Корней Иванович Чуковский (имя при рождении — Николай Корнейчуков) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.

Корней Чуковский
Корней Чуковский
Корней Чуковский
Псевдоним(ы) Корней Чуковский
Дата рождения 31.03.1882
Место рождения Петербург
Дата смерти 28.10.1969
Место смерти Кунцево
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности поэт, переводчик
Язык произведений русский
Автограф
CHukovskij-avtograf.jpg
Медиафайлы на ПроДетЛит


Корней Чуковский / Биография

Корней Чуковский родился 19 марта 1882 года — по новому стилю 31-го. Но сам Корней Иванович датой своего рождения считал 1 апреля — то ли оригинальности ради, то ли из любопытства к этой дате, невольно располагающей к веселым подначкам и розыгрышам.

В шестнадцать лет Николай-Корней ушёл из дома: отчасти чтобы «не сидеть на шее» у матери, которая одна тянула двоих детей, отчасти чтобы быть свободным. В ноябре 1901 года он впервые переступил порог солидной одесской газеты. Всего через три года, вернувшись из Англии, где работал корреспондентом «Одесских новостей», Чуковский начал печататься в столичных «Весах». А ещё через год, в 1905, стал редактировать собственный еженедельный сатирический журнал «Сигнал».

Его любимыми писателями в пору юности были Пушкин, Тютчев, Чехов и Шекспир. Больше других литературных жанров любил он поэзию. Шагая по улице, часто удивлял прохожих, декламируя вслух монолог шекспировского Ричарда или строфы из «Евгения Онегина».

В 1901 году 19-летний юноша принес в редакцию газеты «Одесские новости» свою первую рукопись — статью «Что такое искусство». Она очень понравилась редактору и была напечатана, а ее автору редактор предложил выехать в Лондон в качестве собственного корреспондента газеты.

В Лондоне Чуковский стал постоянным посетителем библиотеки Британского музея, поглощая там горы книг: Смолетта, Филдинга, Свифта, Джонсона, Маколея, Карлейля, Броунинга, Блейка. Вскоре администрация музея привлекла его к участию в составлении каталога русских книг. Чуковский возвратился в Одессу в разгар революции 1905 года, когда на Одесском рейде стоял прославленный броненосец «Граф Потемкин Таврический» под революционным красным флагом. Молодой писатель был среди немногих, кому посчастливилось побывать на восставшем корабле.

Переехав в Петербург, Чуковский становится редактором подпольного сатирического журнала «Сигнал», остро жалившего самодержавие и его порядки, особу царя Николая II и его приближенных. Журнал пользовался громадным успехом. Редакторская деятельность Чуковского завершилась судебным процессом, на котором ему было предъявлено обвинение: «оскорбление его величества», «оскорбление членов высочайшей семьи» «поношение существующего порядка».



Корней Иванович Чуковский — один из тех поэтов, которые принесли советской детской литературе мировую славу.

Свою деятельность на этом поприще он начал в качестве критика. Его поразило резкое несоответствие между низким уровнем литературной продукции и массовой, естественной, острой талантливостью читательской аудитории — детей. Поэтому первая его статья, посвященная детской литературе, называлась «Детский язык» (она вышла в 1907 году), а последующие написаны были о низкопробном чтиве.

Судьба дореволюционной детской литературы всегда складывалась так, что, находясь на периферии литературы и вне литературной критики, она целиком попадала во власть критики педагогической, непрофессиональной, но самоуверенной и безапелляционной. Педагогика стремилась утвердить свой приоритет в детской книге, так как испытывала серьезное недоверие к художественной литературе вообще. Оно могло быть вызвано откровенно охранительными, реакционными тенденциями, но чаще объяснялось примитивным, дилетантским взглядом на искусство и психологию его восприятия, требуя от него непосредственной пользы, немедленного воспитательного эффекта. Против недоверия к подлинной художественности выступил Корней Чуковский. (Заметим, кстати, что эстетические позиции писателя всегда были знаменем его критической, литературоведческой и поэтической работы). Первая статья, помещенная 19-летним Чуковским в газете «Одесские новости», посвящена проблемам эстетики, общим проблемам искусства. Занимаясь творчеством великих поэтов-демократов — Уитмена, Шевченко, Некрасова, — Чуковский не уставал повторять, что стихи их хороши не потому, что они демократы, а потому что истинные поэты.


Чуковский пытается привлечь к детской литературе талантливых писателей и художников. В «Новостях детской литературы» за сентябрь 1911 года появляется объявление: «Издательство «Шиповник» приступило к изданию двух ежемесячных журналов — детского и... медицинского. Первый, имеющий целью удовлетворить потребность детей в чтении, редактируется К. Чуковским, А. Бенуа, С. Каппельманом, 3. Гржебиным и др.»

«Жар-птица» появилась с опозданием и не в качестве журнала, а в качестве альманаха и больше не выходила. Организовать литературные силы в интересах детей и их «потребности в чтении» не удалось.



И тогда, воспользовавшись советом Горького, Чуковский «решился на дерзость». Он сам стал писать «поэму для детей». «Крокодил» вышел в 1917 году. Вслед за «Крокодилом» появился «Мойдодыр» и «Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Путаница», «Что сделала Мура» (1924). «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929), «Краденое солнце», «Топтыгин и лиса» (1934). В тридцатые годы он писал для своих читателей прозу — повести «Солнечная» и «Гимназия» (в последующих изданиях она называлась «Серебряный герб»). В пятидесятых годах создал еще одну сказку, стихотворно-прозаическую — «Бибигон».

Коренная и вечная проблема детской литературы — проблема читателя, определяющая ее специфику, нашла в творчестве Чуковского демократичное и новое разрешение. И произошло это потому, что к проблеме писатель подошел научно, на протяжении многих лет изучая физиологию, психологию, социальное бытие своих читателей. В результате им была написана едва ли не самая знаменитая и оригинальная его книга —- «От двух до пяти», выдержавшая только в Советском Союзе десятки изданий, имеющая миллионные тиражи. Она кончается «Двенадцатью заповедями» — поэтическим кредом Чуковского.

Основная статья: Дом-музей К. И. Чуковского

Атмосфера полемики, споров, часто выходящих за рамки литературных, настойчивое желание ниспровергнуть сделанное Чуковским, а иногда и запретить его произведения, не случайны. Ибо литературная работа Чуковского — поэта, переводчика, мемуариста, критика, литературоведа, исследователя «живого как жизнь» языка всегда идет под лозунгом ниспровержения устаревших литературных канонов и лженоваторства, литературно-критических предрассудков и заблуждений.

Писатель всегда ведет борьбу с литературной халтурой и недобросовестностью за подлинную художественность. Чуковский «вызвал из забвенья» десятки строк и стихов Некрасова, и пафосом его работы был не только исследовательский поиск, но и благородная нравственная задача — восстановить до конца доброе имя поэта, затопленное потоками клеветы его врагов, и его творчество, которое систематически и безжалостно калечила царская цензура. За книгу о Некрасове Корней Чуковский был удостоен Ленинской премии. В области теории и практики перевода он делал то же самое, что и в детской литературе, спасая мировые шедевры от нашествия непрофессионалов и халтурщиков, отстаивая и высокое искусство переводчика.

 
Карикатура: Салон ее светлости Русской Литературы / художник Ре-Ми, 1915. Подарок в день рождения (1957) Корнею Чуковскому от Вячеслава Всеволодовича Иванова (1924–2005). Плакат висит в кабинете Чуковского (Переделкино). На плакате(слева направо): Ясинский, Боборыкин, Городецкий, Корней Чуковский, А.Н. Толстой, Куприн, Скиталец, Кузьмин, Аверченко, Тэффи, Брюсов, М. Горький, Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Философов и др.
  Чуковский — огромный старик. Старик в каком-то крепком, мощном значении этого слова.
О старости он говорит часто, словно рассматривает новую, неведомую еще страну, постигать быт и законы которой ему интересно. И несмотря на то что ему 84, а по существующим традициям стариком его можно считать уже по крайней мере лет 20, видно, что старость настигла его совсем недавно.
Я вспомнил, как писал о нем Валентин Катаев: «Старость ли это? Никак не старость, а, скорее, какая-то устоявшаяся, многолетняя зрелость».
Когда друзья помогают ему одеваться перед прогулкой, видно, что он внутренне против этого протестует и говорит мне, человеку новому: — Слюнявчики на меня надевают, а? Поверьте — в вашем возрасте со мной этого не было.
Этот, без сомнения, самый старый русский писатель избежал дряхлой старости, немощной и сгорбленной.
Когда беседовал он со мной и с теми людьми, что гостили у него, чувствовалось, что он даже крепче нас, молодых или пожилых, крепче и в чем-то сильней. И в словах, которые он сказал, адресуясь к одному молодому поэту, звучала не стариковская горечь, а Чуковский смех: — Лучше быть юным поэтом, подающим надежды, чем старым, не оправдавшим их.

У старого сказочника / Ю. Коваль ; Детская литература. 1966. № 4

 



Корней Чуковский / Иллюстрации к произведениям

















О жизни и творчестве

  • Чуковский К.И. Как я стал писателем; Признания старого сказочника // Жизнь и творчество Корнея Чуковского. — М.: Дет. лит., 1978. — С. 159-182.
  • Чуковский К.И. О себе // Чуковский К.И. Собр. соч.: В 15 т.: Т. 1. — М.: ТЕРРА—Кн. клуб, 2001. — С. 5-14.
  • Чуковский К.И. Дневник. 1901-1925 / Вступ. ст. В.А.Каверина. — М.: Сов. писатель, 1991. — 541 с.: ил.
  • Андроников И. Корней Иванович и его «Чукоккала» // Андроников И. Всё живо… — М.: Сов. писатель, 1990. — С. 180-187.
  • Баруздин С. О Корнее Чуковском // Баруздин С. Писатель. Жизнь. Литература. — М.: Сов. писатель, 1985. — С. 41-51.
  • Бегак Б. Фундамент будущего: Ребёнок — победитель // Бегак Б. Дети смеются. — М.: Дет. лит., 1979. — С. 43-51.
  • Берестов В.Д. Совсем недавно был Корней Иванович: Из воспоминаний // Берестов В.Д. Избр. произв.: В 2 т.: Т. 2. — М.: Изд-во Сабашниковых, 1998. — С. 170-205.
  • Воспоминания о Корнее Чуковском / Сост. К.И.Лозовская, З.С.Паперный, Е.Ц.Чуковская. — Изд. 2-е. — М.: Сов. писатель, 1983. — 489 с.: ил.
  • Жизнь и творчество Корнея Чуковского / Сост. В.Берестов. — М.: Дет. лит., 1978. — 317 с.: ил.
  • Иванова Е. Корней Иванович Чуковский // Энциклопедия для детей: Т. 9: Русская литература: Ч. 2: XX век. — М.: Аванта+, 2003. — С. 231-240.
  • К.И. Чуковский. Фотография, 1960-е гг.Ильина Н. Корней Иванович // Ильина Н.И. Дороги и судьбы. — М.: Сов. Россия, 1988. — С. 359-401.
  • Каверин В.А. Я — добрый лев // Каверин В.А. Счастье таланта. — М.: Современник, 1989. — С. 40-57.
  • Карлова Т.С. К.Чуковский — журналист и литературный критик. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. — 144 с.: ил.
  • Коваль Ю.И. Слушай, дерево // Коваль Ю.И. Опасайтесь лысых и усатых. — М.: Кн. палата, 1993. — С. 258-267.
  • Корней Чуковский — Николай Чуковский: «Мы очень разные литераторы»: Переписка (1921-1963) // Знамя. — 2004. — № 1. — С. 141-163.
  • Паперный З. Приглашение к радости // Паперный З. Единое слово. — М.: Сов. писатель, 1983. — С. 318-329.
  • Петровский И.В. К.И.Чуковский // Детская энциклопедия: В 12 т.: Т. 11. — М.: Педагогика, 1976. — С. 270-275.
  • Петровский М. Книга о Корнее Чуковском. — М.: Сов. писатель, 1966. — 415 с.
  • Петровский М. Крокодил в Петрограде // Петровский М. Книги нашего детства. — М.: Книга, 1986. — С. 8-56.
  • Сивоконь С. Детский праздник // Сивоконь С. Уроки детских классиков. — М.: Дет. лит., 1980. — С. 29-65.
  • Слонимский М. Корней Иванович // Слонимский М. Завтра. — Л.: Сов. писатель, 1987. — С. 502-524.
  • Таратута Е.А. Дорогой Корней Иванович // Таратута Е.А. Драгоценные автографы. — М.: Сов. писатель, 1986. — С. 171-180.
  • Чуковская Л. Памяти детства: Воспоминания о К.Чуковском. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001. — 206 с.: ил.
  • Шварц Е. Белый волк // Житие сказочника. Евгений Шварц: Из автобиогр. прозы; Письма; Воспоминания. — М.: Кн. палата, 1991. — С. 42-53.

Корней Чуковский / Мультфильмы

  • Айболит и Бармалей. Сцен. и пост. Н.Червинской. Комп. М.Меерович. СССР, 1973. Роли озвучивали: Л.Куравлёв, К.Румянова, В.Ливанов и др.
  • Бармалей. Сцен. К.Чуковского. Реж. В.Полковников, Л.Амальрик. Комп. Н.Богословский. СССР, 1941.
  • Бибигон. По сказке К.Чуковского, которую рассказывает сам автор. Сцен. Б.Аблынина, А.Тимофеевского. Реж. С.Олифиренко, Б.Аблынин. Муз. Из «Детского альбома» С.Прокофьева. СССР, 1981.
  • Ваня и крокодил. Сцен. М.Полонского. Реж. Н.Дабижа. Комп. И.Катаев. СССР, 1984. Текст читает О.Табаков.
  • Доктор Айболит: В 7 сер. По мотивам сказок и стихотворений К.Чуковского. Сцен. Е.Чеповецкого, Д.Черкасского. Реж. Д.Черкасский. Комп. Г.Фиртич. СССР, 1984-1985. Роли озвучивали: Вс.Абдулов, С.Фарада, З.Гердт, Л.Иванова и др.
  • Краденое солнце. Сцен. Э.Двинского, И.Иванова-Вано. Реж. О.Ходатаева, И.Иванов-Вано. Комп. Ю.Никольский. СССР, 1943.
  • Краденое солнце. Сцен. Л.Петрушевской. Реж. Н.Лернер. СССР, 1978. Роли озвучивали: В.Хохряков, Р.Филиппов, Ю.Медведев и др.
  • Лимпопо. Сцен. К.Чуковского. Реж. В.Полковников, Л.Амальрик. Комп. Н.Богословский. СССР, 1939. Роли озвучивали: И.Мазинг, А.Тутышкин, В.Лепко, Ю.Юльская и др.
  • Мойдодыр. Реж. М.Бендерская. СССР, 1927. Фильм не сохранился.
  • Мойдодыр. Сцен. и пост. И.Иванова-Вано. Комп. Н.Богословский. СССР, 1939. Роли озвучивали: Л.Пирогов, О.Абдулов, Ю.Юльская.
  • Мойдодыр. Сцен. и пост. И.Иванова-Вано. Комп. Ю.Левитин. СССР, 1954.
  • Муха-Цикатуха. Фильм-балет. Сцен. и пост. Р.Газизова. Муз. Ш.Гуно. Россия, 1998.
  • Муха-Цокотуха. Сцен. К.Чуковского, В.Сутеева. Реж. В.Сутеев. СССР, 1941.
  • Муха-Цокотуха. Сцен. В.Сутеева. Реж. Б.Дёжкин, В.Сутеев. СССР, 1960.
  • Муха-Цокотуха. Сцен. и пост. Б.Степанцева. Комп. И.Егиков. СССР, 1976.
  • От двух до пяти. В фильме использованы рисунки Ю.Анненкова, С.Чехонина, В.Конашевича, Н.Радлова, Кукрыниксов. Сцен. Е.Рябко, Н.Рамазанова. Реж. В.Попов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1983. Текст читает К.Чуковский.
  • Путаница. Сцен. С.Куценко. Реж. И.Гурвич. Комп. В.Быстряков. СССР, 1982. Текст читает К.Чуковский.
  • Путаница. Сцен. и пост. Г.Бариновой. Комп. В.Кривцов. Текст читает Н.Литвинов // Весёлая карусель: Альманах: Вып. 6. CCCР, 1974.
  • Тараканище. Сцен. Н.Агнивцева. Реж. А.Иванов. СССР, 1927 (озвучен в 1929 году). Фильм не сохранился.
  • Тараканище. Сцен. В.Сутеева. Реж. В.Полковников. Комп. А.Варламов. СССР, 1963. Роли озвучивали: С.Цейц, А.Грибов и др.
  • Телефон. Реж. М.Цехановский. Комп. Л.Шварц. Худ. рук. А.Птушко. СССР, 1944.
  • Федорино горе. Сцен. и пост. Н.Червинской. Комп. М.Меерович. СССР, 1974.
  • Чудо-дерево. Сцен. А.Свиридовой. Реж. В.Морозов. Комп. А.Клевицкий. Текст читает Т.Пельтцер // Весёлая карусель: Альманах: Вып. 16. СССР, 1985.