1922 году при участии Ольги Иеронимовны был создан кружок детских писателей, куда в разные годы входили [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршак]], [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковский]], [[Житков Борис Степанович|Б. С. Житков]], [[Бианки Виталий Валентинович|В. В. Бианки]], Т. А. Габбе, [[Данько Елена Яковлевна|Е. Я. Данько]], [[Хармс Даниил Иванович|Д. И. Хармс]], [[Шварц Евгений Львович|Е. Л. Шварц]] и др. Кружок в 30-е годы переименовали в Студию детских писателей при ленинградском отделении Госиздата.


О. И. Капица явилась инициатором создания кафедры детской литературы в Педагогическом институте им. А. И. Герцена. Она организовала при институте специальную библиотеку, ставшую первым в России центром изучения и популяризации детской литературы. В настоящее время та считается показательной библиотекой детской литературы, обладающей уникальным книжным фондом изданий для детей XIX–XX веков.
О. И. Капица явилась инициатором создания кафедры детской литературы в Педагогическом институте им. А. И. Герцена. Она организовала при институте специальную библиотеку, ставшую первым в России центром изучения и популяризации детской литературы. В настоящее время та считается показательной библиотекой детской литературы, обладающей уникальным книжным фондом изданий для детей XIX–XX веков.
Строка 46: Строка 46:
Файл:Kapica-Olga (5).jpg|Тараторка / Ольга Капица ; рисунки Татьяны Глебовой, 1928
Файл:Kapica-Olga (5).jpg|Тараторка / Ольга Капица ; рисунки Татьяны Глебовой, 1928
Файл:Kapica-Olga (3).jpg|Про зверей / собрала Ольга Капица; рисунки В. А. Ватагина, 1934
Файл:Kapica-Olga (3).jpg|Про зверей / собрала Ольга Капица; рисунки В. А. Ватагина, 1934
Файл:Kapica-Olga (2).jpg|Русские сказки про зверей / собрала Ольга Капица ; рисовал Е. Чарушин, 1947
Файл:Kapica-Olga (2).jpg|Русские сказки про зверей / собрала Ольга Капица ; рисовал [[Чарушин Евгений Иванович|Е. Чарушин]], 1947
Файл:Kapica-Olga (4).jpg|Про кота / собрала Ольга Капица, 1938
Файл:Kapica-Olga (4).jpg|Про кота / собрала Ольга Капица, 1938


Строка 52: Строка 52:




Ольга Иеронимовна разработала оригинальную систему преподавания детской литературы и фольклора, не имеющую аналогов не только в русской, но и в мировой педагогике. Ее спецкурсы подробно разбирали вопросы видов и жанров, систематизации и собирания детского фольклора.
Ольга Капица разработала оригинальную систему преподавания детской литературы и фольклора, не имеющую аналогов не только в русской, но и в мировой педагогике. Ее спецкурсы подробно разбирали вопросы видов и жанров, систематизации и собирания детского фольклора.


Кроме основной деятельности в Педагогическом институте О. И. Капице приходилось работать в Сказочной комиссии при Русском географическом обществе. Туда входили известные фольклористы, в том числе В. Я. Пропп. Комиссия не только собирала, изучала и систематизировала фольклор для детей, но и разрабатывала программы, памятки, рекомендации для собирателей. Ею были выпущены сборники «Детский быт и фольклор», проведены различные мероприятия, как научные, так и просветительские: лекции, выставки, концерты.
Кроме основной деятельности в Педагогическом институте О. И. Капице приходилось работать в Сказочной комиссии при Русском географическом обществе. Туда входили известные фольклористы, в том числе В. Я. Пропп. Комиссия не только собирала, изучала и систематизировала фольклор для детей, но и разрабатывала программы, памятки, рекомендации для собирателей. Ею были выпущены сборники «Детский быт и фольклор», проведены различные мероприятия, как научные, так и просветительские: лекции, выставки, концерты.
Строка 62: Строка 62:
О. И. Капицей был собран обширный свод детского фольклора, на материалах которого С. Я. Маршак и К. И. Чуковский создавали свои произведения — песенки, сказки, пьесы.
О. И. Капицей был собран обширный свод детского фольклора, на материалах которого С. Я. Маршак и К. И. Чуковский создавали свои произведения — песенки, сказки, пьесы.


Ольга Иеронимовна доказывала воспитательную роль фольклора и выступала против педагогов и педологов, которые считали сказку чуждой идеологией, вредящей ребенку.
Ольга Капица доказывала воспитательную роль фольклора и выступала против педагогов и педологов, которые считали сказку чуждой идеологией, вредящей ребенку.


По воспоминаниям С. П. Капицы, старшего внука Ольги Иеронимовны, она заботилась об их чтении, присылала из России детские книжки. «Бабушка, несомненно, оказала большое влияние на поросль молодых и талантливых детских писателей, которая тогда сформировалась в Ленинграде; туда входили Маршак, Бианки, Житков. Они создали то, что теперь называется советской детской литературой. Это было, по-моему, очень заметным делом в то сложное и тревожное время. Недаром Маяковский говорил, что для детей надо писать как для взрослых, только лучше».
По воспоминаниям С. П. Капицы, старшего внука Ольги Иеронимовны, она заботилась об их чтении, присылала из России детские книжки. «Бабушка, несомненно, оказала большое влияние на поросль молодых и талантливых детских писателей, которая тогда сформировалась в Ленинграде; туда входили Маршак, Бианки, Житков. Они создали то, что теперь называется советской детской литературой. Это было, по-моему, очень заметным делом в то сложное и тревожное время. Недаром Маяковский говорил, что для детей надо писать как для взрослых, только лучше».